Логопедическая сказка "Язычок"
учебно-методический материал

Гладышко Наталья Викторовна

Логопедическая сказка «Язычок и его друзья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_o_yazychke.docx340.58 КБ

Предварительный просмотр:

                   

           «Язычок и его друзья»

                        Логопедическая сказка

                            Автор: Гладышко Н.В.

Сказка «О веселом Язычке

За высокими горами, за дремучими лесами в одном царстве-государстве, где тучки жили веселые и грустные, ручейки текли тихие и шумные, на лесной опушке в маленькой избушке жил да был непоседливый мальчишка Язычок.

И были у него две веселые нянюшки Верхняя губа и Нижняя губа.А ещё жили в домике гномы-братцы-Зубы. Ох, и вредные были эти гномы, но Язычок тоже был хитрым и умным, и умел с ними справляться.

Вот однажды Язычку стало скучно, он и говорит гномам: - Ну-ка, хочу к нянюшке-Нижней губе, на коленочках полежать, спинку почесать, сказочки послушать(упр. «любопытный язычок»). Любопытный Язычок выглянул из домика, лег тихонько к нянюшке на коленочки полежал, полежал, снова в домик убежал.

Надоело Язычку в домике сидеть, решил он в гости к другой нянюшке Верхней губе сходить. Выбежал из домика (упр. «вкусное варенье»)быстро-быстро поздоровался с нянюшкой Верхней губой и опять спрятался.  Взял тряпочку и начал мыть сначала правую стеночку (правая щека), затем Левую стеночку (левая щека), моет правую-левую стеночки (упр. «спрячь конфетку»), протер стеночки, а потолок то пыльный, Начал Язычок веничком водить вперед-назад, вперед-назад (упр. «маляр»).Вот теперь потолок чистый, устал Язычок, хотел отдохнуть, а гномики-зубки говорят: «Мы тоже, хотим быть чистыми».

Пришлось Язычку и их мыть (упр. «почистить зубки»)

Вот уборка наконец окончена, кто-то зовет Язычка, выглянул он,

а там на полянке возле домика стоит красавица Лошадка, копытцем  стучит,

и весело Язычку кричит: «Посмотри, как я могу цок-цок-цок. Я копытцем стучу цок-цок-цок.»

Удивился Язычок, а потом как запрыгал, да как ножкой затопал, и у него получилось цок-цок-цок (упр. «лошадка»)

А нянюшки развеселились и давай смеяться (упр. «улыбка»).

Услышали смех гномы-зубы и решили посмотреть, что там происходит (упр. «заборчик»).Лошадке тоже стало весело, она поскакала дальше,

а Язычок решил немножко отдохнуть, потому что он ждал гостей.

Жаба Жужа в гостях у Язычка

Возле веселого ручейка, в домике около необычного соснового пенечка на котором рос большой мухомор, царила суматоха. Это жаба Жужа собиралась в гости. Открыла шкаф, чтобы выбрать наряд, ей хотелось Язычку понравиться, она же красавица. Все утро жаба Жужа наряды перед зеркалом примеряла: пиджак, бриджи, жакет. «А может надеть жилет? Ах, как выбрать одежду?   Понравиться, я же красавица!» – думала Жужа.  А ещё бижутерия: жемчуг, сережки и ожерелье: «Нужно надеть босоножки, чтоб не замерзли ножки, когда буду прыгать по дорожке».  Наконец жаба Жужа собралась, и попрыгала на полянку, где жил Язычок.  Когда она увидела домик Язычка, громко запела:  «Жа-жу-жа!»

 Язычок выглянул из домика и удивился, такую красавицу он ещё не видел,

ему очень хотелось познакомиться с жабой Жужей.

Язычок сказал: «Здравствуйте, рад вас видеть».

Жаба Жужа: «Жа-жу-жа, здравствуй, Язычок,

 ты умеешь так красиво петь, как я?  Жа-жу-жа».

Язычок задумался, он конечно был шустрым и ловким, но вот жужжать никогда не пробовал. Ему не хотелось обижать жабу Жужу, и тогда он позвал на помощь свою нянюшку. Она ему тихонько сказала, что нужно делать (язычок широкий, передняя часть поднять кверху, но «потолка» не касаться, горлышко гудит, гудим в кончик языка и получается красивая жужжалочка). Язычок сделал все правильно, и зазвучала красивая песенка: «Жа-жу-жа».

Жаба Жужа от радости тоже запела: «Жа-жу-жа».

 А Язычок ей подпевал.

Но тут Язычок увидел у жабы Жужи желтую сумочку,

и ему стало интересно, что же там лежит. Язычок попросил показать, что в сумочке лежит, а там:жвачка, ожерелье, сережки, журнальчик.

