«Занимательный ритм» Дидактические игры для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
статья по музыке
Теме «музыкальный ритм» посвящено много научно-исследовательских работ. Эта тема всегда была актуальна и в прошлом, и в настоящее время. Она волновала не только теоретиков, изучающих природу ритма, но и педагогов-практиков.
Как правильно развить чувство ритма у детей? Как легко научить играть на детских музыкальных инструментах? Как сформировать навык ощущения метро-ритмической пульсации? Вот те вопросы, с которыми «сталкиваются» многие музыкальные руководители.
Я разработала несколько дидактических игр на развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnyy_ritm.docx | 23.26 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Занимательный ритм»
Дидактические игры для развития чувства ритма
у детей дошкольного возраста.
Теме «музыкальный ритм» посвящено много научно-исследовательских работ. Эта тема всегда была актуальна и в прошлом, и в настоящее время. Она волновала не только теоретиков, изучающих природу ритма, но и педагогов-практиков.
Как правильно развить чувство ритма у детей? Как легко научить играть на детских музыкальных инструментах? Как сформировать навык ощущения метро-ритмической пульсации? Вот те вопросы, с которыми «сталкиваются» многие музыкальные руководители.
Я разработала несколько дидактических игр на развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.
«Солнечные лучики»
Цель: Развитие способности ощущать длинные и короткие звуки.
Оборудование и материал:
Картонное солнышко и лучики из ленточек разной длины.
Ход игры:
Детям предлагается выбрать ленточку. Обратить их внимание на длину лучика. Нужно пропеть на гласный звук или сыграть, например, на колокольчике, проведя указательным пальчиком по лучику.
«Веселые прищепки»
Цель: Закрепление понятия долгие и короткие звуки.
Оборудование и материал:
Прищепки 2-х размеров и ленточка куда их крепить.
Ход игры:
С помощью прищепок выкладывают свое имя, ударный слог - большая прищепка, безударные – маленькими.
«Цветная семейка»
Цель: Формирование навыка ориентироваться в простых ритмических рисунках.
Оборудование и материал:
Картонные кружки 2-х размеров разного цвета.
Ход игры:
Ребята выбирают себе любую цветную семейку. Затем самостоятельно или вместе со взрослым составляют ритмический рисунок, например, к любимому стихотворению или песне. Акцент делается на то, что большие кружки – это взрослые (мама, папа, бабушка, дедушка), а маленькие кружки– это дети, причём, они всегда в паре. Сочинённые ритмические цепочки можно прохлопать, простучать, проиграть на любом доступном музыкальном инструменте.
«Музыкальные кубики»
Цель: Знакомство с длительностями: половинная, четвертная и восьмая
Оборудование и материал: Кубики с изображением животных - Лев, Ёжик, Белочка, Крокодил, Поросёнок
Ход игры:
За основу взяла материал из пособия «Этот удивительный ритм» И.М. Каплуновой и И.М. Новоскольцевой (Изд.«Композитор» - СПБ,2005), немного изменив для своих ребят.
Сначала ребята знакомятся с «музыкальными» животными:
«Лев» – это половинная длительность. Ударяем ладошками по коленям и низким голосом тянем «Лев».
«Ёжик» - две четвертные нотки, хлопаем всей ладошкой и «остро» (колючий же).
«Поросёнок» - четыре восьмых, ударяем не всей ладошкой, а пальчиками правой руки по ладошке левой руки.
Самые сложные – это Бе–лочка и кроко-Дил. Ударные слоги – это четвертные, а безударные – восьмые.
Хорошо освоив всех животных, далее перехожу к музыкальным кубикам. Дети бросают кубик и прохлопывают ритмический рисунок, называя животных по «выпавшей» картинке. Сначала по одному кубику, затем усложнить игру до нескольких. Интереснее играть в небольших группах, например, по 2-4 человека. Ребята не только активно демонстрируют свои знания, но и проверяют и, если понадобиться, помогают своему партнёру по игре.
«Музыкальные сочинялки»
Цель: Формирование навыка сочинять ритмический рисунок.
Оборудование и материал: Магнитная доска, картинки 2-х размеров на магнитах, например, зайчики, бабочки, божьи коровки, матрешки, снеговички и т.д.
Ход игры:
В зависимости от тематического планирования, предлагаю ребятам фигурки на магнитах разные по размеру. Ребята сочиняют историю, составляя свой ритм на магнитной доске. (Например, в одном волшебном лесу жил зайчик «ТА». Он целыми днями прыгал по лесу и собирал вкусные ягодки и корешки. Однажды он встретил маленьких зайчат «Те-Те». Представляете, они потерялись и искали свой дом…) Данный ритм можно прохлопать, сыграть на разных музыкальных инструментах индивидуально или группами. Эта игра пользуется огромным успехом у ребят.
В заключение хотелось отметить, что очень важно как можно раньше развивать чувство ритма у ребенка: на простом доступном материале, в форме игры и, конечно же, в активной творческой атмосфере.
Виноградова Ирина Юрьевна
Музыкальный руководитель
ГБОУ «Школа № 2073» ОП «Кленочек» г. Москва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дидактической игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста
Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям используются разнообразные методы и приемы обучения матема...
Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».
Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».План.1. Оценка речевого развития детей до...
Семинар-практикум для воспитателей по теме "Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста"
Семинар-практикум для воспитателей Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста»....
Дидактические игры для развития словарного запаса детей дошкольного возраста
К каждой игре представлены цели и краткое описание. Данные игры можно использовать и на занятиях, и вне их....
Роль дидактической игры в развитии внимания у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
В статье рассматриваются условия развития внимания у детей дошкольного возраста и дается классификация дидактических игр....
Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста
Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста...
Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».
Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».План.1. Оценка речевого развития детей до...