Конспект беседы по картине И.И. Шишкина «Зима» в старшей группе
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Бурзилова Светлана Валерьевна

Конспект беседы по картине И.И. Шишкина «Зима»

в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_shishkin.docx155.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект беседы по картине И.И. Шишкина «Зима»

в старшей группе

Выполнила

Бурзилова Светлана Валерьевна

Картина Шишкина Зима. 1890 г

Цель: Познакомить детей с картиной художника – пейзажиста И. И. Шишкина «Зима»

Задачи:

Развивающие:

  • Развивать у детей интерес к живописи И. И. Шишкина.
  • Развитие творческого воображения.
  • Развивать связную речь, речевой слух.
  • Развивать устную речь, обогащая словарь детей эмоционально оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими суждениями, терминами

Образовательные: 

  • Познакомить детей с жанром живописи - пейзаж.
  • Учить детей воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы.
  • Формировать представления о выразительных средствах, используемых художником при создании картины.
  • Формирование навыка рассказывания по пейзажной картине целостного представления об изображённом на ней.

Воспитательные: 

  • Воспитывать интерес детей к пейзажной живописи.
  • Добиться возникновения эмоционального отклика на изображённое художником на картине.
  • Воспитание инициативности, самостоятельности при восприятии картины и составлении рассказа по ней.

Оборудование и материалы 

  • Конспект занятия,
  • репродукции: картины И.И. Шишкина «Зима», портрет художника И. И. Шишкина,
  • видеоролик с зимней тематикой,
  • видеопрезентация с произведениями известных художников,
  • музыкальная запись произведений
  • из альбома «Времена года» «Декабрь» П.И. Чайковского.
  • «Времена года.  Зима»  А.Вивальди

Предварительная работа  

Экскурсия в зимний парк

Наблюдение за зимними изменениями в природе на прогулке.

Рассматривание зимних деревьев, их ветвей и коры.

Беседа об ощущениях, которые возникают во время зимней прогулки.

Слушание музыкальной пьесы А. Вивальди «Зима».

Подбор слов, определений к предметам и объектам.

Слушание звуков зимней природы (аудиозаписи).

Чтение стихов о зимней природе и рассказа Н. Надеждиной «Какого цвета снег».

Методы и приемы  беседа, рассматривание картины, художественное слово, рассказ, игра, художественное творчество, анализ, самоанализ занятия.

Словарная работа 

Активный словарь: пейзаж, художник, картина, пейзажист, живописец

Пассивный словарь:

Ход занятия

 I часть занятия

Вводная беседа

Воспитатель включает  видео ролик с зимней тематикой, (Аудиозапись А. Вивальди «Времена года. Зима»).

Воспитатель рассказывает детям:

- Кто сказал, что у зимы нет природы, нет красоты? С этим нельзя согласиться: зима такое же неповторимое красивое время года, как и все остальные. Конечно, не все зимние дни одинаковые.

- А какие дни бывают зимой? (пасмурные, солнечные, идет снег, метет метель и. т. д). Да, запоминается зима морозными, солнечными, снежными, радостными днями.

 - А почему радостными? (ответы детей).

- Бывают среди зимы и такие дни: выглянешь поутру из окна и восхитишься – деревня в белоснежных шубах.

- Ребята, а вы знаете, что художники, композиторы, поэты и писатели тоже любуются этим временем года. Зима раскрывает им свои тайны, и они рассказывают нам в своих произведениях о том, что видят, слышат, чувствуют.

Послушайте, как говорит о зиме поэт Петр Андреевич Вяземский в своем стихотворении «Здравствуй, матушка – зима!» (Чтение стихотворения ребенком).

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка зима!

- Как поэт красиво называет зиму, какими словами? («Гостья - зима», «русская - молодка», «раскрасавица - душа», «белоснежная лебедка», «матушка - зима»).

(Дети смотрят видео презентацию картин известных художников под музыку П.И.Чайковского «Времена года» декабрь).

