Доклад на тему « Дни открытых дверей - форма педагогической поддержки и информационного просвещения родителей».
методическая разработка (младшая группа)

Кудакаева Галия Зуфаровна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kudakaevu_g.z.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 197 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

        

Выступление
на районном методическом объединении воспитателей
«Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей»
на тему:
«Дни открытых дверей - форма педагогической поддержки и информационного просвещения родителей»

Воспитатель:
Кудакаеву Галию Зуфаровну

Уфа-2023 г.

«Дни открытых дверей - форма педагогической поддержки и информационного просвещения родителей»

Слайд 2

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».  В ст. 44 говорится:

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Органы государственной власти и органы местного  самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой  коррекции нарушений  их развития        

Слайд 3

В связи с этим законом в статье 6  части 1 пункта 6 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

Подчеркнуто,  что  одним из принципов дошкольного образования является тесное сотрудничество Организации  с семьёй п.1.4, а  ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и  психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. П1.7.6 

Одна из главных задач стандарта направлена на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. П.1.6. 9

 Слайд 4

 В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы  и требования по взаимодействию Организации с родителями.

Результатом внедрения ФГОС в работе с родителями должно стать создание эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия. Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться принципов взаимодействия.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты.  Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

 Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Слайд 5

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.

Создать атмосферу взаимопонимания родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов детского сада, эмоциональной взаимоподдержки.

Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.

Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях

Слайд 6

Каждого родителя интересует, как ребенок проводит время в детском саду, но немногие готовы активно поучаствовать в жизни ДОО. Задача педагогов – организовать интересные совместные мероприятия, которые помогут родителям включиться в образовательный процесс, лучше узнать своего ребенка, установить доверительные отношения с ним, поделиться друг с другом опытом семейного воспитания, обсудить актуальные проблемы и найти пути их решения.

Но, далеко не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка.

Современная жизнь и её ритм диктуют детскому саду  находиться всё время в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей, которые помогу сплотить вокруг себя родителей.

Сейчас мы бы хотели поделиться с Вами нашим опытом работы по использованию форм педагогической поддержки и информационного просвещения родителей.

Слайд 7

Для создания благоприятных условий взаимодействия с родителями воспитанников и вовлечение семьи в единое образовательное пространство, а также для установления доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями педагоги нашего ДОУ разработали и реализовывали проект «Открытый детский сад. Мы вместе!»

По ходу реализации данного проекта мы создали модель эффективного взаимодействия учреждения с семьёй ребёнка и вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада как полноправных субъектов деятельности.

(Слайд со всеми формами)

Модель взаимодействия с семьями воспитанников вы можете видеть на слайде

Рассмотрим их на примере нашей группы.

Первая форма взаимодействия это:

1. Информационно-аналитические методы, сюда входит: наблюдение, беседы, тестирование и анкетирование.

Основной задачей таких форм является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения.

2. Познавательные формы взаимодействия.

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста и формирование у них практических навыков воспитания детей происходит через познавательные формы взаимодействия. Сюда мы включили: семинары-практикумы, педагогические брифинги, родительские советы группы, клубы для родителей и многое др.

Слайд 8

Большинство родительских собраний в нашем дошкольном учреждении проводятся с использованием нетрадиционных форм проведения.

Так в этом году было проведено родительское собрание «Речевая лестница». Во время мероприятия родители имели возможность проиграть с педагогом в речевые развивающие игры и определить, как они могут их использовать дома в общении с ребенком, тем самым развивая и улучшая его речь. Фрагмент данного мероприятия вы можете видеть на экране.

Слайд 9

Также наши родители стали участниками познавательных мероприятий для детей. Из анкет мы узнали об профессиях наших родителей и смогли организовать встречи, где папы наших воспитанников рассказали о своей профессии детям.

Так наши воспитанники познакомились с профессией полицейского. В проведенной беседе, под руководством Евграфова А.И. дети закрепили знания о полиции как системе государственных служб и учреждений, занимающихся борьбой с преступностью и правонарушениями, охраной порядка, а также личной безопасностью граждан.

