Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Прудникова Ольга Юрьевна

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь".  В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование,  ход занятия. Занятие проходит в увлекательной форме в виде путешествия в зоопарк. К занятию имеется презентация, которая, к сожалению, не может быть сюда загружена, так как ее обьем более 18 Мб. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Звуки З и Зь.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по фонетике с использованием компьютерных технологий.

Занятие № .

Тема: Звуки «З-Зь».

Цели занятия: 

Обучающие:

  1. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З и Зь
  2. Учить  дифференциации звуков З и Зь в слогах, словах и предложениях.
  3. Учить определять место звука З в слове (начало, середина).
  4. Учить звукослоговому анализу слов типа СГСГ на примере слов ЗУБЫ, ЗИМА
  5. Учить подбирать родственные слова, на примере слова ЗАЯЦ.
  6. Упражнять в составлении предложений по картинкам.

Коррекционные:

  1. Корректировать фонематический слух и восприятие.
  2. Повторять звуковые ряды

Воспитательные:

  1. Воспитывать мотивацию к обучению.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Игрушка плюшевая ЗАЯЦ
  2.  Магнитная доска.
  3. Компьютер и компьютеризованное рабочее место логопеда с подготовленной для занятия презентацией.
  4. Зеркала (индивидуальные).
  5. Звуковички (индивидуальные).
  6. Схемы для составления схем слов (индивидуальные).
  7. Флажки с символом звука «З» (индивидуальные) и демонстрационная карточка на звук «З» - комарик.
  8. Набор  для составления схемы предложения.
  9. Сюжетная картинка со стихотворением.
  10. Угощение и подарки.

Ход занятия.

  1. Орг. Момент:

Логопед: - Ребята сегодня у нас необычное занятие —  Мы отправимся с вами в зоопарк. А билет в зоопарк вы получите,  если сложите разрезную картинку, которая есть у вас на столе.

(Дети складывают разрезную картинку). 

Логопед: Кто получился у вас на картинке?

Дети: Заяц.

Логопед: А ЗЗЗаяц, кто он?

Дети:  Заяц -  дикое животное.

Логопед: - А заяц , посмотрите какой?

Дети: Зимой — белый, летом — серый, трусливый, длинноухий и т.д.

Логопед: Ребята, посмотрите к нам в гости сегодня пришел ЗАЙКА  и принес нам билеты в зоопарк. Ребята, что такое зоопарк, кто там живет.

Дети: В зоопарке живут звери.

Логопед: Правильно, ребята, звери живут не только в лесу,  но и в зоопарках. Там мы с вами можем с ними познакомиться.

 - Скажите, а  какой первый звук в словах ЗЗЗайка,  ЗЗЗоопарк и ЗЗЗвери?

Дети: - Звук «З».

Логопед: Правильно, сегодня на занятии мы с вами будем учиться слышать и произносить звук З.

  1. Пальчиковая гимнастика:

Логопед: - А сейчас, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику про ЗАЙКУ, чтобы порадовать нашего гостя:

Зайка под кустом сидит,

И ушами шевелит,

Зайка-зайка, где твой дом?

За-за-за большим кустом.

  1. Артикуляционная гимнастика:

Логопед: Ребята, мы подошли с вами к первой клетке. Кто же в ней живет. Наш зайка загадает вам загадку — если вы угадаете, то узнаете, кто прячется в этой клетке.

Загадка:

Зверь смешной в огромной клетке,

С ветки прыгает на ветку,

Ест бананы, сладости

К общей детской радости. (Обезьяна).

Логопед: Правильно, ребята, это обезьяна. Давайте покажем ей как мы умеем делать артикуляционную гимнастику.

    Упражнения на свистящие звуки:

  1. улыбка
  2. накажем язычок
  3. месим тесто
  4. лопаточка
  5. горка (киска сердится)
  6. трубочка
  7. чистим нижние зубки

  1. Анализ артикуляции и характеристика звука З.

Логопед: Ребята, мы подошли к следующей клетке. Кто же тут живет. Загадывай зайка нам следующую загадку.

Бородатый и рогатый, Показать вам силу рад я.

Крупный дикий бык лесной, Стою важно под сосной.

       

Логопед: - А какой первый звук в слове ЗЗЗУБР?      

Дети: - ЗЗЗ.

Логопед: Как мы произносим звук З?

Дети:

Губы — улыбаются,

зубки — заборчиком,

язычок — горочкой, внизу у нижних зубов.

Произнесение звука ЗЗЗ хором, громко, тихо, по одиночке.

