«Развитие игровых навыков детей с РАС посредством сенсорных игр»
консультация
«Развитие игровых навыков детей с РАС посредством сенсорных игр»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditele1.docx | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие игровых навыков детей с РАС посредством сенсорных игр»
Сенсорными условно называем игры, цель которых — дать ребенку новые
чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными:
— зрительные ( например ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в
друга, смешивание)
— слуховые ( ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших
листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
— тактильные ( то, что ребенок ощущает посредством прикосновений,
ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового
полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по
величине и форме предметы — большой мяч и крохотные бусинки,
различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим
человеком);
— двигательные ( ощущения от движений тела в пространстве и ритма
движений — ходьба, бег, танцы);
— обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные
запахи окружающего мира — от аромата котлетки и маминых духов до
запаха деревянного забора и стальной перекладины);
Процесс изучения мира ребенком с синдромом детского аутизма проходит
по-иному. И здесь можно выделить следующие закономерности.
Во-первых, для аутичного ребенка сенсорный компонент мира несет в
себе особую значимость, аутичный ребенок не дифференцирует предметы
и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не
учитывая их свойства.
Аутичный ребенок почти не интересуется игрушками для сюжетно-ролевых
игр; у кукольной посуды, мебели, одежды нет ярких сенсорных свойств и
характеристик.
Отсюда вытекает цель проведения с аутичным ребенком специально
организованных сенсорных игр — создание эмоционально
положительного настроя.
Она подразумевает обязательное участие взрослого: во-первых, педагог (или
мама) предлагают ребенку пережить новое приятное ощущение; во-вторых,
взрослый проживает это ощущение вместе с ребенком. Механизм проведения
игры следующий: привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на
участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом
взрослого. Если вы сумеете разделить с ребенком положительные эмоции,
разнообразить их и сделать переживание удовольствия более насыщенным,
то со временем ребенок станет вам доверять и, зная, что с вами интересно, с
готовностью пойдет на сотрудничество. Кроме того, заручившись доверием
ребенка, взрослый получает возможность посредством эмоционального
комментария вносить в происходящее новый социально значимый смысл. А
это уже следующий важный шаг в развитии ребенка.
Итак, проведение сенсорных игр решает следующие задачи:
— переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на
настроении и поведении ребенка;
— возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в
жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые
возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход
дальнейшего развития ребенка;
— получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для
расширения его представлений об окружающем мире;
— внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения
сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые
представления о социальных взаимоотношениях.
Таким образом, проведение сенсорных игр позволяет завоевать доверие
ребенка, наладить с ним контакт.
Игры с ритмами
Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного
ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно
помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную
активность.
В играх с ритмами можно использовать следующие приемы:
— хлопки в ладоши;
— топанье ножками;
— прыжки в определенном ритме;
— проговаривание текстов стихотворений;
— пение детских песенок.
Использование стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным
ребенком предполагает:
— Сопровождение текста движениями;
— Воспроизведение сюжета с помощью игрушек;
— Показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка будет
«запускать» пропевание ребенком песенки).
При этом следует исходить из принципов простоты (движения не должны
быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Кроме
этого, стишок или песенка должны обязательно понравиться ребенку.
Вводите стишки и песенки постепенно, давая ребенку возможность выбрать
те, что ему больше нравятся. Часто именно в ходе занятий с ритмами у
ребенка возникают первые попытки использовать активную речь.
Коммуникативные игры
«Твоя ладошка, моя ладошка»
Цель: формирование эмоционального контакта.
Взрослый берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по
руке ребенка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка...»
«Ладушки»
Цель: формирование эмоционального контакта.
Взрослый садится напротив ребенка, выставляет руки ладонями навстречу
друг другу. Взрослый приговаривает: «Ладушки, ладушки...»
Если ребенок активно сопротивляется, необходимо прекратить игру.
«Мы на лодочке плывем»
Цель: формирование эмоционального контакта через присоединение к
аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.
Взрослый берет ребенка за руки и, покачиваясь, напевает:
Мы на лодочке плывем, тихо песенку поем:
«Ля-ля-ля, ля-ля-ля» - покачнулись ты и я...
«Покатаем мячик»
Цель: формирование эмоционального контакта.
Взрослый катит мяч ребенку на полу или на столе. Необходимо добиваться,
чтобы ребенок возвращал мяч. Если ребенок сопротивляется, взрослый
присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с
ребенком.
«На пузырь я посмотрю и потом его словлю!»
Цель: развитие зрительного внимания, формирование способности к
подражанию, «заражение» положительными эмоциями.
Взрослый пускает мыльные пузыри и побуждает ребенка рассматривать их и
ловить.
«Бумажный листопад (снегопад)»
Цель: формирование контакта через присоединение к аутостимуляции и
придание ему сюжетного смысла.
В этой игре вместе с ребенком можно рвать на кусочки листы бумаги
(отщипывать кусочки ваты), затем подбрасывать их вверх (либо раздувать) со
словами: «Листики (снежинки) кружатся и падают». В конце игры
обязательно следует организовать «уборку листьев (снега)».
«Мой кубик, твой кубик...»
Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым, обучение
соблюдению очередности и аккуратности при выполнении задания.
Взрослый первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик
сверху и т. д.
«Кто сильнее подует?»
Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию,
«заражение» положительными эмоциями, активизация дыхания.
Взрослый привлекает (побуждает) ребенка (детей) к построению башни из
кубиков-мякишей, затем предлагает с силой подуть на постройку так, чтобы
кубики рассыпались.
«Снежки»
Цель: формирование положительных эмоций, активизация психической
деятельности, развитие ручной координации. Взрослый побуждает ребенка
подбрасывать вверх изготовленные из ваты снежки, или кидать снежки друг
в друга. Затем необходимо побуждать ребенка складывать «снежки» в
коробку.
«Молоточек»
Цель: формирование положительных эмоций, формирование способности к
подражанию, развитие ручной координации.
Взрослый побуждает ребенка отстукивать определенный ритм или стучать
рука в руке, проговаривая стихотворение:
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,
Раздается громкий стук.
Молоточки стучат,
Строим домик для ребят.
«Занавесочка».
Цель: формировать произвольный выдох.
Ребенок дует на бахрому, выполненную из бумаги. Предлагаемая инструкция
«Подуй на занавесочку, за ней сюрприз» (маленькая игрушка).
«Колокольчик»
Цель: привлекать внимание ребенка к звучащему предмету (колокольчику).
На столе перед ребенком 2 коробки, в одной из которых
находится колокольчик. Взрослый достает его из коробки, демонстрирует
звучание, затем убирает инструмент и, переставив коробочки местами,
предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нужную коробочку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством разыгрывания сказок
Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания...
"Коррекция и развитие речевых навыков детей дошкольного возраста посредством арттерапии"
В настоящее время в практике дошкольного образования для осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи заметен интерес к методикам, построенных на применении различных видо...
Самообразование Тема: «Развитие речевых навыков детей подготовительной группы, посредством развития мелкой моторики рук».
Формирование речевых навыков детей старшего дошкольного возраста, через развитие мелкой моторики рук....
Игровые поля-папки, как условие развития игровых навыков детей раннего возраста
в статье говорится о развитии первого вида игры детей раннего возраста - режиссерской игре. об одном из приемов ее развития и о влиянии этой деятельности на будущую сюжетно-ролевую игру....
«Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр"
Сенсорное развитие ребёнка-это способ познания окружающего мира.Существует 5 сенсорных систем с помощью которых человек познаёт мир (зрение,слух,осязание,обаняние,вкус).Ощущения дают нам представление...
Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр.
Отчёт работы по самообразованию на тему:«Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр....