собрание «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста».
консультация (старшая группа)

Вводное родительское собрание по социально-эиоциональному развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вводная ознакомительная встреча для родителей  «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста».

Цель встречи  

Создание условий для заинтересованного включения родителей в совместные  занятия с ребёнком в рамках программы «Социально-эмоциональное развитие».  

Планируемые результаты  

  • Родители заинтересовались программой, мотивированы, готовы к совместным занятиям с детьми;  
  • поняли важность развития умений воспринимать эмоции, понимать их причины, управлять эмоциями;   
  • осознали роль семьи в социально-эмоциональном развитии ребёнка.  

Оборудование Мультимедийная система группы.

УМК СЭР 5+. Вводная ознакомительная встреча для родителей.pptx

Ход встречи

Слайд 1.   

Слайд 2.   

Известно, что развитие личности — процесс многонаправленный. Психологи выделяют четыре на правления развития личности. Три из них нам хорошо знакомы.  

Слайд 3.   

Физическое развитие. Все мы помним, как в первые месяцы жизни ребёнка были озабочены тем, сколько малыш поел, держит ли он уже головку, научился ли переворачиваться, ползать, ходить. И сейчас мы заботимся о том, чтобы наш уже подросший ребёнок был здоров. Всё это имеет отношение к физическому развитию.  

Слайд 4.   

Интеллектуальное развитие. Вовремя ли ребёнок начал говорить? Овладел ли понятийным мышлением? Научился считать? Читать? И многое другое, что показывает, насколько ребёнок умеет усваивать и перерабатывать информацию.  

Слайд 5.   

Мы озадачиваемся тем, насколько наш ребёнок растёт ответственным, честным, способен ли он отличать добро от зла, хорошие поступки от плохих. Всё это характеризует духовное развитие.  

Слайд 6.   

А что же такое социально-эмоциональное развитие? Это что ещё за новость? Почему раньше о нём почти не говорили? С какого возраста оно начинается? Что в себя включает? Почему я вообще должен об этом думать? Давайте разберёмся вместе.  

Педагог переходит ко второй части вступления.

Эмоции

Педагог проводит интерактивный эксперимент, демонстрирующий место эмоций в жизни каждого человека, и рассказывает о функциях эмоций (слайды  7—11).  

Слайд 7.   

Социально-эмоциональное развитие. Ключевым  здесь являются слово эмоции. Что же такое эмоции? А эмоции — это…  

И тут давайте удивим наших слушателей. Сделаем что-то, чего они никак не ожидали. Например, молча возьмём и подбросим вверх 10—15 листов бумаги, чтобы они красиво разлетелись. Серьёзно. Берём — и бросаем! Рррраз! Представляете, как они… удивятся или даже испугаются? А нам именно это и нужно. Нам надо показать, что эмоции — это чаще всего природная, автоматическая, непроизвольная реакция на те или иные события.  

Слайд 8.   

Да-да! Именно так вы и выглядели! И я знал(а) это заранее, даже подготовил(а) этот слайд. Думаете, я умею предсказывать будущее? Нет, всё дело в эмоциях. Они возникают непроизвольно в ответ на определённые стимулы. Всё просто. Вот, смотрите.  

Слайд 9.   

(Педагог переключает слайд, на нём — скриншот навигатора, показывающего серьёзные «пробки».) Вы собираетесь ехать с работы домой, открываете навигатор и видите вот такую картину. Какие эмоции возникают? (Слушатели отвечают.)  

Слайд 10.   

А если перед вами маленькие пушистые котята? (Слушатели называют эмоцию.) Эмоциям очень трудно сопротивляться.  

Слайд 11.   

Эмоции — это древнейшая и одна из важнейших составляющих нашей жизни. Эмоции — это первооснова общения. Эмоции выполняют множество функций:  

  • помогают оценить ситуацию или событие;  
  • мобилизуют наши резервы в случае опасности или необходимости срочной реакции; 
  • предупреждают об опасности — реальной или мнимой; 
  • побуждают нас к деятельности, заставляя осуществлять действия, которые вызывают новые положительные эмоции.  
  • защищают нас от повторения ошибок, надолго сохраняя негативный след от них;  
  • являются важнейшим элементом общения, передавая более 50% коммуникативной информации. 

