Семинар для педагогов «Дни открытых дверей- форма педагогической поддержки и информационного просвещения родителей»
методическая разработка
Семинар для педагогов «Дни открытых дверей- форма педагогической поддержки и информационного просвещения родителей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotov_doklad_seminar.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов «Дни открытых дверей- форма педагогической поддержки и информационного просвещения родителей»
ЧАСТЬ №1
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В Ст.44 говорится:
- Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
- Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям… в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития
В связи с этим законом в статье 6 части 1 пункта 6 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является тесное сотрудничество Организации с семьёй п.1.4,
а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. П1.7.6
Одна из главных задач стандарта направлена на
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. П.1.6. 9
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации с родителями.
В требованиях к структуре ООП ДО в содержательном разделе Программы должны быть представлены:
- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников П.2.11.2
- Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений должно учитывать образовательные потребности, мотивы детей, членов их семей, педагогов.
- Дополнительный раздел программы должен содержать краткую презентацию, ориентированную на родителей и доступную для ознакомления.
В требованиях к условиям реализации ООП ДО представлены:
- требования к образовательной среде П.3.1
создаются условия для участия родителей в образовательной деятельности
- Психолого-педагогические условия П.3.2.1
Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья
- Условия создания социальной ситуации П.3.2.5
Общение с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность
- условия для консультирования родителей П.3.2.6
Консультирование родителей по вопросам образования и охраны жизни и здоровья детей.
Требования к результатам освоения ООП ДО
Настоящие требования являются ориентиром для
- взаимодействия с семьями
- информирования родителей (законных представителей)
Таким образом, дошкольная организация создают возможности для :
- Представления информации о программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность
- Для взрослых по поиску, использованию материалов обеспечивающих реализацию Программы, в том числе и информационной среде.
- Для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Результатом внедрения ФГОС в работе с родителями должно стать создание эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия. Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться принципов взаимодействия:
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны: категоричность, требовательный тон.
Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
- Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
- Создать атмосферу взаимопонимания родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов детского сада, эмоциональной взаимоподдержки.
- Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
- Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях
Каждого родителя интересует, как ребенок проводит время в детском саду, но немногие готовы активно поучаствовать в жизни ДОО. Задача педагогов – организовать интересные совместные мероприятия, которые помогут родителям включиться в образовательный процесс, лучше узнать своего ребенка, установить доверительные отношения с ним, поделиться друг с другом опытом семейного воспитания, обсудить актуальные проблемы и найти пути их решения.
Но, далеко не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка.
Современная жизнь и её ритм диктуют детскому саду находиться всё время в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей, которые помогу сплотить вокруг себя родителей.
Дошкольное учреждение и семья взаимодействуют посредством разнообразных форм. В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (старшего воспитателя, психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, медицинской сестры) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноценными участниками образовательного процесса. Сейчас мы бы хотели поделиться с Вами нашим опытом работы по использованию форм педагогической поддержки и информационного просвещения родителей.
ЧАСТЬ №2
СЛАЙД №1
Для создания благоприятных условий взаимодействия с родителями воспитанников и вовлечение семьи в единое образовательное пространство, а также для установления доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями педагоги старшей группы нашего ДОУ разработали и реализовывали долгосрочный проект «Открытый детский сад. Мы вместе!»
По ходу реализации данного проекта мы попытались создать модель эффективного взаимодействия учреждения с семьёй ребёнка и вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада как полноправных субъектов деятельности.
СЛАЙД №2
Модель взаимодействия с семьями воспитанников вы можете видеть на слайде
(Слайд со всеми формами)
Рассмотрим их на примере старшей группы нашего дошкольного учреждения.
СЛАЙД №3
Первая форма взаимодействия это:
- Информационно-аналитические методы, сюда входит: наблюдение, беседы, тестирование и анкетирование (на выставке методической литературы вы сможете познакомиться с собранными материалами по данной форме работы)
Основной задачей таких форм является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения.
СЛАЙД №4
Следующие формы это:
- Познавательные формы взаимодействия. Слайд с описанием
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста и формирование у них практических навыков воспитания детей происходит через познавательные формы взаимодействия. Сюда мы включили: семинары-практикумы, педагогические брифинги, родительские советы группы, клубы для родителей и многое др.
СЛАЙД №5
Большинство родительских собраний в нашем дошкольном учреждении проводятся с использованием нетрадиционных форм проведения.
Так в этом году педагог группы Грачева Юлия Вениаминовна провела семинар-практикум по речевому развитию дошкольников «Речевая лестница». Во время мероприятия родители имели возможность проиграть с педагогом в речевые развивающие игры и определить, как они могут их использовать дома в общении с ребенком, тем самым развивая и улучшая его речь. Фрагмент данного мероприятия вы можете видеть на экране.
