Сенсорно-математические игры как средство развития интеллектуальных способностей детей с ОВЗ.
консультация по коррекционной педагогике
Математическая подготовка детей с ОВЗ имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 «Созвездие» ГОРОДА ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сенсорно-математические игры как средство развития интеллектуальных способностей детей с ОВЗ
Подготовила воспитатель
первой квалификационной категории
Овсянникова М. В.
Математическому развитию отводится значительное место в умственном развитии детей дошкольного возраста. «Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций». Таким образом, под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Математическая подготовка детей с ОВЗ имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации.
Этапы развития количественных представлений и усвоения счета у умственно отсталых дошкольников во многом сходны с тем путем, которым идет нормально развивающийся ребенок, хотя при умственной отсталости наблюдается более замедленный темп в усвоении математических знаний. Вместе с тем процесс формирования элементарных математических представлений имеет свои особенности. Это, прежде всего, индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота знаний и умений, повторяемость, самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе.
Для формирования элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью необходим определенный бытовой и игровой опыт, который дети могут получить как в процессе специально организованного обучения, так и в повседневной жизни. Специально организованным занятиям предшествует разноплановая работа, направленная на расширение бытового, игрового, трудового опыта детей, которая проводится педагогами на первом этапе обучения и предшествует формированию элементарных математических представлений. На втором и третьем этапе обучения такая работа ведется параллельно со специальными занятиями. Воспитание элементарных навыков самообслуживания, трудовые поручения, игры детей с природным, бросовым материалом, с бытовыми предметами-орудиями, с бумагой, тканью, отобразительные игры расширяют жизненный опыт детей, помогают им овладевать элементарными предметно-практическими действиями, которые становятся основой для формирования математических представлений.
Процесс формирования элементарных математических представлений у детей с проблемами в развитии строится на игровой основе. Игры-занятия — это наилучшая форма совместной деятельности по освоению математического содержания. Педагогический замысел каждого занятия должен быть направлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач. Участие в занятии ребенка стимулируется желанием играть. Особенностью раздела «Формирование элементарных математических представлений» программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью является распределение материала не по годам обучения, а по этапам.
Для того, чтобы подготовить детей к усвоению математических знаний необходим пропедевтический период.
У детей с сохранным интеллектом этот период проходит в процессе предметной деятельности в раннем возрасте, а у детей с интеллектуальной недостаточностью предметная деятельность в этом возрасте не возникает, сенсорный и практический опыт не накапливается, что значительно затрудняет или делает невозможным усвоение математических представлений. Поэтому на первом году обучения вводится пропедевтический период.
В процессе пропедевтического периода работа по формированию элементарных математических представлений детей ведется в структуре различных разделов программы и не выделяется в самостоятельный раздел.
Целью пропедевтического периода является формирование дочисловых количественных представлений и создание предпосылок для развития представлений о числе и счете.
Задачи пропедевтического периода:
1) формирование представлений о количестве: один — много — мало, пустой — полный; о количественных отношениях: больше — меньше — поровну; о сохранении количества;
2) формирование умений осуществлять группировку, чередование и сериацию предметов на основе определенного качественного признака; сравнивать непрерывные и дискретные множества путем наложения и приложения; преобразовывать множества путем увеличения, уменьшения и уравнивания.
Работа в пропедевтический период проходит ряд последовательных этапов.
1. Подбор и группировка предметов по определенному качественному признаку.
2. Формирование представлений один — много, много — мало.
3.Составление упорядоченного ряда (чередование и сериация предметов по качественному признаку).
4. Сопоставление множеств. Установление отношений больше, меньше, поровну.
5. Преобразование дискретных множеств, изменяющих количество элементов.
6. Преобразование непрерывных множеств, сохраняющих количество элементов.
7.Сопоставление численностей множеств, воспринимаемых различными анализаторами.
