Семинар – практикум «Мнемотехника – как средство познавательно – речевого развития дошкольников»
консультация по коррекционной педагогике

Малахова Людмила Григорьевна

Мнемотехника – как средство познавательно – речевого развития дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_po_mnemotehnike.docx768.6 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16

Семинар – практикум

«Мнемотехника – как средство

познавательно – речевого развития дошкольников»

Подготовили:

учитель-логопед

Малахова Л.Г.

воспитатель

Земскова И.В.

Февраль, 2019 г.

г.Клин

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.

Дошкольный возраст - это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т.п.) Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.

При экспериментальном обследовании дошкольников (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова, Д.Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.

Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники. 

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения.

Цель обучения по мнемодорожкам - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т.е. психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Преимущество мнемотехники - использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации).

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u169299/t1505631246ad.jpg

Рассмотрим различные виды высказывания:

  1. Пересказ текстов.

Пересказ - легкий вид монологической речи, т.к. в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приёмы.

С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки и т.д.

  1. Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин.

Дети с ОНР испытывают трудности в построении сюжета, тут им на помощь приходит картинно-графический план.

Он служит моделью рассказа, и ребенку, при наличии наглядной опоры остается самостоятельно подобрать лексический материал, построить предложения. Часто при составлении рассказа дети упускают диалоги героев, слова-признаки, характеризующие и описывающие персонажей.

  1. Составление описательных рассказов по сюжетной картине.

Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ.

Предваряя появление картинно-графического плана, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины. Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия.

  1. Составление описательных рассказов.

Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу.

  1. Составление рассказов по замыслу.

Дети подготовительной к школе группы могут самостоятельно зарисовать тексты небольших рассказов, загадки.

Данную методику используют при отгадывании загадок:

4

3

При заучивании стихотворений:

5

Мишка, мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
И на елку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался.
Все бы мишеньке храпеть!
Эх ты, мишенька-медведь!

При описании предмета:

https://zorina-roshds1.edumsko.ru/uploads/9500/9474/section/636310/hello_html_2ae3a112.jpg?1538680549267

Можно самим разработать мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

В нашей группе собрана небольшая картотека игр по мнемотехнике.

Мастер-класс по составлению предложений и пересказу текста.

Мы вам предлагаем попробовать составить короткие предложения по схемам для начала, а потом пересказать текст с помощью картинок – символов.

И в заключение, обучение детей для нас – это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий.

Анализируя результаты проводимой работы, можно сделать вывод, что моделирование связной речи приёмами мнемотехники заметно облегчает детям овладение данным видом связной описательной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц и схем — моделей можно достичь следующих результатов:

- у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;

- появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появится интерес к заучиванию стихов;

- словарный запас выйдет на более высокий уровень;

- дети преодолеют робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ, раскрывающая основные направления работы по речевому развитию в соответствии с ФГОС ДО. Сделан обзор и раскрыты 7 компонентов речевого развития....

Семинар - практикум для молодых воспитателей "Речевое развитие детей на разных возрастных этапах"

обучение молодых воспитателей правильному проведению речевого занятия и планирования одного дня....

Семинар – практикум «Роль семьи в речевом развитии ребенка»

Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей....

Семинары-практикумы и тренинги по речевому развитию современного педагога

Представлены семинары-практикумы и тренинги по речевому развитию современного педагога...

Семинар практикум по теме "Условие речевого развития детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО"

В рамках логопедической недели, для педагогов детского сада было предоставлено выступление по теме "Условие речегого развития детей дошкольногог возраста с учетосм ФГОС ДО".  Выступлени...

Семинар - практикум для родителей по речевому развитию детей 3-4 лет

Семинар - практикум для родителей по речевому развитию детей 3-4 лет...

Семинар-практикум "Технология ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста"

В данном материале я показала педагогам, как использовать технологию ТРИЗ для речевого развития детей дошкольного возраста, исходя из опыта работы, могу сказать, что данная технология помогает увлечь ...