Развитие чувства ритма у детей с ОНР на занятиях по логоритмике
материал по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Улыбка»
Развитие чувства ритма у детей с ОНР на занятиях по логоритмике
Ф. И. О. Коцебук Светлана Сергеевна
Занимаемая должность: музыкальный руководитель
Стаж работы в занимаемой должности: 10 лет
Образование: высшее
Содержание
1. введение…………………………………………………………… 3 стр.
2. Описание опыта работы………………………………………….. 5 стр.
3. Анализ результативности опыта работы …………………………7 стр.
4. Сравнительная диаграмма ……………………………………… 8 стр.
5. Литература …………………………………………………………9 стр.
Введение
« Жизнь есть музыка с ее живым
и творящим ритмом»
(Э. Жак-Далькроз)
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – все это и многое другое подчиненно определенному ритму.
Интерсенсорные связи, лежащие в основе чувства ритма, способствуют развитию двигательной сферы, перцептивных и когнитивных процессов, эмоциональных реакций, речевой активности. Само восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений – ритм оказывает организующее влияние на становление движений, совершенствует пространственно- временную организацию двигательных актов, в том числе и артикуляционных (речедвигательных).
Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторских систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнений и играх, логоримических занятиях.
Логоримика – система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых игр и упражнений, заданий, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
«Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи» (Пунина З., Брозелио Л., Кыштымова А. Ритмика для детей с расстройством слуха и речи).
Начало моей работы с детьми логопедических групп в должности музыкального руководителя сопровождалось целым рядом трудностей: нарушение речи, плохая память, рассеянное внимание, нарушение координации движений, ориентации в пространстве и, конечно же не развитое чувство ритма.
Поэтому была выбрана тема самообразования: «Развитие чувства ритма у детей с ОНР на занятиях по логоритмике».
Перед собой поставила такую цель: Развитие чувства ритма у детей с ОНР.
Для достижения данной цели определила следующие задачи:
- Изучение литературы по данному вопросу.
- Создание и реализация системы работы по развитию чувства ритма у детей с ОНР на занятиях по логоритмике.
- Диагностика развития чувства ритма у детей с ОНР.
Новизна данного опыта заключается в том, что развитие чувства ритма у детей осуществляется не только в непосредственно образовательной деятельности, но и на занятиях по логоритмике.
Предполагаемый результат при выпуске детей в школу:
- Двигается ритмично в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой. Чувствует смену частей музыки;
- Правильно и ритмично прохлопывает усложненные ритмические рисунки;
- Умеет их составлять, проговаривать, проигрывать на музыкальных инструментах;
- Эмоционально принимает участие в играх (выражает желание играть).
Описание опыта работы
Созданная мною система работы состоит из игр и упражнений на занятиях по логоритмике. Педагогические условия для реализации системы работы:
- учет возрастных, речевых, индивидуальных возможностей дошкольников.
- использование игр «на развитие чувства ритма» на занятиях по логоритмике и в повседневной жизни.
Для реализации работы по этой теме мною подобрана и изучена необходимая литература. Разработаны, и реализуются перспективные планы на среднюю, старшую и подготовительную группы (приложение 1); разработала конспекты логоритмических занятий, в соответствии с лексической темой на каждую группу (приложение 2); изготовила картотеку игр и упражнений на развитие чувства ритма (приложение 3); оформила наглядный материал к книге «Развитие чувства ритма» по программе «Ладушки» Каплновой И. М. И Новоскольцевой (приложение 4); составила сборники «Подговорки», «Игры-потешки», «Пальчиковая гимнастика» (приложение 5). Так же совместно с учителем-логопедом мною был систематизирован цикл попевок с определенным фонематическим составом для детей компенсирующего вида на среднюю, старшую и подготовительную группы (приложение 6).
Развитие чувства ритма у детей с ОНР - постоянный непрерывный процесс. Поэтому включала игры и упражнения на развитие чувства ритма и в индивидуальную работу с детьми компенсирующего вида. Занятия проходят более интересно, у детей появился интерес к занятиям.
Продолжая повышать свою компетентность в 2009г. приняла участие в конкурсе «Лучшее занятие ДОУ», где показала занятие по логоритмике в средней группе по теме «Путешествие на остров развлечений» (приложение 7).
Постоянно интересуюсь новинками методической литературы по музыкальному воспитанию детей с ОНР, по «логоритмике».
Для эффективной работы по взаимодействию с педагогами разработала консультации «Логоритмика, как одна из методик для работы с детьми имеющими речевые нарушения», «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с использованием игровых приемов». Провела мастер-класс с педагогами по музыкальному воспитанию «Музыка и движение» (приложение 8).
С целью охвата всех участников воспитательно-образовательного процесса, взаимодействую с родителями. Использую традиционные формы работы с родителями (анкетирование, наглядная информация, консультации, родительские собрания). На родительских собраниях знакомлю с задачами музыкального воспитания, ролью семьи в музыкальном воспитание ребёнка, с требованиями к одежде на занятиях музыки, ритмики.
