Презентация к педсовету : "Развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"
проект
Презентация к педсовету : "Развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sots-emots._intellekta_saveleva_n.e.pptx | 145.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема современного общества растет число людей, страдающих неврозами, так как неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакцию окружающих, а также неумение регулировать собственные эмоции при принятии решений приводят ко многим жизненным неудачам, мешают надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье, нарушают межличностные взаимоотношения.
Для современных людей проблема компетентности в процессах понимания и выражения эмоций стоит достаточно остро.
В реализации ФГОС ДО перед педагогами стоит задача развитие всех сфер деятельности дошкольников, а одной из приоритетных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей в том числе их социально-эмоционального благополучия.
В разделе ОО «Социально коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Требования ФГОС ДО направлены на создание образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивающей их эмоциональное благополучие, формирование у них социально- эмоционального интеллекта и требуют от нас, педагогов, использование новых подходов в воспитательно - образовательном процессе.
Требования к условиям реализации ООП ДО включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.
всё больше детей с такими особенностями в эмоциональном развитии, как неустойчивость эмоционально – волевой сферы ; трудности в установлении коммуникативных контактов; проявление эмоциональных расстройств: симптомы органического инфантилизма.Это выражается в недостаточной степени сформированности умения управлять своими эмоциями и умения реагировать на разное выражение эмоционального состояния других членов детского коллектива, а также в неумении взаимодействовать в ситуации эмоционального состояния с другими членами коллектива.
основы будущей личности закладываются в дошкольном возрасте, то проблема развития эмоциональной сферы дошкольников актуальна и достаточно сложна. Формирование социально- эмоциональной сферы и интеллекта возможно выполнить лишь при определенных условиях : через непосредственное общение с ребенком, через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.
социальный интеллект. Впервые термин «социальный интеллект» упоминается в 1920 году в работе Э. Л. Торндайка . Процесс социализации – это механизмом формирования личности, следовательно, Социальный интеллект – это фактор социальной адаптации личности, это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды, является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия. Успешная адаптация в социуме ведет к снижению невротизации личности, к росту личностных достижений. Социальный интеллект развивается в процессе социализации при взаимодействии в субъект - субъектных отношениях. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов) и позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки.
социальный интеллект ребёнка дошкольного возраста Социальный интеллект ребенка дошкольного возраста – это процессы усваивания ценностей, традиций и культуры общества, в котором ребенку предстоит жить, это способность понимать состояние и мотивы поступков других людей, выделять существенные характеристики ситуации взаимодействия и намечать возможные пути осознанного и опосредствованного влияния на намерения других людей с целью достижения общих предметных или коммуникативных целей.
Критериями социального интеллекта дошкольника являются: эмоционально-мотивационные (самооценка, уровень развития эмпатии ; мотивация коммуникации и взаимодействия ); когнитивные (общие умственные способности; понимание себя и партнера по общению; понимание сущности ситуации общения; прогнозирование развития ситуации коммуникации и взаимодействия, а также поведения в ней партнеров по общению); поведенческие (владение навыками конструктивного взаимодействия, способами моделирования своего поведения и опосредованного либо прямого воздействия на партнера с целью изменить его поведение).
Особая роль в становлении социального интеллекта принадлежит индивидуально-психологическим особенностям личности , таким как темперамент, любознательность.
Но учитывая специфику дошкольного возраста, можно отметить высокую зависимость и доверия детей к нам взрослым, педагогам, от роль нашей педагогической помощи в развитии социального интеллекта ребенка , в осознании и анализе им возникающих социальных ситуаций, в умения понимать окружающих и выстраивать с ними конструктивное взаимодействие зависит формирование социально- эмоционального интеллекта детей .
Педагогическое сопровождение позволяет оказывать педагогическую помощь ребенку, поддерживая его индивидуальность, сохраняя темп его развития, ориентируясь на его интересы, склонности и задатки.
Эмоции (от лат. emovea — потрясаю, волную) — это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности, субъективное состояние, которое возникает в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей.
к выразительным формам эмоций относятся: жесты (движения рук), мимика (движения мышц лица), пантомимика (движения всего тела), эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса), вегетативные изменения (покраснение, побледнение, потоотделение)
классификация К. Изарда удобная для практических целей, основана на фундаментальных эмоциях (интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.), а остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными .
эмоциональный интеллект (EQ, от англ. emotional intelligence , EI)» - это ментальная способность, которая объединяет в себе: самосознание, контроль импульсивности, уверенность , самомотивацию , оптимизм , коммуникативные навыки, умение человека распознавать чувства и эмоции, понимать намерения, мотивацию и жела н ия других людей и свои собственные , умение вызвать нужные нам эмоции созидания; способность управлять как своими, так и эмоциями других людей в целях решения практических задач , уметь выстраивать конструктивные взаимоотношения с окружающими.
Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П.Саловеем . Сегодня проблемой изучения эмоционального интеллекта занимаются специалисты по всему миру такие как: К. Изард , К. Кеннон , Л. Моррис, Э. Ориоли , Д. Карузо , Д. Голман и другие. Исследователи установили, что успешность человека в личной и социальной жизни на 80 % зависит от эмоционального интеллекта и лишь на 20% от умственного развития.
Эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста- это основа развития положительной адаптации и социализации в детском коллективе и в обществе в целом.
В дошкольном возрасте идет активное эмоциональное развитие интеллекта: ребенок осваивает высшие формы экспрессии (выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики); у него формируются умения понять переживания другого человека («открыть» их для себя); развиваются умения управлять своими эмоциями в трудных ситуациях .
