Система взаимодействия образовательной организации с родителями
статья
В статье показано значимость системы взаимодействия образовательной организации в работе с родителями.
Определены механизмы компетентности, которыми должны владеть современные родители. Раскрыты компетентности и формы взаимодействия, которыми важно владеть педагогам.
Значительное внимание уделено приёмам и методам работы ДОУ с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.69 КБ |
statya.docx | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Бородина Нина Александровна воспитатель,
МБДОУ детский сад № 25 «Зайчик»,
г. Усть – Илимск
nina.borodina.1974@bk.ru
Аннотация
В статье показано значимость системы взаимодействия образовательной организации в работе с родителями.
Определены механизмы компетентности, которыми должны владеть современные родители. Раскрыты компетентности и формы взаимодействия, которыми важно владеть педагогам.
Значительное внимание уделено приёмам и методам работы ДОУ с родителями.
Система взаимодействия образовательной организации с родителями
Введение
XXI век – век высоких технологий и открытий. И сегодня в современном мире растет понимание роли семьи, как таковой, что определяет не только судьбу ребёнка, но и развитие всего общества.
По мнению исследователей именно от семьи на 70% зависит, каким вырастит человек, какие черты характера сформируют его личность.
Но надо честно признаться, что только незначительная часть родителей владеет необходимыми компетенциями воспитательного процесса и поэтому остальные - нуждается в помощи специалиста. И такой помощью могу стать воспитатели детского сада, учителя, психологи, которые обеспечат психопедагогической поддержкой семьи в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Об этом прямо говорится в одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [6].
Изменения, которые происходят сейчас в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствование форм и способов взаимодействия с семьями воспитанников. От совместной работы дошкольного учреждения и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка. Перед ДОУ стоят важные задачи: использовать воспитательный и образовательный потенциал семьи в рамках педагогического взаимодействия представленных в ФГОС. Деятельность семьи и педагога ДОУ в интересах ребенка может быть успешным только в том случаи, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях, а значит наметить идеальную траекторию развития малыша.
«Позитивное влияние на воспитание ребёнка в значительной степени зависит от отношений между педагогом и родителями ребёнка. И именно от результатов такого сотрудничества зависит становление и воспитание ребёнка как личности» В.Сухомлинский [5].
Поэтому детские учреждения должны вступать инстанцией развития не только детей, но и их родителей. А это в свою очередь ведёт ДОУ к поиску новых форм работы с родителями, исключая формальность и недоверие друг к другу.
Компетенции современных родителей
Современный родитель должен владеть широкими познаниями и навыками в воспитании ребёнка, быть компетентным во многих вопросах. Конечно же первый и самый важный навык – это навык любви. Необходимо любить себя, друг друга и ребёнка. Именно любовь рождает всё прекрасное на земле, а семья естественная среда глубочайших людских чувств. В семье зарождается любовь ребёнка к отцу и матери, бабушке и дедушке, к своему роду, совей истории, культуре, стране.
Дж.Грей в своей книге «Дети - с небес» писал: «Самое важное в воспитании – любить детей и отдавать им время и силы. Хотя любовь самое главное, это ещё далеко не всё» [1].
Если родители не понимают особых потребностей своего ребёнка, то не могут в полной мере дать им то, что нужно современным детям. Разные дети требуют разные уровни внимания, любви и строгости. Пальма и роза требуют разное количество воды. Необходимо развивать чуткость к потребностям своих детей.
родителям необходимо учиться у своих детей. Когда рождается в семье ребёнок, для взрослого начинается время учиться, а не учить.
Какие бы методы воспитания не применяли родители, приоритетом остаётся личный пример. Они должны стать лидерами для своих детей, так как мир, который ребёнок открывает для себя - начинается с родителей.
Стараться быть компетентным, изучать особенности и периоды развития детей, и то, что им жизненно необходимо в разном возрасте.
Помочь ребёнку быть самим собой, смотреть на мир своими глазами.
Хвалить и поощрять ребёнка даже за самую маленькую проделанную им работу.
создавая условия для формирования всесторонне развитой личности, бережно относиться к индивидуальным особенностям ребёнка, развивать его талант. Доверять и поддерживать тесную связь с детским садом, который посещает ребёнок.
Компетентности и формы взаимодействия воспитателей с родителями
Понимание того, что в семье закладывается фундамент полноценного психического и физического развития ребёнка, побуждает детские учреждения к тесному сотрудничеству детского сада и семьи.
