Игровые поля-папки, как условие развития игровых навыков детей раннего возраста
статья
в статье говорится о развитии первого вида игры детей раннего возраста - режиссерской игре. об одном из приемов ее развития и о влиянии этой деятельности на будущую сюжетно-ролевую игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika_skvortsova_dou_14.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые поля-папки как условие развития игровых навыков детей раннего возраста
Скворцова О.А.,
старший воспитатель МБДОУ д/с № 14
Проблема. В последние годы говорят о том, что сюжетно-ролевая игра уходит из жизни детей. Педагоги отмечают бедность игровых сюжетов, скудность и однообразие ролевых действий. Проблема зачастую связана с тем, что развитие игровых навыков воспитанников тормозится уже в раннем детстве, когда появляется первый вид игровой деятельности – режиссерская игра. Если условия, необходимые для развития этого вида игры в раннем возрасте не будут созданы или будут выстроены неадекватно, время для формирования игровых навыков, связанных с придумыванием сюжета игры, использованием предметов-заместителей, формированием ролевой речи будет упущено. К целевым ориентирам раннего возраста в игровой деятельности относятся следующие показатели:
- ребенок в короткой игре воспроизводит действия взрослых, впервые осуществляя игровое замещение;
- ребенок проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях.
Таким образом, действия педагога в развитии игровой деятельности детей раннего возраста должны быть направлены на организацию привлекательного окружения для развития режиссерской игры, предоставление детям мелкого игрового и неигрового материала, и особой роли взрослого, подающего «импульсы» для развития игры. В связи с тем, что режиссерская игра в раннем возрасте индивидуальна и требует обособленного пространства, одним из средств ее развития может быть использование игровых полей-папок.
Цель: Развитие навыков режиссерской игры у детей раннего возраста посредством использования игровых полей-папок.
Задачи:
- способствовать зарождению воображения воспитанников в процессе придумывания простейших игровых сюжетов в пространстве игрового поля с использованием игрового и неигрового материала;
- развивать игровые навыки, связанные с замещением реальных предметов, развитием игрового сюжета;
- воспитывать и поддерживать самостоятельность в игровых действиях;
- развивать речь воспитанников на основе озвучивания действий персонажей на игровом поле.
Основная идея практики заключается в развитии первоначальных игровых навыков детей раннего возраста с использованием игрового поля-папки. Практика базируется на принципе поддержки самодеятельной игры воспитанников. В основе практики лежит технология развития игровой деятельности Е.Кравцовой, которая выделяет наличие особого индивидуального пространства для игры как одно из важнейших условий для развития режиссерской игры. Таким образом, игровое поле-папка является в представленной практике условием и средством развития режиссерской игры.
Игровое поле-папка представляет собой двустороннее раскладывающееся полотно формата А 3 из плотного картона, одна сторона которого является фоном и располагается вертикально , а другая - полем для разыгрывания сюжета и располагается горизонтально. В настоящее время в моей группе разработаны игровые поля-папки, предоставляющие возможности для разворачивания игровых сюжетов в разнообразных смысловых полях – «Лес», «Деревня», «Море», «Дом», «Дорога в городе». Дополняют игровой комплект два контейнера: в одном находятся мелкие игрушки, изображающие животных, людей, транспорт, растения, а в другой разнообразные предметы, замещающие реальные объекты (кубики с изображениями разных эмоций, коробочки, палочки и др.) при необходимости используется мелкий строительный материал.
Игровое поле-папка предполагает как совместную со взрослым деятельность, так и самостоятельную деятельность детей.
Работа с игровым полем-папкой проходит в несколько этапов. Вначале ребенку отводится роль зрителя. Взрослый раскрывает одно из полей, берет набор игрушек и начинает разыгрывать какой-либо простой сюжет, создает игровые ситуации. Необходимо использовать и другие предметы, например, взять кубик и продолжить с ним разговор, вовлекая в сюжет. Кубик может быть при этом и кубиком, и собачкой, и стульчиком и деревом. Это создает почву для развития воображения ребенка. Очень важно, чтобы ребенку понравилась и сама сказка, и, главное, то, как вы ее изображали. Можно разыгрывать разные сюжеты как знакомые, так и не знакомые детям, главное, чтобы они были им понятны и интересны. Основная задача взрослого на данном этапе заключается в том, чтобы увлечь ребенка новой для него деятельностью. На следующем этапе ребенок становится не просто наблюдателем, но и привлекается взрослым к активным действиям. Как обычно начинаем рассказ с показом, а вот конец рассказа предлагаем придумать и показать воспитаннику. По мере ознакомления ребенка с игрой на поле-папке задачи усложняются. Постепенно он сможет сам создать и завязку, и окончание игрового сюжета. На этом этапе работы с игровым полем-папкой воспитанник учится слушать и слышать партнера, концентрировать свое внимание, держать в памяти линию сюжета. Научившись подыгрывать взрослому в совместном придумывании сюжета, ребенок сможет уже самостоятельно играть в режиссерскую игру. На этом этапе используются приемы, стимулирующие самостоятельную игру ( «Покажи, что ты видел на прогулке», «Что ты видел на празднике» и т.п.), а также приемы, направленные на поддержку детской игровой инициативы, проявляющиеся в интересе взрослого к игре ребенка, уточнении деталей детского сюжета.
