СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ на тему: «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)
Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_po_legokonstruirovaniyu.docx | 88.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКДОУ КО « Здравушка»
Мастер-класс на тему:
«Применение конструкторов Лего в работе с детьми старшего дошкольного возраста.»
Выполнила: Веркина Любовь Алексеевна.
Тема: «Применение конструкторов Лего в работе с детьми старшего дошкольного возраста.»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ
в процессе активного педагогического общения по Лего-конструированию.
Задачи:
- показать участникам мастер-класса технологии работы с детьми дошкольного возраста в области ЛЕГО-конструирования;
- формировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в образовательной деятельности ЛЕГО-конструктора.
Оборудование и материалы: конструктор ЛЕГО, подбор дидактических игр.
Планируемый результат:
- информирование педагогов о системе работы по ЛЕГО-конструированию для детей дошкольного возраста;
- формирование представлений педагогов о возможности работы с ЛЕГО-конструктором.
Мастер-класс для педагогов включает в себя 3 части:
- теоретическую
- практическую
- заключительную
Ход мастер-класса:
1.Теоретическая часть.
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня на нашем мастер-классе мы окунемся в мир ЛЕГО. Я хотела бы поделиться опытом работы по организации детской деятельности с применением конструктора ЛЕГО.
Введение ФГОС ДО предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:
- развивающего обучения;
- единства воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- интеграции образовательных областей;
- решение программных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;
- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
Важнейшей отличительной особенностью ФГОС ДО является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка. Такой подход можно реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как ЛЕГО позволяет ребенку думать, фантазировать, и действовать, не боясь ошибиться. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя.
Я в своей практике использую конструктор ЛЕГО в разных видах деятельности: на занятиях, в совместной, самостоятельной и индивидуальной работе. Главное ЛЕГО должно быть интересно самому воспитателю, тогда и с детьми будет легко и увлекательно работать.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающие импульсы в ЦНС человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, которые оказывают влияние на внутренние органы.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение LEGO – технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.
2. Практическая часть.
Сегодня я познакомлю вас с некоторыми из вариантов применения Лего-конструирования в различных образовательных областях.
Приглашаю всех побывать сегодня в роли детей.
- Сегодня нам снова пришло письмо от Лего-друзей. Они пишут о том, что придумали новые интересные игры и предлагают нам с вами первыми в них сыграть. Но для этого мы снова должны отправиться в Лего-страну.
- Я предлагаю построить дорогу, но не простую, а волшебную. Чем она необычна? Она состоит из ЛЕГО деталей.
Кирпичик нужный ты найди,
Дорогу в ЛЕГО - страну собери.
Игра «Волшебная дорожка»
Чтобы построить дорогу, нужно соблюдать определённые правила: сначала каждый из вас, по очереди выберет только 2 кирпичика. Кирпичики должны быть разные: разные или по цвету, или по размеру. Я начну строить и положу первую деталь-кирпичик. Теперь вы должны продолжить строительство волшебной дороги. Но будьте внимательны: слева можно класть только те кирпичики, которые по размеру похожи на мой кирпичик, а справа можно класть те кирпичики, которые по цвету похожи на мой кирпичик.
А теперь приступим к строительству дороги. Я кладу первый кирпичик, а вы продолжаете.
- Твой кирпичик похож на мой? По цвету или размеру?
- А почему ты поставил этот кирпичик?
- Все поставили свои кирпичики? Дорога готова?
- Чтобы никто не потерялся в пути, крепко сцепимся мизинчиками, как детали ЛЕГО и скажем волшебные слова:
Друзей с собою возьми.
И в ЛЕГО - страну попади.
Познавательное развитие
«Волшебный диктант» | Геометрическая мозаика, которая помогает закрепить понятия пространственного восприятия: вверху — внизу, справа — слева. По словесной инструкции малыши самостоятельно располагают Лего-детали на пластине. |
«Собери цепочку» | Игра развивает умение составлять простейшие логические цепочки чередующихся деталей, отбирающихся по цвету, форме, размеру. |
Социально-коммуникативное развитие
*«Кто знает, пусть продолжает».
Материал: конструктивный набор. Игрушки из набора LEGO «Дупло».
Цель: стимулировать составление рассказа с помощью конструктора. Развивать конструктивные навыки. Развивать речь.
Описание игры: дети вместе со взрослым решают про кого будут сочинять рассказ, выбирают из набора LEGO «Дупло» фигуры. Взрослый начинает фразу, дети находят нужную игрушку в наборе. Если нужно, выполняют простые постройки из конструктора. Заканчивают фразу каждый по-разному.
Мама купила Алеше (машину). Она была (маленькая). Алеше захотелось (играть). Тут пришла (девочка Оля). Они стали вместе играть.
