«Развитие чувства ритма у детей»
консультация

Пенькова Ольга Владимировна

 Чувство ритма, так же как чувство вкуса или запаха, есть у каждого человека, но оно может быть в неразвитом состоянии, если на него совсем не обращать внимания. Развить чувство ритма можно в любом возрасте. Но лучше начать с младенчества, или даже раньше.

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_chuvstva_ritma_u_detey.docx423.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие чувства ритма у детей»

(Консультация для родителей)

                                     Выполнила: музыкальный руководитель

Пенькова Ольга Владимировна

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с

 приоритетным осуществлением деятельности по

художественно-эстетическому развитию детей

 № 29 «Сибирячок


  Вы когда-нибудь задумывались о том, что ритм – это не только что-то из мира музыки и танцев? Ритм — это сама наша жизнь. Мы спим и бодрствуем, опять спим и бодрствуем. Нормальный сердечный ритм и ритмичное дыхание (попробуйте задержать его хоть надолго) дают нам возможность радоваться этой жизни и тому, что нас окружает. Но и то, что нас окружает, — тоже ритмично. Утро, день, вечер и ночь, смена времен года, приливы и отливы — это ритм планеты, на которой мы живем. Развивая чувство ритма у малыша, мы даем ему возможность чувствовать себя более гармонично в этом мире.

Почему мы говорим «чувство ритма» и как его развивать?

  Как общее понятие, ритм – это равномерное чередование каких-либо элементов. Музыкальный ритм – сочетание звуков разной длительности в определенном порядке. А танцевальный ритм добавляет к чередованию звуков еще и движения. Вы, наверное, не раз слышали такие выражения: «в ритме вальса», «в ритме марша», «танго».

Карл Орф, немецкий композитор и педагог, уделял ритмическому воспитанию особое внимание. Своей многолетней работой с детьми он показал, что развитие чувства ритма происходит через:

  1. движение,
  2. речь,
  3. игру на элементарных музыкальных инструментах.

Давайте подберем такие игры и занятия, чтобы развивать чувство ритма, используя все три направления. Но сначала определимся, почему же мы говорим именно «чувство ритма».

Чувство — это способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия. Чувство ритма, так же как чувство вкуса или запаха, есть у каждого человека, но оно может быть в неразвитом состоянии, если на него совсем не обращать внимания. Развить чувство ритма можно в любом возрасте. Но лучше начать с младенчества, или даже раньше.

Развитие чувства ритма в самом раннем возрасте

   Человек начинает чувствовать ритм еще до появления на свет. Уже в утробе матери ритм её сердца успокаивает и убаюкивает малыша. Ученые заметили, что если напевать колыбельные еще не рожденному малышу, он запоминает их ритм. И родившись, легче успокаивается под «знакомые» ему мелодии. Вы можете не только петь малышу, но и поглаживать перед сном его спинку, ручки, ножки в ритме колыбельных, которые ему поете. Особенно это нужно малышам — кинестетикам, которые воспринимают мир через движение.

   Вы, наверняка, замечали, что, когда укачиваете ребенка и напеваете ему колыбельную, руки сами движутся в ритме песенки.

  А когда рассказываете или поете малышу потешки, так и хочется в ритме песенки похлопать его ручкой, топнуть ножкой, слегка подбросить на коленках. Не отказываете себе в этом удовольствии. Эти простые, обыденные действия, которые сопровождают первые месяцы жизни малыша, – самые полезные для развития чувства ритма у ребенка в раннем возрасте.

Занятия по развитию чувства ритма очень легко совместить с массажем. Подберите коротенькие песенки-попевки и ваши руки сами будут двигаться в нужном ритме.

Для массажа спины подойдет вот эта:

Трушки-потрушки, пекла баба ватрушки,
Ватрушечки, колобушечки.

Для массажа ножек — вот эта:

Сел сверчок на шесток, таракан в уголок.
Сели — посидели, песенку запели.
Услыхали ложки —вытянули ножки.
Услыхали калачи —попрыгали с печи!
Да давай подпевать, подпевать да танцевать!

Делая малышу «ходьбу» или «скользящие шаги», вы можете познакомить его с чередованием длинных и коротких звуков:

Большие ноги шли по дороге:
То-о-п 
 то-о-п  то-о-п.
То-о-п 
 то-о-п  то-о-п.

Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ-топ!
Топ-топ-топ-топ-топ-топ!

Развиваем чувство ритма через движение

Игры с пассивными движениями (c 4-х месяцев)

После четырех месяцев с малышом уже можно играть: вы поете песенку или рассказываете что-то ритмичное и сопровождаете это ритмичными движениями.

