Семинар-практикум для родителей «Использование образовательной кинезиологии в речевом развитии старших дошкольников»
методическая разработка
Представлены практические советы родителям (законным представителям) по использованию кинезиологических игр и упражнений в коррекции недостатков в речевом развитии старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Кичменгско-Городецкого муниципального района
«Детский сад комбинированного вида «Берёзка»
Семинар-практикум
«Использование образовательной кинезиологии
в речевом развитии старших дошкольников»
Учитель-логопед
Крючкова Светлана Николаевна,
высшая квалификационная категория,
компенсирующая группа
Цель: ознакомление родителей (законных представителей) с положительным влиянием методов образовательной кинезиологии на общее развитие ребенка, в том числе на речевое развитие.
Задачи:
- Познакомить родителей с понятием «образовательная кинезиология» и «кинезиологические упражнения»;
- Обучить родителей некоторым кинезиологическим упражнениям, способствующим коррекции речевого развития, и которые можно использовать с детьми в домашних условиях;
- Создать положительный эмоциональный контакт с родителями.
Оборудование: схемы на картонном планшете, кинезиологические мешочки, попит (5-6 шт.), музыкальная колонка, аудиозапись музыкальной игры с ускорением «Ракета».
Ход:
- Организационный этап.
Логопед: Добрый день, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на нашем семинаре-практикуме, на котором вы узнаете, я надеюсь, что-то интересное и новое.
Логопед: Для начала я предлагаю вам небольшую игру-перекличку.
Крикните громко и хором, друзья,
Детей своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть нам тогда?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (да)
- Основная часть
Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о развитии ребенка, а конкретно, о науке, которая способствует укреплению здоровья наших детей, их всестороннему развитию, в том числе и полноценному речевому развитию. Называется эта наука «образовательная кинезиология». Слышали вы о такой науке? (Ответы родителей) Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, она существует уже двести лет и используется во всем мире. Еще её называют «гимнастикой мозга».
Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения, особенно в дошкольном возрасте. До 7 лет ребенок проходит огромный путь в своем развитии, который не повторяется на протяжении всей жизни.
А сейчас немного анатомии…Всем известно, что мозг состоит из двух полушарий: правого и левого (схема на планшете). Левое полушарие головного мозга мыслит логически, а правое – творчески. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. При нарушении мозолистого тела оба полушария начинают работать без связи, что искажает познавательную деятельность детей, нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и слухового восприятия.
Практика показывает, что для развития мозолистого тела, а также для профилактики и коррекции речевых нарушений именно кинезиологические упражнения играют положительную роль, так как основаны на координации слова и движения.
Они:
- помогают устанавливать новые межполушарные связи,
- синхронизируют работу обоих полушарий,
- улучшают мыслительную деятельность, память и внимание,
- способствуют развитию всех компонентов речи (положительные изменения в состоянии звукопроизношения и фонематических процессов у детей, в словообразовании, в обогащении активного словарного запаса, что очень важно при подготовке детей к школьному обучению). (на планшете – основные выводы)
Кинезиологических упражнений великое множество! Мы с вами познакомимся с некоторыми из них. Данные упражнения можно активно использовать с детьми и дома. Предлагаю вам сделать их вместе со мной. Итак, вперед, укрепляем наше здоровье, развиваем мозг, а, значит, и устраняем недостатки в речевом развитии!
(Сидя за столами)
Упражнение «Кулачок – ребро – ладонь»
Логопед: На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе, и ладонь на плоскости. Выполняем 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
Можно проговаривать на каждое положение рук звуки или слоги, развивая тем самым фонематические процессы, например: АУО, ИУА; МА-МУ-МО, ЛО-ЛУ-ЛЫ и др. Давайте попробуем! (Родители вместе с логопедом выполняют упражнение.) А сейчас закрепляем звук С в словах – произносим слово СОБАКА на каждое положение рук. Усложним задание: произносим сразу три слова (САНИ, САМОЛЕТ, САМОКАТ). Аналогично можно закреплять разные звуки: Р, Ш, Л и др.
Упражнение «Ухо – нос»
Логопед: Нужно левой рукой взяться за кончик носа, правой рукой взяться за левое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот».
На позицию нос-ухо можно называть слова на заданный звук, подбирать слова-действия или слова-признаки к заданному объекту. Потренируемся! Называем слова на звук Ш! А сейчас подберем «красивые» слова к слову ВЕСНА (долгожданная, теплая, ветреная, любимая и др.), теперь слова-действия: ВЕСНА (что делает?) – наступает, приходит, восхищает, радует и др.
