Развитие эмпатии
консультация
Консультация для родителей "Воспитание в ребенке чувства эмпатии "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_empatii._konsultatsiya_dlya_roditeley.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад №54 «Золотой ключик» г. Рубцовска
658223, г. Рубцовск, пер. Гражданский,32
телефон: 4-64-88, e – mail: metodist54r@mail.ru
Консультация для родителей
«Воспитание в ребенке чувства эмпатии»
Из опыта работы
Еруниной Анны Сергеевны
педагога-психолога высшей категории
г. Рубцовск
Эмпатия – это совокупность чувств, связанных с постижением эмоциональных состояний другого человека и обусловливающих сострадание, соучастие, сопереживание, сочувствие.
Обычно к ним относятся жалость, печаль, скорбь, соболезнование, огорчение по поводу беды, несчастья, крупных неприятностей, боли, страдания другого человека. Большинство психологов полагают, что эмпатийные чувства составляют основу гуманного отношения к другим людям. Высшим проявлением эмпатийных чувств является альтруизм – принесение в жертву своих собственных интересов ради благополучия другого человека. Так, альтруистическое поведение характерно для родителей, прежде всего матерей, испытывающих безграничную, самоотверженную любовь к своим детям. Подлинные любовь и дружба в высших своих проявлениях связаны именно с альтруизмом.
Эмпатия рассматривается некоторыми психологами как особый вид научения через замещающие переживания. Через это чувство ребенок включается в чужой для него эмоциональный опыт. Ребенок получает эмоциональное удовлетворение от того, что его сочувственные ответы вызывают положительную эмоцию у других.
Благодаря переносу, проекции своих чувств желаний на других людей, особенно на членов своей семьи, ребенок постигает свою общность с ними. Так постепенно, шаг за шагом, ребенок через сочувствие, сопереживание развивает и обогащает свой опыт познания самого себя и близких ему людей. Сочувствие другим людям возможно, поскольку человек наполняет их переживание своим опытом. Гуманистическое и альтруистическое поведение ребенка возможно по мере формирования в нем соучастия в страданиях других людей.
На основе тех или иных взаимных сопереживаний, общего душевного настроя семьи у ребенка может сформироваться деятельный альтруизм (самопожертвование, сострадание). Впоследствии этот деятельный альтруизм может переноситься в другие малые группы, но его истоки, его формирование берет начало именно в семейной общности.
Развитие комплекса альтруистических чувств у ребенка предполагает накопление у него определенного опыта общения с другими людьми, особенно с членами собственной семьи. Сами эти чувства в определенной мере и степени являются частью эмоционального опыта ребенка.
Перечисленные выше чувства имеют особое социальное значение, так как они помогают улучшению отношений между людьми, облегчению взаимопонимания. К тому же жизненные ситуации в той или иной мере требуют от человека именно таких сложных форм реагирования. Более того, в различных ситуациях перед человеком встает сложнейшая задача «понимания опыта других людей».
Следовательно, в семейных взаимоотношениях особое значение приобретает то, насколько члены семьи – родители и дети – обладают эмоциональной отзывчивостью на неблагополучие других людей. Поэтому нормальное проявление чувства эмпатии встречается у тех детей, родители которых обладают высоко развитым чувством сострадания, сопереживания, соучастия. Эмпатия наиболее успешно формируется у детей, которые выросли в семьях, где они сами получали максимум доверия, любви и теплоты.
Необходимо подчеркнуть, что именно на основе чувства эмпатии, соучастия, сострадания можно понять процесс осуществления у ребенка взаимосвязи переживаний и поведения, процесс формирования нравственных чувств.
В нравственном и духовном воспитании ребенка в семье, основанном на чувстве эмпатии, дружбы, любви, уважения других людей происходит «эмоциональная реализация человечности».
Сопереживание, сочувствие, соучастие – это не только нравственное развитие ребенка, но и особый вид познания мира человеческих отношений, познания других людей.