Язычок удивился, зачем  жабеЖужи эти вещи, но ничего не сказал, он ведь был воспитанным Язычком. А жаба Жужа угостила его жвачкой, подарила ожерелье и сережки нянюшкам, чтобы они были красивыми, как жаба Жужа. И предложила из журнала спеть песенку:

- Жу-жу-жу, жу-жу-жу я с одним ежом дружу,

Жа-жа-жа, жа-жа-жа есть иголки у ежа.

Язычку очень понравилось проводить время с жабой Жужей,но солнышко уже спряталось за тучку и жабе Жуже пора домой, ужинать и ложиться спать в красивой желтой пижаме. Да и Язычок устал, он пожелал жабе Жуже приятных сновидений.

«До свиданья, Язычок! Приятных сновидений», - сказала Жужа,

И попрыгала по дорожке домой, напевая песенку «Жа-жу-жа».

цель сказки:

постановка звука «ж», автоматизация в слогах, развитие фонематического слуха, учить слышать звук «ж» в словах.

 вопросы:

 1.Что из одежды висело в шкафу у жабы Жужи?

 2. Какие украшения надела жаба Жужа?

 3. Что из обуви надела жаба Жужа?

 4.Какую песенку пела жаба Жужа?

5. Что лежало в желтой сумочке?

 6. Какую песенку пели жаба Жужу и Язычок вместе?

Змейка Шуша и Язычок

 На следующее утро, Язычок проснулся в хорошем настроении, потянулся и решил сделать зарядку: Руки вверх и руки вниз (двигать языком вправо-влево с постепенным ускорением).

 А потом ты поклонись (упр. «горочка»).

А затем подскоки, бег (упр. «лошадка»).

Тут совсем не до утех (упр. «спрячь конфетку»).

Притомился Язычок, даже заболел бочок, побежал в ванну умываться,

умылся и быстрей к нянюшкам. Выглянул Язычок из домика и увидел

на полянке змейку Шушу.Змейка Шуша лежала на пенечке и грелась на сонышке.Солнышко грело спинку змейки Шуши, она от удовольствия зажмурила глазки и  тихонько пела песенку:

- Ша-ша-ша-ах, погода хороша!   Шо-шо-шо-греет солнце хорошо!

«Какая славная песенка»,  -   подумал Язычок.

Змейка Шуша открыла глазки, и увидела Язычка.

«Здравствуй, Язычок! Какая хорошая сегодня погода, правда?»

Язычок, улыбнулся солнышко сияло на небе,и у всех было хорошее настроение.

«Правда, погода сегодня замечательная, и песенкатвоя необычная».

Змейка Шуша спросила: «А тебе, Язычок, хочется её спеть?»

Язычок не знал, что и сказать, ведь он ни разу не шипел,а отказаться было не вежливо.И тут на помощь пришла нянюшка: она на ушко стала шептать, что нужно делать.(язычок широкий, передняя часть поднимается кверху, но не касается «потолочка», горлышко не гудит, дуем на поднятый вверх кончик язычка - получается ш-ш-ш)

Язычок, сделал все правильно и у него получилась красивая песенка.

А змейка Шуша даже похвалила его. И они вместе запели:

«Ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши».

Змейка Шуша очень любила петь, а еще она любилакрасивые шкатулочки. Язычок увидел шкатулочку у змейки Шуши, и ему стало интересно, что же там лежит.Змейка Шуша была очень догадливой, она открыла шкатулочку

и Язычок увидел: шляпку, шапочку, шарфик, шоколадку.

Язычок удивился, зачем змейке Шуше нужны эти вещи?

А змейка Шуша была умной и воспитанной и знала, что в гости

нужно ходить с подарками. Она угостила Язычка и гномов (зубки) шоколадкой, а нянюшкам подарила шапку и шарфик, чтобы они не мерзли на прогулке. На себя одела шляпку, она ведь тоже была модница.Всем было весело, и тогда Язычок предложил спеть песенку, которую пела змейка Шуша:

Ша-ша-ша, ах погода хороша,

Шо-шо-шо, греет солнце хорошо.

Змейка Шуша посмотрела на солнышко, а солнышко спряталось за тучку.

Приближался вечер, и пора было возвращаться домой.Змейка Шуша попрощалась с Язычком и нянюшками и отправилась в свой домик.

Язычок был доволен собой, у него появился ещё один другзмейка Шуша, и он научился шипеть «ш-ш-ш-ш».Язычок пожелал всем спокойной ночи и крепко уснул.

Цель сказки:

Работа над постановкой звука «ш», автоматизация  звука в прямых слогах.

Развитие фонематического слуха, учить слышать звук «ш» в словах.