Логопед: Давайте дадим характеристику звук З.

 Звук «З» - какой?

Дети:

Звук  З -    согласный,

                твердый,

                звонкий,

                свистящий.

                Картинка — комарик.

                Обозначается синим квадратом.

Логопед: Ребята, а кто в этой клетке обитает — загадывай нам, зайка, скорее загадку.

Загадка.

У этой лошадки одежда в полоску.

Похожа одежда ее на матроску. (Зебра)

Логопед: Ребята, а какой первый звук в слове ЗЗЗЕБРА?

Дети: ЗЗЗЗЗь

Логопед: Давайте дадим характеристику звуку Зь

Дети:

Звук Зь — согласный,

                звонкий,

                свистящий,

                мягкий.

                Картинка — маленький комарик.  

                Обозначается зеленым квадратом.

Логопед: Чем похожи друг на друга звуки З и Зь?

Дети: Согласные, звонкие, свистящие.

Логопед: А чем отличаются?

Дети: Звук З — твердый, а звук Зь — мягкий.

Логопед: Правильно, молодцы, ребята. Зубру и зебре очень понравились ваши ответы. Пойдемте дальше.

5. Фонематический слух:

Логопед: Ребята, отгадайте новую загадку нашего зайчика, и вы узнаете, кто живет с следующей клетке.

Загадка:

Вьется веревка,

На конце головка.

(Змея).

Логопед: Правильно, молодцы. Это змея. Она приготовила для нас трудное задание — сейчас змея будет показывать нам разные картинки, а мы с вами должны будем поймать в их названии звуки З или Зь. Какой светофорчик будем поднимать если услышим звук З? (Синий). Какой светофорчик будем поднимать если услышим звук Зь (зеленый).

Слова (картинки на экране): ЗАЯЦ, ЗЕБРА, ЗЕРКАЛО, ЗУБЫ, ЗАМОК, ЗИМА, ВАЗА, МАГАЗИН

- Ребята, а где спрятался звук Зь в слове ЗЗЗЕРКАЛО? (В начале слова).

- Ребята, а где спрятался звук Зь в слове МАГАЗЗЗИН? ( В середине слова).

Молодцы, вы прекрасно справились с заданиями, которые приготовила для вас змея. Пойдемте дальше.

6. Слоговые дорожки:

Логопед: Ребята, отгадайте последнюю загадку, которую для вас приготовил наш ЗАЙКА.

Загадка:

Есть рога, а не баран,

Хвост свечкой, а не белка,

Не корова, а молоко дает.

(КОЗА).

      Правильно.     Ребята, мы с вами остановились у клетки с козой. Кто такая коза?

          Дети: Домашнее животное.

          Логопед: Какая коза?

          Дети: сердитая, рогатая, бодатая, белая.

          Логопед: Давайте порадуем козу чистоговорками, которые мы про нее знаем.

Зю-зю-зю, зу-зу-зу, мы увидели козу. (ЗУ-ЗЮ-ЗУ)

Зи-зи-зи, зы-зы-зы, не боимся мы козы.(ЗЫ-ЗИ-ЗЫ)

Зя-зя-зя, за-за-за, уходи домой коза.(ЗА-ЗЯ-ЗА)

Зэ-зэ-зэ, зе-зе-зе, дали сена мы козе. (ЗЕ-ЗЭ-ЗЕ)

Какой звук ЗЗЗ в слове коЗЗЗа — твердый или мягкий?

Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами сегодня видели в зоопарке: КОЗА, ЗАЯЦ, ЗУБР, ЗМЕЯ, ОБЕЗЬЯНА, ЗЕБРА. В названии всех животных есть звуки З или Зь.

У вас на столе тоже есть по 2 картинки с  этими животными. Поднимите вверх ту картинку, в названии которой есть твердый звук З (Заяц, Коза, Зубр) (проверка)

А теперь картинку, в названии которой есть мягкий звук Зь (Зебра, Змея, Обезьяна).

   7.   Физкультминутка «Зайка».

Ребята, давайте отдохнем вместе с нашим зайкой, тоже превратимся в зайчишек.

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

Зайцу холодно сидеть.

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись.

Лапки ставим на бочок.

НА носочках скок-поскок.

А затем в присядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Прыгать заинька горазд.

Он подпрыгнул 10 раз.

      8.  Слова:

Логопед: Ребята, а давайте угостим нашего зайку. (Давайте)

Логопед: А что любит зайка? Чем мы его угостим? (Морковку, капусту).

