Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
консультация по развитию речи

Овсянникова Юлия Владимировна

Семинар-практикум для педагогов  «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Костинологовская средняя общеобразовательная школа»,

дошкольная группа

Семинар-практикум для педагогов

 «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Воспитатель: Овсянникова Ю.В.

Дата: декабрь, 2019

Актуальность проблемы речевого развития

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в полном объеме. Ребенок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое.  В речи существует множество проблем.

Цель работы по речевому развитию детей(ФГОС ДО)

Целью работы воспитателя по речевому развитию детей дошкольного возраста является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Направления речевого развития

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО пункт 2.6) «Речевое развитие включает

-владение речью как средством общения и культуры,

-обогащение активного словаря,

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,

-развитие речевого творчества,

-развитие звуковой и интонационной культуры речи,

-фонематического слуха,

-знакомство с детской литературой,

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Условия для полноценного речевого развития

Обучение на основе комплексно-тематического принципа

Обучение на основе принципа интеграции ОО

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Целенаправленная работа воспитателей и специалистов над речевым развитием во всех видах деятельности

Повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития

Создание предметно-развивающей среды 

Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС должна обеспечивать условия для совместной деятельности и общения. При этом она создается с учетом возрастных особенностей детей и направлена на реализацию программы. Давайте конкретизируем общие требования к среде для образовательной области «Речевое развитие».  Главное – ребенок должен слышать чистую русскую речь, обращенную к нему лично, а не только пассивно выслушивать указания воспитателя, обращенные ко всей группе. Он должен иметь возможность поговорить с воспитателем, спросить о важных для него вещах и на это всегда должно быть время у педагога. Мы должны обеспечить каждому ребенку достаточную речевую практику и в быту, и в процессе обучения.  Важно создать условия, выделить время и место для игр детей. 

Требования к речи педагога

Речь взрослых – пример и образец для подражания. Культура речи педагога играет очень важную роль в речевом развитии дошкольников. К качеству речи педагога предъявляются следующие требования:

правильность – соответствие речи языковым нормам;

точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе;

логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями речи и компонентами мысли;

чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку;

выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального переживания;

богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации;

уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

Оснащение речевого уголка должно учитывать закономерности онтогенеза речевой деятельности, отражать все направления речевого развития: развитие словаря, работу над грамматическим строем речи, развитие связной речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовку к обучению грамоте, развитие мелкой моторики, знакомство с художественной литературой.

Традиционные методы речевого развития

Наглядные методы:

Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии) и опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность)

Словесные методы:

Чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, рассказывание с опорой и без опоры на наглядные материалы.

Практические методы:

Дидактические игры, игры-драматизации, инсценирование, дидактические упражнения, пластические этюды, хоровые игры.

Современные образовательные технологии

Метод наглядного моделирования

Моделирование – это наглядно-практический метод обучения, позволяющий обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях и скрытых характеристиках предметов, объектов окружающего мира, о связях и отношениях, имеющихся между ними. Данный метод основан на принципе замещения настоящего объекта другим предметом, его схематическим изображением или условным знаком. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР отмечается нарушение всех компонентов речи, поэтому метод наглядного моделирования, как эффективное коррекционное средство, широко используется на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи, по отработке лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.

Здоровьесберегающие технологии

Данный вид технологий предполагает использование физминуток, подвижных игр, минуток настроения, пальчиковой гимнастики, некоторых приёмов самомассажа (точечный массаж) и др.

Игровые технологии

Игровые технологии включают в себя настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками), дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр.

Основные формы педагогического взаимодействия в соответствии с ФГОС

Образовательная ситуация в отличие от занятия позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям, в большей степени индивидуализировать процесс обучения. Образовательные ситуации планируют и организуют в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки. Это способствует органическому включению обучения в повседневную жизнь, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и процессом общения в группе. Можно организовать несколько образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетная картина, игрушка, книга, природный материал) с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательного характера. Образовательные ситуации могут быть реально – практическими и игровыми.

К реально-практическим можно отнести рассматривание картины, предмета, чтение литературного текста, разучивание стихотворения.

 К игровым ситуациям относят ситуации с дидактической куклой, рассматривание игрушек, картинок, чтение литературных произведений, которые лучше организовывать с использованием игрового персонажа.

Организация работы с родителями

Добиться положительных результатов в освоении программы по направлению «Речевое развитие» позволит эффективная работа педагогов с родителями. Организация «круглых столов», проведение собраний, индивидуальных бесед, консультаций, тренингов помогают сформировать у родителей знание о необходимости развития и формирования правильной речи детей.

Планируемые результаты освоения программы

В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО указано на то, что «ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении…».

В дошкольном возрасте возможности ребенка значительно больше и к 7 годам, к переходу в школу он:

- достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои  мысли, чувства и желания. Может построить речевое высказывание в ситуации общения,

 - может выделять звуки в словах, у него складываются предпосылки  грамотности,

-   способен договариваться, учитывая интересы других, 

 - проявляет любознательность, задаёт вопросы, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей,

-   знаком с произведениями детской литературы. 

http://klogdetsad.ucoz.ru/_tbkp/11/P1140944.jpg

http://klogdetsad.ucoz.ru/_tbkp/11/P1140953.jpg

http://klogdetsad.ucoz.ru/_tbkp/11/P1140956.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современные походы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования...

Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

В статье представлены иновационные формы работы по речевому развитию дошкольников....

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС В ДОУ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО...

Педагогический совет «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Цель педагогического совета:-Обновление и актуализация знаний воспитателей в вопросах использования  инновационных подходов к построению речевого пространства....

Консультация для педагогов «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, п...