буклет для родителей "Рекомендации родителям по обучению грамоте дошкольников"
материал (старшая группа)

Русакова Светлана Михайловна

Буклет предназначен для родителей воспитанников старшей и подготовительной к школе групп. Дает представления о понятиях "предложение", "слово", "звук"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_dlya_roditeley.docx491.23 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №1»

Рекомендации родителям по обучению грамоте дошкольников

https://sun9-20.userapi.com/impf/c845421/v845421127/106d67/9yTNPvKS1CA.jpg?size=604x430&quality=96&sign=5cfab7f58b605886dc2a342cf51ac117&type=album

Подготовила: учитель – логопед

Русакова С.М.

Уважаемые родители!

К поступлению в школу ребенок должен овладеть следующими понятиями «предложение», «слово», «слог», «звук»

Предложение – состоит из слов.

Учим детей составлять предложение по картинке (следим за согласованием слов в предложении). 

«Записываем» предложение условно-графической схемой (каждое слово обозначается полоской, первое слово обозначается полоской с подъемом вначале, так как начинается с большой буквы). Учим ребенка вычленять слова из предложения (какое первое слово? Найди слово…).

Исправляем деформированные предложения (Папа едет машина на. – Папа едет на машине)

https://labkabinet.ru/upload/iblock/ba5/ba50b24f7cc28b6fa39696a5700fc4fe.jpg

Слово.

Учим детей делить слова на слоги при помощи хлопков, прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов, загибать пальчики на каждый слог (ма-ши-на 3 слога, стол – 1 слог, ди-ван – 2 слога).

Собери слово (называем слово по слогам, ребенок должен назвать целое слово: кош  -  ка)

Звуковой анализ слов - основная задача занятий в подготовительной группе состоит в том, чтобы научить детей устанавливать последовательность звуков, порядок, в котором они следуют в слове.

Предварительно детей знакомят с тем, что звуки бывают разные :

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят). Гласные звуки  обозначают красным цветом (А,О,У,Ы,И,Э).

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя. 

Согласные звуки могут быть ТВЕРДЫМИ (обозначаются синим цветом- М) и МЯГКИМИ (зеленым цветом- М´).

Так же, согласные звуки могут быть звонкими или глухими, в зависимости от участия голоса (приложить ладонь к горлу: СССС- горлышко спокойно, звук глухой;  ЗЗЗЗ – горлышко дрожит, звук звонкий).

Предметом звукового  анализа являются именно звуки, а не буквы (чем отличаются звуки и буквы? БУКВЫ МЫ ВИДИМ И ПИШЕМ, А ЗВУКИ ПРОИЗНОСИМ И СЛЫШИМ)

 Звуковой анализ сначала проводим по готовой схеме (можно начертить в тетради клеточки, сколько звуков, столько и клеточек, при анализе ребенок  раскрашивает клеточки в цвета, соответствующие звукам).

При  звуковом анализе проводится специальная работа: при помощи интонации в слове выделяется каждый звук, например, длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое, подчеркнутое произнесение губных, взрывных звуков. Затем ребенка просят «прочитать» все слово по схеме, найти определенные звуки.

https://www.igrushka24.ru/upload/iblock/09c/09cba32436697efd11e9d1c994c8c7c8.jpg

Найди место звука в слове (загадываете с ребенком определенный звук, например [Л], затем называете слова, в которых есть такой звук и определяете где он находится: в начале слова, в середине или в конце)

Замена звуков в слове (ДОМ – ДЫМ)

Потерялся звук (показываете картинку кота и говорите  «Это  _ОТ», ребенок должен найти пропущенный звук и исправить ошибку «Это – КОТ»)

Звуковой синтез «Собери словечко» (называете слова по звукам, ребенок должен собрать их в целое слово:  К – И – Т;  Р – А – К)

Найди слова с заданным звуком (задаете ребенку любой звук, он должен найти слова, в которых есть данный звук)

Знакомя с буквами, давайте только печатные образцы.

Максимальная продолжительность занятий для 6-7летних детей составляет 30-35 минут.

Будьте щедрыми на похвалу, отмечайте даже мельчайшие изменения вашего ребенка, выражайте свою радость и уверенность в его дальнейших успехах.

 Разумная требовательность взрослого будет только на пользу ребенку.

Вооруженные всеми этими знаниями и умениями вы легче осилите дорогу к школе. Это поможет вам избежать ошибок при чтении и письме.

https://212d.ru/site_ds/files/ds-72/images/202203111563178807091.jfif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шпаргалка для родителей по обучению грамоте дошкольников

Данная рекомендация поможет родителям в обучении ребенка грамоте...

Буклет "Использование приёмов мнемотехники при обучении грамоте"

     Работая с моделью, дети не только легче и быстрее усваивают материал, но и активнее включаются в деятельность. Работа педагога из рутинного объяснения связей и закономерност...

Презентация для родителей по теме : «Обучение грамоте дошкольников с ОНР 5-7» лет»

Презентация предназначена для родителей детей старшего возраста с ОВЗ...

Консультация для родителей «Что нужно помнить при обучении грамоте дошкольников?»

Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать...

Консультация для родителей по обучению грамоте дошкольников

Когда лучше начинать занятия по подготовке к обучению грамоте?Это зависит не только от возраста ребёнка, но и от его индивидуальных особенностей. У дошкольника, начинающего заниматься основами гр...

Несколько советов родителям при обучении грамоте дошкольников

Консультация для родителей по предупреждению ошибок при обучении дошкольников грамоте....

Раздаточный материал для работы педагогам и родителям по обучению грамоте дошкольников.

Задачи: учить детей соотносить звук и букву; развивать умение дошкольников выделять гласные звуки, различать твердые и мягкие согласные звуки; активизировать интерес детей к звукам; обогащат...