Конспект организованной образовательной деятельности «Столовый этикет» для детей старшей группы
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Цель: закрепление знаний детей о правилах столового этикета.
Задачи:
- Познакомить детей со столовым этикетом.
- Сформировать представления о культуре поведения за столом. Формировать навыки культурного, эстетически грамотного поведения за столом.
- Развивать логические операции по средствам речевого общения: умение делать обобщения, умозаключения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etiket_zanyatie.docx | 34.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Столовый этикет» (для детей старшей группы)
Воспитатель первой категории Детского сада №106 ОАО «РЖД» Нечаева Марина Серафимовна
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Цель: закрепление знаний детей о правилах столового этикета.
Задачи:
- Познакомить детей со столовым этикетом.
- Сформировать представления о культуре поведения за столом. Формировать навыки культурного, эстетически грамотного поведения за столом.
- Развивать логические операции по средствам речевого общения: умение делать обобщения, умозаключения.
Материалы и оборудование: Иллюстрации кухонной посуды, театральные костюмы, декорации. Показ иллюстраций на интерактивной доске – ложка. вилка, тарелка, нож; запись мелодии( П.И. Чайковский «Вальс цветов»). Столовые приборы.
Ход занятия:Организационный момент.
1.Речевая игра «Доброе утро» (по стихотворению Н.Красильникова)
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!» (развести руки в стороны, улыбнуться)
- Доброе утро, - нам шепчут цветки. (медленно поднять руки вверх, раскрыть ладони, говорить полушепотом.)
- Доброе утро, - журчат ручейки. (выполнять покачивающие движения руками вправо-влево)
«Доброе утро солнцу и птицам!» (соединить крест-накрест запястья)
«Доброе утро улыбчивым лицам!» (положить подбородок на соединенные кулаки)
И каждый становится добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера. (развести руки в стороны)
- Дети, сегодня мы с вами будем говорить об этикете . Что такое этикет? (ответы) Этикет - это слово французского происхождения. Давным-давно «этикет» означал свод правил поведения при дворе французского короля. В наше время под этикетом принято понимать установленный порядок поведения, правила учтивости. Человек, соблюдающий требования этикета, внимателен, деликатен, доброжелателен.
Сервировка стола- искусство, с которым хорошо знакомы все мамы и бабушки, но и каждый из вас может помочь взрослым накрыть на стол. Для этого прежде всего необходимо знать, какой посудой мы пользуемся.
- Как называется посуда для сервировки стола?- А посуда из которой мы пьем чай?
2. Загадывание загадок.
Я для вас — официантка,
Я стройна, опрятна, гладка.
Подношу ко всем еду,
Мимо рта я не пройду.
(Ложка)
Им можно хлебушек порезать
И колбасу на бутерброд,
И маслом булочку помазать.
Хорош для многих он работ!
(Нож)
Из одной огромной стопки
Разбежались по столам;
Ну-ка хватит дети топать,
Подают обеды вам!
(Тарелки)
Младшая сестра граблей,
Четыре зуба есть у ней.
Но на кухне жизнь её,
И дело знает лишь своё!
(Вилка)
3. Рассказ воспитателя о посуде.
Посудой люди пользовались с древних времен. Сначала она была деревянная. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом появилась стеклянная, металлическая, фаянсовая, фарфоровая посуда. Появились сервизы. Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадет труд человека, который ее делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из нее приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой: сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем ее основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают и убирают в шкаф.
4. Дидактическая игра «Из чего – какая?»
Посуда из стекла … (и.т.д.)
5. Чтение воспитателем стихотворения К. Нефедовой «Для чего нужна посуда?»
с последующим обсуждением
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разгрызали бы зубами,
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На нее еду кладут,
Из нее едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут.
- Как называется посуда, из которой мы едим? (столовая)- Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? Как она называется? (чайная) - Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды?(ложка, вилка, нож)
6. Физкультминутка.
- А теперь давайте мы превратимся в посуду, я буду показывать, вы повторяйте.
