Конспект по картине И.И. Шишкина «Зима»
методическая разработка
Цель: Познакомить с картиной художника И. И. Шишкина «Зима»
Задачи:
Познакомить с жанром живописи – пейзаж, развивать у детей интерес к живописи И. И. Шишкина.
Учить детей воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы.
Формирование навыка рассказывания по пейзажной картине.
Развивать связную речь, обогащая словарь детей.
Учить подбирать определения и глаголы к существительным.
Оборудование и материалы
Репродукции: картины И.И. Шишкина «Зима»
Музыкальная запись произведений из альбома «Времена года. Зима» А.Вивальди
Предварительная работа
Наблюдение за зимними изменениями в природе на прогулке.
Беседа об ощущениях, которые возникают во время зимней прогулки.
Слушание музыкальной пьесы А. Вивальди «Зима».
Подбор слов, определений к предметам и объектам.
Слушание звуков зимней природы (аудиозаписи).
Чтение стихотворения о зимней природе «Какого цвета снег». П.А. Вяземский «Здравствуй, матушка –зима!»
Ход занятия
Ребята, предлагаю вам совершить путешествие в царство зимней природы… Зима самое красиво, волшебное и сказочное время года. Как вы думаете почему?
А какие дни бывают зимой? (пасмурные, солнечные, идет снег, метет метель и. т. д). Да, запоминается зима морозными, солнечными, снежными, радостными днями.
А почему радостными? (ответы детей).
Да, выглянешь поутру из окна и восхитишься – все в белоснежной шубке, и деревья, и дорога, и дома, и машины.
Послушайте, как говорит о зиме поэт Петр Андреевич Вяземский в своем стихотворении «Здравствуй, матушка – зима!»
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка зима!
Ребята, о чём это стихотворение? Как поэт красиво называет зиму, какими словами? («русская - молодка», «раскрасавица - душа», «белоснежная лебедка», «матушка – зима»
Ребята я предлагаю вам поиграть в одну игру
Дидактическая игра «Подбирай, называй, запоминай».
Возьмите снежный комочек и по очереди называйте признаки и кидайте вон за тот сугроб.
Например: какая бывает зима – холодная, суровая, морозная, снежная, вьюжная, долгая (нудная); снег (какой) - холодный, белый, пушистый, легкий, рассыпчатый, липкий; снежинки (какие) - …; лёд (какой) - …; погода (какая) - …; мороз (какой) - …; снежинки зимой (что могут делають) – падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают; лёд на солнце (что делает) - …; дети зимой (что делают) - … и т. д.
Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.
А как же могут рассказать о красоте зимы художники? Они пишут картины. Давайте рассмотрим одну удивительную картину И.Шишкина «зима»(слайд репродукции картины И. Шишкина «Зима») Дети рассматривают картину
Что вы видите на картинах?
Как одним словом можно назвать то, что нарисовано на картинах? Природа.
А кто помнит, как называются картины, на которых изображена природа? Пейзаж.
А теперь рассмотрим картину более внимательно.
Так о чем нам рассказал художник? Да, о зиме в лесу.
Что удивило и порадовало его в лесу? Красота зимнего заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега.
Какой же это лес? Да, это старый, дремучий, непроходимый лес.
Почему мы решили, что это старый и дремучий лес?(потому что ели огромные с мощными стволами, как лесные богатыри), стоят величаво, охраняют лес.
А что еще мы видим? маленькие елочки и кусты, да, они чуть виднеются из под снежных шубок.
А чуть дальше, что мы видим? Частый лес, чащобу – не проберешься сквозь нее, непроходимый лес.
Какие деревья изобразил художник на переднем плане? (сосны)
Какие они? (стройные, величавые, могучие)
Это величавые сосны выросли на просторе. Как вы думаете, они молодые или старые? (старые) почему вы так решили (стволы у сосен толстые, высокие, с широкими ветвями.
А что мы видим на переднем плане, что лежит под снегом? На земле, под снегом лежат огромные стволы упавших старых деревьев. Кое – где стволы елей уже наклонились, но еще не упали и чуть приоткрытая поляна с поваленными деревьями, покрытыми пушистым снегом, а чуть вдали виднелся просвет между елями.
Ребята, как вы думаете, почему художник нарисовал лес так, что мы даже не видим верхушек деревьев?
Как вы думаете, где стоял художник, когда писал эту картину? Он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел их верхушек, а видел только стволы.
