Логопедическая сказка "Язычок"
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
«Язычок и его друзья»
Логопедическая сказка
Автор: Гладышко Н.В.
Сказка «О веселом Язычке
За высокими горами, за дремучими лесами в одном царстве-государстве, где тучки жили веселые и грустные, ручейки текли тихие и шумные, на лесной опушке в маленькой избушке жил да был непоседливый мальчишка Язычок.
И были у него две веселые нянюшки Верхняя губа и Нижняя губа.А ещё жили в домике гномы-братцы-Зубы. Ох, и вредные были эти гномы, но Язычок тоже был хитрым и умным, и умел с ними справляться.
Вот однажды Язычку стало скучно, он и говорит гномам: - Ну-ка, хочу к нянюшке-Нижней губе, на коленочках полежать, спинку почесать, сказочки послушать(упр. «любопытный язычок»). Любопытный Язычок выглянул из домика, лег тихонько к нянюшке на коленочки полежал, полежал, снова в домик убежал.
Надоело Язычку в домике сидеть, решил он в гости к другой нянюшке Верхней губе сходить. Выбежал из домика (упр. «вкусное варенье»)быстро-быстро поздоровался с нянюшкой Верхней губой и опять спрятался. Взял тряпочку и начал мыть сначала правую стеночку (правая щека), затем Левую стеночку (левая щека), моет правую-левую стеночки (упр. «спрячь конфетку»), протер стеночки, а потолок то пыльный, Начал Язычок веничком водить вперед-назад, вперед-назад (упр. «маляр»).Вот теперь потолок чистый, устал Язычок, хотел отдохнуть, а гномики-зубки говорят: «Мы тоже, хотим быть чистыми».
Пришлось Язычку и их мыть (упр. «почистить зубки»)
Вот уборка наконец окончена, кто-то зовет Язычка, выглянул он,
а там на полянке возле домика стоит красавица Лошадка, копытцем стучит,
и весело Язычку кричит: «Посмотри, как я могу цок-цок-цок. Я копытцем стучу цок-цок-цок.»
Удивился Язычок, а потом как запрыгал, да как ножкой затопал, и у него получилось цок-цок-цок (упр. «лошадка»)
А нянюшки развеселились и давай смеяться (упр. «улыбка»).
Услышали смех гномы-зубы и решили посмотреть, что там происходит (упр. «заборчик»).Лошадке тоже стало весело, она поскакала дальше,
а Язычок решил немножко отдохнуть, потому что он ждал гостей.
Жаба Жужа в гостях у Язычка
Возле веселого ручейка, в домике около необычного соснового пенечка на котором рос большой мухомор, царила суматоха. Это жаба Жужа собиралась в гости. Открыла шкаф, чтобы выбрать наряд, ей хотелось Язычку понравиться, она же красавица. Все утро жаба Жужа наряды перед зеркалом примеряла: пиджак, бриджи, жакет. «А может надеть жилет? Ах, как выбрать одежду? Понравиться, я же красавица!» – думала Жужа. А ещё бижутерия: жемчуг, сережки и ожерелье: «Нужно надеть босоножки, чтоб не замерзли ножки, когда буду прыгать по дорожке». Наконец жаба Жужа собралась, и попрыгала на полянку, где жил Язычок. Когда она увидела домик Язычка, громко запела: «Жа-жу-жа!»
Язычок выглянул из домика и удивился, такую красавицу он ещё не видел,
ему очень хотелось познакомиться с жабой Жужей.
Язычок сказал: «Здравствуйте, рад вас видеть».
Жаба Жужа: «Жа-жу-жа, здравствуй, Язычок,
ты умеешь так красиво петь, как я? Жа-жу-жа».
Язычок задумался, он конечно был шустрым и ловким, но вот жужжать никогда не пробовал. Ему не хотелось обижать жабу Жужу, и тогда он позвал на помощь свою нянюшку. Она ему тихонько сказала, что нужно делать (язычок широкий, передняя часть поднять кверху, но «потолка» не касаться, горлышко гудит, гудим в кончик языка и получается красивая жужжалочка). Язычок сделал все правильно, и зазвучала красивая песенка: «Жа-жу-жа».
Жаба Жужа от радости тоже запела: «Жа-жу-жа».
А Язычок ей подпевал.
Но тут Язычок увидел у жабы Жужи желтую сумочку,
и ему стало интересно, что же там лежит. Язычок попросил показать, что в сумочке лежит, а там:жвачка, ожерелье, сережки, журнальчик.
