«Развивающие игры ТРИЗ» (родительское собрание в старшей группе ДОУ в форме интеллектуальной игры «Волшебное путешествие»)
учебно-методический материал (старшая группа)

Козловская Ирина Викторовна

практические навыки использования приемов ТРИЗ в играх для развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobr._razvivayushchie_igry_triz.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры ТРИЗ» (родительское собрание в старшей группе ДОУ в форме интеллектуальной игры «Волшебное путешествие»)

Цель: дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ в играх для развития речи.

Задачи:

  • Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, установить контакт с членами семьи, согласовать воспитательное взаимодействие на ребенка;
  • Ознакомить родителей и апробировать систему методических ТРИЗ-игр, направленных на развитие речи детей.

Форма проведения: интеллектуальная игра «Волшебное путешествие»

Участники: дети и родители

План проведения мероприятия:

1. Вступительное слово воспитателя «Развитие речи детей через ТРИЗ-технологию».

2. Знакомство с результатами анкетирования родителей.

3. Практическая деятельность с родителями: обыгрывание игр на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией»

4. Подведение итогов.

 

Ход мероприятия:

- Добрый вечер уважаемые родители! Сегодня у нас необычная встреча, мы с вами окажемся в интересной и увлекательной стране. Название этой страны — ТРИЗ.

− Как вы думаете, что же такое ТРИЗ?

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач.

  • ТРИЗ (игры для дошкольников) – не просто развивать фантазию, а учить ребенка творчески подходить к решению той или иной проблемы. Многие родители используют элементы ТРИЗ в своих занятиях с детьми, даже не подозревая об этом. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечественный изобретатель, ученый, писатель — фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. В настоящее время в детских садах с успехом используются разнообразные приемы и методы ТРИЗ, направленные на развитие у дошкольников внимания, логики, смекалки, мышления, творческого воображения.

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи.

Именно методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития.

Проводится анализ результатов анкетирования родителей «Речевое развитие детей» (приложение №1).

Предлагаем вам познакомиться с развивающими играми технологии ТРИЗ. Играя в эти игры с детьми, вы сможете расширить познавательные способности детей, обогатить и развить их речь.

Прежде чем мы отправимся в эту удивительную страну, нам надо объединиться в группы. Которые отправятся в путешествие в разные уголки нашей планеты. И сделаем мы это с помощью игры. Педагог – в роли взрослого, родители – в роли детей.

Игра «Ты – моя частичка»
Цель: развивать умение классифицировать объекты
Правила: взрослый называет образ, а ребёнок – его части. Например: «Я –лес, а ты кто?

Выбираются три капитана. Им предлагают выбрать по одной карточке с рисунком: лес, море, небо. А другим участникам раздаются карточки с изображением того что находится в этих местах. (Лес: дерево, гриб, цветок, лиса, ягода. Море: корабль, дельфин, морская звезда, ракушка, рыбка. Небо: ракета, солнце, звезда, месяц, планета.) Так формируются три команды:1.Лесные путешественники, 2.Морские путешественники, 3.Космические путешественники. Каждой команде будут задавать задания в соответствии их путешествию. За правильно выполненное задание , команда получает фишку. Кто больше заработает фишек, тот и станет победителем.

«Хорошо - плохо»

Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Ход игры: воспитателем или ведущим называется любой объект или явление, у которых определяются положительные и отрицательные стороны.

1.Дождь.

2.Ветер.

3.Солнце.

 

«Наоборот»

Цель: учить подбирать антонимы, слова, противоположные по значению.

Ход игры: всем известная и популярная игра на подбор слов, обратных по смыслу (это и свойства предмета, и его признаки, и действия).

1.Высокий –

Холодно –

Сладкая –

Толстый –

Злой –

Кричать –

 

2.Мокрый –

Тяжёлый –

Быстро –

Глубоко –

Плыть –

Больной -

 

 

3.Далеко –

Темно –

Большой –

День -

Светло –

Грустно -

 

«Кто кем будет?»

 

Цель: учить называть прошлое и будущее предмета.

Ход: Ребенок отвечает на вопрос взрослого: - кем (чем ) будет …

1.Волчонок. Яйцо. Жёлудь.

2.Икринка. Головастик. Доска.

3.Птенчик. Мальчик. Гусеница.

 

«А что потом?»

. Вы называете начальное явление, а следующему игроку необходимо продолжить цепочку последовательности в правильном порядке.
1. • Сначала глина, а потом? — Ваза, кирпич, скульптура.
• Сначала бревно, а потом? — Дом, бумага, шкаф.
• Сначала ягоды, а потом? — Компот, варенье, джем, кисель.