Неконтролируемые эмоции могут полностью  управлять нашим поведением, и тогда они способны разрушить нашу деятельность, отношения, всю нашу жизнь.  

Педагог переходит к третьей части вступления. 

Социально-эмоциональный интеллект

Педагог предлагает участникам пройти мини-тесты по различным составляющим эмоционального интеллекта, знакомит со структурой теста (слайды  12—24).  

Слайд 12.   

Эмоции могли бы полностью управлять нашим поведением и были бы способны разрушить нашу деятельность, отношения, всю нашу жизнь, если бы не эмоциональный интеллект. Это способность чувствовать и понимать, а затем эффективно применять силу и остроту эмоций, чтобы получать результат и приходить к сотрудничеству. Это именно то, что является важным условием лидерства, успеха в карьере и в бизнесе, счастья и уверенности в мире человеческих взаимоотношений.  

Чтобы вы могли лучше понять, что это за особое умение, предлагаю вам небольшой тест.  

Слайд 13.   

Педагог говорит, что этот тест поможет прежде всего оценить уровень развития эмоционального интеллекта. Он предупреждает, что результаты теста останутся у участников, поэтому они могут отвечать максимально честно. Также ведущий отмечает, что шкалы условны и навыки эмоционального интеллекта имеет смысл развивать в любом случае.  

На первые три вопроса даётся одна минута. Необходимо оценить по шкале от 0 до 10, насколько точно каждое утверждение характеризует лично участника.  

Через минуту ведущий задаёт участникам вопрос: «Как вы думаете, к какому умению относятся эти утверждения?» Даже если никто не ответил, ведущий переходит к следующему слайду.  

Слайд 14.   

Первая и важнейшая составляющая эмоционального интеллекта — это способность идентифицировать эмоции у себя и других людей. С распознавания  эмоций начинается развитие эмоционального интеллекта.  

Слайд 15.   

Педагог раздаёт участникам бланки со следующей тройкой вопросов, и активность повторяется.  

Слайд 16.   

Следующая составляющая эмоционального интеллекта — это использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности. Эмоции направляют внимание на важную информацию, помогают в рассуждениях и в запоминании. Вот что  говорит об этом священник и писатель Джозеф Форт Ньютон: «Мы не можем знать, что произойдёт в будущем. Но мы можем решить, что произойдёт внутри нас: как реагировать, что делать — в конце концов, только это и имеет значение».  

Слайд 17.   

Новая тройка вопросов — и минута на работу. Педагог раздаёт участникам бланки со следующей тройкой вопросов, и активность повторяется.  

Слайд 18.   

Третья составляющая эмоционального интеллекта — понимание эмоций — способность понимать сложные (амбивалентные) чувства; осознавать переходы от одной эмоции к другой, понимать причины и следствия таких переходов. Понимание собственных эмоций — ключ к управлению ими. В древности считали так же. Вот, например, цитата античного римского поэта Публисия Сира: «Можно управлять только тем, что мы осознаём. То, что мы не осознаём, управляет нами. Управляйте вашими чувствами, пока ваши чувства не начали управлять вами».  

Педагог предлагает участникам пройти заключительный тест, даёт одну минуту, задаёт вопрос об умении, переходит к пояснению.  

Слайд 19.   

Слайд 20.   

И четвёртый компонент в структуре эмоционального интеллекта — это управление эмоциями — свои ми и эмоциями других людей. Это, с одной стороны,  навык саморегуляции, с другой — влияние на эмоции  других, на эмоциональный фон взаимоотношений. Эта составляющая эмоционального интеллекта традиционно вызывает наибольший интерес, ведь в ней  кроется больше всего возможностей для управления  собственным поведением, эффективного взаимодействия с окружающими.  

Слайд 21.   

Педагог представляет участникам модель эмоционального интеллекта в виде четырёх последователь но расположенных составляющих.  

Слайд 22.   

Современные учёные в один голос говорят о важности эмоционального интеллекта. И правда, наверняка многие из вас замечали такую историю: ваши  одноклассники-отличники впоследствии достигали  довольно средних успехов в жизни, в то время как  менее академически успешные, но более активные  и коммуникабельные поднимались до больших высот  в карьере и образовании. 

Слайд 23.   

