Конспект беседы по картине И.И. Шишкина «Зима» в старшей группе
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Конспект беседы по картине И.И. Шишкина «Зима»
в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_shishkin.docx | 155.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект беседы по картине И.И. Шишкина «Зима»
в старшей группе
Выполнила
Бурзилова Светлана Валерьевна
Цель: Познакомить детей с картиной художника – пейзажиста И. И. Шишкина «Зима»
Задачи:
Развивающие:
- Развивать у детей интерес к живописи И. И. Шишкина.
- Развитие творческого воображения.
- Развивать связную речь, речевой слух.
- Развивать устную речь, обогащая словарь детей эмоционально оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими суждениями, терминами
Образовательные:
- Познакомить детей с жанром живописи - пейзаж.
- Учить детей воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы.
- Формировать представления о выразительных средствах, используемых художником при создании картины.
- Формирование навыка рассказывания по пейзажной картине целостного представления об изображённом на ней.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес детей к пейзажной живописи.
- Добиться возникновения эмоционального отклика на изображённое художником на картине.
- Воспитание инициативности, самостоятельности при восприятии картины и составлении рассказа по ней.
Оборудование и материалы
- Конспект занятия,
- репродукции: картины И.И. Шишкина «Зима», портрет художника И. И. Шишкина,
- видеоролик с зимней тематикой,
- видеопрезентация с произведениями известных художников,
- музыкальная запись произведений
- из альбома «Времена года» «Декабрь» П.И. Чайковского.
- «Времена года. Зима» А.Вивальди
Предварительная работа
Экскурсия в зимний парк
Наблюдение за зимними изменениями в природе на прогулке.
Рассматривание зимних деревьев, их ветвей и коры.
Беседа об ощущениях, которые возникают во время зимней прогулки.
Слушание музыкальной пьесы А. Вивальди «Зима».
Подбор слов, определений к предметам и объектам.
Слушание звуков зимней природы (аудиозаписи).
Чтение стихов о зимней природе и рассказа Н. Надеждиной «Какого цвета снег».
Методы и приемы беседа, рассматривание картины, художественное слово, рассказ, игра, художественное творчество, анализ, самоанализ занятия.
Словарная работа
Активный словарь: пейзаж, художник, картина, пейзажист, живописец
Пассивный словарь:
Ход занятия
I часть занятия
Вводная беседа
Воспитатель включает видео ролик с зимней тематикой, (Аудиозапись А. Вивальди «Времена года. Зима»).
Воспитатель рассказывает детям:
- Кто сказал, что у зимы нет природы, нет красоты? С этим нельзя согласиться: зима такое же неповторимое красивое время года, как и все остальные. Конечно, не все зимние дни одинаковые.
- А какие дни бывают зимой? (пасмурные, солнечные, идет снег, метет метель и. т. д). Да, запоминается зима морозными, солнечными, снежными, радостными днями.
- А почему радостными? (ответы детей).
- Бывают среди зимы и такие дни: выглянешь поутру из окна и восхитишься – деревня в белоснежных шубах.
- Ребята, а вы знаете, что художники, композиторы, поэты и писатели тоже любуются этим временем года. Зима раскрывает им свои тайны, и они рассказывают нам в своих произведениях о том, что видят, слышат, чувствуют.
Послушайте, как говорит о зиме поэт Петр Андреевич Вяземский в своем стихотворении «Здравствуй, матушка – зима!» (Чтение стихотворения ребенком).
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка зима!
- Как поэт красиво называет зиму, какими словами? («Гостья - зима», «русская - молодка», «раскрасавица - душа», «белоснежная лебедка», «матушка - зима»).
(Дети смотрят видео презентацию картин известных художников под музыку П.И.Чайковского «Времена года» декабрь).
Воспитатель. Вы узнали, какое музыкальное произведение прозвучало?
- А вы рады приходу зимы? А хотите отправиться в зимний лес? Сейчас вы закроете глаза, и мы перенесемся в зимний лес (звучит аудиозапись А. Вивальди «Времена года. Зима»).
На интерактивной доске репродукция И. И. Шишкина «Зима».
- Откройте глаза и осмотритесь кругом, прислушайтесь. Какая тишина, только мороз потрескивает.
- Ребята, эту картину, написал великий художник Иван Иванович Шишкин.
Дети рассматривают картину 1-2 минуты.
Давным-давно у нас в России жил замечательный художник И.И. Шишкин. Он любил природу, лес. Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина, с бородой, чем-то напоминает могучее дерево. Он стоит, опёршись на длинную трость, в высоких сапогах, через плечо перекинут ящик с красками. Кажется, что он только вышел из леса, который виднеется в дали. В народе его называли лесной богатырь, царь леса.
II часть Основная (беседа)
А теперь рассмотрим картину более внимательно.
- Так о чем нам рассказал художник? Да, о зиме в лесу.
- Что покорило, удивило и порадовало его в лесу?
Красота зимнего заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега.
- Какой же это лес?
Да, это старый, дремучий, непроходимый лес, еще говорят – «еловый бор».
- Почему мы решили, что это старый и дремучий бор?