СЛАЙД №6 (видеофрагмент)
СЛАЙД №7
Родительский клуб. Это форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителям-что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Часто на такие заседания приглашаются специалисты ДОУ. В зависимости от запроса родителей.
СЛАЙД №8
Во время одного из собраний родительского клуба педагоги совместно с педагогом – психологом Елкиной Оксаной Александровной подготовили для родителей собрание-тренинг «Я – ребенок». При организации такого собрания был использован метод Елены Павловны Арнаутовой «Игровое моделирование поведения». Когда родитель вступает в игровое взаимодействие, поле его зрения на воспитательную проблему расширяется. В условной игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком. Из «зрителей» и «наблюдателей» она становятся активными участниками встреч.
СЛАЙД
Также наши родители стали участниками познавательных мероприятий для детей. Из анкет мы узнали об увлечениях наших родителей и смогли организовать встречи, где папы наших воспитанников рассказали о своих увлечениях детям.
Так, Клименко Игорь Викторович увлекается герпетологией. У него дома имеется не один террариум с пауками, черепахами, а также змеи и скорпионы. И вот с некоторыми представителями террариумов он познакомил детей. Игорь Викторович подробно рассказал о жизни своих питомцев как в дикой природе, так и в домашних условиях, об особенностях их строения, питания. Дети имели возможность наглядно увидеть паука, черепаху и скорпиона. Некоторых даже потрогать. Эмоции, которые дети получили во время мероприятия не заменят никакие видео и фотоматериалы, к которым часто прибегают педагоги для знакомства с жизнью этих животных.
А, Козлов Алексей Александрович является опытным электротехником. Специально для наших детей Алексей Александрович собрал макет электрической цепи, с помощью которой дети смогли узнать об электрическом токе. Попробовали провести электричество к лампе, образовать звуковой сигнал и многое другое.
СЛАЙД (видеофрагмент)
СЛАЙД
Мама нашей воспитанницы Авакьянц Маргарита Андреевна является инспектором ОНД МЧС России по Кавказкому району. Маргарита Андреевна познакомила детей с основными правилами пожарной безопасности, со средствами тушения пожара для предотвращения пожароопасных ситуаций и сохранения здоровья и жизни детей в случае возникновения пожара.
СЛАЙД (видеофрагмент)
СЛАЙД
Следующая форма взаимодействия это
- Досуговые формы.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
СЛАЙД
Сюда можно отнести такие традиционные мероприятия для родителей как: праздники, утренники, концерты, соревнования и экскурсии.
Но в большинстве этих праздников родители были зрителями и их участие заключалось в оказании помощи при их организации.
И, мы решили, для активного привлечения родителей к жизни группы использовать нетрадиционные формы взаимодействия.
СЛАЙД
В рамках «Недели здоровья» родителями воспитанников был организован показ театрализованного представления «Дракоша в сказочном лесу». С помощью театрализации родители формировали у детей культурно-гигиенические навыки по уходу за своими зубами; пытались донести значимость ухода за зубами с ранних лет. Ну, а педагоги в свою очередь, «включали родителей» в деятельность ДОУ. Для подготовки данного мероприятия родители тесно взаимодействовали между собой и с педагогами, организовывали репетиции, подбирали костюмы, принимали активное участие в оформлении зала. Все участники данного мероприятия были награждены благодарственными письмами.
СЛАЙД
(Видеофрагмент мероприятия)
СЛАЙД
Также в рамках «Недели здоровья» была организованна экскурсия на стадион «Кубань» и проведены спортивные соревнования «В дружбе со спортом». В данном случае акцент был поставлен на вовлечение в жизнь группы и ДОУ пап воспитанников. Они являлись главными помощниками в организации экскурсии, судьями соревнования, следили за правильностью выполнения спортивных упражнений, подводили итоги и награждали команды участников.
СЛАЙД
Также при помощи родителей были организованы экскурсии, в городскую детскую библиотеку и кинотеатр «Знамя». Родители были первыми помощниками воспитателей, участвовали вместе с детьми в викторине, подготовленной специалистами библиотеки, подбирали мультфильм для просмотра. Следили за техникой безопасности во время экскурсии.
СЛАЙД
А еще наши родители смогли проявить свою фантазию и смекалку, раскрыть свои творческие таланты в различных конкурсах. такие как: «Литературная гостиная. Конкурс чтецов» и конкурс «Я-изобретатель».
СЛАЙД
Во время проведения конкурса чтецов дети и родители готовили выступления в трех номинациях: «Лучший исполнитель стихотворения», «Авторское произведение», «Лучшее семейное выступление». В жюри были приглашены как сотрудники детского сада, так и представитель детской городской библиотеки. Дети и родители имели возможность реализовать свой творческий потенциал. Многие подошли к процессу очень креативно: подготовили рисунки, обыграли сценически, подобрали атрибуты по сюжету произведений. Все участники были награждены грамотами и ценными призами.