Игры с поп-ит
Логопед: Всем известна эта сенсорная игрушка-антистресс. Среди детей она очень популярна. Логопеды ее используют с целью коррекции речи и активизации межполушарного взаимодействия, а также для привлечения внимания ребенка. Положите поп-ит на стол дорожками вертикально. Предлагаю поиграть в игры для автоматизации и дифференциации звуков (т.е. для закрепления и различения звуков):
- называем слог ЛА и лопаем пузырек на двух дорожках обеими руками и идём до конца дорожки;
- называем слова ЛАК и лопаем пузырек на двух дорожках обеими руками;
- проговариваем слоги СА-ША и лопаем пузырек на двух дорожках обеими руками и идём до конца дорожки;
- делим слова на слоги, нажимая на пузырьки (СУШ-КИ, СТА-РУШ-КА, ПУ-ШИС-ТЫЙ, СТИ-ШОК и т.п.).
Это лишь примерные игровые задания с использованием поп-ит, и их можно разнообразить, опираясь на вашу фантазию. Давайте придумаем, как еще можно использовать эту игрушку (предложения родителей).
Упражнение «Перекрестное марширование» (стоя в кругу)
Логопед: Давайте встанем и отдохнем с пользой! Нужно шагать, высоко поднимая колени, попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6-8 пар движений. Усложняем задание, касаемся правым и левым локтем по противоположному колену.
С помощью данного упражнения можно делить слова на слоги, давайте попробуем. Я называю слова, а вы шагаете. (СКОВОРОДА, МОРОЖЕНОЕ, МУКА, СЫН и др.)
Игра с предметами «Веселый счет» (в кругу с кинезиологическими мешочками)
Логопед: Для этой игры нам понадобятся вот такие кинезиологические мешочки. Возьмем мешочек в правую руку. Сначала попробуем передавать мешочек из правой руки в левую руку и, наоборот, под счет: 1- перекладываем мешочек из правой руки в левую, 2 – правая рука возвращается обратно, 3 – мешочек перекладываем в правую руку, 4 – левая рука возвращается обратно. (Образец логопеда)
Задания: Я назову предмет, а вам нужно будет его посчитать от 1 до 10, передавая мешочек себе из руки в руку. Например: одна кошка, две кошки, три кошки.. десять кошек и т.д.
Сейчас посчитаем обратно от 10 до 1, подбрасывая мешочек невысоко вверх, например: десять жуков, девять жуков, восемь жуков… один жук. Можно усложнить задание: считать двойками (например: 2 рака, 4 рака, 6 раков, и т.д. до 10 или 20).
Обязательно обращаем внимание на передачу и ловлю мешочка, правильный счет, правильное звукопроизношение и окончания существительных.
Упражнение «Я знаю пять…»
Логопед: Встанем в пары, будем передавать 2 мешочка, руки накрест при передаче мешочков друг другу со словами: «Я знаю пять названий …фруктов (профессий). Слова не повторяем! (Проиграть с родителями 1 раз). Обязательно обращаем внимание на правильную передачу мешочков (накрест).
Игра «Ракета» (аудиозапись) (Провести при наличии времени)
Логопед: Сейчас поиграем в музыкальную игру с ускорением. Сначала попробуем без музыки. (Проигрывают) А сейчас с музыкой, будьте внимательны! (Проигрывают вместе с логопедом.)
- Заключительная часть
Логопед: Вот и подошел к завершению наш семинар-практикум. Надеюсь, что
вам понравились кинезиологические упражнения, и вы будете выполнять их вместе с детьми дома. Давайте встанем в круг и с помощью кинезиологического мешочка подведем итог нашей деятельности. Расскажите, что вам сегодня понравилось, что полезного и нового вы узнали? (Родители по очереди передают мешочек и высказывают свою точку зрения.)
Мне хотелось бы закончить нашу встречу словами Ж.Тассо «Движение может заменить лекарство, но ни одно лекарство не заменит движение». Желаю вам и вашим детям крепкого здоровья и успехов!
Литература:
- «Инновационные технологии в работе с дошкольниками Вологодской области в условиях инклюзивного образования». Методическая брошюра «Калейдоскоп идей»/ Череповец, 2019г.
- Нищева Н.Н. Кинезиологические упражнения в работе логопеда.
- Васильева Е.В. Вебинар «Нейропсихологический подход к коррекции речи у дошкольников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация семинара - практикума для воспитателей "Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в виду реализации ФГОС"
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активн...
Семинар - практикум для воспитателей "Речевое развитие старших дошкольников".
Повышение профессиональной компетентности, мастерства педагогов по вопросу развития речи у старших дошкольников...
Семинар-практикум с воспитателями «Дидактические игры как средство речевого развития дошкольников»
Семинар поможет воспитателям систематизировать работу по звуковой культуре речи....
Протокол № 2 Педагогического семинара-практикума по теме: «Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников»
Протокол № 2 Педагогического семинара-практикума по теме: «Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников»...
Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ на тему: «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста...
"Семинар-практикум для педагогов "Использование технологии "скрайбинг" в речевом развитии дошкольников"
Семинар-практикум для педагогов "Использование технологии "скрайбинг" в речевом развитии дошкольников"...