Использование приемов мнемотехники для повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии на тему
Описан опыт работы с мнемотаблицами по развитию связной речи у детей с ТНР
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование приемов мнемотехники для повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Одной из задач Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования образовательной области «Речевое развитие» является – развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.
По мере развития любознательности, познавательных интересов, мышления детей, освоения ими окружающего мира мы все чаще прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т.д. Ребенок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы. К сожалению на сегодняшний день образная синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
При работе с детьми мы замечаем, что речь у них односложная, с недостаточно развитым словарным запасом, множественными аграмматизмами. Навык ведения диалога практически отсутствует. Нередко наблюдается отсутствие логического обоснования своих утверждений, навыков культуры речи. Дети часто употребляют нелитературные слова и выражения. Дикция не развита, дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижены внимание и работоспособность.
Нам часто приходится слышать от родителей, особенно при подготовке к празднику, что ребенок плохо запоминает стихи, путается в строчках. Но в то же время он великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать серию мультфильма, с достаточно сложно произносимыми словами.
В чем же причина? Дошкольный возраст – возраст образных форм сознания. Наукой давно доказано, что в первом случае, при разучивании, например, стихотворения требуется произвольное запоминание, а во втором – действует непроизвольное, освоенное на эмоциях и интересе ребенка. И наш педагогический опыт это подтверждает, ведь в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.
И почему бы не воспользоваться для реализации и повышения эффективности работы: обучать детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. В этом нам помогает мнемотехника.
В соответствие данной проблемы определила тему по самообразованию: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей".
Цель:
-Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей.
Задачи .
1. Изучить теоретические аспекты проблемы развития связной речи.
2. Выявить особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
3. Изучить влияние приемов мнемотехники на развитие связной речи.
4. Разработать и апробировать в условиях дошкольного учреждения наглядный материал, включающий в себя приемы мнемотехники.
Объект исследования: связная речь в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста при использовании приемов мнемотехники.
Работа по повышению уровня речевого развития проходила поэтапно.
- Подготовительный этап:
Была изучена методическая литература и проведет скрининг. В результате было выявлено отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, смысловые пропуски, бедный словарный запас. Исходя из этого, был разработан перспективный план по лексическим темам и комплекс занятий по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием приёмов мнемотехники. Также были разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов по лексическим темам. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета или явления, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогатить словарный запас детей.
- Основной этап: Заключался в практическом применении отобранного материала. Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи. Я использую их для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, сравнительных рассказов ,при пересказах художественной литературы, при заучивании стихов, при автоматизации поставленных звуков. Знакомство детей с мнемотехникой начинала по принципу от простого к сложному. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихов. Суть заключается в следующем: на каждое словоили маленькое словосочетание придумывается картинка(изображение); таким образом, все стихотворения зарисовываются схематически. После этого ребенок по памяти, используя графические изображения,воспроизводит стихотворение целиком. Наиболее трудный вид монологической речи – описательный рассказ. Чтобы описать предмет, его надо осознать а осознание это анализ. Что ребенку очень трудно. Работу на занятиях по мнемотаблицам строила в III этапа.
Этапы использования мнемотаблиц:
Этап № 1 - Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап № 2 - Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап № 3 - Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы), т.е происходит отработка метода запоминания.
Для индивидуальной работы с детьми мною использовалась компьютерная программа «Учимся говорить правильно», разработанная на основе приёмов мнемотехники и серия компьютерных презентаций « Школа веселого колобка»
Работа в данной теме проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Проводились круглые столы, Была использована наглядная информация: рекомендации, памятки, стенды по использованию мнемотаблиц в совместной деятельности детей и родителей.
Таким образом с помощью мнемотаблиц мне удалось достичь следующих результатов: увеличилась продуктивность запоминания; появилось желание придумывать интересные истории, пересказывать тексты, учить стихи .Дети с удовольствием заучивают чистоговорки, что помогает при автомотизации поставленных звуков. Игровая форма подачи информации снизила эмоциональную напряженность и вселила в детей уверенность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...
Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...
«Обучение речевому этикету детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Способность к общению - один из наиболее социально обусловленных видов способностей, которая проявляется в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на...
Экскурсия как средство познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Сегодня остро стоит проблема поворота системы образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач....
Опыт работы "Развитие познавательной и речевой активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством применения технологии проектной деятельности"
В логопедической практике проектный метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные нав...
Активизация речевого общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется....
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Для ребят дошкольного возраста игры имеютаяДля ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форм...