Главные вкладки
Статья "Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"
статья (старшая группа)
Развитие умственных способностей детей достигается в процессе усвоения знаний, использование развивающих игр ведёт к ускорению познания окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Стрекаловская Людмила Васильевна
Воспитатель МБДОУ «ЦРР-детский сад №10»
г. Дальнереченск
В. А.Сухомлинский
Аннотация: Развитие умственных способностей детей достигается в процессе усвоения знаний. Именно в этом заключается смысл широкого распространённого понятия: « развивающее обучение», «развивающие игры». Использование развивающих игр ведёт к ускорению познания окружающего мира, а значит и интеллектуального развития, а также к устранению проблем, имеющихся в умственном, психическом, речевом развитии.
Ключевые слова: Развивающие игры, мыслительные способности, дошкольник, детский сад.
Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объёме знаний. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, умеющей активно проявлять умственные способности. В дошкольном возрасте происходит закладка такого фундамента.
Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка – дошкольника творчески развитого, инициативного, раскрепощённого, с высоким уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания. Этому способствует игра – один из основных видов детской деятельности.
«Игра – средство диагностики психического состояния ребёнка, его личностного развития». В современном мире педагог уделяет большое внимание игре. Рассматривает игру как процесс, через который формируется активность, целеустремлённость, любовь к детскому саду, умение проводить самооценку и самоконтроль.
Цель развивающих игр: Формирование творческой, интеллектуальной личности дошкольника через развивающие игры.
Задачи:
- Развивать у детей познавательный интерес, желание и потребность узнать новое;
- Развивать память, воображение, внимание, креативность мышления, речь, обогащать их словарный запас;
- Развивать у дошкольников умения находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, создавать новые комбинации из имеющихся элементов, букв, деталей, предметов;
- Развивать способность предвидеть результат своих действий;
- Формировать у детей через игру представления об окружающем мире;
- Развивать у детей способность соблюдать правила игры, аккуратность при обращении с игрой;
- Развивать у детей чувство доброжелательности, взаимопомощи;
- Развивать мелкую моторику при работе с материалом развивающих игр.
В основу развивающих игр положены три принципа обучения – это « от простого к сложному», « самостоятельно по способностям», « постепенность и систематичность». Это позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
- Развивающие игры дают пищу для ума с самого раннего возраста;
- Задания – ступеньки создают условия для развивающего обучения;
- Поднимаясь, каждый раз самостоятельно, ребёнок развивается наиболее успешно;
- Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения.
Использование развивающих игр ведёт к ускорению познания окружающего мира, а значит и интеллектуального развития, а также к устранению проблем, имеющихся в умственном, психическом, речевом развитии. Ребёнок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, он учится, хотя при этом сталкивается с затруднениями. Знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.
«Развивающие игры» - это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, познавательных процессов» (Б.П. Никитин)
В основе системы развивающих игр лежат следующие принципы:
- Совмещение в деятельности ребёнка элементов игры и учения и постепенный переход от игр- забав через игры – задачи к учебно – познавательной деятельности;
- Постепенное усложнение обучающей игры и условий игры;
- Повышение умственной активности ребёнка в решении предлагаемых задач;
- Органическая связь и взаимосвязь между внутренней и внешней (умственной) активностью ребёнка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;
- Единство обучающих и воспитательных воздействий.
Благодаря тому, что развивающая игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретённый в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребёнка.
« Вот здесь- то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. – всё то ,что в совокупности и составляет творческие способности» ( Б.П. Никитин).
«Кубики Никитина» - прекрасный дидактический материал для развития логического мышления, восприятия, внимания. Борис Павлович Никитин разработал систему развивающих игр – « Сложи узор», « Уникуб», «Сложи квадрат», которые знакомят с разными способами передачи информации.
На восприятие цвета, формы, величины используются логические блоки Дьенеша – эффективное пособие для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Уникальный по своим возможностям и доступный в применении материал «Цветные палочки Кюизенера» для развития у детей логико – математических способностей, фантазии, воображения, мышления, внимания, мелкой моторики.
Говоря о значении развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников, хочется подчеркнуть, что – знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом творчество.
Список литературы:
- А. В. Печерога « Развивающие игры для дошкольников» - Москва. 2008 г.
- Б.П. Никитин « Интеллектуальные игры» - Москва. 1994 г.
- О.А. Шагреева, Е.В.Родина, Н.А.Стародубова « Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников» - М.; «Издательство Академия». 2002 г.
- Л.А.Венгер, О. М.Дьяченко « Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» - М.; « Просвещение» 1989 г.
- Б.П.Никитин « Ступеньки творчества или Развивающие игры» - М.; « Просвещение» 1991 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Консультация...
«Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Консультация...
Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Без игры нет,и не может быть полноценного умственного развития.Игра -это искра,зажигающая огонёк пытливости и любознательности....
Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний. На первый план выдвигае...
Статья "Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"
laquo;Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного«Без игры нет, не может быть полноценного ...
Картотека "интеллектуальных игр". Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
Игры для детей...
Консультация для родителей «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Как воспитать ребенка творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания....