Столовый этикет для детей.
статья (младшая группа)

Инна Сергеевна Тальянова

Столовый этикет для детей

Иногда родителям приходится сильно краснеть за своих детей, когда они вместе приходят в гости или отправляют свое чадо на день рождения к другу. Большое количество казусов может быть связано с тем, что ребенок просто не умеет правильно вести себя за столом: кривляется, крутится, играет столовыми приборами, махает руками, чавкает, лезет своей ложкой в чужую тарелку. Столовый этикет для каждого ребенка должен стать одной из ключевых баз знаний, ведь это может напрямую повлиять на то, как потом он будет себя вести в школьном или даже взрослом возрасте. Роскошь общения и, что самое главное, правильного поведения является украшением каждого культурного человека. С малых лет необходимо рассказать ребенку о том, как правильно вести себя в обществе, как правильно подать себя при знакомстве и общении со сверстниками, взрослыми, а также с незнакомыми людьми, как вести себя за столом или в гостях. Чтобы проявить в еще крошечном человеке только самые хорошие социальные качества, следует знать этикет для детей и усвоить правила поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Столовый этикет для детей.62.67 КБ

Предварительный просмотр:

Столовый этикет для детей 

Иногда родителям приходится сильно краснеть за своих детей, когда они вместе приходят в гости или отправляют свое чадо на день рождения к другу. Большое количество казусов может быть связано с тем, что ребенок просто не умеет правильно вести себя за столом: кривляется, крутится, играет столовыми приборами, махает руками, чавкает, лезет своей ложкой в чужую тарелку. Столовый этикет для каждого ребенка должен стать одной из ключевых баз знаний, ведь это может напрямую повлиять на то, как потом он будет себя вести в школьном или даже взрослом возрасте. Роскошь общения и, что самое главное, правильного поведения является украшением каждого культурного человека. С малых лет необходимо рассказать ребенку о том, как правильно вести себя в обществе, как правильно подать себя при знакомстве и общении со сверстниками, взрослыми, а также с незнакомыми людьми, как вести себя за столом или в гостях. Чтобы проявить в еще крошечном человеке только самые хорошие социальные качества, следует знать этикет для детей и усвоить правила поведения.

 Влияющие факторы

Первичное обучение ребенка этикету конечно же начинается с нас самих. Дети — великие наблюдатели и подражатели, которые замечают любые поступки взрослых. Учеными отмечено, что малыши впитывают, как губка, разговорную речь, мимику и интонацию родителей. Будьте осторожны в своих высказываниях если не хотите, чтобы первым словом вашего ангела стало совсем неангельское выражение. Также обращайте внимание на круг друзей вашего ребенка — дети очень сильно подвержены влиянию со стороны, и если им покажется, что авторитет в школе можно завоевать негативным поведением (мат, сигареты, хулиганство), то непременно ваше чадо начнет поступать таким образом, что никогда не приводит к позитивным последствиям.

Этикет для детей: методы обучения

В детском саду дети также переносят и копируют манеры воспитателей. Именно там коллектив впервые делится на «своих» и «чужих». Дети часто обращаются ко сверстникам по фамилии или прозвищу – все это результат обращения взрослых. Считайте этикет в детском саду первым шагами в коммуникациях маленького человечка со взрослым миром.

В большинстве своем от нас самих зависит, каким вырастет наш ребенок. Занятия с маленькими детьми можно проводить в домашних условиях: специальные мультфильмы и пособия помогут родителями рассказать малышу в картинках и стихах для лучшего запоминания, как нужно себя вести. Лучшая книга, о которой может рассказать мама — это она сама. Преподнесите истории из жизни или примеры таким образом, чтобы ребенок воспринял их, как жизненную модель будущего поведения. В возрасте 5-6 лет перед первым походом в школу правильным будет посетить центр по развитию ребенка, где профессиональный психолог проведет тестирование и путем беседы выявит возможные слабые места в этикете сына или дочери, а также в психологической готовности к занятиям. Оказанная консультация во многом может помочь предупреждению дальнейших семейных конфликтов и ненужных наказаний. Не стоит забывать, что не только детям нужно постоянное напоминание об их поведении – присутствие на консультации поможет родителям изменить отношение к самим себе, друг другу и, в конечном итоге, к поступкам и решениям их детей. Актуальность развития у дошкольников навыков культурного поведения в условиях детского сада определяется низким уровнем этих навыков в семье, в обществе в целом. У детей формируется двойственное представление о нормах поведения (в детском саду требования надо соблюдать, а дома они отменяются).

Вот, что нужно выучить ребенку в возрасте до 3 лет: 

  1. Здороваться и прощаться с взрослыми и детьми.
  2. Употреблять выражения просьбы, благодарности.
  3. Вежливо обращаться к воспитателям.
  4.  Проявлять внимание к сверстникам. Сюда входит и совместный досуг, и общая собственность (игрушки, сладости и прочее.), а также умение выслушать и понять собеседника.

Уроки столового этикета для ребенка с 1,5 до 5 лет

Начинать давать уроки столового этикета нужно малышу с 1,5 лет, когда он становится полноценным владельцем своего места за семейным столом. Добиваться, чтобы перед каждой трапезой карапуз выкрикивал вам «Приятного аппетита!», не получится — это придет со временем само собой, если основные навыки хорошего поведения будут уже усвоены.

Перед едой нужно обязательно помыть руки с мылом. Пусть этикет для детей будет преподноситься на вашем взрослом примере — так вы сможете воспитать правильные качества в своем ребенке. Вместе с ним перед приемом пищи мойте руки и подчеркивайте, как это важно делать.

