Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по картине И. И. Шишкина «Зима»
план-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №70 №Журавлик
Пушкинского муниципального района
Конспект
интегрированной непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшей группы
по картине И. И. Шишкина «Зима»
Воспитатель: Гаврилюк Наталья Геннадьевна
Цель: развивать осознанную речевую активность.
Задачи
Образовательные:
- углублять обобщенные представления о признаках осени и зимы, о сезонных изменениях, происходящих в природе;
- упражнять детей в подборе образных выражений, характеризующих природные явления;
- пополнять активный словарь путем использования в речи антонимов, синонимов, активизировать употребление прилагательных, сравнений; закреплять понимание смысловых значений слов в речи;
- знакомить с искусствоведческими терминами.
Развивающие:
- развивать осознанную речевую активность при составлении описательного рассказа по картине, выражать свое отношение к ней;
- развивать логическое мышление при установлении причинно-следственных связей в изображенном на картине;
Воспитательные:
- воспитывать эмоционально-эстетические чувства при восприятии произведений искусства; умение чувствовать настроение картины и передавать его в высказываниях;
Оборудование:
- репродукции картин И.И. Шишкина, И. И. Левитана, аудиозапись музыки П.И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года», А. Вивальди из цикла «Времена года»; мультимедийная установка; бросовый и природный материал, кисточки, картон, рамки.
Предварительная работа:
- рассматривание репродукций картин И. Левитана «Золотая осень», «Золотая осень. Слободка», И. Остроухова ; И. Шишкина «На севере диком…»; чтение отрывков из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»; Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою...», С.А. Есенина «Заколдован невидимкой…»; наблюдение в природе за сезонными изменениями.
Ход НОД:
Воспитатель. Ребята, мы с вами знаем, что люди живут в домах, а где живут картины?
Дети. Картины живут в музеях.
Воспитатель. Правильно, в музеях. В разных городах нашей страны есть разные музеи, а в главном городе страны - Москве их много. В Москве есть один из самых больших музеев – это музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина . В этом музее хранится много картин, а также скульптур. Посмотрите на экран какое красивое здание, сразу видно, что в этом здании находится что-то прекрасное. А кто знает, как называются музеи, в которых собраны только картины, может кто-то из вас знает?
Дети. Картинная галерея .
Воспитатель. Правильно. В Москве находится одна из самых известных во всем мире картинных галерей. Она называется Третьяковская галерея.(показ на экране) Давайте и мы с вами на мгновенье представим, что оказались в какой-нибудь картинной галерее и рассмотрим несколько репродукций. (На экране показываются репродукции картин.) Посмотрите на репродукции, везде изображена природа, вспомните, как называются картины, изображающие природу?
Дети. Такие картины называются пейзаж.
Воспитатель. Правильно, пейзаж. Пейзажи художники начали изображать еще в давние времена. Почти 300 лет назад появились картины, на которых изображение природы было главным. В нашем с вами музее есть несколько пейзажей, они чем-то похожи и в тоже время совершенно разные. С некоторыми вы знакомы. Какие пейзажи вам знакомы?
Дети. Это картины И.Левитана, И. Остроухова.
Воспитатель. Сейчас для наших гостей мы попробуем представить их, но для этого нам нужен человек, который рассказывает о картинах в галерее. Как его называют?
Дети. Экскурсовод.
Воспитатель. Правильно. На роль экскурсовода я приглашаю Варю, она нам представит репродукцию картины художника И. Левитана «Золотая осень. Слободка». (рассказ о картине). Следующую картину И.Левитана «Золотая осень» представит Настя. (рассказ по картине).
Воспитатель. Спасибо, было очень интересно.
Воспитатель. Мы с вами рассмотрели репродукции картин, на них изображено время года, которое только недавно закончилось. Какое это время года?
Дети. Осень.
Воспитатель. Правильно, осень. Давайте вспомним, какая была осень?
Дети. Золотая, красивая, грустная, урожайная, веселая, унылая, и.т.д.
Воспитатель. Теперь вспомним, какая была погода осенью. Для этого поиграем в игру. Я буду называть какая была погода, а вы мне отвечать словами с противоположным значением.
