"Рекомендации родителям по обучению игре детей-инвалидов и детей с ОВЗ"
материал

Светлана Михайловна Овсянникова

В данной статье предлагается информация для правильного развития у детей с ОВЗ игровой деятельности. Представлены примеры развивающих игр с детьми.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_obucheniyu_igre_detey_s_ovz.docx329.71 КБ

Предварительный просмотр:

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

ПО ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И

ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Общество и дети-инвалиды — ГБУЗ "Детская городская поликлиника №4 города  Краснодара" МЗ КК

       Как правило, дети с недостатками развития не умеют играть. У них не возникает замысла игровой деятельности, в лучшем случае они переставляют игрушки с места на место, бессмысленно манипулируя ими. Проявить живой интерес к чему-либо, воссоздать несложную жизненную ситуацию они не могут.

       Ваша задача, как и задача педагогов в дошкольном учреждении – научить ребенка играть. Игра важна не только потому, что ребенок интересно проводит свободное время. В процессе игровой деятельности происходит коррекция психических функций ребенка (внимания, памяти, мышления и т.д.), развивается его эмоционально — волевая сфера.

        Какими бы ни были размеры вашей квартиры, обязательно отведите ребенку специальный уголок, где вы расставите игрушечную мебель, разложите игрушки, предметы быта, одежду и т.д.

        Играя вместе с ним, вы заметите, что у него возникает желание высказаться, проявить чувства. Поддержите его желания и инициативу.

        Например, «медвежонок вывалился из машины» – его надо пожалеть, приласкать; «лошадка долго скакала» – ее необходимо напоить водой, накормить. В течение дня как можно больше времени играйте с ребенком, периодически меняйте игрушки, чтобы поддерживать к ним интерес. Приучайте ребенка бережно относиться к игрушкам, содержать их в порядке, убирать на место.

        Когда он еще слишком мал, убирайте игрушки сами, а малыш пусть их подает. Со временем ребенок все будет делать сам, но под вашим контролем и руководством. И наконец, когда вы научите его всему необходимому, он справится с заданием самостоятельно.

        Если ребенок знаком с хозяйственно-бытовым трудом членов семьи, его заинтересует игра «Кому что нужно?». Предложите подобрать картинки с изображением тех предметов, которые, например, потребуются матери для приготовления обеда (продукты, кухонная посуда, мясорубка), отцу в работе по дому (молоток, пила, гвозди), бабушке при вязании (спицы, моток шерсти) и т.д.

        В игровой форме вам будет проще познакомить ребенка с цветом, формой, величиной предметов, привить навыки пространственной ориентировки. Если вы знакомите малыша с цветом предметов, то попросите его сначала разложить предметы на две группы и объясните значения слов «цвет», «такой же», «разные».

        Материалом могут послужить цветные палочки или карандаши: красный – синий, желтый –зеленый, синий – белый и т.д. У ребенка может вызвать интерес раскладывание палочек двух цветов в разные стороны.

Сначала покажите малышу, как это делается, не забывая одновременно спрашивать, куда положить предмет того или иного цвета. Например, вы показываете ребенку желтую палочку и спрашиваете его: «Где лежит палочка такого же цвета? Куда ее положить?» Ребенок отвечает или чаще всего указывает жестом. Вы кладете желтую палочку рядом с желтыми и поясняете, что они одинаковые. Так раскладываются несколько пар палочек. Далее ребенок, по возможности самостоятельно, показывает, куда надо положить палочки.

         Если вы используете карандаши, то лучше, чтобы они были не заточенными. Желательно, чтобы ребенок научился группировать карандаши (палочки) двух цветов. Если малыш не может выполнить задание самостоятельно, то раскладывайте вместе с ним.

         Как правило, дети с недостатками развития неуклюжи, поэтому в режиме дня отведите определенное время подвижным играм. Приучайте ребенка лазать, бегать, ходить по выложенным на полу из веревок квадрату, кругу, различным линиям. Такие занятия помогут координации движений, восстановят нормальную походку. Научите малыша бросать мяч, доставать различные вещи, находящиеся в труднодоступных местах (встать на стул и достать со шкафа куклу). Постепенно, по мере развития ребенка, игры усложняйте.

        Ребенок с ограниченными возможностями, как и любой другой, нуждается в контактах со сверстниками. Если в семье есть еще дети, это, как правило, благоприятно отражается на малыше, он легче общается с окружающими. Если у него братьев и сестер нет, то он нередко лишается детского общества. В этом случае познакомьте сына или дочь со здоровым ребенком младшего возраста и постарайтесь организовать их совместную игру. Старайтесь вовлечь его в игру с другими детьми.