Логопед: А чем зайка грызет морковку? (зубками, зубами)

Логопед: Правильно. Давайте пока наш зайка угощается, мы сделаем схему слова ЗУБЫ.

Логопед: Сколько слогов в слове ЗУБЫ? Почему?

Дети: 2 слога ЗУ- БЫ, потому что 2 гласных звука.

Логопед: 

Какой первый слог — ЗУ

Какой второй слог — БЫ

Какой первый звук в этом слове? - З

Какой он — Твердый согласный (синяя фишка)

Какой второй звук — У

Какой он — гласный, красная фишка.

Какой третий звук  - Б (твердый согласный — синяя фишка)

какой последний звук — Ы (гласный — красная фишка)

Где в слове ЗУБЫ спрятался звук З. (в начале слова)

КАКой он: твердый или мягкий? (твердый)

Логопед: Молодцы. Посмотрите на нашего зайку — сейчас он в серенькой шубке. А когда зайка носит белую шубку? (Зимой). А зачем ему зимой белая шубка? (она теплее и делает его незаметным на фоне снега).

Логопед: - А сейчас вы самостоятельно составите схему слова ЗИМА, но вначале разберем это слово.

9. Составление предложений:

Логопед: Ребята, Мы с вами обошли уже весь зоопарк и пришли к жилищу зайца, где он живет со своей семьей. Как называется его жилище: в лесу нора, в зоопарке — клетка.

А как мы ласково можем назвать зайца?

Дети: Зайка, заинька, зайчишка.

Логопед: Давайте назовем родственников зайца?

Дети: заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата.

Логопед: А как называется хвост у зайки?

Дети: Заячий хвост.

Логопед: А шубка у зайки?

Дети: Заячья шубка.

Логопед: А лапки у зайки?

Дети: Заячьи лапки?

Ребята, составьте мне предложение со словом ЗАЯЦ.

Дети: придумывают разные предложения.

Логопед: Давайте составим схему предложения:

              ЗАЯЦ ГРЫЗЕТ МОРКОВКУ.

   Или     ЗАЯЦ ЕСТ КАПУСТУ.

   Или     ЗАЯЦ ПРЯЧЕТСЯ ЗА ДЕРЕВОМ.

- Сколько слов в этом предложении? - Составление схемы предложения.

Ребята, а вы знаете сказки про зайца? Какие?

10. Домашнее задание.

Выучить дома стихотворение про зайку:

Зайке холодно зимой,

Замерзает зайка мой.

Зайка-зайка, где твой дом?

За-за-за, за тем кустом.

11. Итог:

Логопед: - НУ вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие в зоопарк. Ребята, какие звуки мы учились сегодня слышать и говорить?

Дети: - Звуки «З и Зь».

Логопед: - Звук «З» - какой?

Дети: - Звук «З» - согласный, звонкий, твердый,

Логопед: Звук «Зь» - какой?

Дети: Звук «ЗЬ» - согласный, звонкий, мягкий.

Логопед: Ребята, припомните животных, в названии которых есть звуки З или Зь. (ответы детей).

Логопед: Ребята, за то, что вы так хорошо занимались и нашему зайчику было с вами так интересно, он приготовил для вас УГОЩЕНИЕ. В названии этих сладостей тоже есть звуки З и Зь. Кто догадается — это зефир и бизе.Подходите, получайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему "Звук У".

В приложенном файле представлен конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Звук У". Он включает в себя цели и задачи, оборудование и ход занятия. К ко...

Конспект Фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе. На тему: «Путешествие в страну гласных звуков.»

Коррекционно-образовательные задачи: уточнять понятие «гласный звук»,учить различать и четко артикулировать гласные звуки [А,У,И,О,Ы ], определять наличие изолированного гласного звука в словах,...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему "Звук Т".

Конспект разработан с применением ИКТ технологий. К нему прилагается презентация....

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему "Звуки В и Вь".

Конспект составлен с использованием ИКТ технологий. К конспекту прилагается презентация....

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме Звуки[Т-Ть]

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки Т-Ть;- учить детей давать характеристику звуков Т и Ть;- учи...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему « Звук и буква У».

Цели.1.Коррекционно-образовательная.Познакомить детей со звуком и буквой У.2.Коррекционно-развивающие.Развивать артикуляционную моторику.Развивать речевое дыхание.Уточнить артикуляцию звука [У], закре...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: "Звуки С, Сь. Буква С"

Конспект занятия будет полезен учителям-логопедам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. В конспекте представлена работа по дифференциации звуков С-Сь в разных заданиях и упражнениях....