Неумение перерабатывать собственные эмоции - это основа многих психосоматических заболеваний , а умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является фактором, укрепляющим психическое здоровье ребенка.
Результаты многих мониторингов подтверждают, что у детей дошкольного возраста плохо сформирован социально- эмоциональный интеллект, а это нарушение мешает нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.
Модель развития социально-эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций : – самосознание- самовосприятие (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя ); – самоконтроль- управление собой (способность совладать со своими чувствами, желаниями ); – социальная чуткость-восприимчивость (умение устанавливать контакты с разными людьми ); – управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).
Эти четыре функции можно разбить на две пары: внутриличностную компетентность, межличностную (социальную) компетентность. Внутриличностная компетентность формируется за счет навыков самовосприятия и управления собой, которые концентрируются преимущественно на своей личности, а не на ваших взаимодействиях с другими людьми. Внутриличностная компетентность представляет собой способность сохранять восприимчивость своих эмоций и управлять деталями и общими тенденциями своего поведения . Социальная компетентность состоит из навыков социальной восприимчивости (чуткости, эмпатии ) и управления отношениями .
Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка, используя сочетание различных форм обучения. Формирование социально-эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте является очень значимым, прочным и принимает характер установки.
Целевой ориентир - определяет следующие характеристики : ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе , обладает чувством собственного достоинства ; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх . способен договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Цель : Формировать у детей эмоционально – мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Развивать навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
основные задачи Сообщая детям знания, воспитывать в них такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них; Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей; Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении; Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями – мимикой, жестами, пантомимикой. Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности. Необходимо сформировать у детей способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный стиль в отношениях.
Содержание работы по этому направлению в первую очередь зависит от организации предметно- развивающей среды, от комфортной организация режимных моментов и оптимизации двигательной деятельности через организацию физкультурно - оздоровительных мероприятий
формы и методы: игротерапия (дидактические, творческие, сюжетно-ролевые, коммуникативные, психогимнастические игры и т.д.). Обучающие беседы, рассказ воспитателя Сказкотерапия - современный, органичный природе человека метод передачи жизненно важных знаний, гармонизации личности и развития эмоционального интеллекта. Игровые обучающие ситуации, дискуссии, решение ситуативных задач. Арт-терапия и направленное рисование (на определенные темы) Психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика). Психолого – педагогическая проектная деятельность Посещение комнаты психологической разгрузки и другие релаксационные методы Ведение «Календаря эмоций», разделов «Мои/наши достижения», «Наши добрые дела», «Наши праздники» и пр.; Использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д., в том числе и наглядно- символические обозначения); Чтение художественной литературы; Прослушивание музыкальных произведений; театрализованная деятельность, связанная с принятием на себя роли того или иного персонажа Интерактивные игры и беседы, рассказы и сказки, работа с видеосюжетами
главное создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу детства , считать его полноправным членом общества и уважать его как личность .
Цель педагогов в работе с семьей создать единую благоприятную, эмоциональную атмосферу развития ребенка в семье и группе дневного пребывания, сделать родителей участниками полноценного воспитательно - образовательного процесса.
В работе с родителями по развитию социально- эмоционального интеллекта используются следующие формы и методы: папки – передвижки, информационные стенды, консультации и рекомендации педагогов и психолога, психологические тренинги; беседы, проекты, групповые родительские собрания, совместные досуговые праздники и прогулки, открытые занятия; организация выставок поделок и работ, сделанных родителями совместно с детьми. Мы все прекрасно понимаем, что только в результате целенаправленной работы педагогов происходит осознанное включение родителей в единый совместный с педагогами процесс социального развития личности ребенка.
социально- эмоциональное развитие- это залог личного благополучия и успеха, однако работать над ним нужно с раннего детства.
Перед педагогами и родителями, стоит сложная задача воспитать не только здорового и образованного ребенка, но еще и социально-эмоционально развитого, то есть счастливого и потенциально успешного в будущем.
Работа по развитию в этом направлении должна проводится не только в режимные моменты, но в образовательной деятельности, систематически и целенаправленно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете "Развитие эмоций и творческих способностей детей дошкольного возраста"
В докладе предсавлен материал по развитию эмоций дошкольников. Только человеку свойственно испытывать эмоции. Задача педагогов познакомить детей с миром эмоцийи научить правильно их использовать вжизн...
Выступление на педсовете «Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования из бумаги»
Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Эти достижения дошкольн...
Презентация "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".
Эмоциональный интеллект (EI) – это способность понимать свои и чужие эмоци и адекватно реагировать на них. Для ребенка развитие эмоционального интеллекта (EQ) является основой успешного и счастл...
Из опыты работы «Развитие социально-эмоциональной и познавательной сферы детей раннего возраста через игры с водой»
В опыте представлены материалы:- по организации опытно-экспериментальной деятельности с водой детей 2-3 лет для развития социально-эмоциональной и познавательной сферы детей раннего возраста;- п...
Презентация для педсовета "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста средствами ЭОР".
Использование ЭОР. в работе педагога делает образовательный процесс интереснее, красочнее и эффективнее....
Доклад -презентация На педсовет «Формирование культурно гигиенических - навыков у детей дошкольного возраста»
Доклад -презентация На педсовет «Формирование культурно гигиенических - навыков у детей дошкольного возраста»...
Мастер-класс для педагогов на тему: "Развитие социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"
Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм в развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Повышение ...