Примеры игр и упражнений:

«Рисование пальчиками и ладошками»

Цель: Развитие зрительного восприятия, развитие воображения, развитие мелкой моторики и развитие положительных эмоций.                                  

Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит на бумагу точки, пятна, или ребенок опускает в гуашь ладошку оставляет на листе ее отпечаток, а затем дорисовывает недостающие элементы.

«Рисование поролоном и пенопластом»

Цель: Развитие познавательной сферы, развитие мелкой моторики, развитие воображения, развитие эмоциональной сферы.                                      Рисуем губкой — Поделки с детьми | ДЕТИ: Творчество и развлечения | Постила

Способ получения изображения: Сначала изготавливаются печатки из пустых контейнеров клея-карандаша или фломастера и поролона. Способ получения изображения: ребенок обмакивает поролоновую печатку в гуашь и наносит оттиск на бумагу.

Работа с пенопластом немного другая. Здесь кусочки пенопласта ребенок прижимает к штемпельной подушке с гуашью и наносит оттиск на бумагу. Печатки из поролона или пенопласта могут быть различных геометрических форм или предметов.

«Аквапланшет»

Цель: Развитие мелкой моторики, снятие напряжения (релаксационные упражнения), закреплять умение различать цвета, ориентироваться на листе (право, лево, верх, низ).

Содержание: Пособие состоит из плотного файла размера А5 или А4и шариков аквагрунта разного цвета.  

Предлагается детям распределить шарики в определенный сектор, например, синие в правый верхний угол, а красные - в левый нижний. Можно дать задание отсчитать определенное количество шариков.

«Ладошечка»

Цель: Развитие умения общаться и сотрудничать друг с другом, учит следовать определенным правилам.

Содержание: Взрослый просит показать ладошки, ребёнок показывает.

«Дай ладошечку, моя крошечка, ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ | Детский сад №44

Я поглажу тебя по ладошечке.»                                              

Взрослый протягивает свои ладони ребёнку.                        

«На ладошечки, моя крошечка,

Ты погладь меня по ладошечке.»                                            

«Цап»

Цель: Развитие умения общаться и сотрудничать друг с другом, учит следовать определенным правилам.

Взрослый ставит указательный пальчик ребенка под свою ладонь и приговаривает:

«На горе стояли зайцы

И кричали: «Прячьте пальцы! Цап!»

Взрослый захватывает пальчик ребенка и приговаривает:

«Поймала пальчик!»

«Найди одинаковое настроение» Дидактический набор ЭМОЦИИ 2: продажа, цена в Барнауле. развивающие и  обучающие игрушки от "ООО "Фабрика детской игрушки"" - 471255828

Цель: Различение основных эмоциональных состояний, нахождение эмоции по слову.                                                                                                                   

Содержание: Карточки с изображением: мужчины и женщины, мальчика и девочки, животные, эмоции «радость – радость», «злость – злость», «грусть – грусть» и др. Найти среди карточек всех весёлых людей и зверей, изобразить на своём лице сходную эмоцию.

У ВАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ! ЖЕЛАЮ УСПЕХА!

Подготовила педагог-психолог Овсянникова С.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов и родителей в процессе адаптации детей – инвалидов в условиях детского сада компенсирующего вида.

Материал посвящен процессу взаимодействия педагогов и родителей в период адапитации ребенка в детсклм саду....

2017 г.- Практикум по обучению родителей уходу, воспитанию, развитию детей-инвалидов

Практикум по обучению родителей уходу, воспитанию, развитию детей-инвалидов...

Консультация для родителей. Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде? Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.

Консультация для родителей.Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде?Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.  Родителя...

Рекомендации родителям по обучению дошкольников зимним спортивным играм «Пришла зима – начинается игра!»

Рекомендации родителям по обучению дошкольников зимним спортивным играм «Пришла зима – начинается игра!»...

Рекомендации родителям при обучении детей игре в шахматы.

Целью моей кружковой работы "Шахматная азбука" является развитие интереса дошкольников к древней мудрой игре - шахматы. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивае...

буклет для родителей "Рекомендации родителям по обучению грамоте дошкольников"

Буклет предназначен для родителей воспитанников старшей и подготовительной к школе групп. Дает представления о понятиях "предложение", "слово", "звук"...

Практические рекомендации для родителей «Развитие речевой активности детей - инвалидов и детей с ОВЗ»

В копилку родителям детей инвалидов и детей с ОВЗ. Развитие речевой активности детей...