Посмотрите, каким художник изобразил на картине снег?(снег на земле лежит пушистый, большим, белоснежным одеялом, ветки так окутаны снежным покрывалом, что прогнулись под его тяжестью)
В низу все погружено в тень. Посмотрите на цвет снега. Какой он? Везде ли он белоснежный?
Да, необыкновенный: коричневато – белый, - это от коричневых стволов деревьев, а там, где голубые тени и следы он еще и голубоватый, а где-то синий.
Холодно, морозно и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерло.
Вот еще какую загадку загадал нам художник. Приглядитесь внимательно. Видите вы кого – ни будь в этом сосновом лесу? Это птица на ветке кажется, что она тоже заснула.
Посмотрите, как спокойно и тихо в лесу. Природа спит. Все в этом зимнем царстве покрыто снегом – и сосны великаны, маленькие елочки, ветви от тяжести гнутся, стволы облеплены снежными фигурами – настоящая нежная сказка. Вдалеке мы видим, что солнце освещает лес, а снег на солнце сверкает, как сокровище всеми цветами радуги.
А хотите погулять в зимний лес? Сейчас вы закроете глаза, и мы перенесемся в зимний лес (звучит аудиозапись А. Вивальди «Времена года. Зима»).
— Ребята, я вам предлагаю закрыть глаза и представить, что мы попали в эту картину. И почувствовать всю красоту зимней природы.
— Давайте вдохнем воздуха и почувствуем, какой он? (Морозный, прозрачный, свежий, легкий).
— Давайте прислушаемся, в лесу тихо, а можно в такой тишине услышать самый небольшой шорох. Что вы слышите? (Скрип снега, шепот ветра, потрескивание веток, стволов деревьев, а вот перелетела птица с ветки на ветку).
Воспитатель мнет бумагу. На что похож этот звук (это трещит снег)
Дует в коктейльную трубочку. На что похож это звук? (на вой ветра)
Стук по столу. На что похож этот звук? (на птиц)
Шелест бумаги (качаются деревья)
Расческа ( пробираются по снегу)
Вы очень наблюдательны, давайте немного согреемся?
Физминутка«Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес. (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)
С неба падают снежинки, (дети поднимают руки над головой)
Как на сказочной картинке
Будем их ловить руками (делают движения, словно ловят снежинки)
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, (потягивание – руки в стороны)
Снегом замело дороги.
Не завязнуть, чтобы в поле, (ходьба на месте, высоко поднимая колени)
Поднимаем выше ноги!
И идём, идём (ходьба на месте)
И к себе приходим в дом! (дети садятся на места)
Ребята мы пока играли не заметили под снегом сундучок. Давайте заглянем в него?
В сундучке лежат разные предметы, посмотрите и назовите их (свеча, вата, медвежья лапа (ветка ели и фото) белая салфетка, кружево.
Скажите, на что похожа свеча, лапа, вата, салфетка кружево.
Ответы детей : свеча (на ствол дерева покрытый снегом, )
Вата- на снег такая же белая пушистая , мягкая ,
Медвежья лапа – на ветку ели
Салфетка – легкая как снежинка
Кружево – ветки деревьев украшены узорами похожими на кружево
Зима – волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее невиданными нарядами.
А теперь я вам предлагаю взглянуть еще раз на картину, почему у нас одна картина закрыта, как вы думаете, что так за картина?
На мольберте висит ажурная, белая занавеска.
Воспитатель открывает, а там чистый лист. Я вам предлагаю нарисовать свою, сказочную зиму, по которой мы гуляли, слушали)
Рефлексия.
Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказал о зиме художник, поэт и композитор о своем настроении.
Ребята вам понравилось гулять по зимнему лесу?
- О чем нам рассказал художник? (О зиме в лесу, о красоте заснеженного леса).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_shishkin_dlya_roditeley.docx | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект беседы по картине И.И. Шишкина «Зима»
в старшей группе
Цель: Познакомить с картиной художника И. И. Шишкина «Зима»
Задачи:
Познакомить с жанром живописи – пейзаж, развивать у детей интерес к живописи И. И. Шишкина.
Учить детей воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы.
Формирование навыка рассказывания по пейзажной картине.
Развивать связную речь, обогащая словарь детей.
Учить подбирать определения и глаголы к существительным.
