Деловая игра для педагогов "Защитники Отечества"
олимпиадные задания (старшая группа)

В рамках патриотического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_dlya_pedagogov_zashchitniki_otechestva.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА:

С ДРЕВНЕЙ РУСИ

ДО НАШИХ ДНЕЙ»

Цели: систематизировать знания педагогов об исторических личностях и событиях.

а) «Богатыри земли русской»

б) «Князья-воители»

в) «Война 1812 года»

г) «Великая Отечественная война»,

д) «Современная Российская армия»

— формировать потребность педагогов в получении исторических знаний — обучать воспитателей приемам диагностики уровня знаний детей по теме.

Форма проведения: соревнование двух игровых групп.

Рекомендации по проведению игры: объектом имитации является процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Форма взаимодействия участников игры: индивидуальная, подгрупповая, групповая деятельность.

Ведущий: Во все века героизм и мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства.

История России богата героическим прошлым. Дети способны воспринимать наиболее значительные события героической истории Отечества, знать его героев. Достаточно вспомнить поле Куликово, Бородинское сражение, Курскую дугу.

Наша сегодняшняя игра посвящена защитникам Отечества с Древней Руси до наших дней. Мы закрепим и пополним свои знания по данной теме. Ведь чтобы о чем-то рассказывать детям, педагогам необходимо самим в достаточной мере владеть познавательной информацией.

Представляем вам две команды-участницы: команда «Белых» (одеты в белые футболки) и команда «Синих» (одеты в синие футболки).

Выбирается жюри, которое будет оценивать ответы участников игры.

Задание 1. Разминка: кто больше назовет пословиц о храбрости и героизме.

Команды по очереди выполняют. Выигрывает команда, назвавшая пословицу последней.

- Смелость города берет. Тот герой, кто за Родину горой. Храбрый побеждает, трус погибает. За правое дело стой смело! Один за всех, все за одного! Сам погибай, а товарища выручай! С Родной земли — умри, но не сходи! Жить — Родине служить! Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет! Бой не опасен, если ты мужеством красен! Кто смел да стоек, тот десятка стоит. Тяжело в ученье — легко в бою. Где смелость — там победа. Мужественно биться — победы добиться! Кто Родине изменяет — того народ презирает. За край родной насмерть стой!

Задание 2. Работа с таблицами: определить, какие исторические события являются достижениями перечисленных исторических личностей.

Вписать личности в соответствующую графу напротив каждого исторического события. Определить, какие исторические личности соответствуют более раннему этапу развития Древней Руси, а какие более позднему, и расположить их в хронологическом порядке.

Исторические личности: Дмитрий Донской, Садко, князь Владимир Мономах, царь Иван Грозный, Александр Невский.

Исторические события

Историческая личность

Хронология

1

Битва на берегу р. Невы. Дал отпор шведским крестоносцам. Позже   немецким рыцарям-крестоносцам: битва на Чудском озере

Александр Невский

3

2

Присоединение к русскому государству Казанского и Астраханского ханства

Царь Иван Грозный

5

3

Объединил территории древнерусского государства. Дал отпор диким ордам кочевников. Защищал русский народ от несправедливостей со стороны удельных князей

Князь

Владимир

Мономах

2

4

Былинный герой

Садко

1

5

Возглавил битву русских с татарами на Куликовом поле. «Мамаево побоище». Кремль становится белокаменной могучей крепостью

Дмитрий Донской

4

Исторические личности Пожарский и Кузьма Минин, М И. Кутузов, Петр Первый, Великий князь Иван Третий. Иван Калита, князь Дмитрий

№ п/п

Исторические события

Историческая личность

Хронология

1

2

3

4

1

Создал великий российский военный и торговый флот

Петр Первый

4

2

Отказался платить дань ордынцам. На р. Угре, притоке р. Оки, произошла встреча татарского и русского войска. Хан не решился вступить в бой из-за страха, что войско может быть разбито

Великий князь Иван Третий

2

3

Войско-ополчение с ними во главе осадило поляков в Московском Кремле и освободило столицу от иноземных захватчиков

Князь Дмитрий

Пожарский

и Кузьма Минин

3

4

Возглавил русскую армию в Отечественной войне 1812 года против непобедимой армии Наполеона. Французы были изгнаны из России.