Основываясь на этих чувствах, ребенок всматривается в других членов семьи и других людей, стремясь обнаружить в них собственные переживания. Таким образом, самопознание идет рука об руку с познанием других людей. Это два взаимозависимых и взаимодополняющих процесса. Начинается такое познание с того, что ребенок наблюдает мимику матери, отца и инстинктивно, неосознанно им подражает. Ребенок уже с первых лет жизни повторяет и копирует жесты, позу, тон, мимику настроения матери и отца.
Когда проявляется эмпатия
Диагностика эмпатии возможна уже в самом раннем детстве. Некоторые младенцы заливаются плачем, если слышит плач постороннего ребенка на улице, активно реагирует на эмоциональное состояние матери и прочих домочадцев. К примеру, капризничает без причины, если в семье кто-то пребывает в подавленном состоянии, причем у него могут наблюдаться и вторичные признаки сопереживания, например, учащенное сердцебиение и т.д.
Является ли врожденным или приобретенным такое чувство как эмпатия в психологии однозначного ответа нет. Однако по результатам наблюдения, эмпаты чаще вырастают в семьях, где царит теплая атмосфера, и где родители обращают достаточное внимание на то, каким образом их собственное эмоциональное состояние сказывается на окружающих, в том числе, и на собственных детях.
Уровни эмпатии
В психологии существует множество тестов, позволяющих определить уровень эмпатии, которой обладает конкретный человек.
- Повышенный уровень эмпатии характеризуется болезненно выраженным чувством сопереживания. Человек попросту теряет способность отделять собственные проблемы и чувства от чувств и проблем в той или иной степени близких ему людей. Такую эмпатию психологи называют аффективной. Нередко эмпаты аффективного типа обладают излишней душевной ранимостью, впечатлительностью, страдают необоснованным чувством вины.
- Высокий уровень эмпатии. В этом случае люди обычно очень чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, они относятся к остальным с неподдельным интересом, легко находят общий язык практически со всеми, деликатны, стараются никого не задеть и не обидеть и в тоже время сами легко переносят критику. Понятие эмпатии, в ее позитивном смысле, определяют именно особенности людей этого уровня.
- Нормальный уровень эмпатии характерен для большинства людей. Как правило, он способны понять мысли и чувства большинства людей, но сопереживание демонстрируют только по отношению к своим близким. Собственные эмоциональные проявления обычно контролируют, стараясь «не раскрываться» перед малознакомыми или посторонними людьми.
- Низкий уровень эмпатии характерен тем, что человек испытывает затруднения при любых контактах с окружающими. Антиэмпат не понимает людей, не способен принять позицию другого или посмотреть на проблему с чужой точки зрения. Поступки других людей, основанные на эмоциях, часто кажется ему совершенно бессмысленными и не рациональными. Способности к сопереживанию очень низкие.
Развитие эмпатии
Эмпатия - это не результат интеллектуального усилия. Это явление лежит скорее в области интуиции. Некоторые психологи считают, что эмпатия - свойство врожденное, и ослабевает либо увеличивается лишь в зависимости от личного жизненного опыта человека. Но в тоже время, существуют и специальные тренинги, помогающие научится более точно воспринимать состояние другого человека и настраиваться на одну эмоциональную волну.
В развитии эмпатии большую роль играет процесс самопознания, когда человек учится понимать себя самого, контролировать собственные мысли и чувства, ему становятся понятней мысли и чувства других людей.
Психологи также рекомендуют копировать мимику других людей, жесты, голос. Считается, что таким образом вы вживаетесь в роль, на минутку становитесь тем человеком, которого вы хотите понять. Ведь практически все великие драматические актеры обладают высоким уровнем эмпатии.
Воспитание в ребенке чувства эмпатии, способности сопереживать чувства и настроения родителей необходимы для регулирования и семейных отношений, и отношений с другими людьми. Способность к сочувствию и состраданию помогает ограничивать эгоцентризм ребенка, воспитывать у него чувство родства всех людей. В процессе семейного воспитания ребенок учится преодолевать свой эгоизм, отождествлять себя с другими, стремиться прекратить страдания близких. В дальнейшем, став более взрослым, он будет находить в этом удовлетворение и счастье.
Способности сострадать, сочувствовать, сопереживать, приобщаться к эмоциональной жизни другого, способность пожертвовать своими интересами ради благополучия других членов семьи это и есть подлинно человеческие формы отношений в семье.