Рассмотрим каждый этап формирования дочисловых количественных представлений у детей с нарушением интеллекта.
Выбор материала:
1.Подбор и группировка предметов по определенному качественному признаку. На данном этапе умение группировать развивают постепенно.
Последовательность обучения группировке предметов:
| Ребенку предлагается найти и показать среди нескольких предметов разного цвета или размера такой, как в руках у педагога |
| Педагог ставит перед ребенком образец и предлагает выбрать несколько предметов к этому образцу: «Все вот такие большие кубики положи в эту коробку». |
| Из большого количества шариков разного цвета и размера ребенку предлагается: «Выбери все вот такие (дается образец) большие красные шарики». |
| Педагог дает словесную инструкцию: «Сложи в большую корзинку большие грибочки, а в маленькую – маленькие. |
| Перед ребенком в качестве образца кладется красная и синяя карточки, ставится коробка с игрушками красного и синего цвета. Дается инструкция: «Разложите игрушки в две коробки: сюда все такие(педагог указывает жестом на красную карточку), а в другую все такие (указывает на синюю карточку)». Ребенок должен догадаться сам принцип группировки. |
Очень важно сопровождать действия словами типа: еще..., еще..., еще... . В этом случае каждому предмету и действию соответствует одно слово еще, которое помогает выделить отдельный предмет и отметить увеличение их количества. Такой комплекс действий служит пропедевтикой для овладения счетом, когда названное числительное относится только к одному предмету и действию и каждое следующее числительное указывает на увеличение количества.
При выполнении заданий детей учат действовать, пользуясь методом проб и примеривания.
2.Формирование представлений один - много, много – мало.
Детей учат отвечать на вопрос «Сколько?»
В первое время используют абсолютно одинаковые предметы, чтобы ребенок фиксировал внимание именно на количестве, а не на качественных особенностях предметов.
Сначала детей учат сравнивать дискретные множества по количеству (один-много, много-мало).
Последовательность формирования понятий один, мало, много:
| Педагог кладет перед ребенком много однородных предметов (кубиков). На глазах у ребенка он берет один кубик, и просит сделать так же |
| Перед педагогом и ребенком лежат одинаковые группы однородных предметов. Педагог за экраном берет один (или много) предметов и, показывая его (их) ребенку, предлагает взять столько же. |
| Педагог дает инструкцию: «Дай один!», «Возьми много!» |
Затем детей учат сравнивать непрерывные множества по количеству (много-мало). В качестве дидактического материала используется песок или горох. Педагог берет ведерки, формочки контрастных размеров и обращает внимание ребенка на то, что в большом ведерке много песка, а в маленьком — мало. Песок из ведерок высыпается в две кучки, и ребенок может видеть и тактильно ощутить, где много, а где мало.
3.Составление упорядоченного ряда предметов.
Упорядочивание множеств является предпосылкой для формирования представлений об упорядочении чисел. В дальнейшем на уровне чисел эти отношения выражаются: 3 больше, чем 2, 2 больше, чем 1, и наоборот.
Обучение воспитанников составлению упорядоченного ряда включает в себя чередование и выделение предметов по величине. Обучение осуществляется последовательно: по подражанию, по образцу, по словесной инструкции. В работе с детьми используются следующие игры и упражнения:
| Педагог вместе с ребенком строит поезд для матрешек, чередуя большие и маленькие кубики. |
| На столе стоят матрешки, располагает их в ряд по величине. Построение ряда сопровождается словами: «Беру большую матрешку. Потом большую из оставшихся. Беру маленькую матрешку». Ребенка приучают последовательно отбирать предметы, выбирая каждый раз самый большой (самый длинный) из оставшихся. |
4.Установление отношений больше, меньше, поровну.
На данном этапе детей знакомят со способами определения количественных отношений между множествами, формируют у них способность воспринимать и определять результат сравнения — видеть равенство или неравенство двух групп предметов, обозначая количественные отношения словами больше, меньше, поровну.
