Презентация семинара - практикума для воспитателей "Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в виду реализации ФГОС"
презентация на тему
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС, с.5).
Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.
Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности.
Разные формы работы для речевого развития дошкольников: литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры-драматизации, разные виды
театров, агитбригада, социальные акции, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки, логоуголок, интерактивные речевые стенды, календарь событий и др.
Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:
- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,
- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,
- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_po_rechevomu_razvitiyu.pptx | 685.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы…, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» Л . с. Выготский
Основная цель речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО - развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Задачи речевого развития: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Направления работы по развитию речи детей
Речевая развивающая среда: речь педагога; методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников; специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Формы и методы работы по речевому развитию: Наглядные: непосредственное наблюдение (наблюдения в природе, экскурсии) и опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность, рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам). Словесные : чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Практические: дидактические игры, коммуникативные игры, словесные игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения; Создание условий для общения с другими детьми; Совместные игры взрослого и ребёнка; Удовлетворение любознательности ребёнка; Правильная речь взрослого; Развитие мелкой моторики рук; Чтение художественной литературы .
ОШИБКИ ПЕДАГОГОВ: М ного говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей ; У детей не формируется, в должной мере, умение слушать других; Педагоги повторяют детские ответы; Т ребуют от ребёнка только « полных » ответов.
НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС: Здоровьесберегающие технологии; Информационно - коммуникационная технология; Технология развития критического мышления; Проектные технологии; Игровые технологии; Педагогика сотрудничества; Групповые технологии; Личностно-направленные.
ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ ВОСПИТИНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ И РЕЧИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ХАРАКТЕР АКТИВНАЯ РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА КАЖДОГО РЕБЕНКА ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ТЕХНОЛОГИЯ «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ» (АВТОРЫ: Л.М. ШИПИЦЫНА, О.В.ЗАЩИРИНСКАЯ, А.П.ВОРОНОВА, Т.А.НИЛОВА ) Цели технологии: формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений; создание опыта адекватного поведения в обществе и подготовке ребенка к жизни.
ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ (АВТОР Г.С.АЛЬТШУЛЛЕР) Теория решения изобретательских задач или ТРИЗ - область знаний о механизмах развития Технических систем и методах решения изобретательских задач. ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ-РТВ (АВТОРЫ: Н.Н.ХОМЕНКО, Т.А.СИДОРЧУК) Основные этапы методики ТРИЗ 1. Поиск сути; 2. «Тайна двойного»; 3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок).
СИНКВЕЙН - (АВТОР Аделаида КРЭПСИ ) Пятистрочная стихотворная форма. Основа синквейна – японская поэзия хокку.
МНЕМОТЕХНИКА - от греческого «искусство запоминания» Данная система методов способствует: развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения; развитию речи дошкольников.
Мнемотехника Сенсорно-графическая схема (Воробьева В.К.) Коллаж (Большева Т.В.) Блок-квадрат ( Глухов В.П.) Предметно-схематическая модель (Ткаченко Т.А.) Схема составления рассказа ( Ефименко Л.Н.)
«ТЕХНОЛОГИЯ АКТИВИЗИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕЧИ КАК СРЕДСТВУ ОБЩЕНИЯ» ( АВТОР О.А. БЕЛОБРЫКИНА) Лингвистические игры: «Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек); «Кто кем будет?» (мальчик – мужчиной, девочка – женщиной); «Кто кем был» (лошадь - жеребёнком, корова – теленком); «Чем был, чем стал» (глина - горшок, ткань - платье); «Что умеет делать?» (ножницы - резать, свитер - греть ).
Назовите полностью пословицу (по 2 данным словам) Семья - душа Вся семья вместе, так и душа на месте Кормит - портит Труд кормит, а лень портит Время - час Делу время, потехе – час
КАЖДОЕ СЛОВО ЗАМЕНИТЕ ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ И ПОЛУЧИТЕ НАЗВАНИЕ СКАЗКИ Пёс без шапки Серебряная курочка Чёрная туфелька Красивый цыплёнок
ИСТОЧНИКИ: Выготский Л.С. Мышление и речь//Собр. соч.-Т. 2.-С. 251./Л.С . Выготский -М.: Педагогика, 1982 Шипицина Л.М . Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет)/ Л.М . Шипицина , О.В. Защиринская , А.П. Воронова, Т.А. Нилова – СПб.: Детство-Пресс, 2010 Белобрыкина О.А. Речь и общение/ О.А . Белобрыкина – Ярославль: Академия развития, 1998 Рассел Дж. Синквейн/ Дж.Рассел – VSD , 2013 http://dic.academic.ru/ Сидорчук Т.А. Технология развития связной речи дошкольников: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений/Т.А. Сидорчук, Н.Н.Хоменко- Минск : Изд . Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современные походы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования...
Презентация к педагогическому совету «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
данная презентация сопровождает педсовет «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»...
Консультация для педагогов: "Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствиис требованиями ФГОС ДО"
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, п...
Консультация для педагогов "Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с реализацией ФГОС ДО"
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, п...
семинар-практикум «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Материал полезен для педагогов дошкольных учреждений...
Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...
Семинар "Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Цель: систематизировать знания педагогов по образовательной области «Речевое развитие» с требованиями ФГОС ДО....