- Посмотрите на ели. Что можно о них сказать? Какие они?
Огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко в наверху. Это лесные богатыри.
- А чуть дальше, что мы видим? Частый лес, чащобу – не продерешься сквозь нее.
- А что мы видим на земле? Что лежит под снегом?
Огромные стволы упавших старых деревьев. Кое – где стволы елей уже наклонились, но еще не упали.
- А есть ли тут маленькие елочки и кусты?
Да, они чуть виднеются из под снежных шубок.
- Ребята, как вы думаете, почему художник нарисовал лес так, что мы даже не видим верхушек деревьев?
- Что больше всего привлекло его внимание?
Да, снег в этом еловом бору!
- Как вы думаете, где стоял художник, когда писал эту картину? Он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел их верхушек, а видел только стволы.
На первом плане перед ним была чуть приоткрытая поляна с поваленными деревьями, покрытыми пушистым снегом, а чуть вдали виднелся просвет между елями.
- Так почему же художник хотел обратить внимание на то, что находится внизу, - на заснеженную поляну?
В низу все погружено в тень. Посмотрите на цвет снега. Какой он?
Да, необыкновенный: коричневато – белый, - это от коричневых стволов деревьев.
Холодно, морозно и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна … С. Есенин
- Видите ли вы еще живое существо? Приглядитесь внимательно. Видите вы кого – нибудь в этом сосновом лесу? Вот еще какую загадку загадал нам художник. Нашли? Это птица на ветке кажется, что она тоже заснула.
- Какая же по настроению эта картина?
Шумная или тихая, неспокойная или наоборот; громкая, звонкая или нет? Да, картина тихая, спокойная. Сейчас я включу музыку, вы послушаете и скажите какая музыка подойдет к этой картине.
Посмотрите, как спокойно и тихо в лесу. Природа спит. Все в этом зимнем царстве покрыто снегом – и сосны великаны, маленькие елочки, ветви от тяжести гнутся, стволы облеплены снежными фигурами – настоящая нежная сказка. Вдалеке мы видим, что солнце освещает лес, а снег на солнце сверкает, как сокровище всеми цветами радуги. Ребята, а говорят, что снег белый, но мы видим, что на переднем плане он розовый, а на освещенной стороне желтый.
- Какого цвета небо?
- Еще что мы видим?
- Посмотрите, прилетела ворона, но даже ее карканье не разбудит спящий зимний лес.
Послушайте мой рассказ об этой картине.
«Великолепен вид зимней природы. Кусты и деревья покрыты блестящим инеем, по которому скользят солнечные лучи, осыпая их холодным блеском алмазных огней. Воздух мягок. В лесу торжественно, светло и тепло. День как бы дремлет. Снегири сидят, нахохлившись, на засыпанных снегом деревьях. Небо очень светлое, почти белое, к горизонту оно густеет и цвет его напоминает свинец… Там собираются тяжелые снеговые тучи. В лесу становится все сумрачней, все тише, вот - вот пойдет густой снег. Вся земля покрыта сияющим, мягким белым снегом. Синеют лишь глубокие следы. Воздух морозный, кажется покалывает щеки колючими иголочками.
Зима - волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее сказочными нарядами…»
Игра «Какой лес».
На картине И.И. Шишкина изображён ельник – лес из елей.
- А как называется лес из осин – осиновых лес – осинник.
- Лес из ольхи – ольховый лес – ольховник.
- Лес из берёз – берёзовая роща – березняк.
- Лес из дубов, дубовая роща – дубрава.
- Лес из сосен – сосновый бор, сосняк.
Воспитатель. Многие художники посвятили свои картины зимнему времени года. Несколько картин о зиме написал И.И.Шишкин. Он очень любил русскую природу, особенно лес, и изображал его в разное время года. Даже фамилия художника больше лесная – Шишкин. И сам он, крепкий, широкоплечий, с окладистой бородой, чем-то напоминал могучее дерево.
Трудно назвать такой художественный музей в нашей стране, где не было полотен известного русского художника-пейзажиста И.И.Шишкина.
— Какие картины этого художника вам приходилось видеть?
Дети. Картины: «Рожь», «На севере диком».
— Предлагаю поместить в нашем журнале статью о картине И.И.Шишкина «Зима».
А пока вы внимательно будете её рассматривать, я почитаю стихотворение
Тютчева Ф.И. «Чародейкою зимою…»
Чародейкою зимою
И стоит он, околдован,
Околдован лес стоит,
Не мертвец и не живой-
И под снежной бахромою,
Сном волшебным очарован,
Неподвижною, немою
Весь опутан, весь окован
Чудной жизнью он блестит.
Легкой цепью пуховой…
-Что изображено на картине? (Красота зимнего, заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега).
— Какой это лес? (Это старый, дремучий, непроходимый лес).
— А почему вы решили, что это старый, дремучий лес? (Потому что ели огромные с мощными стволами, как лесные богатыри).
— Что вы видите на переднем плане картины? (На земле под снегом лежат огромные стволы упавших, старых деревьев, стволы елей кое – где уже наклонились, но еще не упали).