Основными приемами практического сопоставления являются: наложение, приложение, составление пар.
| Педагог дает детям задание: «Поставь на карточку столько грибков, сколько их нарисовано». |
| Педагог кладет на стол две группы предметов (4 красных кубика и три синих). Предлагается сравнить и узнать, каких кубиков больше, меньше или их поровну. |
| Педагог ставит на стол большое и маленькое ведерки, предлагает определить, в каком из них больше песка, а в каком меньше. |
5.Преобразование множеств, изменяющих количество элементов.
Работа на данном этапе включает в себя задания на увеличение, уменьшение и уравнивание множеств.
| Педагог ставит на стол 3 желтых и 3 красных кубика (поровну). На глазах у детей он ставит еще один желтый кубик и спрашивает: «Какого цвета кубиков стало больше красных или желтых? Почему?» Ответ формулирует сам педагог: «Я добавила лишний желтый кубик. Теперь есть лишний желтый кубик (указывает на него). Их стало больше». |
| Педагог ставит на стол 3 желтых и 3 красных кубика (поровну). За экраном он ставит еще один желтый кубик и спрашивает: «Какого цвета кубиков стало больше красных или желтых? Почему?» |
| Дается 4 матрешки и 3 грибочка. Педагог дает инструкцию типа: «Сделай так, чтобы матрешек и грибочков было поровну» (можно добавить один грибок или убрать одну матрешку). |
| Педагог ставит 2 прозрачных стакана, наполненных одинаковым количеством крупы. Затем добавляет в один из стаканов крупу. Спрашивает: «В каком стакане крупы стало больше? Почему?» Ответ формулирует сам педагог. |
Таким образом, постепенно воспитанников подводят к пониманию того, что если к определенному множеству добавить ряд элементов, то оно увеличится, станет больше, а если убрать — станет меньше.
6. Преобразование множеств, сохраняющих количество элементов.
Педагог создает условия, при которых дети начинают понимать, что определенное количество не меняется, несмотря на изменяющиеся условия его восприятия: иное пространственное расположение, величина.
| Педагог кладет на стол две группы предметов (3 красные и 3 синие машинки). Ребенку предлагается сравнить множества. Используя способ приложения, ребенок убеждается, что синих машин столько же, сколько и красных — поровну. Затем педагог изменяет расположение синего ряда путем изменения расстояния между машинами. После каждого изменения педагог спрашивает детей: «Синих машинок осталось столько же, сколько и красных, или их стало больше (меньше)?». После ответа педагог говорит: «Надо проверить». С помощью приема приложения ребенок убеждается, что синих машин осталось столько, сколько и было. Педагог обращает внимание детей на то, что синих машин не стало меньше (больше), потому что их никто не убирал (не добавлял) со стола. |
| Берутся два прозрачных стакана одинакового размера. Педагог обращает внимание на то, что стаканы пустые. Затем вода наливается в оба стакана в одинаковом количестве. Педагог спрашивает, в каком стакане воды больше, меньше, или в обоих одинаково (поровну). Ставя стаканы рядом, выясняется, что воды в стаканах поровну. Затем учитель-дефектолог из одного стакана переливает воду сначала в широкую банку, затем — в узкую бутылку. Каждый раз педагог спрашивает: «Воды в банке (бутылке) стало больше (меньше) или осталось столько, сколько было в стакане?» Для проверки вода из банки вновь переливается в пустой стакан и сравнивается с количеством воды в контрольном сосуде. Педагог подчеркивает, что воды не стало меньше (больше), потому что мы ее не пролили и не долили: воды в банке столько, сколько было в стакане. |
7.Сопоставление множеств, воспринимаемых различными анализаторами.