Детский сад – первый социальный институт, первое социальное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Сотрудничество с семёй – одна из первоочередных задач в каждом дошкольном учреждении. Современная жизнь побуждает к созданию разнообразных форм и методов привлечения родителей к сотрудничеству. Эту связь можно осуществлять по-разному. Важно только избежать формализма. Для того чтобы правильно сформировать работу с родителями, надо хорошо знать отношение родителей в семье, настроение и ожидание родителей от пребывания ребёнка в детском саду. Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. С целью налаживания тесного взаимодействия с родителями, воспитателю важно владеть коммуникативной компетентностью в общении с родителями, находить такие формы работы, в которых родители видели бы себя и проявляли желание участвовать в воспитательном процессе ребёнка. Воспитателю необходимо регулярно знакомить родителей с содержанием воспитания и обучения детей, вовлекать их в обмен мнениями об успехах или трудностях воспитания ребёнка. Находить индивидуальный подход, установить с родителями партнёрские отношения [ 2].
Уметь поддерживать уверенность родителей в собственные силы. Проявлять достаточную гибкость в конфликтных и затруднительных ситуациях в общении с родителями.
Н.Н. Лобова отмечает, что под коммуникативной компетентностью педагога следует понимать способность педагога к разнообразным формам общения и взаимодействия, как система внутренних ресурсов, которые необходимы для построения успешного общения в определённом круге ситуаций личностной коммуникации [ 4].
Согласно представлениям Т.В.Кротовой, взаимодействие педагога с родителями – это профессиональное общение педагога, которое направлено на повышение педагогической культуры родителей, на обмен между родителями и воспитателем эмоциональной или познавательной информации, знаниями, опытом, умением и навыками [3 ].
Оно нацелено на установление сотрудничества, взаимодействия и партнёрских отношений с родителями воспитанников. Данный факт указывает на профессиональную ответственность воспитателя и повышение требования к уровню его знаний и умений, владению приемами и способами эффективного общения с родителями воспитанников.
Родители – союзники воспитателя
Новые задачи, стоящие перед ДОУ диктуют и новые формы работы, чтобы привлечь родителей и сделать своим союзником в нашем дошкольном учреждении мы используем такие формы работы, как :
- индивидуальные: ( Анкетирование, консультации, телефонная связь. Иногда, при необходимости, чтобы выяснить условия жизни ребёнка, его интересов, подобрать наиболее эффективные методы воспитания, воспитатели посещают своих воспитанников дома. В таких случаях, педагог должен быть толерантным, чтобы родители почувствовали, что их ребёнку желают добра);
- наочность: ( родительские уголки «Советы для родителей», «Это важно знать», «Современный родитель», «Шкатулка идей и предложений», выставка детских работ) ;
- групповые консультации, собрания, встречи со специалистами, совместные походы в музей, на выставки;
- встреча за круглым столом « крепкий росток ребёнка из могучего корня родителей»;
- день открытых дверей;
- тренинг «Знаете ли вы своего ребёнка»;
- участие родителей в массовых мероприятиях группы и детского сада (изготовление декораций, поделок, костюмов для театрального выступления).
Результатом применения различных форм работы по взаимодействию с родителями, будут способствовать тому, что у родителей появится интерес к работе детского сада и воспитанию детей. Изменится характер вопросов к педагогам, рост их интересов и знаний.
Будут способствовать росту посещаемости родителями мероприятий и активное участие в конкурсах и праздниках, понимание практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду.
Всё сущее, что живёт на земле, имеет своё начало и свой конец. Семья в этом вечном цикле – начало, которое создаёт самого человека. И пусть проходят тысячелетия людской цивилизации, роль семьи в воспитании личности не изменится. Даже в наш сегодняшний день – такой тревожный, экономично- нестабильный. Семья остаётся началом начал.
Список литературы
- Грей Джон. Дети с небес / ООО издательства «София», - 2013г.
- Давыдова О., Майер А./ Компетентностный подход в работе дошкольного образования с родителями / «Детство – Пресс»,- Санкт-Петербург, 2013г.
- Кротов Т.В. Формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанника// «Дошкольное воспитание»,- 2007г.,108-122с.
- Лобанова Н.Н. / Профессиональная компетентность педагога/ - СПб.: Питер, 2008г.- 107с.
- Сухомлинский В.А. Родительская педагогика/ Москва,- 1997г.
- Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования/ Центр педагогического образования -: Москва, -2014г.
Предварительный просмотр:
Бородина Нина Александровна воспитатель,
МБДОУ детский сад № 25 «Зайчик»,
г. Усть – Илимск
nina.borodina.1974@bk.ru
Аннотация
В статье показано значимость системы взаимодействия образовательной организации в работе с родителями.
Определены механизмы компетентности, которыми должны владеть современные родители. Раскрыты компетентности и формы взаимодействия, которыми важно владеть педагогам.
