Доклад РМО на тему "Детский праздник - эффективная форма педагогического воздействия на младших дошкольников"
статья

Доклад на тему "Детский праздник - эффективная форма педагогического воздействия на младших дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_detskiy_prazdnik.docx43.06 КБ

Предварительный просмотр:

 Детский праздник - эффективная форма педагогического воздействия на младших дошкольников.

Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский – в частности, принято определять как явление эстетико-социальное, интегрированное и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем.

Праздники и культурно-досуговая деятельность в нашем садике рассчитаны на детей в возрасте от 1.5  до 7 лет. Мы учитываем и детскую непосредственность малышей, их постоянную готовность к «чуду» и социальнопедагогическую особенность старших дошкольников – потребность в нерегламентированном общении. С учетом возрастных особенностей детей составлен праздничный календарь, в соответствии с которым те или иные мероприятия проводятся открыто в музыкальном зале или  в группах

Праздники- это  Культурно-досуговая деятельность с ритмом жизни, традициями, обычаями, обрядами. День радости, веселья и объединения.

Основная цель праздника в ДОУ - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. 

Задачи: 1. Создать радостное настроение. 2. Вызвать положительный эмоциональный настрой. 3. Формировать праздничную культуру. 4. Учить детей традициям праздника, его организации, правилом гостевого этикета, приема и приглашения гостей 5. Формировать моральные и нравственные качества. 6. Формировать художественный вкус. 7. Сплачивать детей и взрослых, формировать полезное сотрудничество. 8. Обеспечивать социализацию детей. 9. Формировать активную позицию. 10. Приобщать к человеческой культуре и сохранению традиций и обычаев русского народа.

 

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАЗДНИКОВ 1. Душевное возвышение и просветление. 2. Единение людей. 3. Раскрытие их творческих сил. 4. Выражение коллективного строя жизни. 5. Состояние общей гармонии.

ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАЗДНИКА 1. Наметить совместные действия всего коллектива. 2. Подготовить программу праздника. 3. Утвердить на педсовете и уточнить обязанности членов коллектива, участвующих в празднике. Выбирается ведущий и определяются с ролями. 4. Ведется последовательная планомерная репетиция. 5. Выполняются соблюдения всех правил санитарно-гигиенических норм.

Праздник с древнейших времен является неотъемлемым элементом культуры. Он всегда был значимым событием для общества и каждого индивида как уникальная форма эмоционально-символического выражения (утверждения) их ценностно-нормативных установок . Праздник относится к тем типам систем, организация которых предполагает творческое и эмоционально-оценочное участие человека. Это особый вид игровой деятельности человека, посредством которого он выражает свое эмоционально-эстетическое отношение к наиболее значимым общественным  смыслам и ценностям, творчески объективируя это отношение в символических атрибутах и формах поведения .

Термин «праздник» также часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца). С праздником ассоциируется чувство приятного, радостного.

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: «Без праздников не бывает детства!» Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. 

Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. То есть художественное содержание праздников воплощается в музыке, в песне, стихах. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные заповеди, с другой – разнообразные советы, наставления, т.е. правила поведения в будни и праздники.

Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника характеризуются достаточно определенными, близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:

- абсолютная добровольность участия и согласие со всеми обязательными и условными правилами досуговой деятельности того или иного праздника;

- свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, поведения праздничного действия;

- наличие в праздниках глубинных народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклора .

Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, праздник должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), – праздник представляется в качестве всестороннего развития личности.

Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса сотрудничества. 

Праздничная деятельность детей очень близка к эстетической и игровой деятельности. Эстетический момент существует и в сфере труда, и в сфере социальной жизни общества: культуры, быта, общения людей, во всей совокупности человеческих отношений. В эстетической деятельности человека, в его отдельных эстетических действиях и проявлениях, личностно значимыми для него являются и сам процесс, вызывающий творческое напряжение всех сил личности, и положительно окрашенное эмоциональное переживание, и результаты деятельности, и ее эстетически оцениваемый продукт, и в итоге – развитие творчески-эстетических задатков и способностей.

Таким образом, праздник обусловлен не только деятельностью, но и всеми сторонами человеческой личности, на которые он призван воздействовать.

В реальном художественно-педагогическом процессе создания детского праздника активно взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет им выходить на качественно новый уровень сотрудничества и выражается в изменении их ценностных ориентацией, взаимоотношения и взаимопонимания.

Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника определяется как система коллективных художественно-творческих дел детей и взрослых в ходе педагогически организованной совместной деятельности. Участие в праздничном действии в существенной степени формирует инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность ребят. Коммуникативный характер праздника настолько очевиден, что сама система детских праздников способна превратиться в мощный социо-культурный фактор и сильное средство педагогического воздействия. Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности). Понимание детского праздника, как сложной системы различных субъективно-объективных и личностно-общественных отношений и основанных на них видов деятельности детей и подростков, позволяет выявить основные элементы праздника и структурные взаимоотношения между ними. Праздник объединяет в себе различные характеристики, будучи и познавательным отражением действительности и ее оценкой, выражением духовного мира личности и социальным явлением, видом игровой, эстетической деятельности, средством воспитательного воздействия. И все эти характеристики системно взаимосвязаны, являясь разными аспектами нерасторжимого в своей целостности художественно-педагогического процесса взаимодействия детей и взрослых в проведении праздника.

Многообразные виды деятельности, с которыми сталкивается ребенок в процессе подготовки и проведения праздника, творческие, познавательные, игровые, общественные и др., чтобы действительно влиять на развитие ребенка, на динамику его способностей, должны обладать определенными характеристиками. Мотивационно-потребностная сфера личности развивается, когда, во-первых, связывает деятельность с ведущими возрастными тенденциями, выводит растущего человека из зоны «актуального развития» в зону «ближайшего развития»; во-вторых, проявляется в осознанном целеполагании, связанном с моментом преодоления себя; и, в-третьих, когда ее влияние охватывает не только начальный период деятельности, но распространяется на весь процесс .

На любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности – это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует выделить особый вид деятельности – общение. 

Уже в первые годы жизни у ребенка складываются предпосылки для овладения простейшими формами деятельности. Первой из них является игра. Данная форма деятельности и является основной весь дошкольный период жизни ребенка. Но дошкольник редко осознает потребности, которые толкают его играть. И целью его деятельности является сама осуществляемая деятельность, а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью.

Творческая деятельность – это деятельность человека, в ходе которой он создает нечто новое. Не важно, будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира или построением ума или чувства. В педагогике творческая деятельность определяется как объективный фактор развития личности ребенка. Профессиональное назначение педагога состоит в том, чтобы организовать процесс формирования личности, т.е. организовать жизнь ребенка как постоянное восхождение к культуре, взаимодействие с миром на уровне современных достижений культуры, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности и на уровне данного развития он входил в социальную жизнь.

Основой любого праздника является музыкальная деятельность. В массовом проявлении она состоит из песен и танцев.

Не последнюю роль в празднике для детей играет речевая деятельность, которая, в основном, сводится к разучиванию стихотворений. По нашему мнению, чтение стихов и другая речевая деятельность на празднике не только желательна и возможна, но и необходима, т.к. это создает богатейшие возможности для развития речи, создает так необходимую для детей со сниженным слухом речевую среду; ребенок, поставленный в условия публичного выступления, чувствует свою ответственность: он должен говорить, говорить так, чтобы его поняли. Детям нравится выступать, показывать то, что они умеют. Праздник является хорошей ситуацией для активизации речи.

Большую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная деятельность, в процессе которой развивается зрительная память, мелкая моторика, внимание и аккуратность.

Дети, готовясь к празднику, делают подарки родителям (открытки маме к 8 марта), участвуют в процессе оформления группы , используя для этого аппликацию, рисование. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что своим трудом он участвует в общем деле. Общение, как особый вид деятельности, активно используется как в процессе подготовки, так и непосредственно при проведении праздника. Оно происходит между детьми и педагогом, родителями, персонажами действия и конечно же между самими детьми. И очень важная задача– создать в коллективе теплую, доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение «на равных», так, чтобы не было обиженных и обделенных, чтобы яркое, веселое, доброе событие в жизни ребенка – праздник – не обернулось для него психической травмой, чтобы в его памяти на долгие годы остались только хорошие, светлые воспоминания, а не горькая обида.

Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: передача информации, взаимодействие и взаимовосприятие. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить детей в совместную деятельность, наладить взаимопонимание и взаимодействие.

 Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены: театрализованные представления, тематические дни и недели, спектакли, презентации, карнавалы,  конкурсы, утренники, концерты и др. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми.

Можно выделить следующие виды праздников, в которых возможно участие детей .

- календарно-обрядовые праздники - Новый год, Масленица (проводы зимы), праздник Ивана Купалы, праздник урожая;

- гражданско-личностные праздники, или семейные (, день рождения, .)