Эмоциональный интеллект — одна из основополагающих компетенций нашего времени и будущего. По  мнению Клауса Шваба, президента Всемирного экономического форума в Давосе, эмоциональный интеллект во многом определяет мышление, которое  ориентируется на цифровой контекст и способно:  

1) реализовать межфункциональное сотрудничество;  

2) превратить иерархии в систему равноуровневых  отношений;  

3) а также построить среду, в которой будет поощряться генерация новых идей.  

Слайд 24.   

И правда, эмоциональный интеллект — это огромный жизненный ресурс. Он влияет не только на успеваемость и карьерные успехи. Высокий эмоциональный интеллект помогает выстраивать прочные и эффективные отношения, справляться со стрессом и таким образом беречь здоровье — как психическое,  так и физическое.  

Перед вами результаты сразу нескольких исследований за период с 2006 по 2015  г. (Делает паузу  5 секунд.) Факты впечатляют, правда?  

А самая хорошая новость в том, что эмоциональный интеллект  — это способность, которую можно  развивать. И это тоже подтверждено данными научных исследований. В нашей группе в этом году будут  еженедельно проходить занятия по социально-эмоциональному развитию. 

О программе «Социально-эмоциональное развитие»

Ведущий знакомит родителей со структурой про граммы (слайды 25—34).  

Слайд 25.   

Программа разработана крупнейшими российскими учёными под руководством профессора, доктора  психологических наук Елены Алексеевны Сергиенко.  

А теперь о программе. Она состоит из трёх разделов. А чтобы вам было легче в них ориентироваться, я расскажу вам о них с помощью историй-задачек.  

В сегодняшних наших историях два главных героя, два мальчика — Лёлик и Болик. Оба рано научились читать, хорошо считали, любили рисовать, мастерить что-нибудь, помогали родителям по дому и ходили в одну группу детского сада.  

Лёлик с самого раннего возраста отличался развитым эмоциональным интеллектом, был общительным, внимательным и любознательным. А Болик — наоборот. Болик был обидчивым, временами драчливым, временами замкнутым.  

И вот однажды…  

Педагог зачитывает родителям текст. Родители определяют, какой вариант реакции в описанной ситуации соответствует Болику, какой — Лёлику.  

Слайд 26.   

История 1. Лёлику и Болику в группе нравилась одна и та же девочка — Ресничка. Однажды на прогулке ребята строили большой замок из песка. Работа была в самом разгаре, когда неожиданно подошла Ресничка и разрушила замок.  

Вечером родители пришли забирать мальчиков из сада и застали их в подавленном настроении. Родители задали Лёлику и Болику один и тот же вопрос: «Что с тобой, сынок?»  

Как вы считаете, как отреагирует на такой вопрос  Лёлик, а как — Болик?  

А. Промычит: «Все нормально», не глядя на родителей.  

Б. Ответит со вздохом: «Мне грустно, я обижен на Ресничку».  

В. Процедит сквозь зубы: «Я всех ненавижу».  

Г. Расскажет родителям, что случилось в песочнице, скажет, что обеспокоен и не понимает, почему Ресничка так поступила.  

Правильные ответы:  

Болик: А, В.  

Лёлик: Б, Г.  

Педагог переходит к рассказу о первом разделе программы — «Восприятие и понимание причин эмоций».  

 

Слайд 27.   

Итак, первый тематический раздел, с которым познакомятся ребята, называется «Восприятие и понимание причин эмоций». В процессе освоения тем данного раздела дети научатся распознавать эмоции: злость, грусть, радость, страх, удивление, интерес у себя и других, называть их. Они будут понимать источники этих эмоций и глубину их переживания. Будут много заниматься творчеством: рисовать, слушать музыку, знакомиться с поэзией и живописью — для того чтобы научиться чувствовать эмоциональный характер произведений искусства.  

Слайд 28.   

В результате обучения дети научатся распознавать эмоциональное состояние человека и выстраивать своё поведение в соответствии с этим. Дети научатся понимать причины различных эмоций у cебя и других людей.  

Педагог переходит ко второму разделу программы.  

Слайд 29.   

История 2. В группу к Лёлику и Болику пришёл новый мальчик — Кубик. После прогулки ребята переодевались, и Кубик случайно перепутал шкафчики и курточки, потому что очень волновался в первый день, да ещё и шкафчики с курточками были почти одинаковыми. В шкафчик к Болику он вместо своей курточки повесил курточку Лёлика. 

