"Семинар-практикум для педагогов "Использование технологии "скрайбинг" в речевом развитии дошкольников"
консультация по развитию речи (старшая группа)

Ахметшина Елена Шамыкаевна

Семинар-практикум для педагогов "Использование технологии "скрайбинг" в речевом развитии дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_tehnologii.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников.

Цель: освоение и последующее активное применение технологии – скрайбинг в практической деятельности педагога.

Задачи: 1. Раскрыть содержание понятия "скрайбинг".

2. Научить слушателей создавать собственный скрайб.

 Планируемый результат. По окончании семинара-практикума слушатели узнают:

• что такое «скрайбинг»;

• какое оборудование необходимо для создания скрайбинга;

• семинар-практикум поможет участникам познакомиться с технологией скрайбинга, с вариантами использования данной технологии в работе с детьми дошкольного возраста и с родителями воспитанников.

 Ход мероприятия:

- Дорогие коллеги, я рада приветствовать вас на нашей встрече! Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча будет для вас полезной. Желаю всем получить сегодня только положительные эмоции и в дальнейшем применить полученные знания на практике в работе с детьми.

Начать я хотела бы с японской пословицы: «Расскажи мне - и я услышу, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать самому - и я научусь!»

 Для проведения данного мастер-класса я поставила для себя следующую цель: повышение компетентности педагогов в применении технологии «скрайбинг» в совместной образовательной деятельности педагога с детьми.

Так же выделила такие задачи:

 • познакомить педагогов с технологией «скрайбинг;

• донести до педагогов важность использования этой технологии в речевом развитии детей;

• создать условия для плодотворной творческой деятельности участников семинара-практикума.

Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейшей образовательных областей. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому педагог обязан определить верное направление и создать такие условия, в которых речь детей не только бы развивалась, но и была бы правильной и грамотной. Огромное место в ДОУ уделяется игровым технологиям. И сегодня я хочу с вами поделиться одной из технологий, которую использую в речевом развитии детей.

 Что же это за технология? XXI век называют веком высоких компьютерных технологий. Информация и информационные процессы стали важнейшей составляющей жизнедеятельности человека. Новое время диктует новые требования. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования открывают перед педагогом широкие возможности выбора различных форм и методов проведения образовательной деятельности, направленных на целостное, всестороннее развитие ребенка. И в первую очередь, перед воспитателем стоит задача сделать процесс увлекательным и интересным для детей. Добиться этого возможно, используя различные современные технологии и методики.

Скрайбинг - одна из современных технологий. Это новое иностранное слово совсем недавно появилось в сфере образования. Что это? Мне стало интересно и, конечно, у меня сразу возник вопрос, как можно эту технологию использовать в работе с детьми?

Что же такое скрайбинг?. Скрайбинг от английского «scribe» – набрасывать рисунки или эскизы. Искусство отражать свою речь в рисунках, процесс происходит параллельно с докладом говорящего. Скрайбинг изобретен британским художником Эндрю Парком. Скрайбинг бывает ручной и компьютерный. Это процесс объяснения смысла с помощью простых рисунков. Используя скрайбинг, можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить практически любой материал. В том виде и в тех формах, в которых скрайбинг встречает нас сегодня, он существует не так давно. Но нельзя сказать, что он стал уникальным открытием, не имевшим аналогов. Мы все видели наскальные рисунки-истории, сделанные еще до нашей эры. Так, может, именно они и положили начало процессу, который любой способен с легкостью использовать, чтобы донести информацию без текста? Представьте себе, что вам нужно донести информацию о Солнечной системе до людей, которые увидят это сообщение только через тысячу лет. - Что вы будете использовать? - Надпись «Солнечная система» или ее рисунок? - Если все-таки надпись, то на каком языке? Вы уверены, что он будет понятен? А рисунки? Думается, что у них гораздо больше шансов быть понятыми через тысячу лет. Особенность скрайбинга в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, зрение и воображение человека, что способствует лучшему пониманию и запоминанию.