Художественно-эстетическое развитие
«Волшебные узоры» | Составление разнообразных симметрических узоров. |
Физическое развитие
Игра «Равновесие»
Участники игры кладут кирпичик Лего на голову, ведущий даёт задания, например, дважды присесть, сделать три шага вперёд, повернуть направо, постоять на левой ноге, покружиться и др. Задача участников-не уронить кирпичик.
Речевое развитие
Развитие звукопроизношения и фонематического слуха .
*«Произнеси звук кратко и протяжно»
Предварительная работа: выложить на плато детали конструктора, чередуя короткие и длинные элементы.
Педагог: «Послушайте, как звучит насос: «с-с-с». Он может издавать протяжный звук: «с-с-с-с» и краткий звук: «с».
Давайте поиграем. Мы с вами превратимся в насосы и начнем работу. Работать будем по очереди, по схеме, которую мы выложили на плато. » Далее педагог предлагает названному ребенку указать пальцем на первый выложенный на плато элемент конструктора и произнести звук [С]. Если элемент длинный –звук произносится протяжно, если короткий –кратко.
*«Где находится звук »
Предварительная работа: выложить на плато цепочку из трех одинаковых деталей конструктора
.Педагог: «У каждого слова есть начало, конец и середина, так же, как у ваших схем на плато. Покажите деталь в начале схемы, в конце схемы, в середине схемы. Сейчас мы с вами посмотрим картинки и попробуем определить, где в этих словах находится звук «А»».
Педагог показывает детям картинки, в названиях которых звук «А» в различных позициях. Дети называют слово и определяют позицию звука в слове. Позиция звука в слове отмечается детьми на своих плато закреплением над соответствующей деталью элемента другого цвета.
Развитие слоговой структуры слов
*«Посчитай слоги»
Педагог произносит определенное количество слогов.
Задача ребенка -сосчитать слоги и выложить на своих плато соответствующее количество элементов конструктора.
*«Подбери слова к схемам»
Предварительная работа: выложить на плато два горизонтальных ряда одинаковых деталей: первый ряд –из трех элементов, второй ряд –из четырех элементов
Педагог: «Каждое слово состоит из определенного количества звуков. Левый ряд деталей на ваших плато –это схема слова, состоящего из трех звуков. Правый ряд –схема слова из четырех звуков». Педагог показывает детям картинку, название которой состоит из трех звуков, произносит название картинки. Просит детей посчитать количество звуков в слове и определить подходящую схему. То же с картинками, в названиях которых четыре звука.
*«Раздели словечко»
Педагог произносит слова различной слоговой структуры.
Задача ребенка –сосчитать число слогов в слове и выложить на своих плато соответствующее количество элементов конструктора.
Работа по усвоению лексики и грамматики
*«Один-много»
Каждому ребенку раздается плато, набор элементов конструктора и набор предметных картинок.
По образцу педагога дети выкладывают на своих плато элементы конструктора таким образом, что на расстоянии друг от друга закреплен один элемент и группа из нескольких элементов. Один элемент обозначал единственное число, группа элементов –множественное число. Педагог предлагает детям положить одну из картинок рядом с отдельным элементом и назвать слово в единственном числе. Затем эту картинку дети перекладывают к группе элементов и называют слово во множественном числе.
*«Продолжи рассказ» |
Дети вместе с педагогом определяют, о ком будут сочинять рассказ, выбирают из набора фигурки. Воспитатель начинает фразу, дети подбирают или конструируют нужную игрушку, затем каждый придумывает продолжение и окончание фразы. |
Примерная схема для составления рассказа о будущей постройке.
Примерная схема для составления рассказа о выполненной постройке.
Примерная схема для составления рассказа об игре с ЛЕГО-постройкой.
Возвращаемся из Лего-страны.
3.Заключительная часть.
Рефлексия.
В заключение нашей встречи предлагаю построить пирамиду эмоций.
Кирпичик красного цвета означает, что вам понравился данный мастер-класс, зеленого – то, что мастер-класс понравился, но вы еще что-то хотели бы увидеть, ну, а кирпичик желтого цвета покажет, что вам ничего не понравилось.
Участники строят пирамиду своих эмоций из деталей Лего трех цветов.
Спасибо всем за участие в мастер-классе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование оздоровительных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста в логопедической образовательной деятельности на материале лексической темы: «Животные и среда обитания»
Конспект практической части семинара-практикума...
Статья «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в свою работу инновационные технологии. В условиях ФГОС ДО принципально новой является необходимость решения речевых задач в контекс...
Презентация "Использование инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"
Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному об...
Использование наглядного моделирования в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Обобщение опыта по использованию наглядного моделирования в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для педагогов "Использование технологии "Сиквейн" в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для педагогов...
Мастер-класс для педагогов и родителей "Использование приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста"
Данный материал повысит компетентность педагогов и родителей в вопросах приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста....
Использование «Кругов Луллия» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс ра...