Статья «Логико - математические игры, как средство развития интеллектуальных способностей детей»
методическая разработка (средняя группа)
В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПРОИСХОДИТ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ ФОРМ АБСТРАКЦИИ, ОБОБЩЕНИЯИ ПРОСТЫХ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ, ПЕРЕХОД ОТ ПРАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА К ЛОГИЧЕСКОМУ ,РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, ВООБРАЖЕНИЯ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья: «Логико - математические игры, как средство развития интеллектуальных способностей детей»
Важно не количество знаний, а качество их.
Можно знать очень многое, не зная самого нужного.
Л.Н. Толстой
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития математических представлений дошкольника. Дети учатся анализу, сопоставлению, сравнению связанных между собой понятий и действий, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах, развитию умения делать простейшие выводы и обобщения. У ребенка формируются умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жизненных проблем, взаимодействовать со взрослыми и другими детьми в ходе выполнения заданий, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении математических упражнений. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.
В дошкольном возрасте происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Это обусловлено тем, что у детей раннего и дошкольного возраста совершенствуется работа всех анализаторов, осуществляется формирование и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и движениями рук.
Всё обучение должно осуществляться в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются планирование, умение анализировать результаты, совершенствуется воображение, символическая функция сознания, формируется внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравиться сам процесс игры. Ребёнок, увлечённый замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Использование развивающих математических игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребёнка, создаёт условия для его личного развития.
Используя логико-математические игры, решаются следующие задачи:
1.Построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально – творческому развитию детей в игре.
2. Формирование у детей мыслительных операций:
3. Развитие у детей: речи (умение рассуждать, доказывать), произвольности внимания, познавательных интересов, творческого воображения,
4. Воспитание: коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя придти на помощь сверстникам.
Свою работу я строю на основе следующих принципов:
- от простого к сложному, который предполагает постепенное возрастание трудностей заданий в играх;
- индивидуальность — предполагает учет индивидуальных и психофизиологических особенностей детей;
- безоценочность: при проведении всех игр необходимо исключить замечания, гораздо важнее и эффективнее поддерживать и поощрять каждого ребенка;
- сотворчество детей и взрослых;
Совместная деятельность педагога и детей – это одна из основных форм организации детской деятельности. Игра, для какого бы возраста она ни предназначалась, чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Выполнение игровых действий ведёт к развитию у детей смекалки, находчивости, инициативы, которые проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Выбирая для детей игру, учитываю не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей. В совместной игровой деятельности воспитатель становится партнёром по игре, в процессе которой идёт живая беседа и создаётся атмосфера творчества, самостоятельности и определённой свободы. Совместная игровая деятельность плавно перетекает в самостоятельную игровую деятельность.
Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазии – только в этом случае наши игры становятся полезными для развития детей. Участие детей в играх учит детей самостоятельно принимать решения; ставить задачи и задавать вопросы; работать в команде; искать нестандартные решения. Опыт показывает, что использование логико-математических игр даёт возможность проявить себя даже слабым и зачастую пассивным детям, позволяет им самовыразиться, получить моральное и эмоциональное удовлетворение. У детей появляется интерес к другим играм, стремление играть со своим сверстниками.
Справедливо убеждение, что дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они увлечены процессом игры. Во время игры ребёнок учится задавать вопросы. Эти вопросы направляют мышление ребят на поиск ответов, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.
Все игры выстраиваются в определённой системе. Эта система работы используется в течение всего учебного года. Первые занятия-игры во II младшей группе являются ознакомительными, дети знакомятся с материалом, им даётся возможность рассмотреть его, придумать свои игровые действия.
Затем во время игры появляются обучающие моменты, знакомство с фигурами, формой, цветом, и, играя дети, узнают способы действия с материалом.
В последующих играх знания формируются и закрепляются. Дети выбирают тот или иной вариант решения для преодоления возникшего препятствия, высказывают своё мнение, что нужно сделать, чтобы достичь желаемого результата.
Игры для закрепления носят творческий характер. Дети на новом содержании применяют знания и умения, полученные ранее. Проигрывая с детьми знакомую игру, создаётся такая ситуация, которая требует от ребёнка несколько по-другому решить задачу.