СЛАЙД
(видеофрагмент мероприятия)
СЛАЙД
Если в конкурсе чтецов мы смогли задействовать лишь 40% семей, то конкурс «Я-изобретатель» превзошел все наши ожидания. Родители и дети продемонстрировали свои изобретения также в трех номинациях: «Транспорт. Необычное средство передвижения», «В помощь маме», «Макетирование, конструирование». Через участие в конкурсе семьи получили возможность презентовать свои проекты, чем расширили свои коммуникативные способности. В создании проекта, оформлении его презентации участвовали все члены семьи, что помогло объединить их для достижения единой цели. Все представленные изобретения имели высокий творческий уровень, а по количеству участников привлек более 50% воспитанников группы и их родителей.
СЛАЙД (видеофрагмент)
СЛАЙД
Одним из ключевого момента в организации досуговых форм взаимодействия с семьями воспитанников, является педагогическое содержание самого мероприятия. Задача педагога четко продумать сценарий мероприятия, структурировать методы проведения и только тогда данные мероприятия могут быть эффективными!
СЛАЙД
Переходим к следующей форме взаимодействия: это
- Наглядно-информационные формы
Их мы можем условно разделить на две подгруппы: информационно-просветительские: это общение через газеты, организацию выставок и др.
И информационно-ознакомительные. Это ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы; с педагогами, занимающимися воспитание детей и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.
К группе информационно – ознакомительных форм мы можем отнести такую форму работы, как «День открытых дверей»
Об особенностях его проведения на примере нашего дошкольного учреждения вам расскажет педагог младшей группы Надденная Олеся Николаевна.
ЧАСТЬ №3
СЛАЙД
В настоящее время широкое распространение приобретают «Дни открытых дверей». Данная форма сотрудничества использовалась и ранее. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей.
СЛАЙД
По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов.
СЛАЙД
Так вот «Дни открытых дверей в полном объеме вовлекают родителей в образовательную деятельность.
В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья, сестры и др.), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями и самим включиться в деятельность.
СЛАЙД
Возможность увидеть своего ребенка в условиях детского сада, «погружение» в жизнь дошкольного учреждения, отличной от домашней, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания и иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.
СЛАЙД ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
Итак, более подробно о проведении.
СЛАЙД
Подготовка к встрече с родителями начинается задолго до назначенного времени и включает в себя продумывание программы мероприятия. После составления подробного плана проведения (его вы можете видеть на экране) заведующий дошкольным образовательным учреждением заверяет приказ о «дне открытых дверей» в ДОУ. Этим документом он назначает дату проведения мероприятия, ответственных за планирование и реализацию плана, а также педагогов, которые должны контролировать исполнение приказа. Успех мероприятия во многом зависит от тщательности планирования. План проведения должен учитывать интересы, запросы и пожелания членов семей воспитанников, поскольку именно для них проводится подобная встреча.
СЛАЙД
Следующим шагом необходимо разработать и распечатать рекламные буклеты, из которых родители узнают о времени и месте проведения. Также объявления о проведении размещаются на информационных стендах каждой возрастной группы и на доске объявлений. Объявление о проведении «Дня открытых дверей» может быть размещено на сайте образовательного учреждения. Отдельно стоит приготовить для гостей информационные листы и памятки с полезной информацией, подготовить сведения о меню в детском саду, успехах воспитанников и выпускников (буклеты и информационные листы, используемые нами вы можете видеть на выставке). Для родителей, стоящих на очереди в наше ДОО были разосланы смс- оповещения с приглашением познакомиться с детским садом.
СЛАЙД
В связи с усилением опасности террористических атак и преступных действий в отношении детей, особое внимание уделяется вопросам безопасности. Чтобы посторонние лица не могли проникнуть на территорию детского сада, следует составить список участников мероприятия или изготовить именные пригласительные. Система регистрации родителей и членов семей воспитанников должна быть продумана заранее. Стоит оповестить об этом гостей, чтобы те пришли на мероприятие с документами, удостоверяющими личность. В целях соблюдения санитарно-гигиенических норм, родителям нужно отвести место для переобувания, приобрести и приготовить бахилы, отвести место для того, чтобы они могли снять верхнюю одежду, зарегистрироваться.
СЛАЙД
Всему педагогическому составу следует помнить, что качество проведения встречи с родителями влияет на имидж дошкольного образовательного учреждения. В сознании общественности и членов семей воспитанников положительный образ детского сада формируется за счет успешной демонстрации различных видов воспитательно-образовательной работы.
