Проектирование системы работы педагогов дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
презентация к уроку на тему
Создание системы работы педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в условиях реализации ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 548.16 КБ |
tezisy.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Создание системы работы педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в условиях реализации ФГОС ДО
Задачи: 1. Изучить нормативно-правовые и теоретические аспекты взаимодействия педагогов с родителями воспитанников для определения требований к системе работы в соответствии с ФГОС ДО. 2. Проанализировать опыт дошкольных образовательных организаций по взаимодействию педагогов с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. 3. Проанализировать систему работы педагогов МБДОУ №27 «Сказка» с родителями воспитанников сложившейся практики работы в контексте требований ФГОС ДО. 4. Спроектировать систему работы педагогов ДОО с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО и составить план действий по развитию практики работы педагогов с родителями
Нормативно-правовые документы, регламентирующие взаимодействие педагогов ДОО с родителями воспитанников Декларация прав ребенка (Провозглашена резолюцией 1386 ( XIV ) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959г.) Конвенция о правах ребенка (Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 .11.1989 г.) Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк, 30.09.1990 г.) Международные стандарты, ISSA определяющие стиль работы персонала с родителями и детьми в детском саду и начальной школе Конституция РФ (Принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с изм . 09 июня 2001г.) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. №273-ФЗ) Семейный кодекс РФ (Принят Государственной Думой 8.12.1995г. в редакции Федеральных законов от 30.11. 2011г. №351-ФЗ) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. N1155) Концепция дошкольного воспитания (16 .06.1989г. № 7/1 (авт. В.В.Давыдов, В.А.Петровский) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11. 2008 г. №1662-р) Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.02.2011 г. №163-р) Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утвержденный распоряжением Правительства РФ от 14.08.2013 г. N 1426-р) Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 01.06. 2012 г. N 761)
Теоретические аспекты взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников для определения требований к системе работы в соответствии с ФГОС ДО Проанализирована литература, следующих авторов: Арнаутовой Е.П., Виноградовой Н.В., Давыдовой О.И., Данилиной Т.А., Дешеулиной Р.П., Дороновой Т.Н., Дубровой В.П., Евдокимовой Е.С., Загик Л.В., Зверевой О.Л., Ивановой В.М., Клариной Л.М.; Козловой А.В., Кротовой Т.В., Крупской Н.К.; Микляева Н.В., Майер А.А., Марковой Т.А., Маховой Л.Ю., Павловой Л.А., Свирской Л., Сухомлинского В.А., Урбанской О.Н.. Изучены: теоретические основы сотрудничества общественности и семьи; стратегический подход к оценке взаимодействия семьи и ДОО и их эффективности и проведению мониторинга сотрудничества семьи и детского сада; научно-методические условия оптимизации содержания и форм сотрудничества родителей, педагогов и администрации ДОО; принцип функционирования детского сада как открытой системы в процессе взаимодействия с семьями воспитанников и социумом Признание приоритета семейного воспитания должно быть основано на сотрудничестве при условии выполнения требований к системе работы с родителями: Открытость Добровольность Активность Гибкость Целеполагание Доверительные отношения Адресность Информированность
Опыт ДОО Российской Федерации по взаимодействию педагогов с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО Нами проанализирован опыт педагогов МАДОУ №3 « Морозко » г.Северодвинска ( пилотная площадка по введению ФГОС ДО) и Российской Федерации по взаимодействию с семьей (публикации в 24 источниках – периодическая литература за 2014 год журналы по дошкольному образованию: «Управление в ДОУ», «Справочник старшего воспитателя», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Современный детский сад», «Детский сад от А до Я»). Опыт педагогов ДОО позволяет выделить основные компоненты системы работы по взаимодействию ДОО с семьей с учетом требований ФГОС ДО: (задачи, принципы, направления и формы взаимодействия, содержание, условия). Формы работы