Слайд 10

Алексей Игоревич провел с дошкольниками беседу о личной безопасности. Акцентировал внимание детей на том, что разговаривать с незнакомыми людьми и тем более куда-либо идти без родителей нельзя. И объяснил детям, как себя вести, что делать и куда обратиться, если они оказались в трудной ситуации.
Провел с детьми упражнения по физической подготовке. Наглядно показал ребятам спец. средства, которые используются в работе полицейского.
В завершение мероприятия провели блиц-опрос, когда каждый ребенок мог задать интересующий его вопрос и получить понятный и компетентный ответ.
Алексей Игоревич также обратили внимание ребят на то, что полицейским можно и нужно доверять, на них можно положиться в трудной ситуации, потому что они для детей, как старшие братья-помощники.
Дети с большим удовольствием слушали рассказ о службе в полиции и в конце задали много вопросов и получили исчерпывающие ответы.

Слайд 11

3. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Сюда  можно отнести такие традиционные мероприятия для родителей как: праздники, утренники, концерты, соревнования и экскурсии.

Слайд 12

Но в большинстве этих праздников родители были зрителями и их участие заключалось в оказании помощи при их организации.

И, мы решили, для активного привлечения родителей к жизни группы использовать нетрадиционные формы взаимодействия.

Одним из ключевого момента в организации досуговых форм взаимодействия с семьями воспитанников, является педагогическое содержание самого мероприятия. Задача педагога четко продумать сценарий мероприятия, структурировать методы проведения и только тогда данные мероприятия могут быть эффективными!

Переходим к следующей форме взаимодействия – это:

Слайд 13

4. Наглядно-информационные формы.

Их мы можем условно разделить на две подгруппы: информационно-просветительские: это общение через газеты, организацию выставок и др.

И информационно-ознакомительные. Это ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы; с педагогами, занимающимися воспитание детей и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.

К группе информационно – ознакомительных форм мы относим такую форму работы, как «День открытых дверей».

В настоящее время широкое распространение приобретают «Дни открытых дверей». Данная форма сотрудничества использовалась и ранее. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей.

Сейчас хочу рассказать об особенностях его проведения на примере нашего дошкольного учреждения. День открытых дверей был приурочен к неделе здоровья.

Слайд 14

По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов.

Так вот «Дни открытых дверей» в полном объеме вовлекают родителей в образовательную деятельность.

В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья, сестры и др.), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями и самим включиться в деятельность.

Возможность увидеть своего ребенка в условиях детского сада,  «погружение» в жизнь дошкольного учреждения, отличной от домашней, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания и иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.

Итак, более подробно о проведении.

Слайд 15

Подготовка к встрече с родителями начинается задолго до назначенного времени и включает в себя продумывание программы мероприятия. После составления подробного плана проведения, заведующий дошкольным образовательным учреждением заверяет приказ о «дне открытых дверей» в ДОУ. Этим документом он назначает дату проведения мероприятия, ответственных за планирование и реализацию плана, а также педагогов, которые должны контролировать исполнение приказа. Успех мероприятия во многом зависит от тщательности планирования. План проведения должен учитывать интересы, запросы и пожелания членов семей воспитанников, поскольку именно для них проводится подобная встреча.

Слайд 16

Следующим шагом необходимо разработать и распечатать рекламные буклеты, из которых родители узнают о времени и месте проведения. Также объявления о проведении размещаются на информационных стендах каждой возрастной группы и на доске объявлений. Объявление о проведении «Дня открытых дверей» может быть размещено на сайте образовательного учреждения. Отдельно стоит приготовить для гостей информационные листы и памятки с полезной информацией, подготовить сведения о меню в детском саду, успехах воспитанников и выпускников.

Слайд 17

В связи с усилением опасности террористических атак и преступных действий в отношении детей, особое внимание уделяется вопросам безопасности. Чтобы посторонние лица не могли проникнуть на территорию детского сада, следует составить список участников мероприятия или изготовить именные пригласительные. Система регистрации родителей и членов семей воспитанников должна быть продумана заранее. Стоит оповестить об этом гостей, чтобы те пришли на мероприятие с документами, удостоверяющими личность. В целях соблюдения санитарно-гигиенических норм, родителям нужно отвести место для переобувания, приобрести и приготовить бахилы, отвести место для того, чтобы они могли снять верхнюю одежду, зарегистрироваться.   

Слайд 18

Всему педагогическому составу следует помнить, что качество проведения встречи с родителями влияет на имидж дошкольного образовательного учреждения. В сознании общественности и членов семей воспитанников положительный образ детского сада формируется за счет успешной демонстрации различных видов воспитательно-образовательной работы.

