Статья на тему: "Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста"
статья (младшая группа) по теме

Андрейчикова Ксения Игоревна

       Цель данной разработки: донести до коллег и родителей причины, систему, предпосылки развития эмпатии у детей дошкольного возраста, а так же влияние возрастных особенностей на становление эмпатии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Развитие эмпатии48 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        Наверное, вы спросите, зачем развивать эмпатию у дошкольника, ведь это чувство вполне взрослое, и значимость его остро встает в школьный период ребенка. Но для этого давайте сначала разберемся с понятиями.

        Эмпатия в простом переводе означает сопереживание другому человеку, ощущение эмоций, чувств, настроений другого и прикрепление к ним, как к своим собственным.

        Что дает нам эмпатия в сегодняшнем мире? Давайте поразмышляем... смогли бы мы жить без чувства сопричастности к другому человеку? Возможно... Хотя это достаточно сложно представить в нашем высоко социальном обществе. Ведь мы везде сталкиваемся с людьми, и даже если человек живет один, и по ходу жизни утерял контакты с семьей и друзьями, но на работе, в магазине, в поликлинике, на улице, в транспорте он сталкивается с другими людьми. Конечно, можно (если  получиться) никак не откликаться на их чувства и эмоции, но будет ли  общение эффективным, приятным, ответным для него, скорее всего - нет. Мы так же можем с вами говорить, что для жизни это совсем не обязательно. Но в данном случае речь пойдёт о детях. Будет ли личность, сформированная с установками ПОЛНОЙ отстраненности, социальной? Это большой вопрос. Хотим ли мы для наших детей такой судьбы? Если «да», то, наверное, не стоит и читать статьи по развитию детей, пусть растут сами по воле судьбы, сами воспитываются, а там что из них вырастет, бог их знает.

        И все-таки большинство родителей хотят для детей лучшего: крепкую семью, хорошую работу, активную позицию, много верных друзей и т.д. Возможно ли это все без чувства сопереживая другому человеку? Конечно, нет. Будете ли вы поддерживать человека, если он не поддерживает вас – вряд ли. Будете ли вы слушать о его проблемах и просто чувствах – возможно, ради приличия, но окажете ли вы ему реальную помощь? Не думаю. Иначе это будет в ущерб себе. (Не буду раскрывать тему самопожертвования ради другого человека, который это не оценит…).

        Вся наша жизнь строится из проявлений своих чувств и причастности к чувствам других. Даже если вы едете в транспорте вы проявляете (кто-то в большей, кто-то в меньшей) чувство эмпатии: уступили место другому пассажиру, передали деньги за проезд, подвинули свою руку, чтоб другой человек смог взяться за поручень. Это все эмпатия. Вы ее проявляете и ждете того же от других людей. И того же мы ждем от наших детей. Нам важно, чтобы они были успешны, социальны, но что не менее важно, мы хотим, чтобы на наше добро, они нам тоже ответили добром. Как говорят многие: «чтоб в старости стакан воды принесли».

        Мы с вами поговорили о необходимости эмпатии в современном мире. Действительно, она нужна, как и многие вечные ценности нашего мира.

        Но зачем же нам развивать ее в детстве у детей, ведь можно просто попросить их быть внимательными к людям, когда они уже станут большими и оно само у них появится... Не появится. Само из ниоткуда ничего  не появляется. Все закладывается в детстве. Наше детство уникально своим сензитивным периодом (2,5 – 5 лет). Сензитивный период – это время, когда ребенок все впитывает в себя, как губка: систему мира, уклады семьи, традиции общества. И нам с вами важно не упустить этот период. Потом формирование основ эмпатии, как и других важных чувств, будет очень сложным, если вообще возможным...

        Развивает ли эмпатию детский сад? Безусловно, но мы не можем говорить о полном развитии ребенка без участия семьи. Современные родители значительно загружены своей трудовой деятельностью, пытаясь поспеть за бешенным темпом жизни в городе, чтобы быть успешным и востребованным, не без любви к своим детям. К сожалению, при этом  родители выпускают из внимания некоторые аспекты воспитания или перекладывают их на детский сад или психолога. Надо  понимать, что любой даже самый лучший педагог не в состоянии заменить ребенку семейного воспитания или воспитания в семье. И, как и в любом деле, к воспитанию нужно подходить комплексно. Семья не заменит ребенку общества, особенно сверстников (становление в коллективе и др.). Детский сад не заменит беседы на нравственно-этические темы с родителями, а тем более чувственной сферы их общения. Берем себе за правило не сбрасывать ответственность с себя за воспитание детей, и понимаем, что детский сад нам в помощь, и не более.