Значительное внимание уделено приёмам и методам работы ДОУ с родителями.
Система взаимодействия образовательной организации с родителями
Введение
XXI век – век высоких технологий и открытий. И сегодня в современном мире растет понимание роли семьи, как таковой, что определяет не только судьбу ребёнка, но и развитие всего общества.
По мнению исследователей именно от семьи на 70% зависит, каким вырастит человек, какие черты характера сформируют его личность.
Но надо честно признаться, что только незначительная часть родителей владеет необходимыми компетенциями воспитательного процесса и поэтому остальные - нуждается в помощи специалиста. И такой помощью могу стать воспитатели детского сада, учителя, психологи, которые обеспечат психопедагогической поддержкой семьи в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Об этом прямо говорится в одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [6].
Изменения, которые происходят сейчас в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствование форм и способов взаимодействия с семьями воспитанников. От совместной работы дошкольного учреждения и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка. Перед ДОУ стоят важные задачи: использовать воспитательный и образовательный потенциал семьи в рамках педагогического взаимодействия представленных в ФГОС. Деятельность семьи и педагога ДОУ в интересах ребенка может быть успешным только в том случаи, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях, а значит наметить идеальную траекторию развития малыша.
«Позитивное влияние на воспитание ребёнка в значительной степени зависит от отношений между педагогом и родителями ребёнка. И именно от результатов такого сотрудничества зависит становление и воспитание ребёнка как личности» В.Сухомлинский [5].
Поэтому детские учреждения должны вступать инстанцией развития не только детей, но и их родителей. А это в свою очередь ведёт ДОУ к поиску новых форм работы с родителями, исключая формальность и недоверие друг к другу.
Компетенции современных родителей
Современный родитель должен владеть широкими познаниями и навыками в воспитании ребёнка, быть компетентным во многих вопросах. Конечно же первый и самый важный навык – это навык любви. Необходимо любить себя, друг друга и ребёнка. Именно любовь рождает всё прекрасное на земле, а семья естественная среда глубочайших людских чувств. В семье зарождается любовь ребёнка к отцу и матери, бабушке и дедушке, к своему роду, совей истории, культуре, стране.
Дж.Грей в своей книге «Дети - с небес» писал: «Самое важное в воспитании – любить детей и отдавать им время и силы. Хотя любовь самое главное, это ещё далеко не всё» [1].
Если родители не понимают особых потребностей своего ребёнка, то не могут в полной мере дать им то, что нужно современным детям. Разные дети требуют разные уровни внимания, любви и строгости. Пальма и роза требуют разное количество воды. Необходимо развивать чуткость к потребностям своих детей.
родителям необходимо учиться у своих детей. Когда рождается в семье ребёнок, для взрослого начинается время учиться, а не учить.
Какие бы методы воспитания не применяли родители, приоритетом остаётся личный пример. Они должны стать лидерами для своих детей, так как мир, который ребёнок открывает для себя - начинается с родителей.
Стараться быть компетентным, изучать особенности и периоды развития детей, и то, что им жизненно необходимо в разном возрасте.
Помочь ребёнку быть самим собой, смотреть на мир своими глазами.
Хвалить и поощрять ребёнка даже за самую маленькую проделанную им работу.
создавая условия для формирования всесторонне развитой личности, бережно относиться к индивидуальным особенностям ребёнка, развивать его талант. Доверять и поддерживать тесную связь с детским садом, который посещает ребёнок.
Компетентности и формы взаимодействия воспитателей с родителями
Понимание того, что в семье закладывается фундамент полноценного психического и физического развития ребёнка, побуждает детские учреждения к тесному сотрудничеству детского сада и семьи.
Детский сад – первый социальный институт, первое социальное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Сотрудничество с семёй – одна из первоочередных задач в каждом дошкольном учреждении. Современная жизнь побуждает к созданию разнообразных форм и методов привлечения родителей к сотрудничеству. Эту связь можно осуществлять по-разному. Важно только избежать формализма. Для того чтобы правильно сформировать работу с родителями, надо хорошо знать отношение родителей в семье, настроение и ожидание родителей от пребывания ребёнка в детском саду. Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. С целью налаживания тесного взаимодействия с родителями, воспитателю важно владеть коммуникативной компетентностью в общении с родителями, находить такие формы работы, в которых родители видели бы себя и проявляли желание участвовать в воспитательном процессе ребёнка. Воспитателю необходимо регулярно знакомить родителей с содержанием воспитания и обучения детей, вовлекать их в обмен мнениями об успехах или трудностях воспитания ребёнка. Находить индивидуальный подход, установить с родителями партнёрские отношения [ 2].
