«Разработка наглядного просветительского материала по формированию словаря у детей второй младшей группы»
методическая разработка (младшая группа)

В буклете родителям даются практические рекомендации по формированию словаря у детей 3-4 лет. Данная методическая разработка позволяет решить проблемы речевого развития детей младшего дошкольного возраста и плавно включить родителей в образовательный и коррекционный процесс как равноправных участников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet.doc383.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

высшего образования Московской области

«Государственный социально-гуманитарный университет»

Факультет повышения квалификации и переподготовки

 

Практико-значимая работа по курсу:

«Современные подходы к организации речевого развития
детей дошкольного возраста
»

на тему:

«Разработка наглядного просветительского материала

по формированию словаря

у детей второй младшей группы»

 

          Преподаватель: кпсн, доцент Е.Н. Белоус

Работу выполнила: слушатель группы ДО 1-23

Суркова Е. А.

Колмна 2023 г

Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900.

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов.

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.

Преследуемые мной задачи при разработке данного пособия направлены на обогащение знаний родителей об особенностях работы по развитию речи детей дошкольного возраста.  Специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – это буклеты, которые располагаются на информационном стенде для родителей «Речевой уголок».

В буклете родителям даются практические рекомендации по формированию словаря у детей 3-4 лет. Данная методическая разработка позволяет решить проблемы речевого развития детей младшего дошкольного возраста и плавно включить родителей в образовательный и коррекционный процесс как равноправных участников.

Буклет для родителей

«Рекомендации по формированию словаря у детей второй младшей группы»

https://i.pinimg.com/originals/a5/36/6d/a5366d77c42ae048c27fa23870d7a011.png

Подготовила

 воспитатель МДОУ црр

– детский сад № 33

«Ромашка»  

Суркова Е. А.

г. о. Воскресенск

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Ничто другое, кроме игры, так сильно и надолго не заинтересует ребенка. Именно с помощью этого несложного процесса вы можете пополнить словарный запас вашего крохи.

К одним из наиболее простых занятий по обогащению, уточнению и активизации словаря ребенка можно отнести тематические прогулки. Когда идете в детский сад, магазин, проходите мимо стройки, вы разговариваете о данном объекте с малышом. Рассказываете, показываете новые предметы. Также с помощью игр и дидактических упражнений (лото, предметных и тематических картинок и т. п.) малютка узнает новые слова.

Во время таких занятий рекомендуется использовать некоторые приемы:

~ называние предмета (или явления) и его толкование: например, аквариум - это стеклянный ящик, где живут рыбки (рекомендуется применять с 3 лет);

~ подбор эпитетов: можно спросить, какие бывают собаки: большие, сторожевые и т. д. (желательно с 4 лет);

~ узнавание предмета по эпитету: например, острая, колкая - иголка (с 4 лет);

~ «скажи по-другому»: заяц, зайчишка, зайка, зайчонок и т. д. (с 4 лет);

~ объяснение происхождения слова: например, грузовик - машина, которая перевозит грузы (с 5 лет);

Предлагаю вам несколько словесных игр и упражнений, которые вы можете организовать с детьми в любую свободную минуту. Игры не требуют наличия дидактического материала.

Что бывает…. Какое бывает…

Начните игру словами: "Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…)..

Что сначала, что потом

Познакомьте ребенка с понятиями "сначала" и "потом" на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками. Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа: «сначала чай наливают, потом пьют», «сначала человек ложится спать, потом встает» и т. д.

Или, наоборот, "запутывайтесь", произносите "неправильные" фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл: «сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить» и т. д.

Что будет, если…

Вы задаете вопрос - ребенок отвечает: «Что будет, если я встану ногами в лужу?"; «Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце?» и т. д.

Кто что делает

Начало может быть таким: «Солнышко - светит, сияет, греет, а еще….»; «Машина - едет, гудит, светит,…»; «Снег - идет, тает,…»

Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:

И лягушка, и зайчик - прыгают.

И птица, и муха летают.

И снег, и дождь выпадают на землю.

И снег, и лед - тают.

Или много предметов на одно действие: «Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …»; «Едет - машина, поезд, велосипед, …»; «Тает - мороженое, лед, …»

Или задания, имеющие только один ответ: «Кто чинит сапоги?»; «Кто печет пироги?" и т. д. о других профессиях.

«Кто хоботом пьет воду?»

«Носит грибы на иголках?» и т.д.

Что внутри?

Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

дом - стол,

шкаф - свитер,

холодильник - кефир,

тумбочка - книжка,

пузырек - лекарство,

Игра для развития речи "Угадай, кто это?"

Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.

Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.

Например:

Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)

Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)

Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)

Длинная, безногая, ядовитая. (змея)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект НОД по развитию речи детей второй младшей группы.Тема:"Мы любим сказки"

Конспект НОД по развитию речи детей второй младшей группы.Тема: «Мы любим сказки»...

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ для детей второй младшей группы «СТРОИМ ТЕРЕМОК» (с использованием блоков Дьенеша и наглядно- двигательного моделирования)

Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебног...

разработка проекта " По дорогам сказок" ( для детей второй младшей группы)

Знания, полученные детьми развивают в них чувства , позволяющие сопереживать и понимать прекрасное,способность овладеть национальной культурой....

Конспект занятия «Волшебное зеркальце» по программе М. Л. Лазарева «Здравствуй» по формированию здоровья детей второй младшей группы

Конспект занятия по программе М.Л.Лазарева "Здравствуй" "Волшебное зеркальце" по формированию здорового образа жизни детей второй младшей группы....

Методическая разработка по формированию навыков ЗОЖ для детей второй младшей группы

Формирование основ ЗОЖ у детей и  их родителей, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья...

Методическая разработка сценария досуга "Весеннее развлечение" для детей второй младшей группы

Цель досуга- продолжать развивать знания о весне,развивать певческие навыки,развивать эстетическое восприятие.В досуге представлены различные виды деятельности детей-ритмопластика,песни,хоровод,мызыка...