Самообразование Тема: «Развитие речевых навыков детей подготовительной группы, посредством развития мелкой моторики рук».
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Формирование речевых навыков детей старшего дошкольного возраста, через развитие мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №20»
Самообразование
Тема: «Развитие речевых навыков детей подготовительной группы, посредством развития мелкой моторики рук».
Учебный год 2017 -2018 г.
Воспитатель: Екантьева.А.В.
г. Ухта.
Тема: «Развитие речевых навыков детей подготовительной группы, посредством развития мелкой моторики рук».
Период: 1год (2017 -2018 г.)
Возраст детей: подготовительная группа.
Цель: формирование речевых навыков детей старшего дошкольного возраста через развитие и мелкой моторики рук.
Задачи для педагога:
-разработка перспективного плана работы с детьми,
- изготовление пособий по данной теме,
- совершенствовать предметно-развивающую среду;
- привлечение родителей к совместной деятельности по развитию речи.
Задачи для детей:
-формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.
-улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук.
-развитие воображения, наглядно – образного мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности.
Подготовительный этап:
-Выделение проблемы и целевой установки с учетом возрастных особенностей.
-Изучение методической литературы по теме:
В.Цвынтарный «Играем пальчики и развиваем речь».
О.И.Крепенчук «Тренируем пальчики – развиваем речь».
- Изготовление консультаций для родителей.
-Составление перспективного и тематического планирования.
Актуальность:
В последнее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы. В чем же причина задержки речи?
Главная причина кроется в снижении уровня развития кистевой моторики у детей. Этому способствует современный уровень научно-технического прогресса. Родителям проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться с ним полезной деятельностью, в виде игры. Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая трудности в старшем дошкольном возрасте, а затем и в школе в овладении письмом, счетом и являются причиной появления вторичных психологических расстройств и школьной дезадаптации.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму.
Одним из немаловажных условий полноценного овладения ребенком навыками письма в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 6-7 лет не теряет своей актуальности.
Перспективное планирование на 2017 -2018 год.
Содержание деятельности | Форма отчетности | Срок проведения |
Изучение методической литературы по данной теме | Список литературы | В течение 2017 -2018 года. |
Работа с родителями на тему «Тренируем пальчики – развиваем речь». | Наличие консультаций «Развитие речи ребенка 6-7 лет» «Развиваем пальчики - улучшаем речь». | Октябрь 2017г. Январь 2018 г. |
Проведение образовательной деятельности по каждой тематической недели | Книга О.И.Крепенчук | Сентябрь 2017-май 2018.год |
Тематический план работы с детьми на 2017-2018г.г.
Сентябрь | «Грибы» | Дети учатся составлять слово из первых звуков слова. Учатся определять звуки на слух. Учатся рисовать по клеточкам.6-7. |
Октябрь | «Овощи» «Фрукты» «Ягоды» «Осень. Деревья» | Дети закрепляют знания об осени, её характерных особенностях. Повторяют и получают новые знания по речевому, окружающему, познавательному, художественно-эстетическому развитию. О.И Крупенчук «Тренируем пальчики -развиваем речь» стр.8-15. |
Ноябрь | «Дикие животные» «Дикие животные….» «Перелётные птицы» «Зимующие птицы» | Дети повторяют и получают новые знания по речевому, окружающему, познавательному, художественно-эстетическому развитию. Учатся употреблять уменьшительно-ласкательные прилагательные, произносить правильно звуки в слове попорядку.. О.И Крупенчук «Тренируем пальчики - развиваем речь!» стр.16-23. |
Декабрь | «Домашние животные» «Домашние птицы» «Зимняя одежда» «Зимние забавы. «Новый год» | Дети повторяют и получают новые знания по речевому, окружающему, познавательному, художественно-эстетическому развитию. Активизация в речи прилагательных, глаголов, правильное произношение звуков. О.И Крупенчук «Тренируем пальчики - развиваем речь!» стр.24-31 |
Январь | «Части тела» «Транспорт» «Инструменты» | Дети повторяют и получают новые знания по речевому, окружающему, познавательному, художественно-эстетическому развитию. Упражнять в образовании слов из первых слогов слова. О.И Крупенчук «Тренируем пальчики - развиваем речь!» стр.32-39. |
Февраль | «Профессии» «Защитники отечества» «Времена года» | Дети повторяют и получают новые знания по речевому, окружающему, познавательному, художественно-эстетическому развитию. Закрепление правильного произношения звуков в словах. Учить произносить слова чётко и ясно пользоваться интонацией. О.И Крупенчук «Тренируем пальчики - развиваем речь!» стр.40-43. |
Март | «Семья. Мамин день» «Электроприборы» «Ранняя весна» «Весна в природе» | Дети повторяют и получают новые знания по речевому, окружающему, познавательному, художественно-эстетическому развитию. Учить подбирать определение к словам, подбирать слова на заданный звук. О.И Крупенчук «Тренируем пальчики - развиваем речь!» стр.44-51. |
Апрель | «Труд людей весной» «Космос» «Посуда» «Насекомые и пауки» | Дети повторяют и получают новые знания по речевому, окружающему, познавательному, художественно-эстетическому развитию. Учить правильно, называть качества предметов; учить использовать в ответах сложные и простые предложения. О.И Крупенчук «Тренируем пальчики - развиваем речь!» стр.52-59. |
Май | «Животные жарких стран» «Город». | Дети закрепляют полученные знания по речевому, окружающему, познавательному, художественно-эстетическому развитию. Стр.60-63. |
Практический этап:
-совместная работа с детьми по развитию мелкой моторики;
-индивидуальная работа с детьми;
-свободная самостоятельная деятельность детей.