 Воспитатель. Вы узнали, какое музыкальное произведение прозвучало?

- А вы рады приходу зимы? А хотите отправиться в зимний лес? Сейчас вы закроете глаза, и мы  перенесемся в зимний лес (звучит аудиозапись А. Вивальди «Времена года. Зима»).

На интерактивной доске репродукция И. И. Шишкина «Зима».

- Откройте глаза и осмотритесь кругом, прислушайтесь. Какая тишина, только мороз потрескивает.

- Ребята, эту картину, написал великий художник Иван Иванович Шишкин.

Дети рассматривают картину 1-2 минуты.

Давным-давно у нас в России жил замечательный художник И.И. Шишкин. Он любил природу, лес. Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина, с бородой, чем-то напоминает могучее дерево. Он стоит, опёршись на длинную трость, в высоких сапогах, через плечо перекинут ящик с красками. Кажется, что он только вышел из леса, который виднеется в дали. В народе его называли лесной богатырь, царь леса.

II часть  Основная (беседа)

А теперь рассмотрим картину более внимательно.

-        Так о чем нам рассказал художник? Да, о зиме в лесу.

-        Что покорило, удивило и порадовало его в лесу?

Красота зимнего заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега.

-        Какой же это лес?

Да, это старый, дремучий, непроходимый лес, еще говорят – «еловый бор».

-        Почему мы решили, что это старый и дремучий бор?

-        Посмотрите на ели. Что можно о них сказать? Какие они?

 Огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко в наверху. Это лесные богатыри.

-        А чуть дальше, что мы видим? Частый лес, чащобу – не продерешься сквозь нее.

-        А что мы видим на земле? Что лежит под снегом?

Огромные стволы упавших старых деревьев. Кое – где стволы елей уже наклонились, но еще не упали.

-        А есть ли тут маленькие елочки и кусты?

Да, они чуть виднеются из под снежных шубок.

-        Ребята, как вы думаете, почему художник нарисовал лес так, что мы даже не видим верхушек деревьев?

-        Что больше всего привлекло его внимание?

 Да, снег в этом еловом бору!

-        Как вы думаете, где стоял художник, когда писал эту картину? Он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел их верхушек, а видел только стволы.

На первом плане перед ним была чуть приоткрытая поляна с поваленными деревьями, покрытыми пушистым снегом, а чуть вдали виднелся просвет между елями.

-        Так почему же художник хотел обратить внимание на то, что находится внизу, - на заснеженную поляну?

В низу все погружено в тень. Посмотрите на цвет снега. Какой он?

Да, необыкновенный: коричневато – белый, - это от коричневых стволов деревьев.

Холодно, морозно и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.

 Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна …          С. Есенин

-        Видите ли вы еще живое существо? Приглядитесь внимательно. Видите вы кого – нибудь в этом сосновом лесу? Вот еще какую загадку загадал нам художник. Нашли? Это птица на ветке кажется, что она тоже заснула.

-        Какая же по настроению эта картина?

Шумная или тихая, неспокойная или наоборот; громкая, звонкая или нет? Да, картина тихая, спокойная. Сейчас я включу музыку, вы послушаете и скажите какая музыка подойдет к этой картине.

Посмотрите, как спокойно и тихо в лесу. Природа спит. Все в этом зимнем царстве покрыто снегом – и сосны великаны, маленькие елочки, ветви от тяжести гнутся, стволы облеплены снежными фигурами – настоящая нежная сказка. Вдалеке мы видим, что солнце освещает лес, а снег на солнце сверкает, как сокровище всеми цветами радуги. Ребята, а говорят, что снег белый, но мы видим, что на переднем плане он розовый, а на освещенной стороне желтый.

- Какого цвета небо?

- Еще что мы видим?

- Посмотрите, прилетела ворона, но даже ее карканье не разбудит спящий зимний лес.

Послушайте мой рассказ об этой картине.

