Семинар-практикум для родителей «Использование образовательной кинезиологии в речевом развитии старших дошкольников»
методическая разработка

Светлана Николаевна Крючкова

Представлены  практические советы  родителям (законным представителям) по использованию кинезиологических игр и упражнений  в коррекции недостатков  в речевом развитии старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Кичменгско-Городецкого муниципального района

«Детский сад комбинированного вида «Берёзка»

Семинар-практикум

«Использование  образовательной кинезиологии

в речевом развитии старших дошкольников»

Учитель-логопед

Крючкова Светлана Николаевна,

высшая квалификационная категория,

компенсирующая группа

Цель: ознакомление родителей (законных представителей) с положительным влиянием методов  образовательной кинезиологии на общее развитие ребенка, в том числе на речевое развитие.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с понятием «образовательная кинезиология» и  «кинезиологические упражнения»;
  2. Обучить родителей некоторым кинезиологическим упражнениям, способствующим коррекции речевого развития,  и которые можно использовать с детьми в домашних условиях;
  3. Создать положительный эмоциональный  контакт с родителями.

Оборудование: схемы на  картонном планшете, кинезиологические мешочки,  попит (5-6 шт.), музыкальная колонка, аудиозапись музыкальной игры с ускорением «Ракета».

Ход:

  1. Организационный этап.

Логопед:  Добрый день, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на нашем семинаре-практикуме, на котором вы узнаете, я надеюсь, что-то интересное и новое.

  Логопед: Для начала я предлагаю вам небольшую игру-перекличку.

Крикните громко и хором, друзья,
Детей своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть нам тогда?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (да)

  1. Основная  часть

 Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о развитии ребенка, а конкретно, о науке, которая способствует укреплению  здоровья наших детей, их  всестороннему развитию, в том числе и полноценному речевому развитию. Называется эта наука «образовательная кинезиология». Слышали вы о такой науке? (Ответы родителей) Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, она существует уже двести лет и используется во всем мире. Еще её называют  «гимнастикой мозга». 

  Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения, особенно в дошкольном возрасте. До 7 лет ребенок проходит огромный путь в своем развитии, который не повторяется на протяжении всей жизни.

  А сейчас немного анатомии…Всем известно, что мозг состоит из двух полушарий: правого и  левого (схема на планшете).  Левое полушарие головного мозга  мыслит логически, а правое – творчески. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).                   

     Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. При нарушении мозолистого тела оба полушария начинают работать без связи, что искажает познавательную деятельность детей, нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и слухового восприятия.                

     Практика показывает, что для развития мозолистого тела, а также для профилактики и коррекции речевых нарушений  именно кинезиологические упражнения играют положительную роль, так как основаны на координации слова и движения.

Они:

- помогают устанавливать новые межполушарные связи,

- синхронизируют работу обоих полушарий,

- улучшают мыслительную деятельность, память и внимание,

- способствуют развитию всех компонентов речи (положительные изменения в состоянии звукопроизношения и фонематических процессов у детей, в словообразовании, в обогащении активного словарного запаса, что очень важно при подготовке детей к школьному обучению). (на планшете – основные выводы)             

      Кинезиологических упражнений великое множество! Мы с вами познакомимся с  некоторыми из них. Данные упражнения можно активно использовать с детьми и дома. Предлагаю  вам сделать их вместе со мной. Итак, вперед, укрепляем наше здоровье, развиваем мозг, а, значит, и устраняем недостатки  в речевом развитии!

(Сидя за столами)

Упражнение «Кулачок – ребро – ладонь» 

 Логопед: На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь, сжатая в кулак,  ладонь ребром на столе, и  ладонь на плоскости. Выполняем 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

  Можно проговаривать на каждое положение рук  звуки  или слоги, развивая тем самым фонематические процессы, например: АУО, ИУА; МА-МУ-МО, ЛО-ЛУ-ЛЫ и др. Давайте попробуем! (Родители вместе с логопедом  выполняют упражнение.) А сейчас закрепляем звук  С в словах – произносим слово СОБАКА на каждое положение рук. Усложним задание: произносим сразу три слова (САНИ, САМОЛЕТ, САМОКАТ). Аналогично можно закреплять разные звуки: Р, Ш, Л и др.

Упражнение «Ухо – нос»

  Логопед: Нужно  левой  рукой  взяться за кончик носа, правой  рукой  взяться за левое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот».

  На позицию нос-ухо можно называть слова на заданный звук, подбирать слова-действия или слова-признаки к заданному объекту. Потренируемся! Называем слова на звук Ш! А сейчас подберем «красивые» слова к слову ВЕСНА (долгожданная, теплая, ветреная, любимая и др.), теперь слова-действия: ВЕСНА (что делает?) – наступает, приходит, восхищает, радует  и др.

