Игры - ТРИЗ
методическая разработка

Козулина Элеонора Владимировна

Материал предназначен для детей, начиная со 2 младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_triz.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Игры – триз

1. «Хвастуны»

Цель: упражнять в навыках описания и сравнения объектов по признакам

Ход игрового упражнения:

Хвастались как – то тыква и помидор, кто из них лучше. Только по разным признакам.

-Я, - кричал помидор, - самый лучший, такой же круглый как солнце.

-Я тоже похожа на солнце, - возражала тыква, - солнышко желтое и у меня желтый бочок. А по размеру я зато больше тебя.

Воспитатель предлагает детям пару объектов (кот и собака, ручка и карандаш и т.д) и объект, с которым производится сравнение. Дети находят как можно больше признаков для сравнения.

2. «Ромашка»

Цель: закрепить стадии роста и развития живых объектов (растительный и животный мир).

Ход игрового упражнения:

В игре используется волчок, вокруг него раскладываются предметные картинки. Волчок раскручивается. Когда стрелка укажет на один из объектов, кто – то из детей должен рассказать о стадиях развития этого объекта, чем он станет в скором и далеком будущем.

3. «Был. Есть. Будет»

Цель: закрепить стадии роста и развития живых объектов (растительный и животный мир).

Ход игрового упражнения:

Воспитатель называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем и будущем. Например: яблоко сейчас – сладкое, сочное, красное..

было – зеленое, кислое, терпкое…

будет – сухое, сморщенное, червивое.

4. «Угадай – ка»

Цель: закрепить части и места обитания объекта живой природы.

Ход игрового упражнения:

Ребенок загадывает объект живой природы и описывает его, не называя. Остальные по описанию должны догадаться , кого ребенок загадал. Можно ввести условие: вместо описания свойств  ребенок может назвать несколько надсистем  объекта (я бываю в лесу, на дереве, в воздухе и т.д) Тогда при отгадывании дети могут задать несколько уточняющих вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет».

5. «Чудо – юдо»

Цель: закрепить названия частей объектов живой природы. Побуждать к фантазированию.

Ход игрового упражнения:

Перед детьми картинка, составленная по принципу «Фоторобот» (фантастическое животное, созданное путем соединения частей разных животных). Задача детей – как можно быстрее определить все объекты, из которых составлен образ. Картинки для этого тренинга можно заранее изготовить с группами детей старшего возраста.

6. «Разведчики»

Цель: закрепить части и места обитания объекта живой природы.

Ход игрового упражнения:

Для игры понадобится большая сюжетная или пейзажная картина и набор картинок с изображением объектов живой природы. По команде: «Разведчики, вперед!» дети из множества картинок должны выбрать те, которые характерны для места изображенного на большой картине: что можно встретить на лугу, в лесу, в поле, в комнате и т.д. Если ребенок ошибается, то вместе с остальными участниками игры нужно придумать ситуацию, оправдывающую ошибочный выбор. Например, ребенок не может объяснить почему к картине с изображением фермы, он выбрал черепаху.

7. «Что- то часть чего – то».

Цель: закрепить  части и места обитания объекта живой природы.

Ход игрового упражнения.

Для игры понадобится разрезная предметная картинка из 12-16 частей. Картинка лежит на столе изображением вниз. Наугад по желанию детей открывается один квадрат. Дети рассматривают его, предполагают, на что похоже открывающееся изображение, у каких предметов еще бывают такие части. Когда варианты исчерпаны, открывается следующий квадрат. И так до тех пор, пока не будет отгадано изображение на картинке.

Усложнение: изображение места обитания объекта живой природы (пустыня, тропический лес).

8. «Цепочка».

Цель: формировать навыки описания объектов по признакам.

Материал: мяч, картинки объектов

Ход игрового упражнения:

Воспитатель сначала показывает картинку с изображением объекта, затем передает мяч. У кого в руках мяч, тот называет один из признаков объекта и передает мяч другому. Нужно назвать как больше признаков объекта и не повториться. Например: морковь сладкая, сочная, оранжевая, хрустящая, растущая на грядке.

Усложнение: воспитатель называет объект и передает мяч. Первый ребенок называет объект, второй – его признак. Третий – объект с названным признаком. Четвертый – другой признак нового объекта.

9. «Главный помощник умной головы Мастера»

Цель: активизировать знания детей о доминирующем развитии т ого или иного органа восприятия для людей определенной профессии (повар, музыкант, парфюмер, фокусник)

Ход игрового упражнения.

Дети получают карточки с изображением органов чувства людей разных профессий. По команде воспитателя играющие объединяются в пары по принципу, какой орган чувств важнее для Мастера (представитель профессии).

Например:

Повар – вкусовые ощущения (язык)

Музыкант - слух (ухо);

Парфюмер – обоняние (нос);

Художник – зрение (глаз)

Дети в парах объясняют, почему данной профессии особенно необходимы эти помощники.

10.«Я возьму тебя с собой»

Цель: расширять представление о ресурсах объектов неживой природы.

Ход игрового упражнения.

Дети стоят в кругу. Воспитатель вводит игровую ситуацию: «Я возьму тебя в морское путешествие, если ты скажешь, что умеет делать вода».