На первый взгляд, термин «скрайбинг» совершенно нам не знаком. На самом деле в детстве мы все были немного скрайберами. Мы раньше научились рисовать, чем писать. Изображали простые картинки и показывали родителям, объясняя, что это. С помощью обычных рисунков мы пытались передать определенную информацию, настроение, эмоции, чувства. Использование скрайбинга с детьми дошкольного возраста на занятиях помогает им наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал. Давно известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Поэтому устный рассказ «с картинками» запоминается намного лучше, чем обычный рассказ. Используя данную технологию, мы при этом не загружаем их большим объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом. Ввиду того, что мышление дошкольников отмечается предметной образностью и наглядной конкретностью, скрайбинг весьма эффективен в качестве одного из средств формирования связной речи. Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании скрайбинга, у них развивается критическое и образное мышление.

Инструменты для скрайбинга . Опытный скрайбер может использовать любую поверхность и инструмент, который оставляет след, для визуализации изображения. Обычно для скрайбинга выбираются какие-то из следующих инструментов:

• фломастер, маркер, ручка, карандаши

• скетчбук,

• флипчарт,

• доска для рисования.

 В основе скрайбинга лежит формирование визуальных образов – знаков, символов, рисунков, которые мы считываем. И самое главное в этой технологии все-таки не картинки или схемы, а история, которая ведет за собой повествование.

Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов:

1.Рисованный скрайбинг - это ручной классический, когда взрослый или ребенок рассказывает о чем - либо и в то же время рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. Работа учителя на уроке во время объяснения нового материала с мелом в руках - пример классического скрайбинга. Рисование и озвучивание должны совпадать по времени.

2.Аппликационный скрайбинг - техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту.

3.Скрайбинг «фланелеграфный» Для такого скрайбинга понадобится доска, обтянутая фланелью. На нее будут крепиться готовые фигурки и изображения, помогающие рассказать историю. Такой скрайбинг похож на импровизированный театр. Он хорошо подойдет для «экранизации» сказок для детей.

4.Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие - готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

5.Скрайбинг компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.

То, что представляет собой технология «скрайбинг» - это в принципе не новое в образовании, такие методы и приемы встречаются и в других технологиях. (вопрос к аудитории) Может, вы назовете – где, в каких технологиях? (тризовский прием - кодировка, мнемотаблицы, экранизация сказок). Но в этих технологиях детям даются готовые таблицы, что не развивает их творческое воображение, не дает возможность самим придумать какие то символы. Но самое важное отличие в скрайбинге - это принцип параллельного следования, т. е. речь выступающего одновременно зарисовывается. При пересказе или рассказе дети с нарушением речи, а таких детей сейчас много, затрудняются строить фразы, теряют основную суть содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли.

Плавный переход к практической части. 

А если есть картинки, с помощью которых ребенок может легко пересказать рассказ? Я предлагаю вам самим попробовать с помощью картинок пересказать рассказ.

1. Магнитный скрайбинг Предлагается рассказ «Лето» 

Наступило теплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают ее в ведерко. Бабушка будет варить из нее варенье. Зимой девочки будут пить чай с вареньем. (педагоги слушают рассказ, а затем с помощью картинок кто-нибудь из них один пересказывает, используя магнитную доску).

Предлагается рассказ «Еж» Чарушина. 

Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка возьми его руками - везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в поддонничке. А еж лежит шариком и не шевелится. Вот он час лежал и еще целый час. Потом вылез из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет? Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся. А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались - ежик и удрал к себе обратно в лес.

 - Какой это был скрайбинг? (магнитный, когда готовые изображения крепятся магнитами на магнитную доску).

2. Аппликационный скрайбинг. Можно заучивать стихи с помощью аппликационного скрайбинга.

Мишка лапти надевал,

 Надевал и горевал:

- Здесь один, а где второй?

Правый лапоть мой с дырой

 Заглянул медведь под стол

И пропажу там нашел.

 Стало лаптя 2 опять,

Можно по лесу гулять.

(Предлагается на произвольный фон накладывать или наклеить готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту).

3.Рисованный скрайбинг «Галка» по Л. Толстому 

Предлагается послушать рассказ, зарисовать его и проговорить. Толстой Лев Николаевич «Хотела галка пить»

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить.

 -Посмотрите как дети зарисовали этот рассказ. Мы часто учим стихи с детьми. И многим детям сложно запомнить.

- Как вы думаете, когда ребенок быстрее сможет запомнить? Правильно, с помощью зарисовок или картинок.