— Какие деревья изобразил художник на переднем плане картины?
Дети: Сосны.
Воспитатель. Опишите их.
Дети: Они стройные, величавые, могучие.
Воспитатель. Эти величавые сосны выросли на просторе. Как вы думаете, они молодые или старые?
Дети: Старые.
Учитель: Почему так решили?
Дети: Стволы у сосен толстые, высокие. С широкими ветвями.
Воспитатель. Знаете, Шишкин не просто изображал деревья, траву, кусты. Он, как ученый, изучал особенности растений и лишь потом рисовал их. Художник умел и любил точно изображать породы деревьев, форму растений. Это особенность его творчества.
— Каким художник изобразил на картине снег? (Снег на земле лежит пушистым, большим, белоснежным одеялом, ветки так окутаны снежным покрывалом, что прогнулись под его тяжестью).
— Посмотрите на цвет снега. Везде ли он белоснежный? (Необыкновенный, коричневато – белые, кремовый -это от коричневых стволов деревьев, а там, где глубокие тени и следы он еще и голубоватый, а где-то синий).
— А каким художник написал небо? (Небо очень светлое, почти белое, а к горизонту оно темнеет. Это снеговые тучи)
— Видите ли вы здесь живое существо? Приглядитесь внимательно. Видите ли вы кого-нибудь в этом сонном лесу? Вот какую ещё загадку нам загадал художник. Нашли? Это птица на ветке, кажется, что она тоже заснула.
Физминутка
— Ребята, я вам предлагаю закрыть глаза и представить, что мы попали в эту картину. И почувствовать всю красоту зимней природы.
— Давайте вдохнем воздуха и почувствуем, какой он? (Морозный, прозрачный, свежий, легкий).
— Давайте прислушаемся, в лесу тихо, а можно в такой тишине услышать самый небольшой шорох. Что вы слышите? (Скрип снега, шепот ветра, потрескивание веток, стволов деревьев, а вот перелетела птица с ветки на ветку).
— Мне кажется, в такой тишине даже слышно как падают снежинки. Вот и мы давайте превратимся в снежинок, будем плавно кружиться под музыку, а по окончании музыки опустимся на землю и превратимся в сугроб.
— Ну а теперь кто сможет составить рассказ? Рассказать надо и о красоте деревьев, и о снеге, и о небе, и о солнце.
— Великолепен вид русской природы, которая погружена в зимний сон. Весь лес окутала холодная тень. Сучья и стволы, кусты и деревья, высокие травы опушились снегом, по которому скользят солнечные лучи, осыпая все холодным блеском алмазных огней. Воздух мягок. В лесу торжественно и тихо. Лес как – бы дремлет. Небо над головой очень светлое, почти белое. Вся земля покрыта белым, мягким покрывалом, лишь синеет на нем глубокие следы. Деревья покрыты пушистыми шапками, Будто вросли в снег. Зима – волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее невиданными нарядами. Ни одно время года так не волшебно. Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.
III часть Заключительная
(Прямая речь)
- Картины отличаются друг от друга сюжетом, но их можно объединить, назвав одним словом. Каким словом?(Картины называются пейзажем.
- Что такое пейзаж? ( Пейзаж – это картины, на которых изображена природа.)
- Какое время года изобразил И.И.Шишкин на этой картине? (На этой картине изображена зима).
- О чем нам рассказал художник? (О зиме в лесу, о красоте заснеженного леса).
- Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, спокойная или громкая, звонкая? ( Картина тихая, спокойная, негромкая).
- Какую же главную мысль этой картины мы должны донести до читателей? ( Как прекрасна наша родная русская природа! Да, природа – это красота земли. Она ещё может исцелять душу человека. Если она сохранена в первозданной своей красоте).
- Какой вывод вы можете сделать из этого для себя? (Природа – красота и богатство Родины, и её надо охранять и беречь.)
Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказал о зиме художник, поэт и композитор о своем настроении, навеянном красотой и напевами зимы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»
Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик» Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...
Конспект занятия по картине И. И. Шишкина «Зима» старшая группа
Конспект занятия по картине И. И. Шишкина «Зима»...
Конспект беседы по картине И.И. Шишкина «Зима» в старшей группе
Познакомить детей с картиной художника – пейзажиста И. И. Шишкина «Зима»...
Рассматривание картин И.Шишкина "Зима" в старшей группе
Рассматривание картин И.Шишкина "Зима" в старшей группе...
Конспект беседы по картине И.И. Шишкина «Зима»
Конспект беседы по картине И.И. Шишкина «Зима» Цель: Познакомить детей с картиной художника И. И. Шишкина «Зима»Задачи:Познакомить детей с жанром живописи &nda...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Шишкин день» в старшей группе комбинированной направленности «Красная шапочка»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Шишкин день» в старшей группе комбинированной направленности...
ООД по картине И.И. Шишкина «Зима» в средней группе
Конспект беседы по картине И.И. Шишкина «Зима»в средней группеЦель: Познакомить детей с картиной художника – пейзажиста И. И. Шишкина «Зима»Задачи:Образовательные:Уч...