Организация взаимодействия воспитателя дошкольной образовательной организации с родителями детей первой младшей группы
статья (младшая группа)
В Федеральном законе «Об утверждении федеральной программы развития образования» от 2010 прописана необходимость совершенствовать формы работы дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников, также отмечается важность реформирования в системе образования на принципах гуманизации педагогического процесса. Исходя из данного документа, перед воспитателями поставлена такая задача, как привлечение родителей к активному участию в воспитании и образовании своих детей, оптимизируя формы, методы и средства взаимодействия с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников является создание единого пространства «семья – дошкольная образовательная организация», как пространства развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация взаимодействия воспитателя дошкольной образовательной организации с родителями детей первой младшей группы
В Федеральном законе «Об утверждении федеральной программы развития образования» от 2010 прописана необходимость совершенствовать формы работы дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников, также отмечается важность реформирования в системе образования на принципах гуманизации педагогического процесса. Исходя из данного документа, перед воспитателями поставлена такая задача, как привлечение родителей к активному участию в воспитании и образовании своих детей, оптимизируя формы, методы и средства взаимодействия с родителями.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), отвечает новым социальным запросам и там большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольной образовательной организации, повышение культуры педагогической грамотности семьи[5]. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития[5].
Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников является создание единого пространства «семья – дошкольная образовательная организация», как пространства развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
Педагогический процесс - это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи, воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности [4, с.187].
В широком смысле - это совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение одной глобальной задачи. Педагогический процесс дошкольной образовательной организации направлен на всестороннее воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста.
В узком смысле - это сосредоточение содержания обучения, его средств, методов, форм организации на какой - то более конкретной задаче: нравственного, эстетического и других сторон воспитания; или еще более узко - направленный на воспитание честности, навыков культурного поведения. В широком педагогическом процессе может функционировать сразу несколько педагогических «мини - процессов»
Можно выделить несколько принципов построения педагогического процесса в дошкольной образовательной организации:
- учитывать возрастные возможности детей; опираться на интересы ребенка;
- решать воспитательные и образовательные задачи в их единстве;
-учитывать положение о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;
- осуществлять взаимодействие воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
- создавать естественную, непринужденную обстановку, в которой будет развиваться свободная творческая личность;
- стимулировать в педагогическом процессе воспитателя и воспитанников к взаимному уважению и соблюдению «Декларации прав ребенка» [3, с.259].
Возможность построения партнерских отношений предполагает готовность двух сторон (в данном случае семьи и дошкольной образовательной организации) одинаково активно и согласованно взаимодействовать в качестве субъектов. Очевидно, что участники образовательного процесса далеко не всегда обладают необходимыми качествами - стремлением, готовностью и способностью к продуктивному взаимодействию, активностью, субъектностью. В этой связи построение партнерских отношений между основными агентами воспитания детей (социум, семья и образовательные организации) - длительный и сложный процесс, связанный с прохождением обязательных этапов, на которых происходит изменение установок у родителей и педагогов [2, с.5].
В дошкольной образовательной организации (далее ДОО) уделяется особое внимание взаимодействию с семьей, так как педагоги заинтересованы в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Диалог между педагогами и родителями строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Развитие такого взаимодействия предлагает прохождение следующих принципов:
- первый принцип: доверительные отношения.
- второй принцип: создание атмосферы уважения каждого ребенка.
- третий принцип: открытость дошкольного учреждения.
- четвертый принцип: предоставление возможности сотрудничества.
- пятый принцип: общение.
- шестой принцип: единство целей развития ребенка в семье и дошкольной образовательной организации.
- седьмой принцип: выстраивание партнерских отношений.
- восьмой принцип: взаимная ответственность.
- девятый принцип: уверенность родителей в конфиденциальности общения воспитателя и членов семьи.
- десятый принцип: показ пользы взаимодействия для семьи.
В настоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОО и родителей. Основная цель такого взаимодействия – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, педагогической и психологической просвещенности родителей необходимо применение разнообразных форм работы. Работа с родителями должна проводиться активно, применяться не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей.
Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. Как показывает анализ массовой практики, наиболее традиционными формами работы, по мнению воспитателей и родителей, считаются родительские собрания, индивидуальные беседы. В системе педагогического воспитания родительские собрания занимают особое место в силу их многоцелевого характера [1, с.32].
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Используется: наглядная пропаганда, посещение семей, родительские собрания, беседы и консультации, конференции родителей, устные журналы, анкетирование, дни открытых дверей, круглые столы, организация клубов, организация деловых игр и другие[1, с.51].
В ходе проведенного нами констатирующего исследования особенностей организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями выдвинули гипотезу, что использование разнообразных коллективных и индивидуальных форм работы дошкольной организации с семьями воспитанников способствует созданию отношений взаимопонимания и сотрудничества.
В исследовании принимали участие 20 родителей детей первой младшей группы «Капельки» на базе МКДОУ№3 «Белоснежка»
Основным методом исследования на первом этапе работы являлось анкетирование родителей «Выявление удовлетворенности родителей работой дошкольного образовательного учреждения и его педагогического коллектива». На основе данных обработки анкет была составлена сводная таблица результатов исследования. Результаты исследования нами обработаны, представлены в сводной таблице (таблица 1).
Таблица 1
Сводная таблица данных результатов исследования
№ п/п | Наименование вопроса | «Да» | «Нет» | «Трудно сказать» |
1. | Вы в системе получаете информацию: - о целях и задачах детского сада в области обучения и воспитания Вашего ребенка; - о режиме работы дошкольного учреждения (часы работы, праздники, нерабочие дни); - о питании (меню). | 100% | 0% | 0% |
2. | В дошкольном учреждении проводится специальная работа по адаптации детей (беседы, консультации, семинары-практикумы с родителями и т.д.). | 80% | 5% | 15% |
3. | Воспитатели обсуждают с родителями различные вопросы, касающиеся жизни ребенка в детском саду (дисциплина, питание, гигиенические процедуры и др.). | 90% | 5% | 5% |
4. | Организуются ли в детском саду совместные мероприятия с участием родителей, детей и педагогов? | 70% | 15% | 15% |
5. | Родители получают информацию о жизни и об успехах ребенка в детском саду? (информационный стенд, устные сообщения воспитателей и специалистов: медицинской сестры, педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя по физкультуре, инструктора по плаванию, музыкального работника). | 85% | 5% | 10% |
6. | Родителей информируют об изменениях в состоянии здоровья ребенка, о профилактических мероприятиях по укреплению здоровья детей. | 70% | 10% | 20% |
7. | Сотрудники детского сада интересуются, насколько их работа удовлетворяет родителей (беседы, анкетирование, сайт детского сада). | 80% | 0% | 20% |
8. | Вас лично удовлетворяет уход, воспитание и обучение, которые получает Ваш ребенок в дошкольном учреждении. | 95% | 0% | 5% |
9 | По вашему мнению, педагоги учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка. | 80% | 0% | 20% |
10. | Вы лично чувствуете, что сотрудники детского сада доброжелательно относятся к Вам и Вашему ребенку. | 90% | 0% | 10% |
11. | Вам нравится территория детского сада? | 15% | 50% | 35% |
12. | Вам нравится помещение детского сада? | 75% | 10% | 15% |
13. | Вы удовлетворены работой персонала детского сада? | 100% | 0% | 0% |
ИТОГО: | 79% | 8% | 13% |
Проведенное анкетирование показало, что 79 % респондентов удовлетворены работой дошкольной образовательной организации и его педагогического состава 8 процентов респондентов не удовлетворены, 13 процентов затруднились ответить. Эти показатели отражены в диаграмме.
Рисунок 1. Степень общей удовлетворенности родителей работой «Белоснежка».