Язычок удивился, зачем жабеЖужи эти вещи, но ничего не сказал, он ведь был воспитанным Язычком. А жаба Жужа угостила его жвачкой, подарила ожерелье и сережки нянюшкам, чтобы они были красивыми, как жаба Жужа. И предложила из журнала спеть песенку:
- Жу-жу-жу, жу-жу-жу я с одним ежом дружу,
Жа-жа-жа, жа-жа-жа есть иголки у ежа.
Язычку очень понравилось проводить время с жабой Жужей,но солнышко уже спряталось за тучку и жабе Жуже пора домой, ужинать и ложиться спать в красивой желтой пижаме. Да и Язычок устал, он пожелал жабе Жуже приятных сновидений.
«До свиданья, Язычок! Приятных сновидений», - сказала Жужа,
И попрыгала по дорожке домой, напевая песенку «Жа-жу-жа».
цель сказки:
постановка звука «ж», автоматизация в слогах, развитие фонематического слуха, учить слышать звук «ж» в словах.
вопросы:
1.Что из одежды висело в шкафу у жабы Жужи?
2. Какие украшения надела жаба Жужа?
3. Что из обуви надела жаба Жужа?
4.Какую песенку пела жаба Жужа?
5. Что лежало в желтой сумочке?
6. Какую песенку пели жаба Жужу и Язычок вместе?
Змейка Шуша и Язычок
На следующее утро, Язычок проснулся в хорошем настроении, потянулся и решил сделать зарядку: Руки вверх и руки вниз (двигать языком вправо-влево с постепенным ускорением).
А потом ты поклонись (упр. «горочка»).
А затем подскоки, бег (упр. «лошадка»).
Тут совсем не до утех (упр. «спрячь конфетку»).
Притомился Язычок, даже заболел бочок, побежал в ванну умываться,
умылся и быстрей к нянюшкам. Выглянул Язычок из домика и увидел
на полянке змейку Шушу.Змейка Шуша лежала на пенечке и грелась на сонышке.Солнышко грело спинку змейки Шуши, она от удовольствия зажмурила глазки и тихонько пела песенку:
- Ша-ша-ша-ах, погода хороша! Шо-шо-шо-греет солнце хорошо!
«Какая славная песенка», - подумал Язычок.
Змейка Шуша открыла глазки, и увидела Язычка.
«Здравствуй, Язычок! Какая хорошая сегодня погода, правда?»
Язычок, улыбнулся солнышко сияло на небе,и у всех было хорошее настроение.
«Правда, погода сегодня замечательная, и песенкатвоя необычная».
Змейка Шуша спросила: «А тебе, Язычок, хочется её спеть?»
Язычок не знал, что и сказать, ведь он ни разу не шипел,а отказаться было не вежливо.И тут на помощь пришла нянюшка: она на ушко стала шептать, что нужно делать.(язычок широкий, передняя часть поднимается кверху, но не касается «потолочка», горлышко не гудит, дуем на поднятый вверх кончик язычка - получается ш-ш-ш)
Язычок, сделал все правильно и у него получилась красивая песенка.
А змейка Шуша даже похвалила его. И они вместе запели:
«Ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши».
Змейка Шуша очень любила петь, а еще она любилакрасивые шкатулочки. Язычок увидел шкатулочку у змейки Шуши, и ему стало интересно, что же там лежит.Змейка Шуша была очень догадливой, она открыла шкатулочку
и Язычок увидел: шляпку, шапочку, шарфик, шоколадку.
Язычок удивился, зачем змейке Шуше нужны эти вещи?
А змейка Шуша была умной и воспитанной и знала, что в гости
нужно ходить с подарками. Она угостила Язычка и гномов (зубки) шоколадкой, а нянюшкам подарила шапку и шарфик, чтобы они не мерзли на прогулке. На себя одела шляпку, она ведь тоже была модница.Всем было весело, и тогда Язычок предложил спеть песенку, которую пела змейка Шуша:
Ша-ша-ша, ах погода хороша,
Шо-шо-шо, греет солнце хорошо.
Змейка Шуша посмотрела на солнышко, а солнышко спряталось за тучку.
Приближался вечер, и пора было возвращаться домой.Змейка Шуша попрощалась с Язычком и нянюшками и отправилась в свой домик.
Язычок был доволен собой, у него появился ещё один другзмейка Шуша, и он научился шипеть «ш-ш-ш-ш».Язычок пожелал всем спокойной ночи и крепко уснул.
Цель сказки:
Работа над постановкой звука «ш», автоматизация звука в прямых слогах.
Развитие фонематического слуха, учить слышать звук «ш» в словах.
Вопросы:
1. Какую песенку пела змейка Шуша?
2. Что лежало в шкатулке у змейки Шуши?