Как отреагирует на это Болик? А Лёлик?  

А. При всех обзовёт Кубика глупым, полезет драться.  

Б. Нажалуется на Кубика воспитательнице, скажет, что он это специально.  

В. Спокойно подойдёт к Кубику, скажет, что произошла ошибка, поможет разобраться с курточками и шкафчиками.  

Г. Поможет Кубику найти свой шкафчик и курточку, позовёт играть вместе. 

Родители определяют, какой вариант реакции в описанной ситуации соответствует Болику, какой —  Лёлику.  

Правильные ответы:  

Болик: А, Б.  

Лёлик: В, Г.  

 

Слайд 30.   

В ходе освоения второго раздела программы дети будут учиться вести себя в соответствии с правилами, принятыми в группе, регулировать свои эмоции, выражать их конструктивными способами. Дети будут учиться проявлять эмпатию, сочувствовать, эмоционально поддерживать того, кто в этом нуждается. Дети освоят приёмы саморегуляции эмоционального состояния при помощи творчества.  

Слайд 31.   

Давайте пополним наш список позитивных результатов освоения программы. После прохождения этой части курса ребёнок знаком с простыми способами регуляции своих эмоций. Он умеет вести себя в соответствии с принятыми правилами, открыт, общителен, легко находит друзей.  

Педагог переходит к третьему разделу.  

Слайд 32.   

История 3. Однажды мальчик из группы Лёлика и Болика, Гномик, вернулся с прогулки заплаканный и в мокрых штанишках. Он поскользнулся и упал в лужу. Гномик был очень расстроен происшествием и попытался укрыться от всех в игрушечном городке, но Лёлик и Болик заметили его.  

Как отреагирует на ситуацию каждый из мальчиков? Давайте определим.  

А. Станет громко смеяться, показывать пальцем на Гномика.  

Б. Будет обсуждать со всеми мокрые штанишки Гномика.  

В. Подойдёт к Гномику, спросит, что с ним случилось.  

Г. Попытается развеселить Гномика, поможет привести себя в порядок.  

Родители в третий раз определяют, какой вариант реакции в описанной ситуации соответствует Лёлику, какой — Болику.  

Правильные ответы:  

Болик: А, Б.  

Лёлик: В, Г.  

Педагог переходит к рассказу об ожидаемых позитивных результатах освоения тем.  

 

Слайд 33.   

Итак, третий блок программ посвящён социальному взаимодействию. На занятиях дети будут учиться сотрудничать и ценить сотрудничество, поддерживать дружеские отношения. Ребята научатся конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях, сохранять доброжелательные отношения. Дети будут развивать эмоциональную выразительность и даже станут более артистичными.  

Слайд 34.   

В группе детского сада, а позже и в школе это поможет ребёнку комфортно чувствовать себя в коллективе, успешно справляться как с индивидуальными, так и с групповыми заданиями, легче усваивать правила и следовать им. Ребёнок легко заводит друзей, пользуется уважением как у ровесников, так и у взрослых. Умеет сотрудничать и разрешать конфликты, успешен как в индивидуальных играх и заданиях, так и в командных. Это то, что мы добавили в наш список.  

Роль семьи в социально-эмоциональном  развитии ребёнка

Педагог рассказывает о роли семьи в социально-эмоциональном развитии обучающихся (слайды 35—40).  

Слайд 35.   

Мы с вами уже знаем, что развитие ребёнка —  многонаправленный процесс. И на него влияет огромное количество факторов. Но главными факторами остаются два: это институты семьи и образования. В развитии какой-то компетенции больше вклад детского сада, а в какой-то — семьи. Давайте попробуем определить, в каком соотношении эти два агента определяют готовность ребёнка к школе. Выберите наиболее верную, на ваш взгляд, пропорцию из правой области экрана. Давайте проделаем то же самое с остальными направлениями развития:  

  • общее интеллектуальное развитие;  
  • кругозор, общая осведомлённость;  
  • эстетическое развитие;  
  • социально-эмоциональное развитие.  