Анализ системы работы педагогов МБДОУ №27 «Сказка» г.Северодвинска с родителями воспитанников сложившейся практики работы в контексте требований ФГОС ДО Задачи взаимодействия ДОО с родителями воспитанников: Активно взаимодействовать с родителями для изучения их семейной микросреды. Повышать психолого-педагогическое просвещение и консультирование родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников. Использовать традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества для активизации участия родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Направления работы ДОО с родителями состоит из блоков : информационно-аналитического, практического (просвещение родителей, организация продуктивного общения всех участников образовательного процесса ). Формы взаимодействия с семьей: семинары-практикумы, родительские собрания, дни открытых дверей, совместные досуговые мероприятия, утренники, концерты, открытые занятия для родителей, семейный клуб «Школа первоклассных родителей» (подготовительные к школе группы); семейный клуб «Лапушка» (ранний возраст). Определение задач для проектирования системы работы педагогов ДОО с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО: Определение цели и задач проектирования системы работы педагогов ДОО с семьей в условиях реализации ФГОС ДО; Определение принципов, условий системы работы педагогов ДОО с семьей в условиях реализации ФГОС ДО; Определение направлений и форм работы педагогов ДОО с семьей; Определение содержания по работе педагогов ДОО с семьей на каждом этапе возрастного развития ребенка;
Формы работы V. Оценочно-рефлексивная деятельность - опрос - книги отзывов - оценочные листы - наблюдения - самоанализ педагогов I. Информирование и реклама Информационные брошюры, буклеты - Презентация ДОО - Информационные стенды в ДОО - Сайт ДОО - Общение на интернет – форуме - День открытых дверей - Газета ДОО II . Моделирование взаимодействия - Беседы с родителями - Анкетирование по разным направлениям - Вопросы и предложения «почтовый ящик» - Наблюдение - Сочинение на тему «мой ребенок» Формирование у родителей полного образа ребенка и правильного его восприятия - Консультации индивидуальные и групповые - Круглый стол - Дикуссия - Творческая мастерская - Семинар-практикум - Педагогическая конференция - Педагогическая библиотека - Тематическая встреча - Родительское собрание IV . Совместная деятельность родителей, детей и педагогов - Досуговые мероприятия - Выставки работ родителей и детей - Совместные походы и экскурсии - Семейные клубы по интересам - Семейные встречи - Конкурсы - Проектная деятельность - Музыкально-литературная гостиная - Обобщение опыта семейного воспитания
Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей Учет индивидуальности ребенка Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным Укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий. Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений Отличительные характеристики новой системы взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников
План действий по реализации системы работы педагогов МБДОУ №27 «Сказка» г.Северодвинска с родителями воспитанников Этапы Содержание деятельности Сроки I теоретический Создание творческой группы; Изучение и теоретическое обоснование работы с родителями; Постановка, конкретизация целей и задач; Подбор инструментария для мониторинга совместной деятельности педагогов ДОО с семьей; 2015-2016г. II преобразующий Определение функциональных обязанностей среди специалистов ДОО; Подбор и изучение методической литературы; Создание психолого-педагогических условий (расширение у воспитателей знаний о семье, воспитательном потенциале семьи, особенностях семейного воспитания, формирование у педагогов осознанного отношения к организации общения с семьей) 2015-2016г.
III практический Разработка и реализация планов по работе с семьей с учетом направлений; методического обеспечения мероприятий с родителями Обеспечение информацией и документацией родителей воспитанников Диагностика потребностей и уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников Обеспечение поэтапного комплекса мер по пропаганде деятельности МБДОУ и его образовательных услуг Мониторинг базы данных на ребенка и его семью Наглядное информирование родителей Организация и проведение консультирования родителей по проблемам воспитания дошкольников Вовлечение родителей в образовательный процесс Организация и проведение досуговых мероприятий, спортивных праздников, соревнований, музыкальных развлечений Анализ работы с родителями в рамках взаимодействия 2016-2017г. IV аналитический осуществление методической поддержки и контроля заместителем заведующего по ВМР мероприятий проведение анализа деятельности педагогов ДОО, отслеживание положительных и отрицательных моментов реализации работы педагогов ДОО с семьей, внесение необходимых корректив 2016-2017г. V обобщающий разработка программы по реализации системы работы педагогов ДОО с родителями воспитанников 2017-2018г. План действий по реализации системы работы педагогов МБДОУ №27 «Сказка» г.Северодвинска с родителями воспитанников
«… от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А.Сухомлинский
Благодарим за внимание!
Предварительный просмотр:
1-3 слайд
Наиболее актуальный вопрос сейчас в сфере работы ДОО связан с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Стандарт акцентирует внимание на то, что в образовании малыша участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнерами в общем деле. Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОО, сделать родителей полноценными участниками воспитательного процесса.
С появлением стандартов ДО меняются представления о работе с родителями, меняется и сама работа с семьей. Внедрение новых стандартов переводит работу с родителями в новое русло – русло взаимодействия, сотрудничества.