3. Какие песенки Язычок и змейка Шуша пели вместе?
Стрекоза Зоя в гостях у Язычка
Наступило утро, веселые лучики озарили полянку, на которой росли голубые колокольчики.
На одном таком цветочке и сидела стрекоза Зоя. Она радовалась солнышку и у неё было прекрасное настроение. Тут она заметила змейку Шушу, и решила с ней поздороваться.
- Доброе утро, змейка Шуша.
Какая чудесная погода!
- Доброе утро, стрекоза Зоя, да погода замечательная,
а ты познакомилась с нашим соседом Язычком.
- Нет, а где он живет?
- Он живет на соседней полянке.
- Тогда я полечу на полянку и познакомлюсь с Язычком.
Стрекоза Зоя взмахнула своими красивыми прозрачными
Крылышками, и полетела в гости к Язычку. Язычок проснулся, потянулся и задумался чем же заняться. Не успел он как следует подумать, как услышал нянюшку, его звали на зарядку. Язычок сделал упражнения: «иголочка», «конфетка», «качели», «горочка», «почистить зубки», «вкусное варенье». Когда сделал зарядку, выглянул из домика. Что же он увидел? На цветке сидела красивая стрекоза с прозрачными крылышками и пела песенку:
- Золотая стрекоза, за-за-за, изумрудные глаза за-за-за,
Крылышки прозрачные, прилетела стрекоза, за-за-за, зазвенела, за-за-за.
-Здравствуй, Язычок. Я стрекоза Зоя, прилетела с тобойпознакомиться.
Язычок никогда не видел стрекозу, и она ему очень понравилась.
- Здравствуй, стрекоза Зоя, я рад с тобой познакомиться.
- А тебе понравилась, Язычок, моя песенка?
- Мне очень понравилась твоя песенка.
Может ты умеешь звенеть так, как я ?- спросила стрекоза Зоя.
Язычок, задумался, он ещё ни разу не пробовал звенеть, как стрекоза Зоя. И тут на помощь пришла нянюшка, она шепнула на ушко Язычку, что нужно делать (губки улыбаются, зубки на маленьком расстоянии, язычок широкий, упирается в нижние зубы, посередине язычка канавка, горлышко гудит, гудим в кончик язычка з-з-з-з).
Язычок сделал все правильно, и у него получилась красивая песенка.
Стрекоза Зоя предложила спеть вместе песенку:
Золотая стрекоза-за-за-за, изумрудные глаза-за-за-за,
крылышки прозрачные, прилетела стрекоза за-за-за, зазвенела -зазаза.
Они пели и у них было замечательное настроение.И тут Язычок увидел корзинку, и ему стало интересно,что же в ней лежит.Стрекоза Зоя взяла корзинку, и показала, что в ней есть: заколка, значок, зонт, зефир.
Стрекоза Зоя угостила Язычка и нянюшек с гномами (зубки) зефиром.
Подарила нянюшкам заколку и зонтик, а Язычку значок, на котором была нарисована стрекоза. И все вместе запели песенку:
За-за-за, зу-зу-зу, зы-зы-зы, зо-зо-зо.
И тут тучка закрыла солнышко, и закапал теплый, летний дождик.
Стрекоза Зоя не любила летать под дождем, она сказала всем: «До свиданья!» И улетела домой. А Язычок ещё долго пел песенку стрекозы Зои, и слушал шум дождя.
Цель сказки:
Работа над постановкой звука «з», автоматизация звука в прямых слогах.
Развитие фонематического слуха, учить слышать звук «з» в словах.
Вопросы:
1. Какую песенку пела стрекоза Зоя?
2. Что лежало в корзинке у стрекозы Зои?
3.Какую песенку пели все вместе?
Гусыня Соня в гостях у Язычка
Теплым, солнечным утром гусыня Соня плескалась в прозрачном ручейке,
и пела песенку: Са-са-са-самокат без колеса, со-со-со- ой, сломалось колесо, со-со-со- сама поставлю колесо.
Гусыня Соня, так увлеклась плескаясь в ручейке, что не заметила стрекозу Зою, которая сидела на цветочке и слушала песенку. Стрекоза Зоя взмахнула крылышками и зазвенела:
« З-з-з-з, доброе утро, соседка!»
« Доброе утро!»- ответила гусыня Соня.
« У тебя на самокате, сломалось колесо?»- спросила стрекоза Зоя.
«Пустяки, наверно наехала на кочку, когда ехала купаться,
я умею сама чинить самокат.»-ответила гусыня Соня.
