«Занимательный ритм» Дидактические игры для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
статья по музыке

Виноградова Ирина Юрьевна

Теме «музыкальный ритм» посвящено много научно-исследовательских работ. Эта тема всегда была актуальна и в прошлом, и в настоящее время. Она волновала не только теоретиков, изучающих природу ритма, но и  педагогов-практиков.

Как правильно развить чувство ритма у детей? Как легко научить играть на детских музыкальных инструментах? Как сформировать навык ощущения метро-ритмической пульсации? Вот те вопросы, с которыми «сталкиваются» многие музыкальные руководители.

Я разработала несколько дидактических игр на развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnyy_ritm.docx23.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Занимательный ритм»

Дидактические игры для развития чувства ритма

у детей дошкольного возраста.

Теме «музыкальный ритм» посвящено много научно-исследовательских работ. Эта тема всегда была актуальна и в прошлом, и в настоящее время. Она волновала не только теоретиков, изучающих природу ритма, но и  педагогов-практиков.

Как правильно развить чувство ритма у детей? Как легко научить играть на детских музыкальных инструментах? Как сформировать навык ощущения метро-ритмической пульсации? Вот те вопросы, с которыми «сталкиваются» многие музыкальные руководители.

Я разработала несколько дидактических игр на развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.

«Солнечные лучики»

Цель: Развитие способности ощущать длинные и короткие звуки.

Оборудование и материал:

Картонное солнышко и лучики из ленточек разной длины.

Ход игры:

Детям предлагается выбрать ленточку. Обратить их внимание на длину лучика.  Нужно пропеть на гласный звук или сыграть, например, на колокольчике, проведя указательным пальчиком по лучику.

«Веселые прищепки»

Цель: Закрепление  понятия долгие и короткие звуки.

Оборудование и материал:

Прищепки 2-х размеров и ленточка куда их крепить.

Ход игры:

С помощью прищепок выкладывают свое имя, ударный слог - большая прищепка, безударные – маленькими.

             «Цветная семейка»

Цель: Формирование навыка ориентироваться в простых ритмических рисунках.

Оборудование и материал:

Картонные кружки 2-х размеров разного цвета.

Ход игры:

Ребята выбирают себе любую цветную семейку. Затем самостоятельно или вместе со взрослым составляют ритмический рисунок, например, к любимому стихотворению или песне. Акцент делается на то, что большие кружки – это взрослые (мама, папа, бабушка, дедушка), а маленькие кружки– это дети, причём, они всегда в паре. Сочинённые ритмические цепочки можно прохлопать, простучать, проиграть на любом доступном музыкальном инструменте.

            «Музыкальные кубики»

Цель: Знакомство с длительностями: половинная, четвертная и восьмая

Оборудование и материал: Кубики с изображением животных - Лев, Ёжик, Белочка, Крокодил, Поросёнок

Ход игры:

За основу взяла материал из пособия «Этот удивительный ритм» И.М. Каплуновой и И.М. Новоскольцевой (Изд.«Композитор» - СПБ,2005), немного изменив для своих ребят.

Сначала ребята знакомятся с «музыкальными» животными:

«Лев» – это половинная длительность. Ударяем ладошками по коленям и низким голосом тянем «Лев».

«Ёжик» - две четвертные нотки, хлопаем всей ладошкой и «остро» (колючий же).

«Поросёнок» - четыре восьмых, ударяем не всей ладошкой, а пальчиками правой руки по ладошке левой руки.

Самые сложные – это Бе–лочка и кроко-Дил. Ударные слоги – это четвертные, а безударные – восьмые.

Хорошо освоив всех животных, далее перехожу к музыкальным кубикам. Дети бросают кубик и прохлопывают ритмический рисунок, называя животных по «выпавшей» картинке. Сначала по одному кубику, затем усложнить игру до нескольких. Интереснее играть в небольших группах, например, по 2-4 человека. Ребята не только активно демонстрируют свои знания, но и проверяют и, если понадобиться, помогают своему партнёру по игре.

             «Музыкальные сочинялки»

Цель: Формирование навыка сочинять ритмический рисунок.

Оборудование и материал: Магнитная доска, картинки 2-х размеров на магнитах, например, зайчики, бабочки, божьи коровки, матрешки, снеговички и т.д.

Ход игры:

В зависимости от тематического планирования, предлагаю ребятам фигурки на магнитах разные по размеру. Ребята сочиняют историю, составляя свой ритм на магнитной доске. (Например, в одном волшебном лесу жил зайчик «ТА». Он целыми днями прыгал по лесу и собирал вкусные ягодки и корешки. Однажды он встретил маленьких зайчат «Те-Те». Представляете, они потерялись и искали свой дом…) Данный ритм можно прохлопать, сыграть на разных музыкальных инструментах индивидуально или группами. Эта игра пользуется огромным успехом у ребят.

В заключение хотелось отметить, что  очень важно как можно раньше развивать чувство ритма у ребенка: на простом доступном материале, в форме игры и, конечно же, в активной творческой атмосфере.

Виноградова Ирина Юрьевна

Музыкальный руководитель

ГБОУ «Школа № 2073» ОП «Кленочек» г. Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактической игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям используются разнообразные методы и приемы обучения матема...

Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».

Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста».План.1. Оценка речевого развития детей до...

Семинар-практикум для воспитателей по теме "Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для воспитателей Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста»....

Дидактические игры для развития словарного запаса детей дошкольного возраста

К каждой игре представлены цели и краткое описание. Данные игры можно использовать и на занятиях, и вне их....

Роль дидактической игры в развитии внимания у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

В статье рассматриваются условия развития внимания у детей дошкольного возраста и дается классификация дидактических игр....

Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста

Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста...

Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».

Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста».План.1. Оценка речевого развития детей до...