Дополнительное образование кружок « Капитошка» как средство всестороннего воспитания личности дошкольника
статья (младшая группа)

Вахрушева Оксана Сергеевна

Дополнительное образование кружок « Капитошка» как средство всестороннего воспитания личности дошкольника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительное образование кружок « Капитошка» как средство всестороннего воспитания личности дошкольника

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ориентирует нас на то, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и творческих навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но рекомендует развивать у дошкольников встремление к поиску новой информации самыми разнообразными методами. Педагог формирует в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-творческая деятельность проявляется в коллективных и самостоятельных занятиях, сопровождающих все виды деятельности ребенка.

 В систему когнитивного познавательно-творческого опыта ребенка входят многие понятия: это и развитие интеллекта,  развитие процессов овладения теоретическими и практическими знаниями, развитие коммуникативных способностей и др.   Они обнаруживают себя в процессе успешного решения различных задач и проблем. Такие способности имеют свойство развиваться, что определяет степень усвоения человеком новых знаний.

Исходя из этих требований и была продиктована необходимость нового подхода к формированию новых умений и навыков в прцессе дополнительной кружковой работы.. Работа над программой «Капитошка» раскрыла новые возможности и дала понять, что сегодня как никогда актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в наш быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как ещё сохранило до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно- художественной картины мира.

Проведя исследование теоретических работ многих коллег по дошкольной педагогической деятельности,  я пришла к выводу, что такая программы способствовала бы развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения – особого отношения к миру и понимания места человека в нём, правильного представления о взаимосвязи “Природа – Человек – Предметная среда”.

Комплексная программа  «Капитошка» носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение  основными приёмами обработки природных материалов, ткани, бумаги, бросового материала, гипса.

Обучение дошкольников  по этой программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного  развития, познавательной активности и творческой самореализации детей. Она призвана познакомить детей с особенностями декоративно-прикладного искусства народов мира, национально-культурными особенностями народов России. Она   способствует адаптации воспитанников к нестабильным социально-экономическим условиям, подготовке к школе, самостоятельной жизни в современном мире.

Это кружковая деятельность, которая заинтересовывает и увлекает ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществить поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику изготовления различных поделок, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

Следует отметить, что, являясь комплексной,  программа позволяет избежать монотонности в обучении, благодаря овладению детьми разнообразными видами декоративно-прикладного творчества.

В работе с программой «Капитошка» необходимо создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения; помочь ребёнку ощутить себя мастером и творцом.

Необходимо отметить, что работа по программе способствует развитию мелкой моторики рук, активизирует наблюдательность,  воспитывает волю, чувство формы, глазомер и цветоощущение. У детей проявляется трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения  от совместной деятельности, чувство взаимопомощи и коллективизма.  Ну и в конечном счёте развивается художественный вкус.

Работа осуществляется в соответствии с основными дидактическими принципами:систематичности и последовательности,  наглядности, доступности, личностно- ориентированного подхода,  связи теории с практикой,    сознательности и активности, творчества и самостоятельности.

Наряду с образовательным процессом дети привлекаются и в культурно-досуговые мероприятия по  изготовлению поделок, подарков для родителей и т.д.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателя способа действия, так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу (групповая, подгрупповая - в зависимости от сложности).

Конечно же, содержание Программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Основная образовательная программа МАДОУ ЦРР-д/с «Теремок» с учётом требований ФГОС ДО состоит из обязательной (соотношение содержания 60%) и вариативной частей (соотношение содержания 40%).

В ходе выполнения творческих работ, воспитанники знакомятся со многими понятиями. Во-первых, это разнообразный животный мир: овечка, зайчик, ёжик, лягушка, бабочка, цыпленок, попугай, лошадка, гусеница, птичка, слон, павлин, пчёлка, черепаха, божья коровка и др.  Кроме того, дети узнают не только рыбку, но и аквариум, не только птичку, но и птичек у кормушки. Это тот окружающий мир, который ещё не познан ребенком.

Мы познаём растительный мир – флору – через изготовление в процессе работы. Это первоцвет и веточка мимозы, колокольчик и цветы в вазе. Мы закрепляем уже имеющиеся знания о временах года: осеннее дерево и осенний букет, снежинка и снеговик, первоцвет и подснежник. Явления природы представлены в изготовлении солнышка и радуги. Мы учимся уважать старших, изготавливая для них подарки (для ветеранов, для мамы, рождественский подарок).Мы знаем, как располагаются цвета российского триколора.

Кроме всего, мы учимся не только индивидуальной, но и коллективной  работе (ёлочка пожеланий, новогодняя гирлянда, птицы у кормушки). Всё это расширяет пзнавательные способности ребёнка.

Одним из важных моментов – это совершенствование и закрепление  таких математических понятий, как квадрат, четырёхугольник, треугольник, круг, цилиндр. Дело в том, что это не теоретические понятия, а тот материал,  которым ребёнок работает. Имеет значение и узнавание таких материалов, как картон, бумага, ткань, лента, нитки, клей и др. и навыки работы с ними.

Исходим из того, что, работая с цветом и формой, создавая объёмные фигуры в технике оригами, применяя нетрадиционные способы пальчикового рисования, знакомясь с отрывной аппликацией в создании композиционных поделок, ребёнок развивает мелкую моторику, пространственное воображение, композиционное мышление.

Создавая игрушки своими руками, дети развивают фантазию и воображение. Кроме того, работая над изготовлением подарков (маме, ветеранам и др.) они вырабатывают более длительное сосредоточение на качестве подарка, внимание и аккуратность.

Работы детей выставляются на различных выставках, участвуют в различных конкурсах и показах, что также стимулирует деятельность ребёнка.

Но самое главное, что постигает ребёнок в ходе такой творческой деятельности, это определённые трудовые и конкретные творческие навыки. Он испытывает эстетическое чувство, интерес к занятиям, а, следовательно, трудолюбие.

Выявление и осознание ребёнком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе – это те задачи, которые я ставлю перед началом работы с программой и решаю в ходе реализации программы дополнительного образования «Капитошка».

В качестве иллюстрации привожу несколько  самостоятельных работ воспитанников.

Открыть изображениеОткрыть изображение Открыть изображение 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Игра как средство всестороннего воспитания личности детей".

Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного и социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в пр...

«Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребенка»

Подчеркивая роль игры в развитии дошкольника,   С.Л. Рубинштейн писал:  « Играя, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности, действенности и эмоциональ...

«Художественная литература как эффективное средство всестороннего развития личности дошкольника»

Современный период развития человеческого общества характеризуется более пристальным вниманием к дошкольному периоду жизни человека. С самого рождения ребёнок вступает в разнообразные отношения с окру...

Декоративно-прикладное искусство как средство всестороннего развития личности дошкольника в соответствии с ФГОС.

Декаративно-прикладное искусство как часть нашей повседневной жизни и как очень важный компонент в воспитании и развитии личности дошкольников....

«Экологический туризм как средство всестороннего развития личности дошкольников»

Методическая разработка для воспитателей, работающих со старшими дошкольниками...