М.И. Кутузов

5

5

Благодаря мирным переговорам с ордынцами получил право самому собирать дань для татар с русских земель и использовал это для усиления казны своего княжества. Хитростью, мирными переговорами, подкупом и силой своего ополчения сделал Москву центром земель русских

Иван Калита

1

Задание 3. Работа в подгруппах: разгадывание кроссворда, определение зашифрованных слов.

В каждой команде участники делятся на подгруппы по два человека. Каждая подгруппа разгадывает кроссворд. Если все слова отгаданы правильно — педагоги называют зашифрованное слово, характеризующее качества русского солдата. Каждая команда называет по четыре зашифрованных слова.

Кроссворд 1

1.Создал первую книгу законов на Руси — князь Ярослав (Мудрый)

2.Основатель Москвы Выдающийся полководец Великой Отечественной войны, маршал победы (Жуков.)

3. В каком городе находится известная крепость-герой   принявшая на себя первый удар немецких захватчиков в годы ВОВ (Брест.)

4. Ударное холодное оружие, состоящее из рукоятки, цепи и камня. (Кистень.)

5.Царь, основатель Санкт-Петербурга (Петр.)

6.Предки русских. (Славяне.)

7.Человек, любящий свою Родину (Патриот.)

(Зашифрованное слово «мужество».)

Кроссворд 2

1. Летчик, герой Советского Союза, направивший горящий самолет на вражескую колонну (Гастелло.)

2.  Древнее сооружение для защиты жителей города от врагов. (Крепость.)

3. Передовые части войска, первыми вступающие в бой (Авангард.)

4. Фамилия крестьянина, в избе которого состоялся «Совет в Филях» в годы Отечественной войны 1812 года. (Фролов.)

5. Программа патриотического воспитания М.Ю. Новицкой. (Наследие.)

6.Военный флаг, на котором изображали святых. (Знамя.)

7. Знак отличия различных родов войск. (Эмблема.)

(Зашифрованное слово «героизм».)

Кроссворд 3

1. Защитник в Древней Руси. (Богатырь.)

2. Месяц, в котором страна празднует День защитника Отечества. (Февраль.)

3. Герой сражения на Куликовом поле (Донской.)

4. Маршал, который в 1941 г руководил защитой столицы от фашистов. (Рокоссовский.)

5. В мае 1945 г советские солдаты водрузили знамя победы над этим зданием. (Рейхстаг.)

6.Страна, напавшая на Россию в 1812г (Франция.)

7. Военная техника (Самолет.)

8. Высшее воинское звание в армии. (Маршал.)

9. Село, у которого произошла битва между русской французской армиями (Бородино)

10. Автор картины «Отдых после боя» (Непринцев.)

(Зашифрованное слово «бесстрашие».)

Кроссворд 4

1. Первый   русский   царь Иван ... (Грозный.)

  1. Какое оружие в годы ВОВ называли женским именем? Катюша.)
  2. Установил на Руси христианство — князь ... Красное солнышко. (Владимир.)
  1. 28 солдат, участвовавших в бою с немецкими танками под Москвой. (Панфиловцы.)
  2. Герой войны 1812 года, помощник Кутузова. (Багратион.)
  3. Художник, изображающий картины боя. (Баталист.)

(Зашифрованное слово — «отвага».)

Кроссворд 5

  1. Недалеко от этого села Белгородской области произошло крупнейшее танковое сражение в годы ВОВ. (Прохоровка.)
  2. Автор картины «Окраина Москвы. Ноябрь 1941года». (Дейнека.)
  3. Военная техника. (Танк.)
  4. Какое событие произошло в Москве 7 ноября 1941г. (Парад.)
  5. Выиграл сражение с немцами на Чудском озере. (Невский.)
  6. Командующий русской армии в войне с Наполеон (Кутузов.)
  7. Былинный богатырь (Святогор.)
  8. Клятва военных служить Родине. (Присяга.)

9.        Способ действия войск, при котором скрытно выжидают
противника, а затем нападают на него. (Засада.)

10.        Награда героям (медаль.)

Кроссворд 6

  1. Князь, в 1612г. вместе с Кузьмой Мининым освободивший Москву от поляков. (Пожарский.)
  2. Воин, закрывший своим телом амбразуру вражеского дзота. (Матросов.)

3.        Участник боевых, действий. (Ветеран.)

