ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья (развитие речи, старшая группа) по теме
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К.Д.Ушинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mnemotablic_v_razvitii_rechi_detey.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тихомирова Л.Д.,
воспитатель
МДОУ№296 г.Челябинска
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К.Д.Ушинский
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотехника. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащении связного высказывания.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Мнемотехника помогает в развитии:
связной речи;
ассоциативного мышления;
зрительной и слуховой памяти;
зрительного и слухового внимания;
воображения;
ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы), в нашем детском саду используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, уход за комнатными растениями т.п.
Что можно изобразить на мнемотаблице? Вообще мнемотаблица-это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Их используют для:
* обогащения словарного запаса,
* при обучении составлению рассказов,
* при пересказах художественной литературы,
* при отгадывании и загадывании загадок,
* при заучивании стихов.
Схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для детей дошкольного возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
В нашем детском саду в работе с детьми активно внедряются современные технологии по речевому развитию: обучение детей монологической речи, ТРИЗ, моделирование. Одним из приёмов такой технологии является мнемотехника.
Я работаю в группе компенсирующей направленности с детьми с тяжелыми нарушениями речи. У таких детей существуют следующие проблемы: нарушения звукопроизношения, бедный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении. У большинства детей нарушено внимание, поэтому необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки. Особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется преобразование информации из абстрактных символов в образы.
3 этап: После преобразования информации осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Заучивание стихотворений.
Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Для разучивания каждого стихотворения я разрабатываю и составляю свою мнемотаблицу, подбираю рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем провожу словарную работу по произведению, беседу по смыслу прочитанного, и предоставляю возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки. Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».
Обучение составлению рассказа.
При обучении составлению рассказа (на начальном этапе), мы, вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более в старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать или придумывать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии. Постепенно дети начинают проявлять творческую самостоятельность, т. е. сами могут придумать мнемотаблицу к стихотворению или рассказу, сказке.
Через мнемотаблицы можно познакомить детей с сезонными явлениями природы. Здесь вводятся буквенные обозначения времен года: осень - буква «О», зима - буква «3», весна - буква»В», лето - буква «Л».
За время работы над этой темой нами создана серия мнемотаблиц на стихотворения, сказки, рассказы, составление описательных загадок и рассказов.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов:
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование экологической игры в процессе речевого развития детей дошкольного возраста"
Проект ,который отражает направления работы в рамках методической темы. Содержит предполагаемые результаты педагогической деятельности....
Использование подвижных игр в познавательно – речевом развитии детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей на тему: "Использование подвижных игр в познавательно – речевом развитии детей дошкольного возраста"...
«Использование подвижных игр в познавательно – речевом развитии детей дошкольного возраста»
Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка:...
проект «Использование Су Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.Актуальнос...
Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают большие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь ок...
Мастер класс для педагогов «Использование су-джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов Доу «Использование су-джок терапии в речевом развитии детейдошкольного возраста» презентация и конспект...
2023 «Мнемотехника - как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста»
Почему я выбрала именно эту педагогическую находку? Ответ на этот вопрос прост. Я считаю, что использование данной технологии продиктовано самим временем. В современном мире наши дети получают огромны...