Стоя, держа малыша на вытянутых руках животиком вниз, качайте его вверх и вниз, влево и вправо:

Самолеты загудели, самолеты полетели.
У — у — у — у — у — у — у.
На полянку тихо сели , да и снова полетели.

Посадите малыша к себе на колени и качайте в ритме песенки:

Чики-чики, чикалочки, едет гусь на палочке.
Уточка на дудочке, петушок на будочке,
Зайчик на тачке, мальчик на собачке.

Сидя у вас на коленках, малыш может подпрыгивать, сначала слегка, потом чуть сильнее и еще сильнее, на последней строчке разведите колени, и малыш слегка провалится вниз:

Поехали, поехали, с орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали, с калачами, с калачами.
По кочкам, по кочкам, вприскочку, вприскочку.
В ямку — бух.

Двигайтесь и танцуйте с малышом на руках под разные мелодии: спокойные, марш, польку, вальс.

Учим попевки с движениями (с 6 месяцев)

  Ближе к шести месяцам можно начинать играть в игры, в которых малыш уже сам будет делать простые движения. Конечно, сначала движения ручкой или ножкой малыша будете делать вы, через какое-то время он захочет сделать это сам. Если малыш пытается выполнить упражнение сам, выражайте бурную радость, и малышу обязательно захочется повторить. Иногда малышу больше нравится стучать маминой рукой или игрушкой (кубиком, погремушкой), чем самому. Хвалите, просите «помочь маме поиграть».

Дятел
Мы в лесу слыхали стук:
Дятел клювом тук, тук, тук:
Тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук.
Тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук.

(Стучите кулачком малыша по второй ладошке или по столу, полу.)
(С. Железнов)

В машине
Сидим с шофёром рядом —
Би, би, би.

 (Стучите раскрытой ладошкой малыша по бедру, столу или полу.)
Помочь шофёру надо!
Би, би, би.
Машинам всем и людям —
Би, би, би,
Бибикать громко будем —
Би, би, би.

(С. Железнов)

Часы
Тик — так, тик — так,

(Наклоняйте свою голову из стороны в сторону, поочередно топайте ножками малыша или сводите и разводите ручки или ножки малыша).
Часы стучат,
Тик — так, тик — так,
Нам говорят,
Когда обедать, когда спать,
Когда пора идти гулять.
Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так,
Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так.
(С. Железнов)

  Карл Орф называл руки и ноги «природными инструментами». «Звучащие жесты» – хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами вы можете добавлять и в любые другие стихотворения и песенки, которые читаете или поете малышу.  

Не только ладушки (с 9 месяцев)

Когда малыш научится играть в ладушки, не останавливайтесь только на них. Научите малыша сначала хлопать в ладоши на возгласах, потом топать ножкой, стучать ложкой по столу и т.д.


Ох! Ух! Ух! Ух! Во дворе растет лопух!
Ух! Ух! Ух! Ох! Во дворе чертополох!
Ох! Ух! Ух! Ох! Во дворе растет горох!
Ух! Ох! Ох! Ух! На плетне сидит петух!
(В обработке О. Емельяновой)

Бим, бом
Мы две чашки берём бим, бом.
Мы две ложки берём. Бим, бом.
Вместе с мамой вдвоём. Бим, бом.
И звеним и поём бим, бом.
Мы сидим за столом бим, бом.
Скоро чай мы попьём бим, бом.
С молочком, с сахарком бим, бом.
И сыграем потом бим, бом.
(С. Железнов)

Ритмическая гимнастика (с 1,5 лет)

   Когда малыш научится уверенно ходить, добавьте к вашим занятиям ритмическую гимнастику, во время которой малыш будет под ритм или музыку делать самые разные движения:

  • вращать руками, локтями, кистями;
  • ходить медленно, быстро, на пятках, носках, восьмерками, зигзагами;
  • ходить и бегать с остановками, с переменой направления и т.д.

  На музыкальных занятиях такую гимнастику часто делают под детские марши. Можно использовать записи Железновых «Музыка вместе с мамой»:

Не забывайте давать малышу возможность подвигаться под разные мелодии: спокойные, марш, польку, вальс. Если малыш не знает, что делать под музыку, покажите ему, что можно поворачиваться, наклоняться, поднимать и опускать ручки, топать ножками и т.д.

Развиваем чувство ритма через речь

Прохлопываем слова (с 2 лет)

   Очень хорошим упражнением для развития чувства ритма является прохлопывание слов по слогам. В зависимости от количества слогов, их состава и ударения, слова в русском языке прохлопываются по-разному (| — длинный слог, редкие удары; I — короткий слог, частые удары):

  • слова из одного длинного слога — |: жук, гриб, мышь, еж, дом и т.д.;
  • слова из двух длинных слогов — | |: муха, каша, пилот, носок, букет,  компот и т.д.;
  • слова из трех слогов — | I I или I I | (ударный слог длиннее): карандаш, крокодил, бабочка, самолет и т.д.