        Как же развивать эмпатию у дошкольника? Эмпатия – чувство, которое не берётся из ниоткуда, как мы уже говорили. Как и у любого другого чувства, у него есть основы развития и стороны развития. Эмоциональная сфера начинает развиваться у ребенка почти с рождения, если не раньше. Вспомним предположения ученых, психологов, статистов и психологов практиков, о том, как важно в период беременности будущей маме находиться в гармонии своих чувств, слушать классическую музыку, окружать себя красивыми и радующими глаз вещами, важно не столько для мамы (хотя и не без пользы и для нее) сколько для ребеночка. Все это может позитивно отразиться на дальнейшем психо-эмоциональном развитии нашего малыша. Согласно работе Н.Е. Васильевой по проблеме сензитивности в проявлении эмпатии у детей дошкольного возраста, [А. Валлон намечает эволюцию эмоциональной отзывчивости ребенка на чувства взрослых и детей. …ребёнок на ранних ступенях развития связан с миром (...) по типу эмоционального заражения]. Это один из важных этапов развития ребенка, без которого не возможно дальнейшее формирование эмоциональной сферы. Эмоции близких взрослых, а особенно мамы лучше всего помогут в успешном завершении начального этапа развития эмпатии. Далее А.Валлон пишет [... на втором году жизни ребенок вступает в «ситуацию симпатии»].  Симпатия - один из компонентов эмпатии, который позволяет увидеть другого человека, заинтересоваться его жизнью, сформировать желание быть рядом с этим человеком в любой жизненной ситуации («Мама – хорошая, ласковая, приятная, веселая. Мне с ней хорошо. Хочу, чтобы была она всегда рядом»). И следующая стадия по А. Валлону – «стадия альтруизма» [На стадии альтруизма (4 - 5 лет) ребенок научается соотносить себя и другого, осознавать переживания других людей, предвидеть последствия своего поведения. Автор отмечает, что по мере психического развития ребенок переходит от низших форм эмоционального реагирования к высшим нравственным формам отзывчивости.]. Каждый родитель может ответить за себя, хочет ли он для своего ребенка сформированное чувство альтруизма или самоотверженности. Но важно понимать, что это одна из особенностей данного возраста, которой не удастся избежать при развитии эмпатии и других гуманных чувств. Пройдя критический возраст 3-х лет, когда ребенок является эгоцентристом по своей сути, «стадия альтруизма» по А. Валлону - это настоящее достижение, которого сначала надо добиться. В любых проявлениях эмоциональной отзывчивости у ребенка, задача родителей замечать и стимулировать их дальнейшее проявление. Поддержка и одобрение родителей в проявлении чувств - одна из мотивирующих сил для ребенка.

        Подведем итог выше сказанному: эмпатию развивать нужно с дошкольного возраста силами родителей и детского сада. Для этого мы кратко рассмотрели этапы или стадии формирования основ эмпатии у дошкольника. А теперь рассмотрим стороны (каналы) развития эмпатии.

        По мнению В. В. Бойко, в становлении личности человека важную роль играет развитие эмпатических способностей или так называемых каналов эмпатии:

  • рациональный канал эмпатии;
  • эмоциональный канал эмпатии;
  • интуитивный канал эмпатии;
  • установки, способствующие эмпатии;
  • проникающая способность в эмпатии;
  • идентификация в эмпатии.

Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека — на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность.

Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими — сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством "вхождения" в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно.

Интуитивный канал эмпатии. Балльная оценка свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Интуиция, надо полагать, менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров.

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, соответственно, облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии, вероятно, снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.

Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует информационно-энергетическому обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

Идентификация — еще одно непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживания, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

        Таким образом, мы можем увидеть, что эмпатия это важное, многогранное, сложное чувство, которое требует особого внимания к развитию на протяжении становления личности человека, основы которой закладываются в период дошкольного возраста. Планомерная, осознанная, специально подобранная образовательная и воспитательная работа в семье и детском саду, поможет более быстрому получению качественных результатов. И каждый родитель сможет увидеть в своем ребенке эмоционально отзывчивого члена общества, который осознает и чувствует эмоциональные состояния других людей и свою роль в улучшении этих состояний.

Составила  воспитатель

МБДОУ №74 «Филиппок»

г. Сургута, ХМАО-Югры

Андрейчикова К. И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с ОНР.

Опыт работы по развитию эмоциональной лексики у детей старшего дошколного возраста с ОНР....

Статья по теме: « Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста».

ЦЕЛЬ: учить детей выполнять несложные упражнения и танцевальные  движения с предметами и без предметов. Приобщать малышей к необычной для будничных дней обстановке, веселому, радостному настроени...

Статья на тему:Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей дошкольника тесно связано с развитием его познавательных способностей. Такие процессы в дошкольном периоде ребенка интенсивно развиваются. Происходит это благодаря воз...

Статья на тему: "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста"

Статья на тему: "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста"...

Статья на тему "Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста"

Развитие нравственных качеств у ребёнка и приобщение к нравственному образованию его родителей....

Статья на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Работа пальчиков ребенка помо...

Статья на тему: «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста и их роль в устранении проблемы заикания».

Статья об одном из важных и интересных элементов музыкального занятия - развитии певческих навыков. Из каких этапов состоит разучивание песни. Какой основной целью является развития певческого навыка....