Выступила с консультациями: (приложение 8)
«Влияние музыки на психику ребенка»
«Роль музыкально-дидактических игр для детей логопедической группы»
«Музыкальное воспитание в семье»
«Как приобщить ребенка к музыке?»
Открытость педагогического процесса семье является одной из форм взаимодействия субъектов воспитания. Так, проводим день открытых дверей, когда родители могут посетить музыкальные занятия.
В группе, в родительских уголках, периодически выставляю письменные консультации: (приложение 9)
«Шумовой эффект»
«Учимся правильно слушать музыку»
«Музыкально-ритмические движения»
«Тайна колыбельной песни»
«Развитие чувства ритма у детей»
Приглашаю на индивидуальные консультации по музыкальному развитию детей.
Анализ результативности опыта работы
Разработав систему работы по развитию чувства ритма у детей с ОНР и внедрив ее в практическую деятельность, могу сказать, что, у детей сформировалось углубленное восприятие музыки, усовершенствовалась музыкальная способность – развитие чувства ритма, в результате чего, выделяют средства музыкальной выразительности, а именно:
-точно воспроизводят метроритмическую пульсацию мелодии;
- координируют слуховое восприятие и ритмический рисунок;
- музыкально-ритмические движения соотносят с музыкой, и музыкальными фразами.
-активно и с удовольствием участвуют в играх и в исполнительской деятельности.
По итогам диагностики хочется отметить, что динамика положительного результата возрастает. Однако у двоих детей уровень развития чувства ритма остался на низком уровне, так как логопедические проблемы этих детей отягчены сопутствующими диагнозами.
Эта тема для меня остается интересной и актуальной. Планирую опубликовать конспекты занятий по логоритмике в виде методического пособия.
Сравнительная диаграмма развития чувства ритма у детей с ОНР за три года
Литература
- О. В. Клезович. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей. — Мн.: Аверсэв, 2005.
- Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедических группах детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2007.
- И. Каплунова, И. Новоскольцева. Ладушки. Программа музыкального воспитания детей. Изд. Композитор (Санкт-Петербург)
- И. Каплунова, И. Новоскольцева. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. Изд. Композитор (Санкт-Петербург) 2005
- М. Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- М. Ю. Картушина. Конспекты логоритмическх занятий с детьми 5-6 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
- М. Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- М. Ю. Картушина. Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2004.
- А.Е. Воронова.Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи.: СПб.: КАРО, 2005.М.Ю. Гоголева. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы. - Ярославль: Академия развития, 2006.
- Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: В помощь педагогам ДОУ для детей с речевыми нарушениями. - СПб.: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2009.
- Вихарева Г. Ф. Споем, попляшем, поиграем: Песенки-игры для малышей. –СПб.: РЖ Музыкальная палитра», 2011.
- Вихарева Г. Ф. Играем с малышами: Логоритмически игры для детей младшего дошкольного возраста. Изд. «Композитор». Санкт-Петербург, 2007.
- Картушина М. Ю. Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 5-7 лет, - М.: «Издательство «Скрипторий 2003».2009.
- Картушина М. Ю. Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 3-5 лет, - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.
- Карьушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Боромыклва О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб., 1999.
- Буренина А. И. Ритмическая мозайка. СПб., 2000.
- Н. Щербакова. Музыкальное воспитание детей с нарушением речи//Музыкальный руководитель 2-2005, 3-2005,4-2005, 3-2006, 1-2007, 2-2008.
- Г. Погорелова. Музыкально-игровая гимнастика// Музыкальный руководитель 3-2009, 2-2009, 1-2009, 1-2008, 2-2008, 3-2008, 4-2008, 5-2008, 6-2008, 8-2008.
- Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. СА-ФИ-ДАНСЕ. СПб.: Детство-пресс, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический план системы мероприятий по развитию чувства юмора детей старшего дошкольного возраста
СодержаниеВремяОбщее времяБлок 1 Занятие 11.Знакомство с клоуном3 2. Игра «Клоун Тяп-Ляп»7 3. Этюд «Делай как Я»5 4. Игра «Пушинка» ...
Речевые упражнения и игры на развитие чувства ритма детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка речевых упражнений и игр предназначена педагогам старшей и подготовительной групп для использования в образовательной области "Речевое развитие", а также в театрализованной дея...
Статья "Развитие чувств у детей дошкольного возраста"
Проблема развития чувств у детей в дошкольном возрасте вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. В настоящее время высокая социальная значимость темы зас...
«Развитие чувства красоты детей дошкольного возраста в процессе создания интерьерной игрушки»
Игрушка, кукла – одно из самых ярких отражений человеческой истории и культуры – близка и понятна каждому. Этот своеобразный вид художественного творчества в современной жизни приобретает ...
Развитие мелкой моторики рук нетрадиционными средствами на занятиях по логоритмике
Консультация для родителей детей младшей группы содержит авторский материал...
Консультация «Развитие чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ»
Ритм в музыке — это её распределение во времени — последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты. Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без кот...
«Развитие чувства ритма детей через приобщение детей с ТНР к игре на детских музыкальных инструментах»
В материале представлены формы и методы работы с шумовыми инструментами на музыкальных занятиях....