«Великолепен вид зимней природы. Кусты и деревья покрыты блестящим инеем, по которому скользят солнечные лучи, осыпая их холодным блеском алмазных огней. Воздух мягок. В лесу торжественно, светло и тепло. День как бы дремлет. Снегири сидят, нахохлившись, на засыпанных снегом деревьях. Небо очень светлое, почти белое, к горизонту оно густеет и цвет его напоминает свинец… Там собираются тяжелые снеговые тучи. В лесу становится все сумрачней, все тише, вот - вот пойдет густой снег. Вся земля покрыта сияющим, мягким белым снегом. Синеют лишь глубокие следы. Воздух морозный, кажется покалывает щеки колючими иголочками.

Зима - волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее сказочными нарядами…»

Игра «Какой лес».

На картине И.И. Шишкина изображён ельник – лес из елей.

- А как называется лес из осин – осиновых лес – осинник.

- Лес из ольхи – ольховый лес – ольховник.

- Лес из берёз – берёзовая роща – березняк.

- Лес из дубов, дубовая роща – дубрава.

- Лес из сосен – сосновый бор, сосняк.

Воспитатель. Многие художники посвятили свои картины зимнему времени года. Несколько картин о зиме написал И.И.Шишкин. Он очень любил русскую природу, особенно лес, и изображал его в разное время года. Даже фамилия художника больше лесная – Шишкин. И сам он, крепкий, широкоплечий, с окладистой бородой, чем-то напоминал могучее дерево.

 Трудно назвать такой художественный музей в нашей стране, где не было полотен известного русского художника-пейзажиста И.И.Шишкина.

 — Какие картины этого художника вам приходилось видеть?

 Дети. Картины: «Рожь», «На севере диком».

 — Предлагаю поместить в нашем журнале статью о картине И.И.Шишкина «Зима».

 А пока вы внимательно будете её рассматривать, я почитаю стихотворение

 Тютчева Ф.И. «Чародейкою зимою…»

 Чародейкою зимою

И стоит он, околдован,

 Околдован лес стоит,

Не мертвец и не живой-

И под снежной бахромою,

Сном волшебным очарован,

Неподвижною, немою

Весь опутан, весь окован

Чудной жизнью он блестит.

Легкой цепью пуховой…

 -Что изображено на картине? (Красота зимнего, заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега).

 — Какой это лес? (Это старый, дремучий, непроходимый лес).

 — А почему вы решили, что это старый, дремучий лес? (Потому что ели огромные с мощными стволами, как лесные богатыри).

 — Что вы видите на переднем плане картины? (На земле под снегом лежат огромные стволы упавших, старых деревьев, стволы елей кое – где уже наклонились, но еще не упали).

 — Какие деревья изобразил художник на переднем плане картины?

 Дети: Сосны.

 Воспитатель. Опишите их.

 Дети:  Они стройные, величавые, могучие.

 Воспитатель. Эти величавые сосны выросли на просторе. Как вы думаете, они молодые или старые?

 Дети: Старые.

 Учитель: Почему так решили?

 Дети: Стволы у сосен толстые, высокие. С широкими ветвями.

Воспитатель. Знаете, Шишкин не просто изображал деревья, траву, кусты. Он, как ученый, изучал особенности растений и лишь потом рисовал их. Художник умел и любил точно изображать породы деревьев, форму растений. Это особенность его творчества.

 — Каким художник изобразил на картине снег? (Снег на земле лежит пушистым, большим, белоснежным одеялом, ветки так окутаны снежным покрывалом, что прогнулись под его тяжестью).

 — Посмотрите на цвет снега. Везде ли он белоснежный? (Необыкновенный, коричневато – белые, кремовый -это от коричневых стволов деревьев, а там, где глубокие тени и следы он еще и голубоватый, а где-то синий).