Вот большой стеклянный чайник: (дети надувают животик.) Очень важный, как начальник! (ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.) Вот фарфоровые чашки: Очень хрупкие бедняжки! (приседают, одна рука на поясе.)Вот фарфоровые блюдца: Только стукни - разобьются! (кружатся, рисуя руками круг.) Вот серебряные ложки: Голова на тонкой ножке. (потягиваются, руки вверху смыкают над головой.) Вот пластмассовый поднос-он посуду нам принес.(руки вытягивают вперед)(Н. Нищева)
7.Сказка "Спор Вилки и Ложки "
Однажды вечером, когда дети, после детского сада, разошлись по домам, в группе произошёл спор между Вилкой и Ложкой. Спор произошёл из-за того, что Вилка думала то, что она нужна людям больше, чем Ложка, а Ложка уверяла, что она гораздо нужнее.Их спор длился бы дольше, если бы в него не вступила Глубокая Тарелка для первого блюда. Она сказала:Перестаньте спорить, вы обе нужны, просто необходимы! Как дети станут есть суп, если не будет тебя, Ложка?От таких слов Ложка заблестела, пуще прежнего. А Глубокая Тарелка продолжила:А как дети станут есть разнообразные салаты и вторые блюда, если не будет тебя, Вилка?Услышав похвалу о себе Вилка, закружилась от удовольствия. Но столовые приборы не хотели признать достоинства друг друга. Тогда Вилка и Ложка хором сказали: «Пусть дети решат кто нужнее! Кого завтра больше выберут, тот и нужнее». Глубокая Тарелка согласилась.Утром дети пришли в детский сад, наступило время обеда. Дежурные накрыли на стол. Они брали и вилки, и ложки. В конце дня Глубокая Тарелка начала подсчитывать, кого взяли больше, и вскоре объявила победителя: «Победила ничья». Потом объяснила: «Сегодня на обед было и первое, и второе. Всем известно, что первое легче есть ложкой, поэтому для первого блюда выбирают ложку. А вот закуски и вторые блюда едят вилкой». Вот теперь Вилка и Ложка поняли, что они обе нужны, помирились и больше никогда не спорили.
8. Игра «Столовые принадлежности» (глядя на картинку, продолжить фразу):
1. Кастрюля- это посуда для . . . .2. Чашка- это посуда для . . . .3. Сахарница- это посуда для . . . .4. Хлебница- это посуда для . . . .5. Солонка- это посуда для . . . .6. Маслёнка- это посуда для…
9 .Инсценировка «Бал столовых приборов»
Ведущий:Группа наша чистый дом, Живет посуда в доме том. И проживает там одна Вполне обычная семья: Царь Перец и Царица Соль. Задумал царь устроить бал И своих подданных позвал |
Царь:Эй, жители нашего царства,Жители посудного государства.Приходите все на бал,Я с царицей вас позвал. |
(Входят по очереди гости) |
Салфетка: Какой простой предмет – салфетка! Но как она украсит стол! Создаст нам настроение нередко, Глядишь, и аппетит к нам пришел. |
Салфетки : Мы салфетки-Белоснежки, У нас белые одежки. Мы в стаканчике стоим Ротик вытереть велим. |
Бокал: Без меня еще ни дняТы не пил чаек.Дядя Чайник льет в меня Жгучий кипяток. |
Тарелка: Культурно ли есть со стола?Хотите, чтоб я помогла?В завтрак, в обед или в ужинНикто так, как я вам не нужен! |
Ложка: Если я пуста бываю, Про себя не забываю,Но когда несу еду,Мимо рта я не пройду. |
Нож: Если хорошо заточен,Все легко я режу очень –Хлеб, картошку, свеклу, мясо,Рыбу, яблоки и масло. |
Вилка: Четыре зуба у меня,Могу пронзить котлету я.Не дрель я и не пилкаЗовусь я просто – вилка. |
Импровизированный стол накрывают большими столовыми приборами (алгоритм сервировки)
Ведущий: Вот и стол накрыт. Но что нужно сделать перед обедом? Все дети: Руки помыть! Ведущий : А еще давайте вспомним правила поведения за столом.
Дети по очереди:- Вы сидите только прямо, повторяю вам упрямо. - Локти при себе держите, и на стол их не кладите.- Ноги прямо вы держите, и к соседу не тяните.- Аккуратно хлеб берите и на стол им не крошите.- Головой вы не вертите, на соседа не смотрите.- А еще когда я ем, я тогда и глух, и нем.
Ведущий: Окончен бал. И я, надеюсь, сей урокВам пойдет, ребята, впрок.
10. Подведение итогов.
Список используемой литературы:
1. Алямовская В. Г. «Беседы о поведении ребёнка за столом».
2. Курочкина И. Н. «Этикет для детей и взрослых».
3. Островская Л. Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника».
Примерный план работы с родителями в старшей группе
на 2016-2017 учебный год.