Ожидаемые результаты:
-повышение у детей интереса к выполнению упражнений по развитию мелкой моторики.
-умение детей самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия.
-совершенствование у детей мелкой моторики, развитие глазомера, точности движений пальцев рук.
- развитие речи, внимательности, мышления, обогащение словарного запаса.
Отчет по самообразованию за 2017-2018учебный год.
по теме «Развитие речевых навыков детей подготовительной группы, посредством развития мелкой моторики рук».
Своё самообразование я начала с изучения литературы:
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.
Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2016 г.
Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
Для реализации поставленных целей и задач мною был разработано перспективное планирование на год было запланировано 29 занятий. (каждый месяц с сентября по апрель с детьми подготовительной группы в рамках тематических недель проводилось по 3-4 занятия в месяц)
Сентябрь - ОД по теме «Грибы»
Октябрь - ОД по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды и заготовки», «Осень. Деревья»
Ноябрь - ОД по темам: «Дикие животные готовятся к зиме», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы»
Декабрь – ОД по темам: «Домашние животные», «Домашние птицы», «Зимняя одежда», «Зимние забавы. Новый год»
Январь – ОД по темам: «Части тела», «Транспорт», «Инструменты»
Февраль - ОД по темам: «Профессии. Стройка» «Защитники отечества», «Времена года»
Март - ОД по темам: «Семья. Мамин день», «Электроприборы», «Весна природе», «Первоцветы»
Апрель - ОД по темам: «Труд людей весной», «Космос», «Посуда», «Насекомые и пауки», «Посуда. Продукты.»
Май – ОД по темам: «Животные жарких стран», «Город».
Каждое занятие состояло из пяти частей:
- Продолжи ряд.
- Нарисуй по клеточкам
- Дорисуй половинку
- Раскрась только…
- Составь слово из первых (или последних) звуков слов.
Для этого я использовала книгу И.О.Крупенчук. «Тренируем пальчики – развиваем речи». (Подготовительная группа детского сада).
Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. Дети употребляют уменьшительно-ласкательные прилагательные, активизировалась речь с помощью прилагательных, глаголов, правильно произносят звуки. Подбирают определение к словам, подбирают слова на заданный звук. Произносят слова чётко и ясно пользуются интонацией.
Работа с родителями осуществлялась с помощью:
-Консультаций «Развитие речи ребенка 6-7 лет». «Развиваем пальчики - улучшаем речь».
-Информации в родительском уголке (папки передвижки) «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей старшего дошкольного возраста», « Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей», « Что необходимо предлагать детям для развития мелкой моторики рук».
-Индивидуальных бесед.
Список литературы:
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.
Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2016 г.
Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/28/picture-601491-1425125141.jpg)
Конспект по развитию речевого творчества детей подготовительной группы
Конспект предназначен для детей логопедической группы 6-7 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/08/picture-752235-1478635345.jpg)
"Коррекция и развитие речевых навыков детей дошкольного возраста посредством арттерапии"
В настоящее время в практике дошкольного образования для осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи заметен интерес к методикам, построенных на применении различных видо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/22/picture-1200214-1579721547.jpg)
Развитие коммуникативных навыков детей подготовительной группы через театрализованную деятельность
Развитие коммуникативных навыков детей подготовительной группы через театрализованную деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/01/picture-1213935-1580578270.jpg)
Развитие выразительности речи детей подготовительной группы посредством театрализованной деятельности
Старший дошкольный возраст - период интенсивного формирования личности, который характеризуется целостностью сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятел...
Конспект НОД для детей подготовительной группы. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Тема : «В гостях у Осени».
Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе, обобщить и систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе, развивать интерес к закономерностям в окружающем м...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/12/picture-1396159-1649777513.jpg)
Картотека упражнений для развития вокальных навыков детей подготовительной группы
В картотеке предоставлен материал для развития вокальных навыков детей подготовительной группы ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/12/picture-1396159-1649777513.jpg)
Комплексы упражнений для развития певческих навыков детей подготовительной группы
Комплексы упражнений для развития певческих навыков детей подготовительной группы...