СЛАЙД
Музыкальный зал, помещения групп, холл должны быть оформлены определенным образом. В качестве оформления можно использовать детские работы, фотографии с других мероприятий и фотоотчеты о жизни группы. Важно, чтобы представители педагогического коллектива были неизменно вежливыми и тактичными с гостями праздника.
СЛАЙД
После длительной и качественной подготовки, опираясь на план мероприятия мы приступили к его реализации.
Наша встреча началась с регистрации гостей.
На первом мероприятии родители смогли просмотреть утреннюю гимнастику в старшей и подготовительной к школе группах.
ВИДЕОФРАГМЕНТ
Пока воспитанники завтракали и готовились к проведению организованной образовательной деятельности старший воспитатель ДОУ Павлючук Ирина Аслановна презентовала виртуальную экскурсию по дошкольному учреждению, а заведующий ДОУ Шалыгина Марина Николаевна более подробно рассказала родителям о дошкольном учреждении и о перспективах его развития.
ВИДЕОФРАГМЕНТ
Затем все присутствующие родители были приглашены для просмотра организованной образовательной деятельности в группы. Так как группы раннего возраста не проводят открытых мероприятий для своих родителей, в связи с психологическими особенностями детей данного возраста, туда были приглашены родители будущих воспитанников нашего дошкольного учреждения, а представители групп раннего возраста смогли поприсутствовать на ООД в младшей группе.
ВИДЕОФРАГМЕНТ
А в старшей группе родители воспитанников являлись не только зрителями, но и непосредственными участниками мероприятия. Педагог группы Грачева Юлия Вениаминовна подготовила литературную игру-викторину, где родители вместе с детьми блистали знаниями произведений Корнея Чуйковского.
ВИДЕОФРАГМЕНТ
СЛАЙД
После просмотра занятий все гости были приглашены на праздничный концерт, подготовленный воспитанниками возрастных групп.
Весь коллектив дошкольного учреждения активно участвует в подготовке и проведении концерта. За содержание музыкального репертуара и за его исполнение ответственность несет музыкальный руководитель.
«Прежде всего, надо, чтобы детский сад давал побольше радости, - писала Н.К. Крупская, - чтобы с воспоминаниями о детском саду связывалось представление о чём-то светлом».
СЛАЙД
После праздничного концерта родители были приглашены на презентацию работы руководителей кружков и студий.
Свои мастер-классы для гостей продемонстрировали: педагог по изобразительной деятельности, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагог – психолог и социальный педагог. А также педагог по театрализованной деятельности и вокалу.
СЛАЙД
Не осталась без внимания и деятельность детей во время прогулки. После участия в мастер-классах родители имели возможность понаблюдать за проведением совместных подвижных игр, эстафет, трудовой деятельностью детей.
СЛАЙД
Ну, а в завершении мероприятия родители имели возможность заполнить анкеты, книгу отзывов и предложений и поделиться своими впечатлением о проведенном дне.
СЛАЙД
День открытых дверей в дошкольном учреждении для родителей является масштабным, сложным в подготовке и проведении мероприятием. Поэтому важно правильно определить задачи и обозначить ответственных сотрудников за их выполнение. Тщательное планирование является залогом успешного проведения такой деятельности в дошкольном учреждении. Таким образом, этот день можно проводить в самых разных формах. Сценарий мероприятия составляется на основе ФГОС, образовательной программы, возможностей конкретного дошкольного учреждения и творческой составляющей педагогического коллектива - единых требований к проведению такой деятельности не сформулировано.
Мы надеемся, что наши материалы и рекомендации по его проведению будут для Вас полезны!
На этом наше мероприятие не заканчивается. Мы бы хотели пригласить Вас на небольшую экскурсию по групповым комнатам, где вы наглядно можете увидеть, как наши родители участвуют в организации РППС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационное просвещение родителей по вопросам развития детей
Здесь представлены буклеты для родителей по следующим темам:1) Развитие психических процессов детей (5 - 6 лет)2) 55 фраз для похвалы ребенка и стимулирова...
Открытый показ Психолого – педагогической поддержки для детей старшей группы МДОУ «СЮРПРИЗ»
Цель: Раскрытие ресурсов у детей умения распознавать и выражать основные эмоции посредством сюрпризных моментов, а так же изучение основных социальных правил проведения с...
Рекомендация для педагогов. День открытых дверей «Давайте познакомимся»
laquo;День открытых дверей» является одной из форм работы с родителями, которые, вместе с детьми, перешли во II младшую группу.«День открытых дверей» в нашей группе явля...
Семинар для педагогов «Дни открытых дверей- форма педагогической поддержки и информационного просвещения родителей»
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Взаимодействие с сем...
Семинар для педагогов.Методический час в форме деловой игры «Профессиональная компетентность педагога»
Методический час в форме деловой игры«Профессиональная компетентность педагога» Цель: Создать условия для повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУЗадачи:1.Познакомить педа...