Следовательно, должны перестраиваться формы работы с родителями, пересматриваться принципы, условия, но проблема заключается в том, что отсутствуют методические разработки по взаимодействию педагогов с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Есть необходимость внесения изменений в сложившуюся систему работы с родителями. Все вышесказанное и делает выбранную тему работы актуальной и важной.
4 слайд Проблема взаимодействия ДОО и семьи, взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов международного и федерального уровня. Изучая нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность ДО, представляется необходимым отметить, что ФГОС ДО, определяет задачи, направления работы с родителями и обязанности образовательной организации. Анализ нормативно-правовых документов позволяет говорить о том, что в России создана нормативно-правовая основа для развития социально-образовательной политики государства по отношению к семье. 5 слайд Анализ литературы позволяет утверждать, что долгое время в теории семейного воспитания оставался открытым вопрос о приоритетной роли ДОО и семьи в воспитании дошкольников. В настоящее время принято говорить о новой философии взаимодействия семьи и ДОО. В основе, которой лежит идея о том, что за воспитание и образование детей несут ответственность именно родители, а все другие социальные институты призваны поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятие, оценка и понимание социальными субъектами социальных объектов) и с помощью общения (В.Н.Мясищев). Признание приоритета семейного воспитания требует и иных отношений семьи и ДОО, которые определяются во ФГОС ДО как сотрудничество (основной принцип ДО). Понятие «сотрудничество» относится к качественно более высокому уровню совместных действий, когда участие в общем деле основано на стремлении к взаимопониманию, осознании общих целей, доверительном отношении, общении с равных позиций, где ни одна из сторон не обладает привилегией контролировать, оценивать, указывать. Положительный результат изменений, происходящих сегодня в сфере ДО будет достигнут только при условии выполнения требований к системе работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО. Под системой работы мы понимаем – целесообразно спроектированную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, находящихся в отношении друг с другом и средой, представляющих взаимодействие, в результате которого у системы возникает конечный результат, отсутствующий у каждого ее компонента в отдельности. 6 слайд Анализируя опыт педагогов вышли на осмысление одной из современных тенденций ДО, а именно можно отметить процесс становления системы работы ДО в условиях реализации ФГОС ДО (в различном опыте представлены отдельные компоненты), которая ориентирует педагогов и родителей детского сада на новые ценности воспитания, стимулирует развитие у воспитывающих взрослых важных способностей. 7 слайд Анализ взаимодействия ДОО с семьей воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО показал положительные стороны:
Наряду с тем, что в ДОО проводится работа с семьей, анализ выявил наличие недостатков:
8 слайд СХЕМА Предлагаем для рассмотрения систему работы педагогов ДОО с семьей воспитанника, где представлены компоненты системы. Нами была сформулирована цель: создание единого образовательного пространства «семья – детский сад», обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника в соответствии с ФГОС ДО. Данная цель реализуется через следующие задачи, которые сформулированы с учетом требований ФГОС ДО по работе с семьей (представлены на схеме) 1. Информировать родителей относительно целей и задач ДО и согласовывать представления родителей и педагогов по вопросам развития, воспитания и образования детей в ДОО и семье. 2. Изучить семью, педагогическую позицию родителей, выявить реальные потребности и запросы.
Для успешной реализации системы работы необходимо создание определённых условий, отвечающих общим целям и ценностям во взаимодействии с семьей. Эти условия совпадают с требованиями к условиям реализации ООП ДО (из ФГОС ДО): психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и мы дополняем нормативно-правовыми. Первыми в этом ряду не случайно указаны психолого-педагогические условия: - Повышение профессиональной компетентности педагогов во взаимодействии с семьями воспитанников. - Педагоги должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике данного возраста (обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; поддержку индивидуальности и инициативы детей; построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития через организацию в разных видах деятельности) Нормативно-правовые: построение всей работы должно основываться на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОО, договорами сотрудничества, положениями, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон. Деятельность ДОО и семьи выстраивается на основе основополагающих принципов, определяющих условия эффективного взаимодействия с родителями воспитанников, мы рассмотрим некоторые из них
Процесс реализации сотрудничества семьи и ДОО осуществляется по 5 направлениям
Мы разработали содержательную модель взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников по разделам: психологические и возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста; приемы, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике данного возраста; поддержка интереса родителей к развитию собственного ребенка, умение оценить особенности его социального, познавательного развития, видеть его индивидуальность; приемы приобщения ребенка к здоровому образу жизни, развитие умений выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, на природе; роль семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников. Развитие доброжелательного отношения ребенка ко взрослым и сверстникам, эмоциональной отзывчивости к близким, уверенности в своих силах; игровое общение с ребенком, построение партнерских отношений с ребенком в игре, создание игровой среды для дошкольника дома; создание условий развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей дошкольников в семье. В содержательной модели можно выделить 5 этапов взаимодействия педагогов ДОО с родителями в соответствии с возрастными периодами: I этап (2-3 года), II этап (3-4 года), III этап (4-5лет), IV этап (5-6 лет), V этап (6-7 лет). На каждом этапе изменяется и содержание работы педагогов ДОО с родителями воспитанников.