« Я знаю, ты молодец. Скажи, а ты познакомилась с нашим
соседом Язычком, он живет на соседней полянке.»-спросиластрекоза Зоя.
« Нет, но я собираюсь к нему в гости»-ответила гусыня Соня.
Стрекоза Зоя полетела к подружкам, а гусыня Соня взяла самокат, и поехала по дорожке на полянку, где стоял домик Язычка.
Язычок проснулся и подумал, как хорошо, что он по утрам делает зарядку.
Поэтому Язычок быстро встал и начал делать упражнения: «лопаточка», «горка», «дудочка»,«конфетка», «почистим зубки», «вкусное варенье».
После зарядки Язычок умылся, причесался и выглянул из домика.
В это время, как раз гусыня Соня подъезжала к домику Язычка.
Язычок, очень удивился, он ещё ни разу не видел, чтобы гусыняездила на самокате. Язычок, не знал, что гусыня Соня раньшевыступала в цирке, и умела хорошо ездить на самокате.
«Доброе утро!»- сказала гусыня Соня.
«Доброе утро!»- ответил Язычок
«Какой, у тебя красивый самокат!»- сказал Язычок
«Хочешь, я дам тебе на нем прокатиться, только он у меня необычный, когда едешь нужно петь песенку с-с-с-с.»- сказала гусыня Соня.
Язычок, ещё ни разу не пел такую песенку. Он растерялся, но тут на помощь пришла нянюшка. Она зашептала на ушко, что нужно делать ( губы улыбаются, зубы на маленьком расстоянии, язычок широкий, упирается в нижние зубки, посередине язычка-канавка, горлышко не гудит, дуем на кончик языка с-с-с).
Язычок, сделал все правильно и у него получилась красивая песенка.
Гусыня Соня дала самокат Язычку и он покатился по дорожке - с-с-с.
Язычок, спросил у гусыни Сони:« А, вдвоем, они могут кататься?»
Гусыня Соня тоже стала на самокат одной лапкой,
а другой она отталкивалась, и они покатились по дорожке.
Гусыня Соня предложила спеть песенку:
« Мы сидим на самокате, и поем мы песенки,
ты поешь, и я пою, песню звонкую свою».
Язычку, очень понравилось кататься на самокате, и тут он увидел сумочку. Ему стало очень интересно, что в ней лежит. А гусыня Соня была умной и воспитанной, и знала, что в гости ходят с подарками.Гусыня Соня открыла сумочку, а там: сливы, бусы, косынка, маска.Язычок удивился, какие необычные вещи лежали в сумочке.А гусыня Соня угостила сливами нянюшек, гномов и Язычка им очень понравилось. Подарила нянюшкам бусы и косынку, чтобы были нарядными, а гномам-зубкам подарила маску. А Язычку подарила свой самокат, чтобы он мог кататься по дорожкам. И научила петь песенку если вдруг сломается самокат:
«Са-са-са-самокат без колеса, со-со-со-ой, сломалось колесо, со-со-со- сам поставлю колесо».
Язычок, научился петь песенку, а нянюшки ему подпевали.
Наступил вечер, гусыни Сони пора было возвращаться домой, она попрощалась с друзьями, и зашагала по дорожке напеваяпесенку. Язычок, тоже устал, он пожелал всем: «Спокойной ночи».
И отправился в свой домик. Засыпая, он думал о друзьях с которыми познакомился, и о том, что они ему очень нравились.
Язычок, встретит ещё много друзей, но это уже другая история.
Цель сказки:
Работа над постановкой звука «с», автоматизация звука в прямых слогах.
Развитие фонематического слуха, учить слышать звук «с» в словах.
Вопросы:
1. Какую песенку пела гусыня Соня, когда плескалась в ручейке?
2. Какую песенку пела гусыня Соня и Язычок, когда катались на самокате?
3. Что лежало в сумочке у гусыни Сони?
Литература:
1. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия: «Издательство Мир книги», 2008г
2. Новикова О.А. 500 игр и упражнений для развития речи: М: АСТ; СПб; Сова; Владимир: ВКТ.2008г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"
«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...
Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».
Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...
Перспективное планирование по познавательному развитию в старшей логопедической группе (ОНР)) логопедической группе
Сентябрь НеделяЛексическаятемаПознавательное развитиеЦелиЛитератураФормаработы1Обследование 2Обследование 3 Детский сад...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".
В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь". В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия...
Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....
Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшей логопедической группы с ОНР Различение звуков [з] - [з’] на слух.
Действующими персонажами занятия являются Комар и Комарик, которые приглашают ребенка в увлекательное путешествие, и ребенок незаметно сам становится участником драматизации сказки «Комар и Кома...
Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике
Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...