Дети по очереди называют, что умеет делать вода: «Вода может растекаться, высыхать, пить, переливаться, напоить землю, может смыть грязь и т.д.»

Игровое упражнение проводится аналогично с другими объектами неживой природы.

11. «Ты – мой кусочек»

Цель: уточнить представление о том, что объекты неживой природы включают в себя разнообразные части.

Ход игрового упражнения:

Дети сидят в кругу. Один из них называет объект, а остальные – его части: я – озеро, а ты мой кусочек. Я – твой берег, дно, вода и т.д.

В качестве усложнения предлагается выстроить целую подсистемную цепочку: «Я – озеро, а ты мой кусочек, Я – твой берег, а ты мой кусочек. Я – песочек на берегу, а ты мой кусочек - …»

12. «Что умеет превращаться?»

Цель: упражнять в поиске объектов, которые могут переходить из одного агрегатного состояния в другое.

Ход игрового упражнения.

Упражнение может быть проведено с использованием картинок или схем объектов.

Воспитатель задает вопросы:

-Что умеет превращаться из твердого в жидкое? (лед, сахар, металлы, воск, парафин).

-Что умеет превращаться из твердого в газообразное? (лед, кофе, ванилин)

-Что умеет превращаться из жидкого в газообразное? (вода, духи, бензин)

-Что умеет превращаться из газообразного в жидкое? (пар)

-Что умеет превращаться из жидкого в твердое? (вода, молоко, лимонад, сок)

13. «Ходим в гости»

Цель: уточнять знания детей о переходе веществ из одного агрегатного состояния в другое. Побуждать объяснять причины преобразования веществ.

Ход игрового упражнения:

Воспитатель называет вещество, а ребенок, который держит в руках эту картинку, объявляет в какой домик он пойдет в гости. Например:

Воспитатель:  молоко

Ребенок: я – жидкое. Могу замерзнуть на морозе , поэтому перехожу к твердым веществам.

Воспитатель: сосулька

Ребенок: Я – твердая. Могу растаять на солнце, поэтому я пойду в гости к жидким веществам. На морозе я могу испариться, тогда ч пойду к газообразным веществам.

14. «Я еду в деревню».

Цель: закреплять понятие о действиях и функциях объектов.

Ход игрового упражнения:

Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображением вниз. Ребенок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянам, на северный полюс, на море и т.д.

15. «Выбери нужное»

Цель: побуждать детей выстраивать классификации по разным основаниям.

Ход игрового упражнения:

Данная   практикует навык классификации. На стол вперемежку высыпаются предметные картинки. Воспитатель называет какой-либо признак (свойство объекта), а дети должны выбрать максимум предметов, у которых этот признак наблюдается.

16. «Из чего приготовлено?»

Цель: упражнять в выявлении подсистемных связей у объекта

Ход игрового упражнения.

Ведущий называет какое – то блюдо , а дети перечисляют продукты, необходимые для его приготовления.

Аналогично можно играть с предметами рукотворными: дети перечисляют материалы, которые необходимы для создания этого предмета.

17.«Настроения перепутались»

Цель: упражнять детей в выявлении ситуаций и описаний настроения героев.

Материал: на картинках герои сказок

Ход игрового упражнения:

Ведущий предлагает определить настроение героя, а потом их перепутать. Например: Колобок веселый, певучий, беззаботный. Лиса – сосредоточенная, обманно ласковая. Перепутаем их настроения. Как изменится ситуация встречи Лисы с Колобком?

Воспитатель задает ситуацию, а дети называют возможные эмоциональные переживания, связанные с этой ситуацией.

Например: Новогодний утренник в детском саду- радость, ожидание, веселье… Идет дождь – грусть, скука, тоска…

Когда бывает, что на утренниках – и грустно, и скучно, а в дождь – радостно и весело?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание (в форме «Что, где, когда?») на тему: «Развивающие игры ТРИЗ и РТВ»

На собрании познакомила родителей детей группы с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ. Поупражняла в умении находить аналогии, связи между предметами, умение классифицировать предметы. Давать пред...

Открытый просмотр по технологии ТРИЗ в рамках ГМО «Игры ТРИЗ в режимных моментах»

Цель: активизировать творческую и мыслительную активность у детей.Задачи:·         Развивать умение самостоятельно задавать вопросы и находить противореч...

Развивающие игры ТРИЗ (родительское собрание в старшей группе ДОУ в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»)

Собрание построено таким образом, что в результате должно помочь родителям не только определить проблему, что же такое ТРИЗ, но и применить на практике свои знания и умения в играх по данной технологи...

«Интернет кафе» Развивающие игры ТРИЗ в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» с родителями

Цель: дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ в играх с детьми.Оборудование: цветные бантики, конверты с заданиями от детей, презентация с видеов...

Родительское собрание "Развивающие игры ТРИЗ" (в форме интелектуальной игры "Что, где, когда?"

Родительское собрание для родителей воспитанников старшей группы с целью представления о технологии ТРИЗ, практических навыках использования приемов ТРИЗ в играх....

Игра "Лабиринт сказок" на семинаре "Игры ТРИЗ своими руками".

На семинаре "Игры ТРИЗ своими руками" были представлены игры для развития воображения, нестандартного мышления дошкольников. Участники демонстрировали возможность использования настольных, н...