Слайд 9 В соответствии с направлениями используются и разнообразные формы взаимодействия. В основе, которых лежит не монолог, а диалог с родителем. Стремлению родителей деятельно сотрудничать соответствуют активные методы взаимодействия. Чтобы родители включились в интерактивное общение необходимо использовать технологию фасилитации – это различные процедуры (поддержка, создание условий для творчества, снятие барьеров и преград в общении…), в процессе которых участники делают определенные выводы. Установки фасилитации - принятие, открытость, рефлексивность, эмпатийность. Слайд 10 Созданная нами система работы педагогов ДОО с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО направлена на результат - единое образовательное пространство «семья – детский сад», обеспечивающее целостное развитие личности дошкольника в соответствии с требованиями ФГОСДО. Родители уверены в том, что ДОО всегда поможет им в решении педагогических проблем, будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие. ☺ Слайд 11 Планирование в условиях МБДОУ №27 «Сказка» г.Северодвинска реализации модели работы педагогов ДОО с родителями воспитанников имеет ряд этапов. С целью повышения эффективности реализации «Системы работы педагогов ДОО с родителями в условиях реализации ФГОС ДО», нами выделены ряд задач согласно этапам реализации. Задача 1: актуализировать методическую работу Считаем целесообразным создание творческой группы единомышленников. Цель группы – научно-метод просвещение воспитателей (нормативно-правовые документы, ФГОС ДО, изучение методлит. по взаимодействию педагогов ДОО с родителями, повышение профкомпетентности педагогов, конкретизация целей и задач каждого возрастного этапа). Задача 2. Дифференцировать работу педагогов и узких специалистов ДОО, согласовать работу участников реализации модели работы педагогов ДОО с семьёй, повышать профессиональную компетентность педагогов по вопросам взаимодействия с родителями. ☺ Преобразующий этап реализации модели определяет кадровое обеспечение, состав участников реализации модели. Определяет формы и методы повышения профессиональной компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с родителями. Слайд 12 Задача 3. Стимулировать педагогов ДОО к разработке системы работы по подготовке и реализации планов и мероприятий с родителями. Практический этап требует тщательной подготовки и проведения мероприятий, поддержки со стороны администрации (методическая помощь, внесение необходимых корректив в работу с семьей). Задача 4. Проанализировать деятельность педагогов ДОО по вопросу взаимодействия с семьей. Аналитический этап в целом изучает эффективность работы по взаимодействию педагогов ДОО с родителями. Задача 5. Обобщить опыт педагогов ДОО. - составление отчетов; - выступление на конференциях, семинарах. Слайд 13 это высказывание В. А. Сухомлинского в полной мере подтверждает определяющую роль семьи и успех совместной деятельности родителей и педагогов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные подходы к работе по обеспечению преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы в условиях реализации ФГОС ДО»
Эпоха человеческого развития, именуемая «детством», считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному. Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной и...
Особенности взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Семья и детский сад-два важных социальных института...
Особенности взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Семья и детский сад-два важных социальных института...
Особенности взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Семья и детский сад....
Особенности взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
статья по теме...
Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и начальной школы в условиях реализации ФГОС ДО
1 слайд. Доброе утро, уважаемые коллеги!Своё выступление мне хочется начать со слов выдающегося французского писателя, поэта и философа Антуана де Сент – Экзюпери.2 слайд. «Душа каждо...
Удостоверение о повышении квалификации по программе "Работа с родителями дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО"
Выдано в 2018 году Московским государственным областным университетом, объём 72 часа....