Вопросы:

 1. Какую песенку пела змейка Шуша?

 2. Что лежало в шкатулке у змейки Шуши?

 3. Какие песенки Язычок и змейка Шуша пели вместе?

 Стрекоза Зоя в гостях у Язычка

Наступило утро, веселые лучики озарили полянку, на которой росли голубые колокольчики.

На одном таком цветочке и сидела стрекоза Зоя. Она радовалась солнышку и у неё было прекрасное настроение. Тут она заметила змейку Шушу, и решила с ней поздороваться.

  • Доброе утро, змейка Шуша.

Какая чудесная погода!

  • Доброе утро, стрекоза Зоя, да погода замечательная,

 а ты познакомилась с нашим соседом Язычком.

  • Нет, а где он живет?
  • Он живет на соседней полянке.
  • Тогда я полечу на полянку и познакомлюсь с Язычком.

 Стрекоза Зоя взмахнула своими красивыми прозрачными

Крылышками, и полетела в гости к Язычку. Язычок проснулся, потянулся и задумался чем же заняться. Не успел он как следует подумать, как услышал нянюшку, его звали на зарядку. Язычок сделал упражнения: «иголочка», «конфетка», «качели», «горочка», «почистить зубки», «вкусное варенье». Когда сделал зарядку, выглянул из домика. Что же он увидел? На цветке сидела красивая стрекоза с прозрачными крылышками и пела песенку:

- Золотая стрекоза, за-за-за, изумрудные глаза за-за-за,

Крылышки прозрачные, прилетела стрекоза, за-за-за, зазвенела, за-за-за.

-Здравствуй, Язычок. Я стрекоза Зоя, прилетела с тобойпознакомиться.

Язычок никогда не видел стрекозу, и она ему очень понравилась.

- Здравствуй, стрекоза Зоя, я рад с тобой познакомиться.

- А тебе понравилась, Язычок, моя песенка?

- Мне очень понравилась твоя песенка.

Может ты умеешь звенеть  так, как я ?- спросила стрекоза Зоя.

Язычок, задумался, он ещё ни разу не пробовал звенеть, как стрекоза Зоя. И тут на помощь пришла нянюшка, она шепнула на ушко Язычку, что нужно делать  (губки улыбаются, зубки на маленьком расстоянии, язычок широкий, упирается в нижние зубы, посередине язычка  канавка, горлышко гудит, гудим в кончик язычка з-з-з-з).

Язычок сделал все правильно, и у него получилась красивая песенка.

Стрекоза  Зоя предложила спеть вместе песенку:

    Золотая стрекоза-за-за-за, изумрудные глаза-за-за-за,

крылышки прозрачные, прилетела стрекоза за-за-за, зазвенела -зазаза.

 Они пели и у них было замечательное настроение.И тут Язычок увидел корзинку, и ему стало интересно,что же в ней лежит.Стрекоза Зоя взяла корзинку, и показала, что в ней есть: заколка, значок, зонт, зефир.

Стрекоза Зоя угостила Язычка и нянюшек с гномами (зубки) зефиром.

Подарила нянюшкам  заколку и зонтик, а Язычку значок, на котором была нарисована стрекоза. И все вместе запели песенку:

        За-за-за, зу-зу-зу, зы-зы-зы, зо-зо-зо.

И тут тучка закрыла солнышко, и закапал теплый, летний дождик.

Стрекоза Зоя не любила летать под дождем,  она сказала всем: «До свиданья!»  И улетела домой. А Язычок ещё долго пел песенку стрекозы Зои,  и слушал шум дождя.

                                Цель сказки:

Работа над постановкой звука «з», автоматизация звука в прямых слогах.

Развитие фонематического слуха, учить слышать звук «з» в словах.

                        Вопросы:

  1. Какую песенку пела стрекоза Зоя?

  2. Что лежало в корзинке у стрекозы Зои?

  3.Какую песенку пели все вместе?

Гусыня Соня в гостях у Язычка

Теплым, солнечным утром гусыня Соня плескалась в прозрачном ручейке,

и пела песенку: Са-са-са-самокат без колеса, со-со-со- ой, сломалось колесо, со-со-со- сама поставлю колесо.

Гусыня Соня, так увлеклась плескаясь в ручейке, что не заметила стрекозу Зою, которая сидела на цветочке и слушала песенку. Стрекоза Зоя взмахнула крылышками и зазвенела:

« З-з-з-з, доброе утро, соседка!»

« Доброе утро!»- ответила гусыня Соня.

« У тебя на самокате, сломалось колесо?»- спросила стрекоза Зоя.

«Пустяки, наверно наехала на кочку, когда ехала купаться,

я умею сама чинить самокат.»-ответила гусыня Соня.