- спортивные праздники;

- праздники для детей;

- мемориальные праздники, связанные с жизнью и творчеством великих русских поэтов и писателей, художников и композиторов;

- юбилейные праздники городов (День города), областей и республик.

Праздники для детей также условно можно разделить на тематические и календарные. Календарными, например, будут являться 8 Марта или Новый Год, а тематическими Праздник осени или До свиданья, детский сад Рассмотрим, из чего состоит и какие функции при этом выполняет тот или иной вид праздника.

Праздник осени.  Он воспитывает в детях умение видеть прекрасное в природе и окружающей среде. Аналогичный праздник День знаний формирует у детей положительную мотивацию к будущему обучению в школе; воспитание чувства благодарности к учителям и воспитателям детского сада; развитие эмоциональности.

Новый Год.. Этот праздник участвует в формировании у детей отношения к празднику как к чудесному, радостному событию; развитие эмоциональности детей.

Восьмое Марта. Нужно быть вежливыми и внимательными к мамам, бабушкам. Так праздник8 Марта воспитывает в детях чувство уважения и благодарности к маме и близким женщинам.

Театрализованные представления - формируют  общечеловеческие ценности на основе русских народных сказок, уважение к традициям  народной культуры, развивают эмпатию и толерантность. Сказка оказывает положительное влияние на словесное творчество младших дошкольников

1 апреля-  Формирование положительного чувства и эмоций через улыбку и эмоционального восприятия весёлого настроения детей.

Почти у каждого календарного праздника – своя тема, отражающая историю народа, страны, мира. Праздник – тогда праздник, когда привлекает его участников к творческому взаимодействию, развивает в них желание и умение неформально общаться, создавать художественные образы.

Подводя итоги, можно определить праздник как категорию педагогики, своеобразную форму творческого самовыражения и духовного обогащения ребенка. Цель его – в познании юными гражданами окружающего мира, развитии их морального сознания и нравственных чувств, эстетических воззрений, навыков организатора, умении постигать человеческую науку общения.

Детские праздники – комплексная синтетическая деятельность, которая является активной деятельностью в сфере культурного наполнения свободного времени детей, иначе говоря, в сфере досуга. Детские праздники – не пустое времяпрепровождение для детей, это составная часть их образовательной культурно – просветительской программы.

 Использование разнообразной деятельности не только определяет содержание праздника, но и решает ряд специфических задач: развивает слуховое восприятие, произношение, голос, расширяет активный словарь ребенка, развивает крупную и мелкую моторику, расширяет представления детей об окружающем мире, способствует формированию навыков общения.

  Праздник для детей – это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа, а также естественная ситуация для развития и обучения.

Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.

Изучение опыта работы позволяет нам сделать вывод о том, что на всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие взрослых, ведущего, педагогов, музыкального руководителя, которые в сотрудничестве с детьми и их родителями должны терпеливо преодолевать трудности, возникающими в процессе подготовки к празднику. Праздники должны быть яркими, интересными, насыщенными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей. Кроме того, на празднике и во время подготовки к нему важно создать условия для полноценного эмоционального и речевого общения детей.

Здесь крайне актуален вопрос о восприятии праздника не только как формы досуга, но и как культурно-образовательного явления, способствующего развитию личности и воспитанию. Особая педагогическая ценность детских праздников заключается в том, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых.

Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

Одно только слово «праздник» заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Именно о праздниках детства, проведенных вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые. Для многих эти воспоминания являются самыми светлыми и радостными в жизни.

Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что именно вы помогли ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарили ему дополнительные мгновения счастья.

Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский – в частности, принято определять как явление эстетико-социальное, интегрированное и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем.

Педагогическая цель детского праздника определяется в соответствии с общей целью формирования личности ребенка и достигается при условии четкой ориентации на психологию и жизненные установки детей дошкольного возраста.

Праздники и культурно-досуговая деятельность в нашем садике  рассчитаны на детей в возрасте от 1.5 до 7 лет. Мы учитываем и детскую непосредственность малышей, их постоянную готовность к «чуду» и социальнопедагогическую особенность старших дошкольников – потребность в нерегламентированном общении. С учетом возрастных особенностей детей составлен праздничный календарь, в соответствии с которым те или иные мероприятия проводятся открыто в музыкальном зале или камерно в группах .

Эффективному проведению праздника способствуют:

  • объединение всех его составных частей вокруг главной цели
  • отбор художественного материала
  • выбор эмоционально-выразительных средств
  • подбор исполнителей
  • коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.