  1. Символ духовной власти царя. (Держава.)
  2. Военный инженер, генерал, зверски замученный немцами. (Карбышев.)

6. Командующий французской армии в войне 1812года. (Наполеон.)

7. Наплечные знаки различия воинского звания. (Погоны.)

8. Известный флотоводец, адмирал (Ушаков.)

9. 17 – летняя героиня Отечественной войны. (Космодемьянская.)

10. Автор поэмы «Бородино» (Лермонтов.)

11. Сколько дней длилась блокада Ленинграда. (Девятьсот.) (Зашифрованное слово "преданность".)

Кроссворд 7

  1. Предводитель монголо-татар в Куликовской битве. (Хан.)
  2. Народный герой ВОВ, описанный в поэме А. Твардовского. (Теркин.)
  3. Автор картины «Богатыри» (Васнецов)
  4. Доспехи богатыря, состоящие из железных колец и стальных пластин, которые нашивались на кафтан или кольчугу (Бехтерец.)
  5. Награда герою. (Орден.)
  6. Герой войны 1812 года, Денис (Давыдов)
  7. Автор пословицы «Тяжело в ученье — легко в бою» (Суворов.)
  8. Символ воинской власти у царя. (Скипетр)
  9. Город, за который мужественно сражались моряки Черноморского флота в годы ВОВ. (Севастополь.)

(Зашифрованное слово «храбрость».)

Кроссворд 8

  1. Крестьянин, погубивший целый отряд врагов во время польской интервенции. (Сусанин.)
  2. Человек-легенда, десантник № 1, стоящий у истоков формирования Воздушно-десантных войск России. (Маргелов.)
  3. Боец, вооруженный винтовкой с оптическим прицелом. (Снайпер.)
  4. Автор стихотворения «Шинель». (Благинина.)

5. Политрук, которому принадлежат слова: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва». (Клочков.)

6. Город, за который 1942г. произошла крупнейшая
битва с фашистами, длившаяся 200 дней. (Сталинград.)

7. Военный времен Петра Первого. (Стрелец.)

8. Защитные доспехи воина в виде рубахи. (Кольчуга.)

(Зашифрованное слово «смелость».)

Минутка отдыха. Игра в пантомимы Педагогам предлагается изобразить с помощью пантомим

  • трех богатырей
  • пограничника с собакой
  • медсестру на поле боя
  • сапера

Задание 4 Составление примерного перечня вопросов для диагностики уровня знаний детей о защитниках Отечества.

1-я команда (для детей среднего дошкольного возраста

  1. Кто защищает нашу Родину?
  2. Для чего солдатам нужно оружие?
  3. Кто плавает на кораблях (водит самолеты, управляет танками)?
  4. Какой головной убор носят моряки?
  1. Что нарисовано на крыльях самолетов?
  2. Кто самый главный на корабле?
  3. Какой великий праздник отмечает наша страна и все мы 9 мая?
  4. Почему в День Победы по улице ходят люди с медалями? Кто они?

2-я команда (для детей подготовительной группы)

1. Назовите рода войск нашей армии

2. Расскажите, чем отличается друг от друга военная форма солдата, летчика, моряка.

3. Какую боевую технику вы знаете?

4. Назовите известных вам героев — защитников Отечества. Какие подвиги они совершили?

  1. Какие улицы в нашем городе названы в честь героев — защитников Отечества?
  2. Какие памятники в нашем городе посвящены защитникам Отечества? Где они расположены?
  3. Кто такие ветераны?
  4. Что ты знаешь о Великой Отечественной войне?

9. Когда и как страна отмечает День Победы?

