Практические рекомендации для родителей «Развитие речевой активности детей - инвалидов и детей с ОВЗ»
консультация по логопедии
В копилку родителям детей инвалидов и детей с ОВЗ. Развитие речевой активности детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_kopilku_roditelyam.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛОКОЛЬЧИК»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
(МБДОУ «КОЛОКОЛЬЧИК»)
Практические рекомендации
для родителей
«Развитие речевой активности детей - инвалидов и детей с ОВЗ»
Подготовила:
учителя – логопеды МБДОУ «Колокольчик»
Полякова Людмила Ивановна
Роль речи в становлении ребенка как личности невозможно переоценить.
Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, расширяет кругозор маленького человека.
Задача взрослых помочь ему овладеть устной и в дальнейшем письменной речью.
Родители маленьких болтунов часто сокрушаются по поводу неиссякаемого потока речи, который ребёнок обрушивает на них день за днём. Но те, в чьих семьях растёт молчун, напротив, готовы на всё, чтобы крохотный «партизан» наконец заговорил.
На практике встречается много детей, которые «попадают» в руки логопеда в 5 - 6 лет с ограниченным словарным запасом, искаженной слоговой структурой, грубо нарушенным грамматическим строем речи, не говоря уже о многочисленных проблемах звукопроизношения. У большинства этих детей наблюдались проблемы в развитии речи уже в 1-1,5 года: словарь нарастал очень медленно, долгое время ребенок пользовался сокращенными словами и звукоподражаниями, фразовая речь появилась после 3-4 лет. И даже после начала коррекционной работы положительная динамика проявляла себя очень медленными темпами. К началу школьного обучения проблемы устной речи не удавалось устранить окончательно, что практически всегда приводило к серьезным трудностям в овладении чтением и письмом.
В то же время, если с детьми, имеющими отставание в раннем речевом развитии, занятии по активизации речи начинали в 2-2,5 года, большинство из них уже через несколько месяцев значительно увеличивали свой словарный запас, начинали пользоваться новыми грамматическими формами, гораздо легче шли на речевой контакт с окружающими.
Исходя из опыта работы, на вопрос «В каком возрасте необходимо начинать занятия с учителем-логопедом?», можно с уверенностью ответить – «С момента обнаружения отставания в речевом развитии». Не стоит отпускать речевые проблемы на самотек!
Но, конечно, далеко не все родители имеют возможность отдать своего 2-3-летнего малыша в надежные руки специалиста. Поэтому эти мамы и папы должны стать «домашними логопедами» своим детям, чтобы (слегка перефразируем классика) «не было мучительно обидно за бесцельно прожитые годы», не жить спокойно в ожидании «чуда».
И сегодня мы расскажем о таких несложных методах, которые помогут развить речь ребенка и заодно укрепят эмоциональную связь между мамой (папой) и малышом.
Важно отметить, что это касается только тех детей, психическое развитие которых проходит нормальными темпами и физический слух сохранен. В противном случае необходимо обязательно обратиться к специалистам, не надеяться на то, что «все рассосется». И если доктора заверили вас, что здоровье в порядке, приступаем к работе!
Итак, с чего начнем «учить» малыша говорить?
ГОВОРИТЕ!
Есть мамы и папы, которые полагают, что разговоры с ребёнком-молчуном – пустая трата времени, ведь он всё равно не вступает в диалог, то это большее заблуждение. Наоборот, чем чаще и дольше вы разговариваете с малышом, тем больше у него поводов усвоить новые слова и понятия и захотеть вам ответить! При любом удобном (и неудобном) случае беседуйте: рассказывайте, как работает пылесос, что вы кладёте в суп, озвучивайте действия свои и ребёнка. Только не стоит употреблять «детские» слова, если ребенок вышел из младенческого возраста. Лучше говорить с ним, используя простые, но правильные слова.
ДОГОВАРИВАЙТЕСЬ!