Период | Направления | Мероприятия | Ответственные | |
Сентябрь | Здравствуй, детский сад | - Организационное родительское собрание « что должен знать ребенок 5- 6 лет» - Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны» Консультация «Все о развитии детской речи» - Папка – передвижка для родителей «Возрастные особенности детей старшего дошкольника». - Папка передвижка «Правила безопасности» | Старшая медсестра, воспитатели Воспитатели Педагог–психолог, воспитатели воспитатели | |
Октябрь | Учимся вместе | Консультация «Игра как средство воспитания дошкольников» - Анкетирование родителей « Знаете ли вы своего ребенка» - Конкурс для детей и родителей «Осенний букет» - Развлечение «Осенины» - Оформление фотоальбома «Семьи наших воспитанников» | Воспитатели Педагог–психолог, воспитатели Воспитатели музыкальный руководитель, родительский актив | |
Ноябрь | Вместе играем, читаем, познаем окружающий мир! | Консультация «Как провести выходной день с ребенком» - Консультация « Одежда детей в группе» - Папка-передвижка для родителей «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности» - Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды» - Интерактивное развлечение, посвященное Дню матери «Мамочка любимая» | Воспитатели Воспитатели, музыкальные руководители, родители. | |
Декабрь | Здоровье Вашего ребенка Зимние праздники | Оформление информационного стенда: памятки «Охрана жизни и здоровья детей»; «Как научить ребенка безопасному поведению на улице», «Питаемся правильно». Подготовка к новогодним утренникам. Дизайн-студия «Мастерская Деда Мороза». Выставка поделок и елочных украшений | Воспитатели, инструктор по физкультуре.старшая медсестра. Воспитатели, музыкальный руководитель, родители | |
Январь | Зимние забавы | - Памятка для родителей «Чаще говорите детям» - Привлечение родителей к участию в конкурсе ДОО «Лучший зимний участок» | Воспитатели, Родители | |
Февраль | Растим защитников | Проект: «Защитники Отечества»: - Физкультурный досуг с папами «Наши защитники». - Выставка рисунков и поделок «Мой папа» - Оформление информационного стенда в родительском уголке «Растим будущего мужчину» - Выставка рисунков «папа, мама, я – дружная семья» | Воспитатели, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, родители. | |
Март | Мамочка моя | - Утренник, посвященный дню 8 Марта. - Творческие работы детей к 8 марта «Мама, мое солнышко» - Тематическая выставка «Внимание Улица!» книги, дидактические пособия, игры | Воспитатели, музыкальный руководитель, родители | |
Апрель | Встречаем весну | - Фольклорное развлечение «Весна- красна!». - Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру» - - Памятка для родителей «Как измерить талант» - Уголок здоровья: «Как уберечь ребенка от травм» | Воспитатели, музыкальный руководитель, родители | |
Май | Наши достижения | - Митинг «День Победы». - Итоговое родительское собрание «Наши достижения и успехи.» - Уголок здоровья «Как организовать летний отдых детей», - «Правила дорожного движения для детей и взрослых». - Трудовой десант – участие родителей в благоустройстве группы | Воспитатели, музыкальный руководитель, родители | |
Июнь Июль Август | Лето – время отдыха | Оформление информационных стендов: -режим дня на теплый период; -рекомендации по воспитанию детей летом; -рекомендации по ознакомлению детей с природой; -рекомендации по познавательному развитию дошкольников. -Привлечение родителей к озеленению участка и ремонту группы. - Уголок здоровья «Профилактика солнечного, теплового удара», «Профилактика кишечных инфекций», «Организация закаливающих процедур». - «День защиты детей» - интерактивное развлечение «Здравствуй, лето!». - Участие в фотовыставке ДОО «Как мы провели лето» -Развлечение на улице «Школа дорожных наук» | Старшая медсестра, воспитатели, музыкальный руководитель, родители |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности «Эхо войны» для детей старшей группы
Программные задачи: Формировать представление о том, как русский народ защищал Родину на фронте и в тылу во время ВОВ.Продолжать знакомить с пословицами, песнями о войне.Воспитывать уважение к з...
Конспект организованной образовательной деятельности с презентацией для детей старшей группы на тему: «Похищенная сказка».
Данный сценарий будет полезен воспитателям, музыкальным руководителям, организаторам досуга детей, кто интересуется современными формами организации игровой деятельности детей с использованием ИКТ и д...
Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию для детей старшей группы «Усатый — полосатый»
Учить детей передавать в рисунке образ котенка...
Конспект организованной образовательной деятельности по звукопроизношению для детей старшей группы
Конспект по произношению для детей на тему "Звук [ш]"...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Есть такая профессия – Родину защищать!».
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Есть такая профессия – Родин...