« Я знаю, ты молодец. Скажи, а ты познакомилась с нашим

соседом Язычком, он живет на соседней полянке.»-спросиластрекоза Зоя.

« Нет, но я собираюсь к нему в гости»-ответила гусыня Соня.

Стрекоза Зоя полетела к подружкам, а гусыня Соня взяла самокат, и поехала по дорожке на полянку, где стоял домик Язычка.

Язычок проснулся и подумал, как хорошо, что он по утрам делает зарядку.

Поэтому Язычок быстро встал и начал делать упражнения: «лопаточка», «горка», «дудочка»,«конфетка», «почистим зубки», «вкусное варенье».

После зарядки Язычок умылся, причесался и выглянул из домика.

В это время, как раз гусыня Соня подъезжала к домику Язычка.

Язычок, очень удивился, он ещё ни разу не видел, чтобы гусыняездила на самокате. Язычок, не знал, что гусыня Соня раньшевыступала в цирке, и умела хорошо ездить на самокате.

«Доброе утро!»- сказала гусыня Соня.

«Доброе утро!»- ответил Язычок

«Какой, у тебя красивый самокат!»- сказал Язычок

«Хочешь, я дам тебе на нем прокатиться, только он у меня необычный, когда едешь нужно петь песенку с-с-с-с.»- сказала гусыня Соня.

Язычок, ещё ни разу не пел такую песенку. Он растерялся, но тут на помощь пришла нянюшка. Она зашептала на ушко, что нужно делать ( губы улыбаются, зубы на маленьком расстоянии, язычок широкий, упирается в нижние зубки, посередине язычка-канавка, горлышко не гудит, дуем на кончик языка с-с-с).

Язычок, сделал все правильно и у него получилась красивая песенка.

Гусыня Соня дала самокат Язычку и он покатился по дорожке - с-с-с.

Язычок, спросил у гусыни Сони:« А, вдвоем, они могут кататься?»

Гусыня Соня тоже стала на самокат одной лапкой,

а другой она отталкивалась, и они покатились по дорожке.

Гусыня Соня предложила спеть песенку:

« Мы сидим на самокате, и поем мы песенки,

  ты поешь, и я пою, песню звонкую свою».

Язычку, очень понравилось кататься на самокате, и тут он увидел сумочку. Ему стало очень интересно, что в ней лежит. А гусыня Соня была умной и воспитанной, и знала, что в гости ходят с подарками.Гусыня Соня открыла сумочку, а там: сливы, бусы, косынка, маска.Язычок удивился, какие необычные вещи лежали в сумочке.А гусыня Соня угостила сливами нянюшек, гномов и Язычка им очень понравилось. Подарила нянюшкам бусы и косынку, чтобы были нарядными, а гномам-зубкам подарила маску. А Язычку подарила свой самокат, чтобы он мог кататься по дорожкам. И научила петь песенку если вдруг сломается самокат:

«Са-са-са-самокат без колеса, со-со-со-ой, сломалось колесо, со-со-со- сам поставлю колесо».

 Язычок, научился петь песенку, а нянюшки ему подпевали.

Наступил вечер, гусыни Сони пора было возвращаться домой, она попрощалась с друзьями, и зашагала по дорожке напеваяпесенку.  Язычок, тоже устал, он пожелал всем: «Спокойной ночи».

И отправился в свой домик. Засыпая, он думал о друзьях с которыми познакомился, и о том, что они ему очень нравились.

Язычок, встретит ещё много друзей, но это уже другая история.

Цель сказки:

       Работа над постановкой звука «с», автоматизация звука в прямых слогах.

Развитие фонематического слуха, учить слышать звук «с» в словах.

Вопросы:

  1. Какую песенку пела гусыня Соня, когда плескалась в ручейке?

  2. Какую песенку пела гусыня Соня и Язычок, когда катались на самокате?

  3. Что лежало в сумочке у гусыни Сони?

Литература:

1. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия: «Издательство Мир книги», 2008г

   2. Новикова О.А. 500 игр и упражнений для развития речи: М: АСТ; СПб; Сова; Владимир: ВКТ.2008г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Перспективное планирование по познавательному развитию в старшей логопедической группе (ОНР)) логопедической группе

Сентябрь  НеделяЛексическаятемаПознавательное  развитиеЦелиЛитератураФормаработы1Обследование    2Обследование    3 Детский сад...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь".  В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование,  ход занятия...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшей логопедической группы с ОНР Различение звуков [з] - [з’] на слух.

Действующими персонажами занятия являются Комар и Комарик, которые приглашают ребенка в увлекательное путешествие, и ребенок незаметно сам становится участником драматизации сказки «Комар и Кома...

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...