Логопеды призывают сделать общение с ребёнком деловым, то есть, преследующим какие-либо цели. Но, как известно, невозможно договориться, если одна из сторон не желает говорить. Тем важнее проявлять большое внимание, если малыш пытается вам что-то объяснить: пусть он использует для этого нечленораздельные звуки или жесты – вы же не хотите, чтобы он обиделся и совсем перестал стараться? Однако не усердствуйте: предугадывание желаний ведёт к тому, что у него пропадает мотивация к разговору. Часто родителям маленьких молчунов даже советуют на время «перестать» понимать ребёнка, чтобы у последнего возникла необходимость заговорить. Это часто дает неплохие результаты. Не случайно, начав посещать детский сад, у детей значительно активизируется словарь, они начинают больше говорить. И дело здесь даже не в том, что в детском саду воспитатели проводят специально организованные занятия по развитию речи детей (хотя это несомненный плюс системы дошкольного образования). В детском саду ребенок попадает в новый для себя круг общения, к незнакомым педагогам, которые действительно не могут по отдельным звукам «пи» понять, что малыш хочет в данный момент – пить или в туалет. У ребенка возникает мощный мотив – объяснить свои желания окружающим. А значимый мотив всегда является основополагающим моментом развития. Правило общения в данном случае очень простое – если я никому и ничего не хочу сказать, зачем тогда мне вообще учиться говорить? Значит, малыш должен захотеть общаться, для того чтобы начать «стараться» говорить. Но при таком мотивировании ребенка к речи обязательно нужно почувствовать момент, когда малыш начинает проявлять излишнюю нервозность, готов заплакать. После появления слез ребенка, мамы, как правило, сразу перестают добиваться, чтобы малыш произнес нужное слово. До этого момента доводить «общение» ни в коем случае нельзя, иначе ваш малыш быстро поймет, стоит ему заплакать – мама перестанет «мучить» его своим «непониманием». Так формируются стереотипы поведения, ребенок готов начать плакать при малейшем нежелании что-то делать. Наши бабушки это называли «слезами своего добиваться». Если вы видите, что ребенок готов зареветь – отвлеките его внимание на что-то другое. В другой ситуации, когда ребенок будет увлечен игрой или каким-нибудь занятием, вновь продолжите свои попытки создать малышу необходимость говорить.
ИГРАЙТЕ!
И чем активнее вы будете увлечены игрой, тем лучше. «Озвучивайте» игрушки, просите показать тот или иной предмет или где «спрятался» зайчик. Игры формируют тесную эмоциональную связь между вами, а это помогает детям раскрыться и заговорить. Если ребенок увлечен действиями с игрушкой, то для него совершенно естественным является кормить ее, укладывать спать. Простые слова «На!», «ешь!», «спи!», «ай-яй-яй», обращенные к игрушке, получаются у малыша намного легче, чем если бы вы требовали: «Скажи как я!», «Повторяй!»
ЖЕСТИКУЛИРУЙТЕ!
Используйте общеупотребительные жесты совместно с речью – говорите «на», протягивая открытую ладонь, и отрицательно качайте головой, произнося «нет»; разводите полукруглые руки в стороны – «большо-о-о-й»; приближаете ладони – «ма-а-а-ленький». Короткие стихотворные тексты, сопровождаемые такими жестами, превращаются в маленький кукольный театр.
Например:
У медведя дом бо-о-ольшой (руки широко над головой),
А у зайки ма-а-аленький (приближаем ладони).
Мишка шел к себе домой … ой-ой-ой! («шагаем» игрушкой-мишкой)
Прыгал зайка маленький – ай-яй-яй! («прыгаем» игрушкой-зайкой)
ПОВТОРЯЙТЕ!
У малышей сильно развиты механизмы подражания: они сейчас напоминают обезьянок, и грех не воспользоваться этим в целях развития речи. Начните с простых пальчиковых игр или речи с движением: пусть сначала ребёнок научится повторять за вами серию одиночных движений, а потом уже – их совмещать. Говорите достаточно громко и чётко артикулируйте. Не исключено, что вскоре подражание движениям перерастёт в звукоподражание.
МОТИВИРУЙТЕ!
Затейте игру, в которой речь будет главным условием. Например, вы – паровозик, а малыш прицепляется сзади вагончиком. Вы, громко гудя или «чух-чух-чухая», ведёте состав в дальние страны. После этого есть смысл предложить вашему малышу побыть паровозом. Только предупредите его, что без звукового сопровождения состав двигаться не сможет!
ПОМОГАЙТЕ!
Пусть малыш на первом этапе использует любые доступные ему средства общения – звуки, жесты, движения. Если ребёнок указывает на игрушку, озвучьте его желание: «Хочешь поиграть с мишкой?». При этом требуйте ответной реакции: пусть кивает или, наоборот, мотает головой. Не бойтесь задавать наводящие вопросы и намеренно создавайте ситуации, требующие речевого общения. Хорошо в этом помогает совместная художественная деятельность: лепка, рисование, аппликация – советуйтесь с ребёнком по поводу каждого действия.
НАБЕРИТЕСЬ ТЕРПЕНИЯ!
На самом деле, ребёнку совершенно всё равно, во что и какими игрушками играть – лишь бы вы принимали в этом активное участие. Просто будьте рядом, делайте что-нибудь вместе, терпеливо и настойчиво говорите, несмотря на то, что вам пока не отвечают. Скорее всего, пройдёт немного времени – и малыш порадует вас первыми словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей "Развитие творческой активности детей"
Рекомендации для родителей " Развитие творческой активности детей" Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной,...
Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей».
В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько времени удел...
Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи вз...
Консультация для родителей "Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей: "Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста"
Важное значение для своевременного развития речи имеет отношение взрослого к развитию ребенка. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребенком, сколько времени уделяют речевому о...
Консультация для родителей "Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста"...
Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей раннего дошкольного возраста».
Речь – важнейшая психическая функция человека. При помощи речи мы общаемся с людьми, обозначаем свои состояния, называем предметы и явления, побуждаем к действиям себя и других. Речь задействована и в...