 — А каким художник написал небо? (Небо очень светлое, почти белое, а к горизонту оно темнеет. Это снеговые тучи)

 — Видите ли вы здесь живое существо? Приглядитесь внимательно. Видите ли вы кого-нибудь в этом сонном лесу? Вот какую ещё загадку нам загадал художник. Нашли? Это птица на ветке, кажется, что она тоже заснула.

 Физминутка

 — Ребята, я вам предлагаю закрыть глаза и представить, что мы попали в эту картину. И почувствовать всю красоту зимней природы.

 — Давайте вдохнем воздуха и почувствуем, какой он? (Морозный, прозрачный, свежий, легкий).

 — Давайте прислушаемся, в лесу тихо, а можно в такой тишине услышать самый небольшой шорох. Что вы слышите? (Скрип снега, шепот ветра, потрескивание веток, стволов деревьев, а вот перелетела птица с ветки на ветку).

 — Мне кажется, в такой тишине даже слышно как падают снежинки. Вот и мы давайте превратимся в снежинок, будем плавно кружиться под музыку, а по окончании музыки опустимся на землю и превратимся в сугроб.

 — Ну а теперь кто сможет составить рассказ? Рассказать надо и о красоте деревьев, и о снеге, и о небе, и о солнце.

 — Великолепен вид русской природы, которая погружена в зимний сон. Весь лес окутала холодная тень. Сучья и стволы, кусты и деревья, высокие травы опушились снегом, по которому скользят солнечные лучи, осыпая все холодным блеском алмазных огней. Воздух мягок. В лесу торжественно и тихо. Лес как – бы дремлет. Небо над головой очень светлое, почти белое. Вся земля покрыта белым, мягким покрывалом, лишь синеет на нем глубокие следы. Деревья покрыты пушистыми шапками, Будто вросли в снег. Зима – волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее невиданными нарядами. Ни одно время года так не волшебно. Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.

III часть Заключительная

(Прямая речь)

- Картины отличаются друг от друга сюжетом, но их можно объединить, назвав одним словом. Каким словом?(Картины называются пейзажем.

- Что такое пейзаж? ( Пейзаж – это картины, на которых изображена природа.)

- Какое время года изобразил И.И.Шишкин на этой картине? (На этой картине изображена зима).

- О чем нам рассказал художник? (О зиме в лесу, о красоте заснеженного леса).

- Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, спокойная или громкая, звонкая? ( Картина тихая, спокойная, негромкая).

 - Какую же главную мысль этой картины мы должны донести до читателей? ( Как прекрасна наша родная русская природа! Да, природа – это красота земли. Она ещё может исцелять душу человека. Если она сохранена в первозданной своей красоте).

 -  Какой вывод вы можете сделать из этого для себя? (Природа – красота и богатство Родины, и её надо охранять и беречь.)

Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказал о зиме художник, поэт и композитор о своем настроении, навеянном красотой и напевами зимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»    Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...

Конспект занятия по картине И. И. Шишкина «Зима» старшая группа

Конспект занятия по картине И. И.  Шишкина «Зима»...

Конспект беседы по картине И.И. Шишкина «Зима» в старшей группе

Познакомить детей с картиной художника – пейзажиста И. И. Шишкина «Зима»...

Рассматривание картин И.Шишкина "Зима" в старшей группе

Рассматривание картин И.Шишкина "Зима" в старшей группе...

Конспект беседы по картине И.И. Шишкина «Зима»

Конспект беседы по картине И.И. Шишкина «Зима»  Цель: Познакомить детей с картиной художника И. И. Шишкина «Зима»Задачи:Познакомить детей с жанром живописи &nda...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Шишкин день» в старшей группе комбинированной направленности «Красная шапочка»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Шишкин день» в   старшей группе комбинированной направленности...

ООД по картине И.И. Шишкина «Зима» в средней группе

Конспект беседы по картине И.И. Шишкина «Зима»в средней группеЦель: Познакомить детей с картиной художника – пейзажиста И. И. Шишкина «Зима»Задачи:Образовательные:Уч...