Есть нужно за обеденным столом. Сейчас прием пищи все чаще происходит перед телевизором или компьютером — это не правильно.

Во-первых, совместная семейная трапеза очень объединяет.

Во-вторых, как известно, отвлекающийся на мелькающие картинки мозг человека хуже справляется с пониманием насыщения желудка. Оттого и ребенок, и взрослый могут съест больше, чем хотел или чем нужно. Детское ожирение все больше становится актуальной проблемой современности.

На грудь нужно постелить салфетку. Так одежда малыша останется чистой, даже если с ложки что-то капнет или упадет.

С пищей играть нельзя. Детки стараются играть со всем, что попадает им под руку, в том числе и с едой. Ребенку нужно объяснить, что размазанная по рукам каша, раскрошенный по полу хлеб или разбросанное печенье — это плохо, неправильно.

Рукой в тарелку лезть нельзя. Малыш должен понять, что первые блюда едят ложкой, вторые блюда — вилкой или ложкой, и только печенье, пироги, хлеб, ягоды и прочее — руками.

Родителям важно самим научиться придерживаться своих же установленных правил. Кроме того, вам нужно быть последовательными в своих требованиях. Если сегодня вы запретили ребенку кушать перед телевизором, а завтра разрешили, то никакого урока столового этикета он для себя не усвоит. Не кричите, не ругайте кроху за то, что у него что-то не получается. Уроки столового этикета для ребенка с 5 лет Возраст от 5 лет психологи называют сенситивным — информация откладывается у детей дошкольного и младшего школьного возраста в голове гораздо качественнее. Но есть одно «НО»! Ребенок уже имеет собственное мнение практически на все, поэтому переубедить его что-то делать или не делать будет намного сложнее. Однако столовый этикет пригодится ему в ситуации, когда он придет к друзьям на день рождения или пригласил гостей к себе.

На стуле нужно сидеть красиво. Крутиться и раскачиваться, ставить локти на стол, растягивать на столе руки, мешая соседям, нельзя. Если локти ребенка так и норовят оказаться на столе, предложите ему хитрое упражнение. Возьмите две книги одинаково небольшой толщины и попросите ребенка зажать их подмышками. Отпускать книги нельзя до тех пор, пока прием пищи не будет закончен. Привычка сформируется сама собой.

Нельзя говорить с набитым ртом. Фразу «Когда я ему, я глух и нем» знают все. Объясните ребенку, что не стоит сразу класть в рот большие куски пищи, иначе их будет сложно жевать, да и выглядеть это будет некрасиво. Еще одна частая проблема — чавканье. Она вытекает из предыдущей: как только кусочки еды во рту будут небольшими, его проще будет держать закрытым.

За столом нельзя кашлять. Нет-нет, сдерживать его не стоит, однако необходимо иметь под рукой бумажную или тряпичную салфетку, чтобы во время откашливания отвернуться и прикрыть рот.

Громко разговаривать и кричать нельзя. Особенно это касается тех случаев, когда ребенок хочет в туалет и заявлет об этом всем окружающим. Объясните ему, что сказать об этом нужно шепотом на ушко кому-то из родителей.

Нельзя тянуться за едой через весь стол. Если ребенок хочет положить себе в тарелку что-то, что лежит от него далеко, нужно попросить о помощи. Вежливость при этом тоже важна — необходимо применять волшебные слова в просьбах.

Садиться за стол нужно после взрослых. Выходить из стола можно только после того, как все гости поели. Когда ребенку становится скучно и хочется выйти, он должен извиниться и попросить вежливо об этом.

После трапезы нужно сказать: «Спасибо». Это касается не только гостевого этикета, но и домашнего. Всякий раз напоминайте ребенку, что за приготовленную для него еду нужно благодарить хозяйку или хозяина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Воспитание столового этикета у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проект«Воспитание столового этикетау детей старшего дошкольного возраста»       Екатеринбург 2015Тема проекта: «Воспитание столового этикета у детей с...

Конспект занятия по теме «Столовый этикет» для детей 5-6 лет

Познакомим детей со столовым этикетом, формируем представления о культуре поведения за столом, навыки культурного, эстетически грамотного поведения за столом....

Конспект организованной образовательной деятельности «Столовый этикет» для детей старшей группы

Цель:  закрепление знаний детей о правилах столового этикета.Задачи:Познакомить детей со столовым этикетом.Сформировать представления о культуре поведения за столом. Формировать навыки культурног...

Конспект игрового занятия по формированию столового этикета для детей 2–3 лет «День рождения Мишутки»

Конспект игрового занятия по формированию столового этикета для детей 2–3 лет «День рождения Мишутки»Программное содержание:-учить детей поэтапной сервировке стола;-ра...

Столовой этикет и дети.

Цель: Формирование навыков столового этикетаЗадачи:      ·Расширить и углубить знания детей о правилах поведения за столом.Побуждать детей правильно держать ложку,...

Статья "Формирование столового этикета у детей 6-7 лет"

Как известно, с хорошими манерами не рождаются. Поэтому обучение правилам хорошего тона является такой же важной задачей, как и обучение детей, грамоте, музыке, математике, иностранному языку. Главный...

Методическая разработка: Лэпбук "Столовый этикет для детей"

Данная разработка способствует развитию и формированию у детей умений и навыков столового этикета. Расширяет у детей представления и знания о столовом этикете, о посуде, понимать её наз...