Игра «Наоборот» (пасмурная - солнечная; грустная – веселая; холодная – теплая; солнечная – хмурая; дождливая – солнечная).
Воспитатель. Молодцы. А теперь вспомним, какой был осенью ветер. Я назову слово, а вы придумайте к нему похожие по смыслу слова. Например: свежий ветер.
Дети. Прохладный, не очень теплый,
Воспитатель. Вот и отшумела яркой листвой золотая осень. Небо заволокли серые облака. Стало холодно и дождливо, грязно. Ветер погнал бесконечные гряды туч. Прошел и ноябрь – последний месяц осени, который в народе называют предзимником. В ноябре дни короткие, серые, похожие друг на друга. Леса стоят полупустые, грустят по птичьим голосам. Приближается следующее время года. Послушайте, как его описал А.С. Пушкин:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница – зима.
Пришла, рассыпалась: клоками
Повисла на клоках дубов,
Легла волшебными коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравнила с пухлой пеленою.
Блеснул мороз и рады мы
Проказам матушки зимы.
Воспитатель. Дети, мы с вами очень ждали прихода зимы. Наблюдали, как падал первый снег. Художники, композиторы, поэты и писатели тоже всегда любуются этим временем года. Зима раскрывает перед ними свои тайны, а они рассказывают нам о том, что видят, слышат, чувствуют. Скажите, как поэты и писатели говорят о зиме?
Дети. Гостья зима, русская молодка, красавица зима, белоснежная лебедка, зимушка-зима, волшебница зима.
Воспитатель: Молодцы! А какая бывает зима?
Дети. Снежная, многоснежная, лютая, холодная, туманная, морозная.
Воспитатель: Начинает зиму месяц декабрь. Он заканчивает год и поддает стужи. Кто знает, как его прозвали в народе?
Дети. Студень, стужайло.
Воспитатель. Правильно. Но хоть декабрь и называют студень, погода в этом месяце очень капризная и переменчивая. Выпавший снег может быть смыт неожиданным дождем. А потом подуют сильные ветра и наметут сугробы. От погоды меняется и наше настроение. Когда белый пушистый снег летит и радует нас своей белизной и красотой, какое бывает настроение?
Дети. Радостное, веселое, игривое.
Воспитатель: А когда растает?
Дети. Грустное, тоскливое, унылое, печальное.
Воспитатель. Ребята, какой бывает снег?
Дети. Чистый, пушистый, легкий, искристый, скрипучий, сыпучий, липкий, мокрый, тяжелый.
Воспитатель. Правильно. А хотели бы вы сейчас оказаться в зимнем лесу?
Дети. Да.
Воспитатель: Для этого нам нужно подготовиться.
Физкультминутка.
Поймай снежок
Не боимся мы пороши-
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам!
Не утони в сугробах
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи себе дорогу!
Дыши глубже
Носом – вдох,
А выдох – ртом,
Дышим глубже…
А потом марш на месте,
Не спеша.
Как погода, - хороша?
Снежный бой
Мы теперь мечтатели:
Бьем по неприятелю!
Размахнись рукой –
Бросок!
Прямо в цель
Летит снежок!
Вот мы готовы. Теперь закройте глаза (музыкальное сопровождение)
Воспитатель. Тишь, безмолвие вокруг. Только кое-где слышны какие-то звуки. Какие звуки мы можем услышать зимой в лесу?
Дети. Потрескивает кора деревьев, с ветки падает комок снега, сломался сук или ветка под тяжестью снега.
Воспитатель. Правильно. А какой воздух в зимнем лесу, чем он пахнет?
Дети. Свежестью, морозом, прохладой.
Воспитатель. Зима уже побывала в лесу. Обрядила сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; надела на ветки пуховые варежки. Внизу под деревьями, словно детишки притаились кустики и молоденькие деревца. Их зима тоже в белые шубки одела. Вот какую прелестную картину нарисовала зимушка-зима. Сейчас посмотрите на картину, которую написал И. Шишкин. Он назвал ее «Зима» (дети смотрят картину).