Прохлопайте с малышом его имя, имена других членов семьи. Прохлопайте имя, не озвучивая его. Пусть малыш догадается, кого вы позвали.

Прохлопываем песенки (с 2 лет)

Короткие песенки и потешки можно не только петь, но и прохлопывать:

Петушок
Пе-ту-шок, Пе-ту-шок,
I I | I I |
Зо-ло-той гре-бе-шок!
I I | I I |
Что ты ра-но вста-ешь,
I I | I I |
Детям спать не да-ешь.
I I | I I |

Можно отхлопывать ладошками и хорошо знакомые малышу стихотворения:

Мишка
У-ро-ни-ли ми-шку на пол,
О-то-рва-ли ми-шке ла-пу…
(А. Барто)

Когда малыш освоится с этой игрой, покажите ему, что ритм можно не только отхолопывать. Его можно протопывать, а для лиричных стихотворений – показывать плавными движениями рук. Короче звук – амплитуда движения руки меньше, длиннее звук – амплитуда больше:

Бычок
И-дет бы-чок, ка-ча-ет-ся, вздыхает на ходу:
– Ох, доска кончается, сейчас я упаду!
(А. Барто)

Играем с ритмом

Играем в эхо (с 3 – 4 лет)

  Можно играть с ритмом  не только под песенки и потешки, но и просто так. С 4 лет можно играть с малышом в эхо (именно так называл эту игру Карл Орф). Вы задаете ритмический рисунок, ребенок его повторяет или продолжает.

Ритм можно задавать по-разному: прохлопать в ладоши, протопать ногами, простучать на ложками и т.д. Можно задать ритм, используя длинное «Та-а» и короткое «Ти». Например,| I I | I I     Та-а Ти Ти Та-а Ти Ти

  Чтобы усложнить задание, попросите малыша воспроизвести ритмический рисунок не тем же способом, которым показывали рисунок вы. Например, вы хлопаете, малыш топает или шлепает рукой по бедру. Или вы топаете, малыш отстукивает ритм рукой по столу. Если ребенок уже хорошо повторяет ритмический рисунок, попросите его задавать ритм, а вы будете повторять. Допустите небольшую ошибку, пусть малыш вас проверит.

Малышам до 4 лет повторить ритмический рисунок еще сложно, но слушать и различать разные ритмические рисунки им полезно.

Игра в путешествие:

поезд едет: «Та-а  Ти  Ти  Та-а  Ти  Ти»,
машина едет: «Ти  Ти  Ти  Ти»,
самолет летит — «Та-а  Та-а  Ти  Та-а  Та-а  Ти» и т.д.

Изображаем ритм (с 4 лет)

 Когда ребенок научится воспроизводить ритм, попробуйте его визуализировать. Для этого вам понадобятся широкие и узкие полоски бумаги: широкие полоски соответствуют длинным звукам (редким ударам), узкие — коротким звукам (частым ударам). Можно использовать даже счетные палочки: для изображения длинного звука кладем палочку горизонтально, для изображения короткого — вертикально.

Играть можно по-разному:

  • Вы задаете ритм, ребенок его повторяет звучащими жестами, на барабане, ложках или металлофоне и выкладывает ритмический рисунок.
  • Вы выкладываете ритмический рисунок, малыш его воспроизводит.
  • Ребенок сам придумывает и выкладывает ритмический рисунок, а затем повторяет его звучащими жестами, на барабане, ложках или металлофоне.

  Лучше давать эти задания в игре. Например, чтобы спасти принцессу, нужно открыть на башне музыкальный замок (выложит его ритм). Можно попросить малыша вернуть потерянный звук животным: слон идет медленно «топ-топ-топ», а лягушка прыгает быстро «прыг-прыг-прыг» (малыш воспроизводит ритмический рисунок по записи). Пусть малыш сам придумает, как идет грибной, моросящий, сильный дождь.

Развиваем чувство ритма через игру на музыкальных инструментах

  Одновременно с «освоением звучащих жестов» (с 2 лет) можно учите малыша воспроизводить ритм на элементарных музыкальных инструментах (ударных и шумовых — деревянных и металлических ложках, маракасах, погремушках, бубне, барабане, музыкальном молоточке, металлофоне и т.д.). Вы можете играть песенки и попевки, играть один и тот же ритм на разных инструментах, сопровождать чтение стихов игрой на музыкальных инструментах:

С бубнами
Мы все с бубнами сидим

(Стучим по бубну правой ладошкой.)
И ладошкой мы стучим
Ручка стала уставать,
Надо ручку поменять.