Организуя детский праздник, во-первых, нужно рассматривать его как важную самостоятельную форму культурно-досуговой деятельности. Во вторых, не забывать о том, что его можно характеризовать как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. В третьих, необходимо помнить, что эта форма имеет свои характерные особенности (определенные временные рамки, локализованные характерные площадки, праздничная атмосфера и эмоциональный настрой, детская аудитория).

Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить.

В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них. Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.

Работа над сценарием включает в себя несколько этапов

1 этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям о чем либо. Идея наших праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к творчеству. Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала. К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе театрализованного действия.

В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. Для его построения необходим особый сценарный ход – своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом.

2 этап – построение композиции  – реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:

  • экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии);
  • завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);
  • развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт;
  • кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);
  • развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).

Требования к сценарию

  • строгая логичность построения и развития темы;
  • законченность каждого эпизода;
  • органическая связь эпизодов;
  • нарастание действия в его движении к кульминации.

Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия.

Так, музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Важно создать вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности.

Песня и танец на детском празднике – это средства общения и единения всех собравшихся. Здесь не должно быть актеров и зрителей. Все участвуют в праздничном действии и веселье благодаря играм. В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и музыкально-игровая драматизация побуждают их изобразить картину жизни в предлагаемых обстоятельствах.

Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках колядках и пр., оно воодушевляет участников. Важно донести до детей красоту, емкость художественного слова, закрепить в их сознании, что оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях.

Игра на детском празднике выступает, с одной стороны, как прием активизации ребенка, с другой – как важная форма освоения народного творчества. Коллективные игры характеризуются событийностью, сюжетностью, действием, образностью. Эмоции «цементируют» игру, делают увлекательной, создают благоприятный климат для общения. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной насыщенностью, результативностью.

Огромная роль принадлежит ведущему. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения в любой игре.

Развлечения как один из видов культурно-досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Развлечения должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность.

При организации развлечений первого вида с целью активизации детей их привлекают к оформлению зала, группы; изготовлению атрибутов или пригласительных билетов. В этом виде мероприятий культурно-досуговая деятельность дошкольников несколько ограничена: они в основном являются зрителями, и положительный эмоциональный настрой получают в процессе восприятия.

Виды развлечений по степени активности участия детей

  • дети являются только слушателями или зрителями
  • дети – непосредственные участники
  • участники – взрослые и дети.

Второй вид развлечений дает возможность более широкого включения детей в процесс подготовки и исполнения. Они сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, принимают активное участие в разнообразных играх. Этот вид развлечений позволяет воспитателю найти занятие каждому ребенку, что положительно сказывается на формировании основ культуры личности.

Третий вид – смешанный. Он позволяет расширить общение детей со взрослыми и сверстниками, что так необходимо для общего развития дошкольников. Привлечение родителей к этому разделу культурнодосуговой деятельности воспитателя – хорошая форма работы детского сада с семьей.

Такие мероприятия, как правило, проводятся во второй половине дня. При этом воспитатель должен учитывать время года. Один раз в неделю целесообразно проводить более длительное по времени (30–35 мин) развлекательное мероприятие с большей эмоциональной нагрузкой, а в остальные дни предлагать короткие (5–10 мин) веселые забавы: маленькие сюрпризы, шутки, прибаутки, потешки, загадки, показ фокусов и импровизационных сценок из жизни детского сада или по литературным произведениям.

Классификация развлечений по содержательной направленности

  • театрализованные: кукольный и теневой театры, театр игрушек, фланелеграф, плоскостной театр и др.
  • познавательные: КВН, викторины о жизни и творчестве композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; об обычаях и традициях своей страны, народа; экологические
  • спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования, эстафеты
  • музыкально-литературные концерты.

Такие развлекательные моменты помогают воспитателю снять усталость у детей, способствуют переключению внимания с одного вида культурно-досуговой деятельности на другой. Поэтому их можно проводить в любой момент, когда это требуется для создания положительного микроклимата. Не обязательно для таких веселых потех собирать всех детей группы. Просто воспитателю надо уметь видеть и чувствовать ребенка, которому необходима эмоциональная разрядка, или тех, кого нужно подбодрить или просто помочь выбрать для себя занятие.

Творчество – еще один важный вид культурно-досуговой деятельности ребенка. Чем культурнее человек, тем более разнообразен его досуг. Детство, прежде всего дошкольное, единственный период в жизни человека, когда творчество становится универсальным и естественным способом бытия.