    Игры с поп-ит

Логопед: Всем известна эта сенсорная игрушка-антистресс. Среди детей она очень популярна. Логопеды ее используют с целью коррекции речи и активизации межполушарного взаимодействия, а также для привлечения внимания ребенка. Положите поп-ит на стол дорожками вертикально. Предлагаю поиграть в игры для автоматизации и дифференциации звуков (т.е. для закрепления и различения звуков):

- называем слог ЛА и лопаем пузырек на двух дорожках обеими руками и  идём до конца дорожки;

- называем слова ЛАК и лопаем пузырек на двух дорожках обеими руками;

- проговариваем слоги СА-ША  и лопаем пузырек на двух дорожках обеими руками и  идём до конца дорожки;

- делим слова на слоги, нажимая на пузырьки (СУШ-КИ, СТА-РУШ-КА, ПУ-ШИС-ТЫЙ, СТИ-ШОК и т.п.).

  Это лишь примерные игровые задания с использованием поп-ит, и их можно разнообразить, опираясь на вашу фантазию. Давайте придумаем, как еще можно использовать эту игрушку (предложения родителей).

                                                                     

    Упражнение «Перекрестное марширование»   (стоя в кругу)

  Логопед: Давайте встанем и отдохнем с пользой! Нужно шагать, высоко поднимая колени, попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6-8 пар движений. Усложняем задание, касаемся правым и левым локтем  по противоположному колену.

  С помощью данного упражнения можно делить слова на слоги, давайте попробуем. Я называю слова, а вы шагаете. (СКОВОРОДА, МОРОЖЕНОЕ, МУКА, СЫН и др.)                                                                                                      

   Игра с предметами  «Веселый счет» (в кругу с кинезиологическими мешочками)

   Логопед: Для этой игры нам понадобятся вот такие кинезиологические мешочки. Возьмем мешочек в правую руку. Сначала попробуем передавать мешочек из правой руки в левую руку и, наоборот, под счет: 1- перекладываем мешочек из правой руки в левую, 2 – правая рука возвращается обратно, 3 – мешочек перекладываем в правую руку, 4 – левая рука возвращается обратно. (Образец логопеда)

     Задания: Я назову предмет, а вам нужно будет его посчитать от 1 до 10, передавая мешочек себе из руки в руку. Например: одна кошка, две кошки, три кошки.. десять кошек и т.д.

   Сейчас посчитаем обратно от 10 до 1, подбрасывая мешочек невысоко вверх, например: десять жуков, девять жуков, восемь жуков… один жук. Можно усложнить задание: считать двойками (например: 2 рака, 4 рака, 6 раков,  и т.д. до 10 или 20).

   Обязательно обращаем внимание на передачу и ловлю мешочка, правильный счет, правильное звукопроизношение и окончания существительных.

   Упражнение «Я знаю пять…»

Логопед: Встанем в пары, будем передавать 2 мешочка, руки накрест при передаче мешочков друг другу со словами: «Я знаю пять названий …фруктов (профессий). Слова не повторяем! (Проиграть с родителями 1 раз). Обязательно обращаем внимание на правильную передачу мешочков (накрест).

   Игра «Ракета» (аудиозапись) (Провести при наличии времени)

  Логопед: Сейчас поиграем в музыкальную игру с ускорением. Сначала попробуем без музыки. (Проигрывают) А сейчас  с музыкой, будьте внимательны! (Проигрывают вместе с логопедом.)

  1. Заключительная часть

Логопед: Вот и подошел к завершению наш семинар-практикум. Надеюсь, что

вам понравились кинезиологические упражнения, и вы будете выполнять их вместе с детьми дома. Давайте  встанем в круг и с помощью кинезиологического мешочка подведем итог нашей деятельности. Расскажите, что вам сегодня понравилось, что полезного  и нового вы узнали? (Родители по очереди передают мешочек и высказывают свою точку зрения.)

   Мне хотелось  бы закончить нашу встречу словами Ж.Тассо «Движение может  заменить лекарство, но ни одно лекарство не заменит движение». Желаю вам и вашим детям крепкого здоровья и успехов!

Литература:

  1.  «Инновационные технологии в работе с дошкольниками Вологодской области в условиях инклюзивного образования». Методическая брошюра «Калейдоскоп идей»/ Череповец, 2019г.
  2. Нищева Н.Н. Кинезиологические упражнения в работе логопеда.
  3. Васильева Е.В. Вебинар «Нейропсихологический подход к коррекции речи у дошкольников».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация семинара - практикума для воспитателей "Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в виду реализации ФГОС"

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активн...

Семинар - практикум для воспитателей "Речевое развитие старших дошкольников".

Повышение профессиональной компетентности,  мастерства педагогов по вопросу развития речи у старших дошкольников...

Семинар-практикум с воспитателями «Дидактические игры как средство речевого развития дошкольников»

Семинар поможет воспитателям систематизировать работу по звуковой культуре речи....

Протокол № 2 Педагогического семинара-практикума по теме: «Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников»

Протокол № 2 Педагогического семинара-практикума по теме: «Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников»...

Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Семинар-практикум для педагогов  «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ на тему: «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Использование технологии "Синквейн"  в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста...

"Семинар-практикум для педагогов "Использование технологии "скрайбинг" в речевом развитии дошкольников"

Семинар-практикум для педагогов "Использование технологии "скрайбинг" в речевом развитии дошкольников"...