Уметь поддерживать уверенность родителей в собственные силы. Проявлять достаточную гибкость в конфликтных и затруднительных ситуациях в общении с родителями.
Н.Н. Лобова отмечает, что под коммуникативной компетентностью педагога следует понимать способность педагога к разнообразным формам общения и взаимодействия, как система внутренних ресурсов, которые необходимы для построения успешного общения в определённом круге ситуаций личностной коммуникации [ 4].
Согласно представлениям Т.В.Кротовой, взаимодействие педагога с родителями – это профессиональное общение педагога, которое направлено на повышение педагогической культуры родителей, на обмен между родителями и воспитателем эмоциональной или познавательной информации, знаниями, опытом, умением и навыками [3 ].
Оно нацелено на установление сотрудничества, взаимодействия и партнёрских отношений с родителями воспитанников. Данный факт указывает на профессиональную ответственность воспитателя и повышение требования к уровню его знаний и умений, владению приемами и способами эффективного общения с родителями воспитанников.
Родители – союзники воспитателя
Новые задачи, стоящие перед ДОУ диктуют и новые формы работы, чтобы привлечь родителей и сделать своим союзником в нашем дошкольном учреждении мы используем такие формы работы, как :
- индивидуальные: ( Анкетирование, консультации, телефонная связь. Иногда, при необходимости, чтобы выяснить условия жизни ребёнка, его интересов, подобрать наиболее эффективные методы воспитания, воспитатели посещают своих воспитанников дома. В таких случаях, педагог должен быть толерантным, чтобы родители почувствовали, что их ребёнку желают добра);
- наочность: ( родительские уголки «Советы для родителей», «Это важно знать», «Современный родитель», «Шкатулка идей и предложений», выставка детских работ) ;
- групповые консультации, собрания, встречи со специалистами, совместные походы в музей, на выставки;
- встреча за круглым столом « крепкий росток ребёнка из могучего корня родителей»;
- день открытых дверей;
- тренинг «Знаете ли вы своего ребёнка»;
- участие родителей в массовых мероприятиях группы и детского сада (изготовление декораций, поделок, костюмов для театрального выступления).
Результатом применения различных форм работы по взаимодействию с родителями, будут способствовать тому, что у родителей появится интерес к работе детского сада и воспитанию детей. Изменится характер вопросов к педагогам, рост их интересов и знаний.
Будут способствовать росту посещаемости родителями мероприятий и активное участие в конкурсах и праздниках, понимание практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду.
Всё сущее, что живёт на земле, имеет своё начало и свой конец. Семья в этом вечном цикле – начало, которое создаёт самого человека. И пусть проходят тысячелетия людской цивилизации, роль семьи в воспитании личности не изменится. Даже в наш сегодняшний день – такой тревожный, экономично- нестабильный. Семья остаётся началом начал.
Список литературы
- Грей Джон. Дети с небес / ООО издательства «София», - 2013г.
- Давыдова О., Майер А./ Компетентностный подход в работе дошкольного образования с родителями / «Детство – Пресс»,- Санкт-Петербург, 2013г.
- Кротов Т.В. Формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанника// «Дошкольное воспитание»,- 2007г.,108-122с.
- Лобанова Н.Н. / Профессиональная компетентность педагога/ - СПб.: Питер, 2008г.- 107с.
- Сухомлинский В.А. Родительская педагогика/ Москва,- 1997г.
- Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования/ Центр педагогического образования -: Москва, -2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование системы работы педагогов дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Создание системы работы педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в условиях реализации ФГОС ДО...
Взаимодействие образовательной организации с родителями воспитанников в рамках ФГОС
Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требуетвзаимодействие всех его участников: родителей, воспитателей. Взрослыенепосредственно причастны к созданию бл...
Взаимодействие образовательной организации с родителями воспитанников в рамках ФГОС
Взаимодействие образовательной организации с родителями воспитанников в рамках ФГОС...
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...
Методы взаимодействия образовательной организации с родителями
Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Методы взаимодействия образовательной организации с родителями", мы должны ответить на вопрос что такое воспитание? Древние люди говорили «Вс...
Организация взаимодействия воспитателя дошкольной образовательной организации с родителями детей первой младшей группы
В Федеральном законе «Об утверждении федеральной программы развития образования» от 2010 прописана необходимость совершенствовать формы работы дошкольной образовательной организации с роди...
Мониторинг качества взаимодействия образовательной организации с родителями
Использование педагогического ресурса семьи в образовательном процессе, обеспечение индивидуальной поддержки ребенка в условиях семейного воспитанияМнение родителей учитывается при выборе образователь...