«Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
консультация (младшая группа)

Илларионова Марина Владимировна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №42 Приморского района Санкт-Петербурга

Консультация для родителей

«Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

                                                                               

                                                                                       Подготовила воспитатель:

                                                                       Илларионова М. В.

Санкт-Петербург

2020г.

Одним из средств формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста является содержательное общение по сюжетам русских народных сказок, которые своим содержанием и композиционным построением направлены на взаимодействие рассказчика и слушателя.

Дошкольный возраст - это возраст сказки. Дети черпают из сказок множество удивительных познаний, первые представления о времени, пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.

Сегодня народная сказка - это кладезь мудрости, который необходим маленькому человечку, ведь он только начинает познавать мир. Такие рассказы помогают развить в сознании ребенка моральные ценности, дают ему понять, что такое доброта и какие поступки считаются плохими, развивают речь ребенка, способствуют его коммуникативному развитию.

Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Русская народная сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни ребёнка и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связанной речи детей первенствующего значения.                                                                                  

Отмечая роль детских сказок в развитии малыша, стоит сказать о том, что сказки не только способны расширить словарный запас ребенка, но также помогают научиться правильно строить диалог с собеседником,  развивать логическую связную речь.

Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, а речь и коммуникация понятия неразделимые. В речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так, благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры.

Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека.

Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.

Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки (образное мышление; активную речь; внимание; умение связно выразить мысль; творческие способности и фантазию; все виды памяти; умение правильно использовать мимику.)

Роль народной сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.

Сказочный вымысел всегда педагогичен. Он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, развивает коммуникативные навыки.

Литература:

1. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№3.-с.80-83.                                                                                        

2.Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой [Текст]: для работы с детьми / Л. Б. Фесюкова. – Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2000. – 464 с.

В работе использовались материалы сайта:

https://dohcolonoc.ru/

https://azbyka.ru/deti/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством разыгрывания сказок

Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания...

Презинтация "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок".

В презинтации по  теме  "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок" освещена проблемма актуальности, а так же цели, задачи и методы работ...

План по самообразованию по теме: "Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок".

Данную тему я выбрала для повышения собственного уровня знаний в воспитании детей дошкольного возраста  и для развития у воспитанников нравственных качеств путем использования русских народных ск...

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка....

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Русские народные сказки пришли к нам из глубины времен с важной задачей передать знания детям, которые как губка впитывают буквально всё,  что видят, с чем соприкасаются. Поэтому так важно показа...

Консультация- «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Чтобы ребёнок полостью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребёнка....

Консультация- «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Чтобы ребёнок полостью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребёнка, чтобы он жил в ней какое-то время....