Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством разыгрывания сказок
статья (подготовительная группа) на тему
Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Лучшими друзьями для современного ребенка стали компьютер, телефон, планшет. Любимым занятием детей стали компьютерные игры. Дети стали меньше общаться как со взрослыми, так и со сверстниками. Кроме того, дети все меньше стали играть с сюжетно-ролевые игры, их заменяют современные гаджеты. Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников являются: социальная ситуация развития ребенка; формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками; совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.
Данные условия успешно можно реализовать посредством разыгрывания дошкольниками сказок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством разыгрывания сказок
Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Лучшими друзьями для современного ребенка стали компьютер, телефон, планшет. Любимым занятием детей стали компьютерные игры. Дети стали меньше общаться как со взрослыми, так и со сверстниками. Кроме того, дети все меньше стали играть с сюжетно-ролевые игры, их заменяют современные гаджеты.
Очень часто можно наблюдать определенные нарушения в общении детей – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что они не умеют применять эти правила в общении между собой.
Цель развития коммуникативных навыков – это развитие направленности на чувства, мнение и желания другого; расширение и обогащение опыта совместной деятельности; развитие коммуникативной компетентности.
Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих желание субъекта вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников являются: социальная ситуация развития ребенка; формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками; совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.
Данные условия успешно можно реализовать посредством разыгрывания дошкольниками сказок.
Разыгрывание сказок – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Привлекательность сказок для развития коммуникативных навыков ребенка заключаются в следующем: отсутствие в сказках дидактики, нравоучений; образность и метафоричность языка; победа добра, дающая психологическую защищённость; наличие тайны и волшебства.
Преимущество сказок состоит именно в том, что в сказке нет прямых указаний что делать и как делать, сказка не указывает как правильно. Разыгрывая сказки дети, вживаясь в роль, учатся понимать персонажей и, таким образом, учатся понимать друг друга. При этом сказку можно придумать самим, можно её нарисовать. Разыгрывание сказок дает большое пространство для творчества и самовыражения.
Придумывая, а затем разыгрывая сказку, ребенок переносит свои переживания, возможно какие-то проблемы на сознательный уровень. Таким образом, разыгрывание сказок решает психологические проблемы ребенка, если таковые имеются.
Разыгрывая сказки происходит обогащение детей впечатлениями, умение свободно разыгрывать содержание сказок, передавать в движениях игровые образы, раскрепощение детей, проявление их творческой самостоятельности, что позволяет им приобретать коммуникативные способности и использовать их в повседневной жизни.
В работу с детьми можно включать и достаточно сложные творческие задания – сюжетные этюды. В групповом этюде более свободно двигаются застенчивые, малоактивные дети. Активность остальных детей помогает им почувствовать уверенность в себе, преодолеть стеснение, находить способы взаимодействия с товарищами.
Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно найти свой подход. Один ребенок любит рисовать, другой любит слушать, другой рассказывать, кому-то нравится играть. Поэтому, если не все дети хотят участвовать в разыгрывании сказок, необходимо привлечь их к работе другим способом. Пусть они придумают сказку, кто-то зарисует её.
Разыграв сказку, необходимо обсудить с детьми что им понравилось, что нет, чему они научились. Детям необходимо дать обратную связь, чтобы перевести их опыт на сознательный уровень.
Принципы разыгрывания сказок, считает М.В. Яковлева, заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене позитивным жизненным опытом.
Таким образом, разыгрывание сказок решает многие задачи. Придумывая сказку самостоятельно дети развивают речь, расширяют активный словарный запас, также дети могут решать психологические проблемы, такие как тревожность, страхи, излишняя застенчивость, как следствие повышенной тревожности и страхов. Разыгрывание сказок обогащает жизненный опыт дошкольников, расширяет их кругозор, развивает коммуникативные способности, так как любая творческая деятельность обязательно подразумевает под собой общение (с группой, диалог, со зрителями и т. д.). Большое влияние на становление коммуникативной сферы оказывает развитие эмоционального мира дошкольников, а такой способ развития коммуникативных навыков, как разыгрывание сказок, безусловно задействует эмоциональную сферу детей.
Регулярные занятия с детьми по разыгрыванию сказок, помогут научить детей общаться между собой, проявлять эмпатию, понимать и принимать друг друга, справляться с различными жизненными ситуациями не прибегая к помощи взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровой деятельности
Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задеожкой психического развития посредством игровой деятельности....
«Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Консультация для родителей...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНКЛЮЗИВНЫХ ГРУППАХ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
развитие коммуникативных навыков посредством игры является актуальным для детей с ОВЗ дошкольного возраста, посещающих инклюзивные группы. Не имея возможности отдать в детский сад, родители ведут свои...
Родительское собрание в старшей группе №1 детей с нарушением зрения на тему «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по театрализованной деятельности...
"Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством сюжетных картинок.
В данной консультации речь идет о важности развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, а также о том какую важную роль играет обучение рассказыванию по картине или серии ка...
Презентация на тему "Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством напольных подвижных игр".
В современном обществе, для успешной социализации, личность должна обладать высоким уровнем коммуникативных умений, которые помогут ей обеспечить успешную деятельность в любой сфе...