Доклад на тему «Сенсорно-математические игры как средство развития интеллектуальных способностей детей»
консультация

Светлана Николаевна Козлова

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Одна из задач дошкольного воспитания - сенсорное развитие детей, которые именно в этом возрасте наиболее восприимчивы к окружающему миру, «настроены» на познание явлений действительности, предметов, их внешних свойств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_doklad_sensorno-matematicheskie_igry.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Сакмарский детский сад «Улыбка»

Доклад на тему

«Сенсорно-математические игры

как средство развития интеллектуальных способностей детей»

 к педагогическому совету №2

«Формирование элементарных математических представлений в режиме дня и образовательной деятельности детей дошкольного возраста»

Подготовил: воспитатель

 первой квалификационной категории

 Козлова Светлана Николаевна

Сакмара, 2023 год

Сенсорно математические игры как средство развития интеллектуальных способностей детей

«Игра — это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Одна из задач дошкольного воспитания - сенсорное развитие детей, которые именно в этом возрасте наиболее восприимчивы к окружающему миру, «настроены» на познание явлений действительности, предметов, их внешних свойств.

   Таким образом, сенсорное воспитание в виду своей значимости в развитии познавательной сферы дошкольников должно являться неотъемлемой частью воспитательного процесса. Работа по сенсорному воспитанию и развитию воспитанников дошкольного возраста актуальна, так как именно это направление помогает педагогам расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения и создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности, а значит полноценно готовить воспитанников к обучению в школе.

Работая по этой теме, были определены следующие задачи:

1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома. Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой мы продуманно ставим перед детьми познавательные задачи, помогаем найти адекватные пути и способы их решения.

Приведу несколько примеров дидактических игр, которые помогают детям в развитии интеллектуальных способностей.

«Пирамидки»

Вам потребуются: 2—3 пирамидки с насадками разных форм и цветов.

Снимите насадки со всех пирамидок и перемешайте их. Рассматривая по одной, называйте цвет и форму насадок. Разрешите ребенку собрать пирамидки так, как ему вздумается. Если на одну пирамидку нанизаны разные детали, обратите на это внимание малыша. Еще раз смешайте насадки, помогите ребенку собрать пирамидки правильно. Комментируйте свои действия: «Для этой пирамидки нам нужны кольца. Давай найдем все кольца. Теперь нам надо выбрать самое большое кольцо» и т.д. Сравнивайте кольца по размеру и цвету. Объясняйте ребенку: «Вот это кольцо — большое, а вот это — поменьше, давай найдем самое маленькое колечко».

Игра способствует развитию глазомера, логического мышления, наблюдательности. Помогает изучить цвет и форму предмета.

«Подбери цвет»

Вам потребуются: обыкновенные палочки от мороженого с приклеенными кругами разного цвета и крышки от пластиковых бутылок.

Положите палочки перед ребёнком и предложите ему положить крышечку на круг подходящего по цвету. Объясните ребенку, что например, на один кружок кладём желтую крышку (покажите), а на другой — зеленую. Соберите несколько палочек вместе с ребенком, повторяя: «Смотри, я беру жёлтую крышечку, где у нас  кружок с жёлтым кругом?»

Игра способствует развитию логического мышления, цветового восприятия.

«Матрешки»

Вам потребуются: несколько матрешек — одна в другой.

Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Побудите малыша открыть матрешку. Поставьте матрешек рядом. Обратите внимание на то, что матрешки отличаются по величине. Попросите показать, где маленькая, а где большая матрешка. Пусть ребенок попробует вложить маленькую матрешку в большую и снова достать ее. В дальнейшем добавляйте по одной матрешке, вкладывая их друг в друга. Вытаскивая, расставляйте их сначала в порядке уменьшения размера, затем наоборот. Показывайте крохе, как совмещать рисунок на матрешке.

Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков сопоставления предметов по величине, способствует сенсорному развитию, помогает изучить цвет, форму и свойства предметов.

«Укрась бабочку»

Материалы: бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных цветов.

Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой фигурки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать фигуру одного цвета. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать фигуры понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель предлагает украсить бабочек.

В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.

Игра учить детей группировать предметы по цвету, закреплять знания о геометрической фигуре, о понятия много - один, развивать мелкую моторику.

«Почини одежду зайчатам»

Материалы: силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.

Появляется зайчиха с корзинкой и плачет. Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?

Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона).

Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?

Дети: на треугольник, квадрат и круг.

Воспитатель: Правильно.

Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки» (столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.

Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!

Игра  учит детей различать цвета и использовать названия цветов в речи, закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник), развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

«Большие и маленькие мячики»

Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.

Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает:

Прыг да прыг,

Прыг да прыг,

Спать наш мячик

Не привык.

Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч).

Игра учит различать цвет и величину (большой – маленький), развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.

«Бусы»

Материалы: пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.

Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус.

Игра укрепляет и развивает мелкую моторику, зрительно – моторную координацию, помогает видеть  различие предметов по форме, цвету и материалу, развивает усидчивость.

«Найди колесо для машинки»

Игра проводится с участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе круги-колёса и раздаёт детям карточки с рельефными конторами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы колёс.

Воспитатель: Какое колесо подойдёт для твоей машинки?

Если ребёнок выбирает неправильно размер, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующее. Когда ребёнок найдёт подходящую по размеру и цвету, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что колесо подошло и предложить ему самостоятельно несколько раз убрать и положить колесо. Затем следующий ребёнок подбирает колесо для своего автомобиля.

 Игра учит детей соотносить размер и цвет деталей с формой отверстия.

«Найди домик»

Педагог рисует два домика, один – большой, другой – совсем маленький. Выкладывает рисунки перед малышом, также на стол ставит две игрушки, например большого и маленького зайца. Задача ребенка – догадаться, где чей домик и почему. Чтобы крохе через некоторое время не стало скучно, варианты могут меняться: можно предложить подобрать для крупной и мелкой игрушки автомобиль, кровать, корм, платье и так далее.

Игра учит видеть величину предметов, разницу между ними, мелкую моторику.

И в заключении хочу сказать: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» — эти слова советского педагога В. А. Сухомлинского как нельзя лучше передают значение сенсорного воспитания детей. Поэтому создание условий для разностороннего развития органов чувств — задача родителей и воспитателей дошкольных образовательных и развивающих учреждений.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Игра в шахматы – как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».

Через шахматы воспитатели могут ознакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления:умение сосредоточиться и принять решение, умение решать задачи, развивается пространств...

Презентация по теме «Игровой занимательный материал математического характера как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Игровой занимательный материал математического характера как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста  (из опыта работы воспитателя).Целью педагогическо...

Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Без игры нет,и не может быть полноценного умственного развития.Игра -это искра,зажигающая огонёк пытливости и любознательности....

Семинар- практикум для педагогов "Игры в шахматы как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"

Семинар- практикум для педагогов "Игры в шахматы как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"...