Творческая деятельность ребенка (вид досуга) не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно, т. к. совершенствуются его качества как творческой личности. У каждого ребенка есть способности. Дети от природы любознательны и полны желания делать чтото интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку, т. е. творчески проектировочную среду.

Для того чтобы в период посещения дошкольного образовательного учреждения у ребенка полноценно развивались его творческие способности, появилось любимое дело на всю жизнь, возникла потребность в культурном времяпрепровождении, важно обеспечить комфортные условия для развития дошкольника. Такими условиями являются:

  • личностно ориентированное взаимодействие детей и взрослых
  • эмоционально положительное отношение между сверстниками
  • индивидуальный подход к каждому ребенку и на его основе выстраивание методики общения и воспитания, развития творческих способностей
  • создание предметно-развивающей и творчески проектировочной среды
  • добровольное участие всех членов образовательного сообщества (детей, родителей, педагогов).

Кроме этого педагогу нужно уметь:

  • не мешать ребенку творить
  • быть рядом с ним в этом процессе
  • принять и понять его позицию
  • довериться ребенку в минуты творческого поиска, т. к. он (ребенок) сам чувствует и знает, что ему нужно
  • самому быть творцом
  • бережно относиться к результатам детского творческого труда.

Если в коллективной творческой деятельности перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения, воспитатель направляет детей на поиск решения проблемы (принцип «интеллектуального голода»), помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность,поддерживает положительный эмоциональный настрой.

Досуговая деятельность фокусирует все виды культуры человека: эстетическую, нравственную, познавательную, игровую, этическую и т. д.

Именно деятельность в свободное время воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и старшему поколению. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить материальные и духовные ценности, а также умение ими пользоваться.

Праздники- это  Культурно-досуговая деятельность с ритмом жизни, традициями, обычаями, обрядами. День радости, веселья и объединения.

цели и задачи: 1. Создать радостное настроение. 2. Вызвать положительный эмоциональный настрой. 3. Формировать праздничную культуру. 4. Учить детей традициям праздника, его организации, правилом гостевого этикета, приема и приглашения гостей 5. Формировать моральные и нравственные качества. 6. Формировать художественный вкус. 7. Сплачивать детей и взрослых, формировать полезное сотрудничество. 8. Обеспечивать социализацию детей. 9. Формировать активную позицию. 10. Приобщать к человеческой культуре и сохранению традиций и обычаев русского народа.

 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАЗДНИКОВ В ДОУ-  Классификация праздников в ДОУ общепринятая, так как дети должны знать и приобщаться к той праздничной культуре, которая уже существует в нашей стране.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАЗДНИКОВ 1. Душевное возвышение и просветление. 2. Единение людей. 3. Раскрытие их творческих сил. 4. Выражение коллективного строя жизни. 5. Состояние общей гармонии.

ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАЗДНИКА 1. Наметить совместные действия всего коллектива. 2. Подготовить программу праздника. 3. Утвердить на педсовете и уточнить обязанности членов коллектива, участвующих в празднике. Выбирается ведущий и определяются с ролями. 4. Ведется последовательная планомерная репетиция. 5. Выполняются соблюдения всех правил санитарно-гигиенических нор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Из опыта работы о психологических клубах как эффективной форме психокоррекционного воздействия на дошкольников в условиях инклюзивного образования"

В данной статье идет речь о том, как оптимизировать инклюзивную среду в детском общеобразовательном учреждении. Представленный инновационный опыт работы педагога-психолога базируется на интегра...

Консультация для родителей. «Поиск эффективных форм и методов работы с дошкольниками в освоении природных пространств Кубани»

«Я не могу не любить эту землю.Синие плесы. Песчаные россыпиПо берегам рощи белой сирени.Небо вечернее, кони на роздыхе.Выцветших льнов непокорные головыГордые взгляды, осанка властителей.Запах лугов ...

Мастер класс "Использование мастер-класса с родителями воспитанников как эффективной формы педагогической технологии"

Встаёт вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе, привлечь их к сотрудничеству («сотрудничество» - «со» и «труд», совместный труд)?Одним из путей реш...

Использование мастер-класса с родителями воспитанников как эффективной формы педагогической технологии

Как заинтересовать родителей в совместной работе, привлечь их к сотрудничеству («сотрудничество» - «со» и «труд», совместный труд)?  Одним из путей решения дан...

Организационно-педагогические условия, способствующие эффективной организации педагогического процесса по подготовке дошкольников к безопасному поведению на дорогах.

Актуальность  проблемы подтверждается едиными Федеральными государственными требованиями к содержанию образовательной области «Безопасность», которые направлены на достижение целей фо...