Мы все с бубнами сидим (Стучим по бубну левой ладошкой.)
И ладошкой мы стучим.
Ручка стала уставать,
Надо пальцами стучать.

Мы все с бубнами сидим, (Стучим по бубну пальчиками правой руки.)
Пальчиками мы стучим.
Пальцы стали уставать,
Нужно ручку поменять.

Мы все с бубнами сидим, (Стучим по бубну пальчиками левой руки.)
Пальчиками мы стучим.
Пальцы стали уставать,
Нужно кулачком стучать.

Мы все с бубнами сидим, (Стучим по бубну правым кулачком.)
Кулачками мы стучим.
Ручка стала уставать,
Нужно ручку поменять.

Мы все с бубнами сидим, (Стучим по бубну левым кулачком.)
Кулачками мы стучим.
Ручка стала уставать,
Нужно бубен убирать.
(Е. Железнова)

Ежик и Барабан
С барабаном ходит ежик. Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик: бум-бум-бум!
С барабаном за плечами…Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно. Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались: бум-бум-бум!
И удары раздавались: бум-бум-бум!
Ой, как зайчики струхнули! Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули!Бум-бум-бум! (Г.Виеру)

Для игры на металлофоне прекрасно подходят песенки Железновых из цикла «Абсолютный слух». Например, песенка «Два кота».

Слушаем сильную долю (с 4 лет)

  Дайте малышу маракас, барабан или любой другой шумовой и ударный инструмент. Покажите, как издавать звук на сильную долю. Когда малыш освоится, предложите ему играть вдвоем: он играет на барабане сильную долю, а вы на погремушке — слабую. Когда и это освоите, дайте малышу в руки две погремушки: одну — звонкую, другую — глухую. Пусть на сильную долю такта малыш играет звонкой погремушкой, на слабую — глухой.Если вдруг музыкальных инструментов под рукой не оказалось, можно на сильную долю хлопать в ладоши, а на слабую негромко топать ногами.Если малышу трудно услышать сильные доли в музыке, попробуйте поиграть со словами: ударный слог — это сильная доля, безударные слоги — слабые доли.

Все просто!

  Вы, наверняка, уже заметили, что игры с малышом на развитие чувства ритма не потребуют от вас ничего особенного — ни музыкального образования, ни абсолютного слуха. Нужно лишь немного времени и желания, а без музыкальных инструментов и музыкального сопровождения малыша чувства ритма, запишите себе на телефон нужные песенки и попевки и «привяжите» игры к режимному моменту — прогулкам на свежем воздухе. Кстати, можно успеть поиграть, даже когда вы поднимаетесь и опускаетесь в лифте. А если вас не смущают зрители, игры на развитие чувства ритма скрасят ваше ожидание в очереди (нужно только заранее выучить стихотворения или иметь с собой телефон с музыкальным сопровождением).

Ритм и здоровье: неожиданный плюс

Развитие чувства ритма не только готовит ребенка к восприятию музыки, но и способствует его оздоровлению. Попробуйте запомнить текст, ходя по комнате кругами и выучить стихотворение с малышом во время катания с горки или на качелях. Скорее всего, у вас это получится быстрее и легче. Вы, наверняка, ловили себя на том, что, слушая понравившуюся музыку, вы отстукиваете ритм пальцами или ногой или покачиваетесь в такт музыке. На самом деле, мы воспринимаем ритм не только через крупную моторику: также почти незаметно двигаются язык и голова, пальцы ног и рук, сокращаются мышцы гортани, грудной клетки.

Конечно, накачать бицепсы при занятиях музыкой невозможно (если только не таскать пианино из угла в угол все занятие). Но при регулярных музыкальных занятиях именно эти почти незаметные движения приносят огромную пользу и малышам, и взрослым.

Слушайте музыку и будьте здоровы!

                             

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"

"Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"...

Конспект музыкального занятия по развитию чувства ритма для детей старшей группы «Палитра для гнома»

Музыкально-ритмическое  занятие "Палитра для Гнома" для детей старшего дошкольного возраста включает основные виды деятельности: восприятие, исполнительство, творческие задания. Основная цель - р...

ДОКЛАД РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.

Без развития музыкально-ритмических способностей дальнейшее музыкальное развитие становится очень ограниченным.  ...

«В гости к ежику» Конспект музыкального занятия по развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель. Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.

laquo;В гости к ежику»Конспект музыкального занятияпо развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель.  Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.Задачи:- учи...

«Занимательный ритм» Дидактические игры для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Теме «музыкальный ритм» посвящено много научно-исследовательских работ. Эта тема всегда была актуальна и в прошлом, и в настоящее время. Она волновала не только теоретиков, изучающих приро...