Оборудование и материалы
Репродукции: картины И.И. Шишкина «Зима»
Музыкальная запись произведений из альбома «Времена года. Зима» А.Вивальди
Предварительная работа
Наблюдение за зимними изменениями в природе на прогулке.
Беседа об ощущениях, которые возникают во время зимней прогулки.
Слушание музыкальной пьесы А. Вивальди «Зима».
Подбор слов, определений к предметам и объектам.
Слушание звуков зимней природы (аудиозаписи).
Чтение стихотворения о зимней природе «Какого цвета снег». П.А. Вяземский «Здравствуй, матушка –зима!»
Ход занятия
Ребята, предлагаю вам совершить путешествие в царство зимней природы… Зима самое красиво, волшебное и сказочное время года. Как вы думаете почему?
А какие дни бывают зимой? (пасмурные, солнечные, идет снег, метет метель и. т. д). Да, запоминается зима морозными, солнечными, снежными, радостными днями.
А почему радостными? (ответы детей).
Да, выглянешь поутру из окна и восхитишься – все в белоснежной шубке, и деревья, и дорога, и дома, и машины.
Послушайте, как говорит о зиме поэт Петр Андреевич Вяземский в своем стихотворении «Здравствуй, матушка – зима!»
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка зима!
Ребята, о чём это стихотворение? Как поэт красиво называет зиму, какими словами? («русская - молодка», «раскрасавица - душа», «белоснежная лебедка», «матушка – зима»
Ребята я предлагаю вам поиграть в одну игру
Дидактическая игра «Подбирай, называй, запоминай».
Возьмите снежный комочек и по очереди называйте признаки и кидайте вон за тот сугроб.
Например: какая бывает зима – холодная, суровая, морозная, снежная, вьюжная, долгая (нудная); снег (какой) - холодный, белый, пушистый, легкий, рассыпчатый, липкий; снежинки (какие) - …; лёд (какой) - …; погода (какая) - …; мороз (какой) - …; снежинки зимой (что могут делають) – падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают; лёд на солнце (что делает) - …; дети зимой (что делают) - … и т. д.
Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.
А как же могут рассказать о красоте зимы художники? Они пишут картины. Давайте рассмотрим одну удивительную картину И.Шишкина «зима»(слайд репродукции картины И. Шишкина «Зима») Дети рассматривают картину
Что вы видите на картинах?
Как одним словом можно назвать то, что нарисовано на картинах? Природа.
А кто помнит, как называются картины, на которых изображена природа? Пейзаж.
А теперь рассмотрим картину более внимательно.
Так о чем нам рассказал художник? Да, о зиме в лесу.
Что удивило и порадовало его в лесу? Красота зимнего заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега.
Какой же это лес? Да, это старый, дремучий, непроходимый лес.
Почему мы решили, что это старый и дремучий лес?(потому что ели огромные с мощными стволами, как лесные богатыри), стоят величаво, охраняют лес.
А что еще мы видим? маленькие елочки и кусты, да, они чуть виднеются из под снежных шубок.
А чуть дальше, что мы видим? Частый лес, чащобу – не проберешься сквозь нее, непроходимый лес.
Какие деревья изобразил художник на переднем плане? (сосны)
Какие они? (стройные, величавые, могучие)
Это величавые сосны выросли на просторе. Как вы думаете, они молодые или старые? (старые) почему вы так решили (стволы у сосен толстые, высокие, с широкими ветвями.
А что мы видим на переднем плане, что лежит под снегом? На земле, под снегом лежат огромные стволы упавших старых деревьев. Кое – где стволы елей уже наклонились, но еще не упали и чуть приоткрытая поляна с поваленными деревьями, покрытыми пушистым снегом, а чуть вдали виднелся просвет между елями.
Ребята, как вы думаете, почему художник нарисовал лес так, что мы даже не видим верхушек деревьев?
Как вы думаете, где стоял художник, когда писал эту картину? Он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел их верхушек, а видел только стволы.
Посмотрите, каким художник изобразил на картине снег?(снег на земле лежит пушистый, большим, белоснежным одеялом, ветки так окутаны снежным покрывалом, что прогнулись под его тяжестью)
В низу все погружено в тень. Посмотрите на цвет снега. Какой он? Везде ли он белоснежный?
Да, необыкновенный: коричневато – белый, - это от коричневых стволов деревьев, а там, где голубые тени и следы он еще и голубоватый, а где-то синий.
Холодно, морозно и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерло.