Пример: мы учили стихотворение «Елочка» Н. Нищевой. Я прошу ребенка нарисовать рисунки, которые ассоциируются со словами стихотворения, и одновременно проговариваю вслух текст. Ребёнок сам придумывает, какими именно образами передать смысл. В итоге он не только быстро учит стихотворение без помощи взрослого, глядя на свой скраб, но и интересуется самим процессом.

 Перед нами елочка,

Шишечки, иголочки,

Шарики, фонарики,

 Зайчики и свечки,

Звезды, человечки.

- Посмотрите, как «нарисовали» это стихотворение дети (показ).

 - Посмотрите, как дети «нарисовали» песенку «Маленькой елочке холодно зимой» (показ).

- Какой это вид скрайбинга? (Рисованный скрайбинг, когда взрослый или ребенок рассказывает о чем - либо и в то же время рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ). Способ «рисования» стихотворений намного эффективнее и привлекательнее для ребёнка, так как организован в форме игры.

 - А сейчас я предлагаю вам «нарисовать» стихотворение «Осень в парке» Винокурова 

Ходит осень в нашем парке

Дарит осень всем подарки

Бусы красные рябинке

 Фартук розовый осинке

 Зонтик желтый тополям

Фрукты осень дарит нам!

 (Педагогам предлагаются на выбор материалы для рисованного скрайбинга).

Скрайбинг помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим. Детский писатель К. И. Чуковский говорил о связи между детскими стихами и рисунками, параллельном развитии рисунка и речи. Одна из заповедей детских писателей - образность текста - на каждые две строчки, ребёнок должен нарисовать картинку. Овладев средствами знаково-графических схем, старший дошкольник учится излагать свои мысли, интересно рассказывать, хорошо обосновывая выводы и заключения. Мы в своей практической работе  постоянно сталкиваемся с тем, что дети плохо запоминают тексты, не умеют составлять рассказы, пересказывать произведения, правильно отвечать на вопросы. А, вот играть со словами, самим придумывать символы – гораздо интереснее и полезнее. Схемы помогают ребёнку совсем иначе относиться к заданиям, развивают у него творческое воображение и память. Очень важным моментом при составлении схем является детская исследовательская деятельность, т. е. разбор отдельных сюжетов и совместное составление опорных символов и знаков. Предварительно проводится обсуждение содержания текста, отдельных фраз, разбор трудных слов. Картинки к трудным словам составляются совместно, дети сами ищут смысл этих слов, а затем придумывают к ним картинку в схеме. Кроме графических схем в виде картинок я также использую знаковые символы содержащие скрытый смысл. Это способствует развитию воображения, фантазии ребёнка, его способности к мыслительным операциям, что служит благоприятной основой для дальнейшего обучения детей в школе. Опорная схема помещается в книжный уголок. Опорные схемы детей собираем в альбом, листая который дети могут рассказывать стихотворения, рассказы друг другу. (Демонстрация альбома)

Выводы. В заключении можно сделать вывод, что использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников. В результате использования скрайбинга расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников, и таких основных психических процессов как память, внимание, образное мышление. Скрайбер немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки или схемы. Для скрайбинга многого не надо : всего лишь то, чем рисовать, то, на чём рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены. Так что вооружайтесь мелом, фломастером или карандашом и творите! Язык рисунка понятен всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Мнемотехника – как средство познавательно – речевого развития дошкольников»

Мнемотехника – как средство познавательно – речевого развития дошкольников...

Семинар – практикум «Мнемотехника – как средство познавательно – речевого развития дошкольников»

Мнемотехника – как средство познавательно – речевого развития дошкольников...

Семинар - практикум "Ниткография как средство познавательно-речевого развития детей"

 Один из методов познавательно-речевого развития, который я использую в своей работе – это техника «Ниткография»....

Семинар-практикум для педагогов "Основопологающие аспекты речевого развития на этапе реализации ФГОС"

повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах выбора эффективных форм и методов, а так же способов передачи содержания дошкольного образования образовательной области «Речевое р...

Семинар-практикум «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста

Слайд 1.«Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»Слайд 2.Цель: Повышение профессиональной компетентности педа...

Семинар-практикум для воспитателей "Инновационные технологии речевого развития дошкольников. Друдлы"

quot;Инновационные технологии речевого развития дошкольников. Друдлы"...