О чем рассказал художник на картине?
Дети. О зиме в лесу.
Воспитатель. Какой это лес?
Дети. Волшебный, зимний, спящий, сказочный, дремучий.
Воспитатель. Посмотрите на сосны. Они не просто большие, а какие?
Дети. Огромные, громадные.
Воспитатель. Чуть дальше мы видим частый лес. Как можно сказать по-другому про частый лес?
Дети. Чащоба, непроходимый лес, дремучий.
Воспитатель. Посмотрите и скажите. Что лежит на земле под снегом?
Огромные стволы упавших старых деревьев. Как про старые деревья можно еще сказать, какие они?
Дети. Гнилые, трухлявые, ветхие.
Воспитатель. Правильно. Упавшие деревья еще называют валежником. Кое-где стволы деревьев наклонились, но еще не упали. Скажите, а есть ли на картине маленькие елочки и кусты?
Дети. Да. Они чуть-чуть видны из-под снега.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, почему художник нарисовал деревья так, что не видно верхушек деревьев?
(Он просто стоял близко к деревьям и не видел верхушки, а только стволы).
Воспитатель. Вдалеке картины, в просвете между деревьями в белой пелене едва просматриваются огромные ели от макушки до основания.
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,–
Не мертвец и не живой, –
Сном волшебным очарован,
Весь окутан, весь окован,
Легкой цепью пуховой…
Посмотрите, какого цвета снег на поляне?
Дети. Необыкновенный, кремовый, пушистый, голубоватый.
Воспитатель. В глубине леса луч солнца осветил ели, окрасил снег слегка в желтоватые тона. Холодно, морозно, кажется все застыло, но нет лес, все-таки живет. Приглядитесь внимательно? Может, увидите кого-то живого в этом лесу?
Дети. На ветке сидит птица.
Воспитатель. Значит, в зимнем лесу есть жизнь. А теперь подумайте и скажите, а какая картина по настроению – веселая, звонкая или наоборот?
Дети. Тихая, спокойная.
Воспитатель. Давайте еще раз полюбуемся на картину под музыку, которая отразит настроение морозного дня (музыкальное сопровождение).
Понравилась вам музыка.
Сегодня мы с вами увидели, услышали и почувствовали как поэты, композиторы, художники могут рассказать о своем настроении, вызванном разным временем года, например, зимой. Вспомним, как называется картина с зимним пейзажем, и какой художник ее написал? Сейчас мы с вами тоже будем необычными художниками, попробуем составить осенний и зимний пейзажи.
(Дети выкладывают из заготовок пейзажи).
Воспитатель. Оформляет в рамки, выложенные пейзажи. Обращает внимание детей на их красоту. Ребята, нашими пейзажами мы украсим группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы. Образовательная область "Познание" (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора). Тема: «ПО ПОРЯДКУ ВСЕ ПЛАНЕТЫ НАЗОВЕТ ЛЮБОЙ ИЗ НАС».
Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме "Космос"....
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по программе «Развитие» Тема: «Зима. Изменения в жизни животных»
Образовательная область: «Познание»Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное развитие,...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы "Картины из макарон"
Обогатить знания детей о макаронах не только как о ценном и полезном продукте питания, но и как об отличном материале для художественного творчества; учить детей разумно и рационально использовать в с...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы на тему: "Что такое зима?"
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы на тему:...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми 3-4 лет. Образовательная область «Развитие речи» Тема: составление рассказа по картине «Таня не боится мороза»
Цель: вызвать интерес детей к рассматриванию картины.Образовательные задачи:- расширять представления о первичных зимних явлениях в природе (холодно, идёт снег, нужно надевать зимнюю одежду, дети ката...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми. Формирование целостной картины мира "Листопад"
Непосредственно образовательная деятельность с детьми.Формирование целостной картины мира. «Листопад». Воспитатель: Васильева Л.Н. Возраст: 5-6 лет Форма проведе...
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с детьми второй младшей группы на тему «Зимушка-зима»
Методическая разработка НОД с детьми 2 младшей группы. Приоритетная обрасть: познавательная...