Пальчиковые игры, как способ стимуляции речевого развития ребёнка.
методическая разработка по логопедии на тему

Утемишева Гузяль Касимовна

Предварительный просмотр:

Аннотация рабочей программы для работы на логопедической группе

Данная программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей,  Концепцией дошкольного воспитания, Декларацией прав ребенка, Приказом Министерства образования и науки России № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,  Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, Положением об организации групп компенсирующей направленности в ДОУ комбинированного вида, специальной образовательной программой Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание 5 и 6 – летнего возраста с общим недоразвитием речи», а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Разработанная рабочая программа представляет собой интеграцию примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Успех» и  специальной образовательной программой Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание 5 и 6 – летнего возраста с общим недоразвитием речи». При написании данной рабочей программы был использован опыт работы, представленный в современных технологиях и научно-методических рекомендациях Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, Г.В.Чиркиной, Н.В.Нищевой, Т.А.Ткаченко, С.В. Коноваленко, В.В. Коноваленко, О.С Гомзяк и др.  

Рабочая программа предусматривает интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Планирование работы во всех образовательных областях строится с учетом особенностей речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией, предполагает комплексное педагогическое воздействие и направлено на полную коррекцию речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Основной целью представленной программы является создание оптимальных условий для эффективного планирования, организации, управления коррекционно-логопедическим процессом в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Ведущей задачей  данной  рабочей  программы является языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие детей-логопатов и овладение детьми связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность данной группы детей к обучению в общеобразовательной школе, а в дальнейшем, к жизни в современном обществе.

Данная рабочая программа учитывает требования к коррекции всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, семантики и просодии. Рабочей программой предусматривается необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка, так как логопедическую группу  для детей с ОНР посещают дети со второй и третьей группой здоровья, а также имеющие неврологические нарушения.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами. Это позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы рассчитано оптимальное сочетание индивидуальной и совместной со взрослым деятельности детей, чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности, свободное время для игр и отдыха.

Главная идея программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности.  Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Программа имеет в своей основе следующие принципы:

принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

принципы интеграции усилий специалистов;

принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия      образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

принцип постепенности подачи учебного материала;

принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

Главной идеей рабочей программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР.

Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

В рабочей программе прописаны особенности психолого-педагогической работы воспитателя в группе с детьми с ОНР, взаимодействие с семьями воспитанников, материально-техническое оснащение кабинета логопеда (учебно-методическое обеспечение и дидактические материалы для обследования и коррекционной работы).



Предварительный просмотр:

           

             ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  ПЛАН  КОРРЕКЦИОННОЙ  РАБОТЫ

Ф.,имя ребёнка :

Дата рождения:

Речевой диагноз: ОНР  2  уровень, дизартрия (свистящие,шипящие, сонорные Л,Р,Р- горловое произношение                     

Подготовка артикуляторного аппарата к формированию правильного звукопроизношения. Отработка объёма, силы, точности произвольных артикуляторных движений.  Обучение умению производить спокойный, короткий вдох и плавный выдох. Формирование мягкой подачи голоса.Формирование двигательной программы в процессе произвольного переключения от одного к другому.

  • комплексы общей гимнастики
  • выработка воздушной струи
  • элементы массажа
  • использование артикуляционных упражнений:

- прогулка;

- ветерок;

- горка;

- заборчик;

- отработка теплой и холодной струи выдыхаемого воздуха;

- часики;

- почистим зубки язычком;

- лопаточка;

- вкусное варенье;

- чашечка;

- грибок;

- побелим  потолочек ;

- лошадки скачут;

- барабанщик  и т.д.