Вот еще какую загадку загадал нам художник. Приглядитесь внимательно. Видите вы кого – ни будь в этом сосновом лесу? Это птица на ветке кажется, что она тоже заснула.
Посмотрите, как спокойно и тихо в лесу. Природа спит. Все в этом зимнем царстве покрыто снегом – и сосны великаны, маленькие елочки, ветви от тяжести гнутся, стволы облеплены снежными фигурами – настоящая нежная сказка. Вдалеке мы видим, что солнце освещает лес, а снег на солнце сверкает, как сокровище всеми цветами радуги.
А хотите погулять в зимний лес? Сейчас вы закроете глаза, и мы перенесемся в зимний лес (звучит аудиозапись А. Вивальди «Времена года. Зима»).
— Ребята, я вам предлагаю закрыть глаза и представить, что мы попали в эту картину. И почувствовать всю красоту зимней природы.
— Давайте вдохнем воздуха и почувствуем, какой он? (Морозный, прозрачный, свежий, легкий).
— Давайте прислушаемся, в лесу тихо, а можно в такой тишине услышать самый небольшой шорох. Что вы слышите? (Скрип снега, шепот ветра, потрескивание веток, стволов деревьев, а вот перелетела птица с ветки на ветку).
Воспитатель мнет бумагу. На что похож этот звук (это трещит снег)
Дует в коктейльную трубочку. На что похож это звук? (на вой ветра)
Стук по столу. На что похож этот звук? (на птиц)
Шелест бумаги (качаются деревья)
Расческа ( пробираются по снегу)
Вы очень наблюдательны, давайте немного согреемся?
Физминутка«Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес. (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)
С неба падают снежинки, (дети поднимают руки над головой)
Как на сказочной картинке
Будем их ловить руками (делают движения, словно ловят снежинки)
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, (потягивание – руки в стороны)
Снегом замело дороги.
Не завязнуть, чтобы в поле, (ходьба на месте, высоко поднимая колени)
Поднимаем выше ноги!
И идём, идём (ходьба на месте)
И к себе приходим в дом! (дети садятся на места)
Ребята мы пока играли не заметили под снегом сундучок. Давайте заглянем в него?
В сундучке лежат разные предметы, посмотрите и назовите их (свеча, вата, медвежья лапа (ветка ели и фото) белая салфетка, кружево.
Скажите, на что похожа свеча, лапа, вата, салфетка кружево.
Ответы детей : свеча (на ствол дерева покрытый снегом, )
Вата- на снег такая же белая пушистая , мягкая ,
Медвежья лапа – на ветку ели
Салфетка – легкая как снежинка
Кружево – ветки деревьев украшены узорами похожими на кружево
Зима – волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее невиданными нарядами.
А теперь я вам предлагаю взглянуть еще раз на картину, почему у нас одна картина закрыта, как вы думаете, что так за картина?
На мольберте висит ажурная, белая занавеска.
Воспитатель открывает, а там чистый лист. Я вам предлагаю нарисовать свою, сказочную зиму, по которой мы гуляли, слушали)
Рефлексия.
Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказал о зиме художник, поэт и композитор о своем настроении.
Ребята вам понравилось гулять по зимнему лесу?
- О чем нам рассказал художник? (О зиме в лесу, о красоте заснеженного леса).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по картине И. И. Шишкина «Зима»
Смысловая сторона речи...
Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». Тема: «Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима»».
Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и изодеятельности.)Тема: «Рассматривание и описание карти...
Конспект занятия по истории искусств на тему: «Сравнение картин И.И. Шишкина «Зима» и И.Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца» ».
Программное содержание. Продолжать развивать у детей интерес к пейзажной живописи, вызывать эмоциональный отклик на красоту зимнего пейзажа. Подводить детей к пониманию художественного образа картины,...
Конспект беседы по картине И.И. Шишкина «Зима» в старшей группе
Конспект беседы по картине И.И. Шишкина «Зима»в старшей группе...
Конспект занятия по картине И. И. Шишкина «Зима» старшая группа
Конспект занятия по картине И. И. Шишкина «Зима»...
Конспект Непосредственно-Образовательной Деятельности по развитию речи детей в старшей группе Тема: Рассматривание картины И.И. Шишкина «Зима»
Тема: Рассматривание картины И.И. Шишкина «Зима»...
Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». Тема: «Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима»»
Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и изодеятельности.)Тема: «Рассматривани...