На практике мы опробовали практическую реализацию форм взаимодействия с родителями, которые проводились в 4 направлениях:
1. Информационно–аналитическое взаимодействие, например, анкетирование, опросы. Получив реальную картину на основе собранных данных, проанализировали специфику семей и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
2. Познавательное направление- это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Важно было решить следующие задачи: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями; установление доверительных и партнерских отношений; вовлечение семьи в единое образовательное пространство. В течение года проводили занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; беседы с детьми и родителями, занятия с участием родителей, совместное участие в создании предметно-развивающей среды.
3. Наглядно – информационном направление: изготовлены папки – передвижки; оформлен родительский уголок, семейный и групповой альбомы; фотомонтажи из жизни группы
4. В досуговом направлении были проведены праздники, занятие - практикум.
В результате проделанной работы и использовании разных форм и методов общения с родителями, повышалась их психолого-педагогическая грамотность, все меньше становилось недоверчивых и родителей – наблюдателей.
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что гипотеза исследования подтвердилась. Использование разнообразных коллективных и индивидуальных форм работы дошкольной организации с семьями воспитанников способствует созданию отношений взаимопонимания и сотрудничества.
Теоретический анализ методической литературы позволил сделать выводы о том, что педагогический процесс становится совокупностью или комплексом педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром людей и культурой. Воспитателю необходимо понимать специфику педагогического процесса в дошкольной образовательной организации для того чтобы правильно организовать работу с родителями детей.
Таким образом, в настоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОО и родителей. Основная цель такого взаимодействия – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Учитывать возрастные особенности детей необходимо для получения максимального эффекта в воспитательной деятельности. От этого зависит, насколько ребенок будет себя чувствовать комфортно в своем развитии. Необходимо активно использовать разнообразные коллективные и индивидуальные формы взаимодействия с семьей, прислушиваться к мнению родителей, выделять больше времени общению в удобное для них время, это способствует созданию отношений взаимопонимания и сотрудничества.
Список информационных источников
1. Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями/ М.Г.Агавелян, Е.Ю.Данилова, О.Г.Чечулина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128с.
2. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. Управление. – 2007. – № 2. – С. 5-6
3. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общ. ред. Н. В. Микляевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013. – 512с.
4. Смирнова, Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет: учебник для педагогических вузов и училищ / Е.О. Смирнова. – М: Школа-Пресс, 2007. – 238с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказы и письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва. [Интернет - ресурс]: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/doshkolnoe- obrazovanie/fgos /fgos-do.html. Доступ свободный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект «Новая организационно-экономическая модель консультационного центра на базе дошкольной образовательной организации, обеспечивающей психолого-педагогическую и консультативную помощь родителям детей от 0 до 3 лет, не посещающих ДОО»
Новизна и оригинальность инновационного проекта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов ДОО и семьи: - во-первых, взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается задо...
Повышение квалификации по теме "Современные подходы к организации работы воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС"
Повышение квалификации по теме "Современные подходы к организации работы воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС"...
Рекомендации по организации образовательной деятельности для родителей воспитанников первой младшей группы №10 МДОУ «Детский сад № 103», находящихся в условиях самоизоляции. (с 13.04.20г. по 17.04.20г.)
Понедельник 13.04.20г. 1.МузыкаТема: Игровое упражнение «Угадай, что звучит?»Задачи: повторить и закрепить с ребёнком название музыкальных инструментов и их звучание.Наглядный материал: ба...
Перспективный план взаимодействия с родителями детей первой младшей группы
Перспективный план....
«Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников и развитие речи у детей посредством русских народных сказок"
В период поступления ребенка в детский сад, особенно в адаптационный период, значительно изменяется жизнь ребенка и его психоэмоциональный фон. Теперь ребенка окружают взрослые и дети, которых он рань...
Проект "Организация взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников с использованием современных приложений для общения"
В материале представлен опыт организации взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников при помощи современных средств общения....
Районное методическое объединение воспитателей дошкольных образовательных организаций по теме: "Формирование элементарных математических представление у детей дошкольного возраста".
28 ноября на базе детского сада «Хараасгай» прошло районное методическое объединение воспитателей дошкольных образовательных организаций по теме «Формирование элементарных математиче...