Таким образом, у ребёнка не закрепляется определённый шаблон в решении поставленной задачи. Во время игры детям предоставляется возможность подумать и предложить своё решение, а затем проверить приведёт ли оно к желаемому результату. Это способствует развитию у детей самостоятельности, инициативы, повышает его самооценку, ведь решение предложенное ребенком, возможно, будет самым правильным и нужным.
В конце учебного года необходимо провести итоговые игры, для выявления результатов проведённой работы. На основе полученных результатов, планируется дальнейшая работа с детьми.
В работе со старшими дошкольниками, перед воспитателем стоит задача: формировать логическое мышление, развитие умения узнавать новое, опираясь на уже имеющиеся знания и умения. Для этого создаются в группе условия для математической деятельности детей, при которых они проявляли бы самостоятельность в выборе игрового материала, исходя из развивающихся у них потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.
Самостоятельная игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте позволяет в ребёнке совершенствовать ручную умелость и интеллект, и самое главное, проявляется неограниченная возможность придумывать и творить. Уровнем сформированности интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте в дальнейшем во многом определяется возможность человека ориентироваться в стремительном потоке информации и самостоятельно решать встающие перед ним задачи. Содержанием для самостоятельной игровой деятельности детей могут быть разнообразные логико-математические и занимательные математические игры, требующие нестандартного пути решения: головоломки, логические кубики, логические задачи, лабиринты, игры на составление целого из частей, воссоздание силуэтов и др.
В совместной деятельности с детьми основное внимание необходимо уделять постепенному усложнению игр, уже знакомых детям.
Одним из важнейших условий для развития самостоятельной игровой деятельности детей является наличие разнообразных игр в группе. Детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
Игры, возникающие по инициативе детей, способствуют развитию интереса к математической деятельности, качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность. Если игра им понравилась, заинтересовала, они могут её взять поиграть, целенаправленно действовать с материалом, объединяться в игре со сверстниками.
Игротеку в каждой возрастной группе организуются с учётом возраста и уровня развития детей. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления; головоломки, логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, игры на передвижение.
В проведения праздников, развлечений дети закрепляют уже приобретённые знания, умения и навыки. Причём всё это происходит в обстановке, которая ничем не напоминает ежедневные игры по развитию элементарных математических представлений. Главное отличие праздников состоит в том, что в них происходит совместная неформальная деятельность детей и взрослых. Радостные переживания поднимают жизненный тонус ребёнка, создают бодрое настроение. В таких праздниках и развлечениях используются различные виды логико-математических игр и занимательного материала: задачи-шутки, задачи, задачи в стихотворной форме, загадки, пословицы, поговорки, считалки, логические упражнения, головоломки с палочками и геометрическими фигурами, лабиринты и т.д.
В результате проведённой работы, можно отметить, что дети пойдут в школу общительными, интеллектуально развитыми. Они не боятся решать поставленные перед ними задачи, высказывать своё мнение сверстникам и взрослым, доказывать его правильность. Наблюдая за детьми во время игр, в повседневной жизни, можно заметить, что дети становятся самостоятельнее, стараются выполнить задание быстро и качественно. Не смеются над товарищами, если у тех, что-то не получается, а спешат помочь. У детей появляется желание узнавать новое, придумать своё решение задания, ответить на вопрос раньше других. Но не просто быстро ответить, а ответить правильно. Дети умеют находить нужную им информацию, задавать вопросы, чувствуют себя равными партнёрами взрослого в совместной деятельности.
Используя, в своей работе логико-математические игры со всей очевидностью можно убедиться в том, что систематическое использование в работе педагога данного вида игр способствует формированию у детей логического мышления, стимулирует их познавательную и умственную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме «Игровой занимательный материал математического характера как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Игровой занимательный материал математического характера как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя).Целью педагогическо...
Статья "Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"
laquo;Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного«Без игры нет, не может быть полноценного ...
Логико- математические игры, как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность темы: логико-математических игр....
Сенсорно-математические игры как средство развития интеллектуальных способностей детей с ОВЗ.
Математическая подготовка детей с ОВЗ имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и...
"ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА»
Логико- математические игры....
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА. ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Хочу начать своё выступление с загадки: «Без чего нет и не может быть полноценного умственного развития?» (Ответы коллег)Конечно же, это игра. Известно, что игра - это основной вид де...
Доклад на тему «Сенсорно-математические игры как средство развития интеллектуальных способностей детей»
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т....