Музыкальный зал, помещения групп, холл должны быть оформлены определенным образом. В качестве оформления можно использовать детские работы, фотографии с других мероприятий и фотоотчеты о жизни группы. Важно, чтобы представители педагогического коллектива были неизменно вежливыми и тактичными с гостями праздника.

После длительной и качественной подготовки, опираясь на план мероприятия мы приступили к его реализации.

Наша встреча началась с регистрации гостей.

Слайд 19

На первом мероприятии родители смогли просмотреть утреннюю гимнастику в старшей и подготовительной к школе группах.

Слайд 20

Пока воспитанники завтракали и готовились к проведению организованной образовательной деятельности старший воспитатель ДОУ презентовала виртуальную экскурсию по дошкольному учреждению, а заведующий ДОУ более подробно рассказала родителям  о дошкольном учреждении и о перспективах его развития.

Затем все присутствующие родители были приглашены для просмотра организованной образовательной деятельности в группы.

Слайд 21

Прошло увлекательное занятие на тему: «Мы готовим винегрет». Данное занятие было организовано с целью формирования у детей навыков безопасного обращения с опасными предметами в быту, умения правильно ими пользоваться (резать овощи), развития умения различать овощи по внешнему виду (свежие, варёные, солёные), узнавать их на вкус, воспитания аккуратности во время работы. Попросили родителей принести необходимые овощи для винегрета. Дома родители вместе с детьми готовились к занятию, варили и чистили овощи. Мы сначала поиграли в дидактические игры: "Угадай на вкус", "Чудесный мешочек". Узнали о пользе овощей. Какие витамины находятся в них.

В ходе занятия дети превратились в поваров, приготовили необходимый инвентарь, а потом все вместе вспомнили, какие овощи необходимы для приготовления винегрета, учились пользоваться ножом, чистили и резали приготовленные для салата овощи.

Ребятам очень понравилось готовить винегрет. Они очень старались. Винегрет получился очень вкусным и аппетитным, конечно, ведь сделали, его сами дети! Винегретом угостили наших родителей.

Слайд 22

С целью закрепления знаний, умений и навыков родителей по сохранению и укреплению здоровья детей после сна был проведен игровой тренинг «В здоровом теле – здоровый дух». Родители вспомнили пословицы, отвечали на вопросы викторины, поиграли в игры «Веселый мячик», «Моя семья».

Слайд 23

Не осталась без внимания и деятельность детей во время прогулки. После участия в мастер-классах родители имели возможность понаблюдать за проведением совместных подвижных игр, эстафет, трудовой деятельностью детей и принять активное участие.

Слайд 24

Ну, а в завершении мероприятия родители имели возможность заполнить анкеты, книгу отзывов и предложений и поделиться своими впечатлением о проведенном дне.

День открытых дверей в дошкольном учреждении для родителей является масштабным, сложным в подготовке и проведении мероприятием. Поэтому важно правильно определить задачи и обозначить ответственных сотрудников за их выполнение. Тщательное планирование является залогом успешного проведения такой деятельности в дошкольном учреждении. Таким образом, этот день можно проводить в самых разных формах. Сценарий мероприятия составляется на основе ФГОС, образовательной программы, возможностей конкретного дошкольного учреждения и творческой составляющей педагогического коллектива - единых требований к проведению такой деятельности не сформулировано.

Мы надеемся, что наши материалы и рекомендации по его проведению будут для Вас полезны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационное просвещение родителей по вопросам развития детей

Здесь представлены буклеты для родителей по следующим темам:1) Развитие психических процессов детей (5 - 6 лет)2) 55 фраз для похвалы ребенка и стимулирова...

Конспект открытого занятия на тему: «День открытых дверей» (1 младшая группа).

Конспект мероприятия на тему «День открытых дверей» в 1 младшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физич...

Семинар для педагогов «Дни открытых дверей- форма педагогической поддержки и информационного просвещения родителей»

Семинар для педагогов «Дни открытых дверей- форма педагогической поддержки и информационного просвещения родителей»...

Доклад РМО на тему "Детский праздник - эффективная форма педагогического воздействия на младших дошкольников"

Доклад на тему "Детский праздник - эффективная форма педагогического воздействия на младших дошкольников"...

Семинар для педагогов «Дни открытых дверей- форма педагогической поддержки и информационного просвещения родителей»

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Взаимодействие с сем...