Итак, одна из важнейших задач супружеской пары – воспитание в ребенке подлинно человеческих качеств, таких, как понимание, отзывчивость, эмоциональное соучастие. Именно на этой основе между всеми членами семьи возникает духовная и эмоциональная общность, в силу которой происходит согласование чувств и поступков, вырабатываются общие представления и взгляды, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.
У совсем маленьких детей эмпатия отсутствует, но присутствует эгоцентризм – сосредоточенность на собственном “я”: - вся вселенная для меня одного. А эмпатия выработается позже, на основании опыта, по мере понимания того, что все люди в чем-то разные, а в чем-то одинаковые: тебе хочется и другому это же хочется, тебе больно и другому больно, тебе холодно и другому холодно, все мы хотим быть счастливыми, всем нам надо пить, есть, спать... Однако, думают люди и относятся к одному и тому же по разному. И всех надо понимать, а ещё лучше, "читать как открытую книгу".
Некоторые дети легко перевоплощаются: я - лошадка, я - паровоз, я - мама. Это тоже эмпатия. Такое умение, заложенное в детстве, поможет понять другого человека.
Детям можно предложить следующие игры и темы бесед для развития эмпатии:
- Прочитайте психологически насыщенные сказки и рассказы, обсудите характеры героев их поступки и мотивы поступков. Дайте высказаться всем, предложите детям подвести итоги, согласуйте общее мнение.
- Если бы цветы могли говорить, а ты мог бы их слышать, что бы тебе рассказали цветы на клумбе и те же цветы на столе в вазе?
- Что думал Колобок, когда сидел на носу у Лисицы? Он боялся или просто ничего не понимал? А когда он оказался у лисы в животе, что он чувствовал?
Игры на перевоплощение и ролевые игры развивают детей душевно, дети начинают понимать, что другие люди думают и чувствуют.
- Попросите детей составить рассказ от имени зайца или слона в зоопарке, а потом на воле. Карася в аквариуме и в пруду ...
- Что чувствует трава, когда её косят? Дерево, когда его рубят?
- Покажите детям замысловатую фигуру и спросите детей, что это такое? Обратите внимание детей на тот факт, что ответы у всех будут разные. Значит, и люди разные, но их всех надо понимать, чтобы жить с ними дружно.
- Ты пролил на пол краску. Что скажет мама?
Некоторые психологи считают современный мир шизоидным, отмечают, что люди все больше погружаются в себя, теряют чувство эмпатии и взаимопонимания. Вспомните расхожую леденящую душу фразу: "Это твои проблемы", меня, мол, это не касается. Это страшное заболевание - черствость души. Такой человек вряд ли способен на добрую шутку или на комплимент. Развивайте чувство эмпатии у детей.
Однажды Маршак спросил сына:
- Чьи сказки тебе больше нравятся, мои или Пушкина?
Сын молчал.
- Не бойся, Пушкин не обидится.
- Ты обидишься, - сказал сын.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмпатии в дошкольном возрасте.
В ВВ данной статье описывается, что такое эмпатия, перечисляются основные ее виды. А также раскрывается проблема развития эмпатии у дошкольников. Описывается развитие эмпатии ка...
«Развитие эмпатии как средство объединения детского коллектива разных этнических групп».
СОДЕРЖАНИЕ: Актуальность проблемы. Дети мигрантов детском саду. Развитие эмпатии как средство обьединения детского коллектива разных этнических групп. Детский игровой проект "Какие...
развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
сожетно ролевая игра, как способ развития эмпатии...
методическая разработка "Игры на развитие эмпатии"
картотека игр...
статья "Развитие эмпатии у дошкольников"
статья для родителей и педагогов...
Статья на тему: "Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста"
Цель данной разработки: донести до коллег и родителей причины, систему, предпосылки развития эмпатии у детей дошкольного возраста, а так же влияние возрастных особенностей н...
Коррекционно-развивающее занятие по развитию эмпатии в подготовительной группе "Если друг заболел"
Коррекционно-развивающее занятие по развитию эмпатии в подготовительной группе "Если друг заболел"...