Игровые поля-папки находятся в группе постоянно, и воспитанники могут использовать их в свободной игровой деятельности.
Игровое поле-папка – многофункциональное пособие. Помимо непосредственно работы над становлением режиссерской игры, игровые поля-папки используются как мизансцены для театрализованной деятельности, привлекая детей, развивая при этом их речь. Во время конструирования поля используем как среду для возведения образцов: мебель для матрешки на фоне комнаты; дом, будка для собаки, загородки для животных на фоне деревни и т.д. Таким образом, дети осваивают конструктивные умения, которые в последующем могут применять в самостоятельной режиссерской игре. Используем игровые поля-папки и в образовательной деятельности, при знакомстве, например, с домашними и дикими животными, мебелью, посудой, а так же с понятиями «один», «много», «большой», «маленький», пространственными ориентировками и др. Все эти формы работы так же способствуют развитию режиссерской игры.
Организационными механизмами практики является:
- индивидуальная работа педагога с воспитанником, предполагающая обогащение игрового опыта ребенка, стимулирование воспроизведения действий взрослых в игре, поддержку речевого сопровождения игры;
- поддержка самостоятельной игровой деятельности, основанной на создании игрового пространства, обогащение мелкого игрового материала и заместителей;
- создание условий для передачи игрового опыта «от старшего младшему» (в рамках волонтерского движения, когда старшие дети разворачивают собственные игровые сюжеты на знакомых малышам игровых полях).
Заявленная образовательная практика направлена на достижение образовательных результатов, связанных с развитием игровой деятельности детей раннего возраста – проявление стремления к совместным игровым действиям со взрослым, воспроизведение в простой игре действий взрослого, использование игрового замещения, проявление игровой инициативы. Инструментом для измерения результатов является наблюдение за игровой деятельностью детей. Критерии отслеживания представлены в методическом комплекте программы «Вдохновение» (Наблюдение за развитием детей от 3-48 месяцев и протоколирование результатов/ под.ред. С.Н.Бондаревой).
Использование практики предполагает индивидуальную и подгрупповую форму работы, поэтому вызывает трудность ее применение при большом количеств воспитанников. Но это связано с особенностями развития детей раннего возраста.
Рекомендации по использованию данной практики связаны с обеспечением триединства условий развития режиссерской игры – наличием в группе игровых полей, которые доступны для самостоятельного использования детьми раннего возраста, предоставлением разнообразного игрового и неигрового материала, и особой позицией взрослого, который является с одной стороны источником опыта, необходимого для развития режиссерской игры, с другой стороны – стимулирующим фактором к активным, самостоятельным действиям детей.
Источники:
- Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника : книга для воспитателей детского сада и родителей. –– М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. - 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по теме:«Развитие конструктивных навыков детей раннего возраста через систему развивающих игр»
Перспективное планирование по теме: "Развитие конструктивных навыков через систему развивающих игр"...
Перспективное планирование по теме:«Развитие конструктивных навыков детей раннего возраста через систему развивающих игр»
Перспективное планирование по теме: "Развитие конструктивных навыков через систему развивающих игр"...
Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста в процессе организации режимных моментов
Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования способностей, определяющих дальнейшее его развитие. Каждый из детей проходит свой путь ,проживает свою единственную жизнь. И как она с...
Анализ предметно - развивающей среды для развития коммуникативных навыков детей раннего возраста.
Анализ предметно - развивающей среды для развития коммуникативных навыков детей раннего возраста. В помощь воспитателям....
Картотека игр на развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста.
Картотека игр на развитие коммуникативных навыков...
Консультация для родителей " Развитие речевых навыков детей раннего возраста"
В данной консультации, даны упражнения по развитию речи, для детей ранненго возраста....