В процессе овладения счетом необходимо четкое взаимодействие всех анализаторов: зрительного, слухового, двигательного, речевого. Поэтому в пропедевтический период большое значение придается упражнениям на сопоставление численностей множеств, воспринимаемых при активном участии разных анализаторов. Задания выполняются без пересчета, в пределах 3.
| Педагог дает задание: «Хлопни в ладоши, сколько кукол на столе». |
| Ребенку дается задание: «Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько ударит в ладоши молоточек». Затем педагог за экраном ударяет молоточком, сопровождая удары словами: «Один, еще один». |
| Игра «Чудесный мешочек». Ребенку предлагается определить количество предметов в мешочке, сопровождая действия словами: «Один, еще один». |
Учитывая низкий уровень развития мышления детей с ограниченными возможностями здоровья, в занятия включены специальные дидактические игры и упражнения, развивающие его три основные формы. Целенаправленная, продуманная система игр способствует умственному воспитанию ребенка, вызывает интерес к окружающему, приводит к самостоятельности мышления детей.
Обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка. Лучше всего сформировать интерес к этой науке еще до преподавания ее в школе. В этом помогут интересные и увлекательные задания и упражнения по математике для дошкольников.
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ
(примерные игры первого этапа)
Подвижные игры: «Дождик, дождик — кап-кап-кап!», «Добрый зонтик», «Дети и колокольчик», «Воробьи и машина», «Поезд», «Самолеты», «Шар», «Солнышко и дождик», «Мой веселый звонкий мяч», «Зайка на полянке», «Птички летают», «Догони меня», «Бегите ко мне», «Кто тише», «Воробышки и автомобиль», «Самолеты», «Пузырь», «Поезд», «Солнышко и дождик», «Курочка-хохлатка», «Птички летают», «Птички в гнездышках», «Найди свой домик».
Игры-эксперименты с природным материалом:
«Налей воду в кастрюли», «Пускаем кораблики в глубоком и мелком озере (разные тазы)», «Ловля рыбок», «Насыпь песок в чашки», «Следы на песке», «Следы на полу», «Наполни (водой, песком, мелкими шариками из бумаги, фасолью и т. п.) большой и маленький кувшины», «Игра с уточками в тазу», «Игра с корабликами в бассейне», «Печем куличи», «Плавающие листья и цветы, шишки», «Лепим конфеты», «Печем пирожки», «Разноцветные колобки» и т. п.
Игры с бросовым материалом, бумагой и тканью:
«Бумажные капельки», «Салют из конфетти», «Что в баночке лежит (наполнение железных и пластиковых сосудов)», «Следы на бумаге», «Яичная скорлупка», «Шарики из скорлупы, бумаги и т. п.», «Разные дорожки (рваная аппликация)» и др.
Игры с бытовыми предметами-орудиями: «Накроем разные по величине кастрюли крышками», «Донесем полные и пустые кастрюли до плиты», «Чашки, блюдца и ложки», «Принесем Мишке овощи и фрукты в корзине», «Этажерка с посудой», «Пустые и полные кастрюли», «Пустые и полные вазочки (корзинки)», «Возьми у меня пустой (полный) тазик» и др.
Игры, направленные на сенсорное развитие: «Посмотри и назови», «Цветные фоны», «Одинаковые игрушки», «Предметы и картинки», «Кто что делает?», «Веселые человечки», «Что катится, что не катится», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками», «Закрой коробочки разной формы» и др.
Конструктивные игры: «Построй башню: кубик на кубик», «Стол и стул для матрешки», «Забор из кирпичиков и кубиков», «Скамеечка для зайки», «Игры с кубами», «Домик для собачки», «Разные домики», «Машина в гараже», «Забор из больших и маленьких палочек», «Составь гирлянды (бусы) из форм разной величины и разного цвета (в разном сочетании: одной формы, одинакового размера, но разного цвета; две формы разного размера и одного цвета и т. п.)» и др.
Материал Монтессори: «Коричневая лестница», «Красные штанги», «Розовая башня», «Цветные цилиндры», «Цилиндры-вкладыши» и др.
Игры с образными игрушками: «Кукла Аня ходит» (большие и маленькие шаги), «Куклы играют с погремушками» (много, один, ни одного), «Куклы и медвежонок Пуся» (один и много), «Оденем куклу Дусю» (количество одежды), «Игры-потешки с куклами-подружками» (счет пальчиков), «Катаем машины по дорожке» (широкая и узкая дорожка), «Катаем в машине зверей» (много, мало, ни одного — пусто) и др.
Театрализованные игры: «Кошка и котята» (пространственная ориентировка, временные представления, количество, величина), «Курочка и цыплята» (пространственная ориентировка, временные представления, количество, величина), «Зайчики на полянке» (пространственная ориентировка, временные представления, количество) и т. п.
Проводится обследование
Когда весь материал пройден, педагогу необходимо проверить качество усвоенных математических представлений. С этой целью детям предлагаются задания:
Этапы | 1 задание | 2 задание |
I.Группировка предметов по качественному признаку. | Сгруппировать предметы по одному признаку: «Сложи в коробку все красные шарики». | Сгруппировать предметы по двум признакам: «Сложи в коробку все большие зеленые кубики». |
Сначала предлагаются задания по словесной инструкции, если ребенок не справляется, дается образец. | ||
II.Определение количества групп предметов. | Перед ребенком ставят три группы предметов, разных по количеству: 1 матрешка, 3 матрешки, 10 матрешек. Педагог указывает то на одну, то на другую группу предметов, а ребенку предлагается ответить на вопрос: «Сколько здесь матрешек?» Если ребенок не может назвать количество предметов, то педагог просит показать, где одна (много, мало) матрешка (матрешек). | Далее дается задание найти и назвать (или показать) предметы, которых в комнате много, и предметы, которых по одному. |
III.Составление упорядоченного ряда. | Выстроить ряд, чередуя большие и маленькие кубики: «Давай построим поезд для матрешек. Сначала нужно поставить большой кубик, потом маленький, потом опять большой и маленький ...». | Построить лесенку из штанг. Затем педагог убирает одну из «ступенек» и дает задание: «Найди ее место». Сначала задания предлагаются по словесной инструкции, если ребенок не справляется, дается образец. |
IV.Сравнение множеств по количеству. | Ребенку предлагается сравнить по количеству: две группы предметов (3 куклы и 2 чашки; изображения 3 зайчиков и 3 морковок) и установить между ними отношения «больше», «меньше», «поровну». | Ребенку предлагается сравнить по количеству непрерывные множества (две баночки разной величины, заполненные горохом; два стакана одинаковой величины, заполненные рисом) и установить между ними отношения «больше», «меньше», «поровну». |
Если ребенок не может самостоятельно использовать приемы сравнения и выражать количественные отношения словами больше, меньше, поровну, то педагог сам сравнивает множества, а ребенка просит сказать (или показать), чего больше, а чего меньше (или где больше, а где меньше). | ||
V.Преобразование множеств, изменяющих количество. | Педагог ставит на стол в два ряда друг около друга 3 матрешки и 2 грибочка. Ребенок устанавливает, что матрешек больше, грибочков меньше. Дается инструкция: «Сделай так, чтобы матрешек и грибочков стало поровну. Что ты сделал? А как по-другому можно сделать?» Далее ребенку предлагаются еще задания на увеличение или уменьшение количества одной из групп предметов. Если ребенок не справляется, то задание упрощается. Педагог дает инструкции типа: «Добавь еще 1 грибочек. Что ты сделал? Сколько теперь матрешек и грибочков?» | Педагог ставит на стол 2 стакана одинакового размера. Один доверху заполнен водой, другой наполовину. Ребенка просят сделать так, чтобы воды в стаканах стало поровну. |
VI.Преобразование множеств, сохраняющих количество. | На стол ставят 3 матрешки и 3 грибочка — предметы каждой совокупности располагаются в ряд, друг около друга. Ребенок устанавливает, что матрешек столько же, сколько и грибочков, поровну. Затем педагог изменяет расположение одного ряда предметов: расставляет матрешек на большом расстоянии друг от друга; собирает их в кучку. После каждого изменения у ребенка выясняется: «Матрешек стало больше (меньше)? Почему ты так думаешь?» Затем предлагается проверить свой ответ, используя для этого прием приложения. | Педагог ставит на стол 2 стакана одинакового размера, заполненные водой в одинаковом количестве, и 2 сосуда разного объема (большая широкая банка и высокая узкая бутылка). Педагог переливает воду из одного стакана то в один, то в другой сосуд, каждый раз у ребенка спрашивает, стало ли воды больше (меньше) или осталось столько же, сколько было в стакане. Для проверки вода вновь переливается в стакан. |
VII.Сопоставление численностей множеств, воспринимаемых различными анализаторами. | Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько игрушек на столе. | Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько раз ударил молоточек. |
2.