Формирование правильной артикуляции нарушенных звуков: м, мь, п, пь, ф, фь, с, сь, ц, нь.                                                                                                                                                            3) Приступить к ознакомлению упражнений для развития общей и мелкой моторики.  Использование логоритмических  упражнений  на развитие координации  движений в соответствии с текстом.                                                                                                                                                    

ФОРМИРОВАНИЕ  ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

1). Последовательная  постановка  и автоматизация  звуков : Ж, Ш, Л, Щ, Ч , Р, Р;

( автоматизация проводится по мере постановки каждого звука в следующей последовательности: закрепление изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках и стихах и текстах);

- дифференциация смешиваемых звуков в следующей последовательности: слоги, слова, предложения, тексты: С-Ш. З-Ж, Ть-Ч, Сь –Щ, Л-Р

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ  И НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Провести ряд упражнений на развитие фонематического восприятия и звуковой памяти на правильно произносимых звуках (   гласные а,у,о,ы,э,и;    согласные П,Т,К, и т. Д Совершенствовать навыки употребления форм ед. и мн.ч Совершенствовать навыки употребления притяжательных и относительных прилагательных.                                                                                                    Формирование операций обобщения, классификации.Развивать способность устанавливать сходство и различие предметов на основе зрительного анализа. Игры:                                                                                                                                    « Чей малыш?», « Домашние животные и их детёныши», « Чей хвост?» Формировать умения осуществлять сложные формы фонематического анализа с учётом формирования умственных действий: усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава, совершенствовать навыки воспроизведения слов слоговой структуры, развитие орального праксиса. Воспитание слухового внимания к речи.                                                                                             Упражнения:

- выделить начальный ударный  гласный из положения в начале слова: аист, астра, Аня, Оля, утка, осень и т.д.)

- определить на слух, какой гласный звук в словах: мак, суп, кот, кит, мышь и т. д.

- научить выделять гласные звуки на слух и по картинкам ( автобус, улитка, иголка, ослик, а также в середине слова  мак, слон, стул, мышь и т.д.):

- выделять заданный звук из ряда звуков;

- учить придумывать слова на заданный звук.

2). Задания на различение в речи правильно произносимых поставленных звуков.

Упражнения:

  • выделить звук из положения в конце слова;
  •  определить какой первый звук в слове;
  •   определить место звука в слове;                                                                                                    
  • анализ и синтез обратного и прямого слога типа: АП-ПА                                                      
  • игра: «Живые звуки»;                                                                                                          
  •  анализ и синтез слова типа: суп, мак, кот.

Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.

Знакомство с различными свойствами предметов ( форма, величина, цвет)  Учить различать предметы контрастные и близкие по внешним признакам.

 ИГРЫ:

«Что изменилось?» ( работа с картинками – можно поменять местами, добавить или убрать картинку);

 «4-й лишний» ( выделить лишнюю картинку по обобщающим понятиям или на заданный звук);

« Кому что нужно для работы» (профессии и инструменты);

«Кто чем питается?» (назвать животных и подобрать им корм);

«Какое время года?» ( определить время года по пейзажным картинкам)

 РАЗВИТИЕ  СВЯЗНОЙ  РЕЧИ.                                                                                               Работа над выразительностью речи. Обучение умению производить спокойный, короткий вдох и плавный выдох. Формирование мягкой подачи голоса. Закрепление умения составлять предложения с опорой на предметные  картинки. Учить сравнивать предметы по их различным сходствам (стул- кресло) Продолжать расширять словарный запас за счёт введения в речь слов. Обозначающих части предметов, обобщения.                            Формирование навыка составления короткого рассказа.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Обучение составлению рассказов: по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, по представлению.                                                                                                                  Пересказ  текстов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие пальчиковой моторики как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста

Вся история развития человека доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборон...

Статья "Пальчиковые игры - эффективное средство стимулирующее речевое развитие дошкольника"

В  статье рассказывается сколько пользы приносят пальчиковые игры, почему они так актуальны, как помогают в развитии речи....

«Театрализованные игры как способ коммуникативно-речевого развития дошкольников с ОВЗ»

Данный проек создан для коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи через театрализованные игры...

Пальчиковые игры и ее роль в развитии ребёнка

Для чего нужны Пальчиковые  игры ? И чем они полезны ?!!!...

"ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА"

quot;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», "Рука – это инструмент всех инструментов"...