2. • Сначала семечко, а потом? – Подсолнух, масло, халва.

• Сначала молоко, а потом? — Каша, какао, масло, сметана.
• Сначала осень, а потом? — Зима, а потом? — Весна, а потом? — Лето.


3. • Сначала вторник, а потом? — Среда, четверг, пятница …
• Сначала вечер, а потом? — Ночь, утро, день.
• Сначала завтрак, а потом? — Обед, полдник, ужин.

«Да - нетка»

Цель: обучение мыслительному действию.

Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.

1.Заяц. Гриб.

2.Кораблик. Кит.

3.Облако. Радуга.

 

«Что умеет делать»

Цель: на формирование умения выявлять функции объекта.

Правила игры: Ведущий называет объект.

Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его

помощью.

1.Птица. Цветок.

2.Лягушка. Вода.

3.Комар. Солнце.

 

«Что лишнее?»
Цель: упражнять в нахождении объекта не принадлежащих данной группе.

1.Волк, лиса, коза, заяц.

Ромашка, колокольчик, крапива, ландыш.

2.Поезд, лодка, корабль, катер.

Акула, дельфин, кит, лягушка.

 

3.Дождь, солнце, луна, облако.

Вертолёт, самолёт, ракета, автобус.

 

«Угадай, что это такое?»

Цель: объединить слова в одно целое.

1.Корни, ствол, ветки, листья – дерево.

Стебель, листочки, лепестки, серединка – цветок.

2. Хвост, голова, плавники, чешуя – рыба.

Голова, лапы, хвост, панцирь – черепаха.

3.Голова, хвост, клюв, перья – птица.

Крылья, шасси, иллюминатор, трап - самолёт.

 

Игра «Я еду в лес (на море, лечу в космос)»

На столе набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображением вниз. Игрок объявляет: «Я еду в лес и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в лесу (на море, в космосе). Конечный пункт путешествия периодически меняется.

Вот и подошло к концу наше путешествие.

(Подсчитывается количество фишек. Награждение за 1,2,3 места.)

Вы все справились с заданиями. И я думаю, что всем было весело и интересно. Предлагаю всем вместе спеть песню «Вместе весело шагать».

- Уважаемые родители, все вопросы, которые были использованы в игре взяты из ТРИЗ. Надеемся, что вы будете использовать различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.

(предлагается памятка ««Факторы успешного речевого развития детей»)

 

 

Приложение №1.

Анкета для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”

1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Дата рождения___________________________________________________
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ___________
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) __________
5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ______________
6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ________________
7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _______________
8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ______________
9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? ________
10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия? __________________________
11. Присутствуете ли на дет. праздниках? ______________________________
12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности?_______________

Благодарим за сотрудничество!

 

Приложение №2.

Факторы успешного речевого развития детей.

(памятка для родителей)

 

Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения,
Создавать условия для общения с другими детьми,
Речь взрослого – пример для подражания,
Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.

Совместные игры взрослого и ребёнка,

Чтение художественной литературы, разучивание стихов,

Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все «почему»,

Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение музеев,

Рассказывание стихов руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в старшей группе в нетрадиционной форме "Как работали и отдыхали на Руси"

семейные посиделки с родителями и детьми в нетрадиционной форме...

Сценарий родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных логоматематических игр»

Родительское собрание было разработано и проведено мною с целью повышения родительской  компетентности в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, ознакомления с современными логом...

Родительское собрание в старшей группе на тему:"Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных дидактических игр ".

Цель – повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, познакомить с современными дидактическими играми, объединить детей и родителей совместным выполне...

Развивающие игры ТРИЗ (родительское собрание в старшей группе ДОУ в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»)

Собрание построено таким образом, что в результате должно помочь родителям не только определить проблему, что же такое ТРИЗ, но и применить на практике свои знания и умения в играх по данной технологи...

Родительское собрание в старшей группе в нетрадиционной форме «Быть здоровым – здорово!»

Как укрепить здоровье детей, избежать болезней? Эти вопросы волнуют как родителей, так и воспитателей, потому что все мы хотим, чтобы наши дети не болели, год от года становились здоровее, сильнее, вы...

Итоговое родительское собрание в старшей группе по теме "Итоги учебного года. Волшебный мир книги"

Тема: «Волшебный мир книги. Итоги учебного года»Цель: расширять представления родителей о роли книг в воспитании ребенка; рассказать чему дети научились за год; поговорить о перспективах н...