Задание 5. Конкурс капитанов

Нужно ответить на большее количество вопросов за одну минуту

  1. Высшая военная награда (Орден.)
  2. Название России в древности. (Русь.)
  3. Человек, несущий знамя в бою. (Знаменосец.)
  4. Герой войны 1812 года, участвовавший в битве под Смоленском с двумя своими сыновьями. Его именем названа улица нашего города. (Раевский.)
  5. Автор изречения «Кто с мечом на русскую землю придет   тот от меча и погибнет» (Александр Невский.)
  6. Воинское звание Г.К. Жукова. (Маршал.)
  7. Каким двум защитникам Отечества в Москве на Красной площади поставлен первый памятник на народные деньги (Минину и Пожарскому.)
  8. Назовите настоящую фамилию Михаила Илларионовича Кутузова. (Голенищев-Кутузов.)
  1. Русский флотоводец, разгромивший турецкий флот в Крымскую войну (Павел Степанович Нахимов.)
  2. Великий русский полководец, не проигравший ни одного военного сражения (Александр Васильевич Суворов.)
  3. Командующий Черноморским флотом в 1790г (Адмирал Федор Ушаков.)
  4. «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» На каком памятнике, посвященном защитникам Отечества, можно прочитать эти слова? (Могила Неизвестного солдата.)
  5. «Есть такая профессия — Родину защищать» Из какого фильма это высказывание? («Офицеры».)
  6. Летчик, награжденный тремя золотыми медалями, герой Советского Союза, сбивший во время ВОВ 59 немецких самолетов. (Александр Покрышкин.)
  7. Город, на гербе которого изображен Георгий Победоносец. (Москва.)
  8. Памятник, павшим, в годы ВОВ в Волгограде (Мамаев курган.)
  9. 7 ноября 1941 г в Москве на Красной площади состоялся военный парад, участники которого сразу же отправились. Куда? (На фронт.)
  10. Оружейный город мастеров (Тула.)
  11. Автор изречения «Кто храбр — тот жив, кто смел — тот цел» (А. Суворов.
  12. Областной город-герой освобожденный от немецко-фашистских захватчиков в августе 1943 г Орел.)
  13. Летчик, совершивший первый воздушный таран в годы ВОВ. (Иван Иванов.)
  14. Военный русской армии, служивший в легкой кавалерии и носивший форму «венгерка» (Гусар.)
  15. В каком году была создана Рабоче-Крестьянская Красная Армия? (В 1918 г.)
  16. Генерал, под командованием которого 28 солдат-красноармейцев в 1941 г остановили танки под Москвой. (И.В. Панфилов.)
  17. Высокий головной убор цилиндрической формы в русской армии времен Отечественной войны 1812 года. (Кивер.)
  18. Артиллерийское длинноствольное орудие, стреляющее ядрами (Пушка.)
  19. Рядовой воин русской армии. (Солдат.)
  20. Один из древних городов который был щитом Москвы прикрывал ее от врагов (Звенигород.)
  21. Герой Ледового побоища. (А. Невский.)
  22. Первый российский император с 1721 г. (Петр Первый.)

Тренинг (минутка психологической разгрузки) педагогам предлагается продолжить фразу «Я горжусь героическим прошлым России и ее славными защитниками Отечества, потому что…»

примерные ответы: освободили наш народ от татаро-монгольского

ига, победили в Отечественной войне 1812 года, разгромили Германию, освободили Европу от фашистов, русские солдаты совершили очень много подвигов, подарили жизнь потомкам, мои дети не знают, что такое война, в наши дни у нас крепкая армия, у меня мирное небо над головой и т.д. Воспитателям необходимо подобрать по одной фразе.

Задание 6. «Путешествие в музей военного костюма» (домашнее задание).

Для участников игры проводится парад-дефиле военных костюмов.

Педагогам предлагается выбрать военный костюм, начиная с военного костюма Древней Руси до наших дней, рассказать к какому роду войск он принадлежит, каковы его отличительные особенности.

(Костюмы: богатырь, стрелец, гусар, красноармеец, летчик, танкист, подводник, десантник, моряк, пограничник.)

Дополнить выступление необходимо рассказом о ярких исторических событиях и исторических личностях, которые носили этот костюм, совершили различные подвиги.

Задание 7. Презентация дидактической игры по патриотическому воспитанию.

В конце игры жюри подводит итог, определяет команду-победительницу.

Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Основы делового общения"

Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...

Деловая игра для педагогов "ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА С ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО НАШИХ ДНЕЙ""

Систематизировать знания педагогов об исторических личностях и событиях по блокам....

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА: С ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО НАШИХ ДНЕЙ»

систематизировать знания педагогов об исторических личностях и событиях по блокам:а) «Богатыри земли русской»;б) «Князья -...

Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»

Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...

деловая игра для воспитателей игра «Игра – это серьезно!»

Человек рождается и сразу начинает играть, игра сопровождает его всю жизнь. Каждый ребенок от рождения уникален и наделен неограниченными способностями к развитию. Именно в играх и через игру реализуе...