Виды заданий по математике
Математические игры
– элементарные логические игры;
– задачи;
– упражнения на классификацию, построение сериационных рядов;
– задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой;
- дидактические игры, направленные на развитие пространственных представлений.
Развлечения
Математические развлечения — отличный способ разнообразить формы работы.
– Загадки;
– игры на пространственное преобразование;
– головоломки.
Формы организации работы
– работа с подгруппой детей с демонстрационным материалом на занятиях;
– практическая индивидуальная работа;
– индивидуальная работа с детьми по разрешению проблемных ситуаций;
– экспериментирование;
– математические развлечения с элементами театральной деятельности с участием детей;
– консультирование родителей по ознакомлению с возможностью использования математических игр.
Правила организации занятий
Работать с развивающими математическими заданиями совсем нетрудно. Но чтобы ребенок получал от занятий максимальную пользу, необходимо придерживаться правил их организации: Перед тем как приступить к заданию, необходимо дать рекомендации по его выполнению:
− Учитывать уровень развития и возрастные особенности ребенка.
− Если вдруг внимание ребенка угасло, не нужно заставлять его заниматься дальше.
− Исходить из интересов ребенка.
− Не злоупотреблять подсказками
− Если ребенок не может найти решение задачи, не нужно каждый раз говорить правильные ответы, надо побуждать его к поиску и проявлению терпения. Чтобы удержать интерес ребенка, взрослый может предложить частичную подсказку. Как правило, дошкольнику не удается выполнить все задания с первого раза, но это имеет позитивные стороны — если ребенок вынужден что-то делать несколько раз, происходит развитие волевой сферы.
– Не ограничиваться упражнениями одного типа, а использовать разнообразный материал
– Это поможет разностороннему развитию. При организации занятий надо обращать внимание на тренировку пространственных временных отношений, навыков счета, воображения, логического мышления и др.
– Применять разные формы организации занятий: индивидуальная работа, игры в паре или командные соревнования.
– Исходить из постепенного усложнения заданий.
– Использовать средства наглядности, которые будут привлекать внимание ребенка: яркие картинки или фотографии, изображения любимых сказочных героев.
– Не скупиться на похвалу, если малыш ее заслужил.
– Поощрять самостоятельность.
Литература
- Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 479 с. -(Коррекционная педагогика)
- Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. – М. :ВЛАДОС, 2001.-88 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Консультация...
«Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Консультация...
Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Без игры нет,и не может быть полноценного умственного развития.Игра -это искра,зажигающая огонёк пытливости и любознательности....
Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний. На первый план выдвигае...
Статья "Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"
laquo;Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного«Без игры нет, не может быть полноценного ...
Картотека "интеллектуальных игр". Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
Игры для детей...
Консультация для родителей «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Как воспитать ребенка творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания....
- Мне нравится (1)