Итак, для социально-эмоционального развития не обходимы (педагог вставляет названный процент) усилий образовательной организации и (педагог вставляет названный процент) — это вклад семьи. То есть если семья будет заниматься эмоциональным развитием своего ребёнка, то результат будет (педагог вставляет названный процент), а если этим займётся только детский сад, то (педагог вставляет названный процент). Логично? Но всем нам нужен результат 100%.  

Чтобы достичь его, мы должны объединить свои усилия. Если программа «Социально-эмоциональное развитие дошкольника» будет проводиться только в детском саду и не будет иметь своего продолжения дома — эффект будет слабее.  

Для стопроцентного результата нам очень нужна ваша помощь, ваше сотрудничество.  

Слайд 36.   

Программа задумана как некое совместное путешествие для ребёнка, для педагога и для вас, родителей. Всем нам предстоит узнать много нового и интересного, многому научиться, многое понять. Для сопровождения программы подготовлены специальные материалы: методическое пособие по проведению занятий для педагога, для детей — папка с рабочими листами — вот они (показывает). А для родителей разработан целый комплекс материалов, который будет помогать в нашем путешествии: тесты, рекомендации специалистов, интересные факты об эмоциональном интеллекте и многое другое. Эти материалы вы получите в электронном виде.  

Слайд 37.   

Вторая важная составляющая нашего сотрудничества — это изменения. Программа направлена на развитие, а развитие с неизбежностью предполагает изменения. Очень важно замечать эти изменения как в ребёнке, так и в нас самих, отслеживать и осмысливать их. Иногда мы будем просить вас оценивать какие-то аспекты изменений с помощью небольших анкет.  

Слайд 38.   

«Семейные задания» — это очень важный элемент программы. После прохождения определённых тем будет важно закрепить полученные знания дома, наполнить их особыми смыслами, важными для вашей  семьи, ваших отношений. Вам будет предложено сделать что-то вместе: посмотреть фильм или мультфильм, обсудить его, провести маленький семейный опрос. Это очень важно, ведь без практики все знания, которые ваш ребёнок получил на занятиях, окажутся подвешенными в воздухе и со временем исчезнут.  

Слайд 39.   

Вашим проводником по программе будут материалы для родителей, специально разработанные для того, чтобы помочь вам создать условия, максимально благоприятствующие социально-эмоциональному развитию вашего ребёнка. (Педагог рассказывает, где и как родители могут получить материалы: пройти по ссылке, получить файл или распечатанные материалы — на усмотрение педагога.)  

По мере продвижения по программе вы будете последовательно получать следующие части материалов. Разработчики постарались сделать содержимое материалов максимально интересным, разнообразным и полезным для вас. Предложенные задания носят рекомендательный характер  

Слайд 40.   

А завершить презентацию я хочу словами писателя Чарльза Свиндолла: «Жизнь на 10% состоит из того, что происходит со мной, и на 90% из того, как я на это реагирую». Так что всё в наших руках. В том числе и социально-эмоциональное развитие наших детей.

PDF. 81,8 KB

Дополнительные ресурсы

  1. В завершении мероприятия предложите слушателям познакомиться с содержанием проекта «Психология развития. Как дети учатся понимать эмоции и управлять ими», с которым можно познакомиться, перейдяпо ссылке
    Среди материалов проекта статьи, видеолекции, интервью экспертов, а также тесты и дополнительные материалы для самостоятельного изучения темы социально-эмоционального развития. 
  2. Для родителей воспитанников, которые начинают обучение по программе, станет  полезным онлайн-курс «Семья на эмоциях: как понять своего ребенка». Содержание курса более подробно познакомит родителей с понятием социально-эмоционального развития и познакомит с инструментами, которые можно использовать дома. Познакомиться с курсом можно перейдяпо ссылке  
  3. Другие полезные материалы о социально-эмоциональном развитии родители найдут вПутеводителе для современной семьи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЕАПРВЛЕНИЙ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания и обучения детей. В настоящее время, сказка может с...

Статья на тему: "Социально-эмоциональное личностное развитие детей младшего возраста в театрализованной деятельности."

 В современном мире, мире компьюторных технологий люди потеряли самое дорогое – живое общение друг с другом. Мы с вами можем это исправить – нужно научить детей: общаться, цени...

Презентация к педсовету : "Развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Презентация к педсовету : "Развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"...