Мастер - класс:"Сказки - -шумелки"
консультация (подготовительная группа)

Мастер - класс:"Сказки - -шумелки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_shumelki.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Сказки - шумелки»

Цель: развитие у детей младшего дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей.

В процессе игры на детских шумовых инструментах решаются следующие задачи:

1. знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них;

2. формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, освоение нотной грамоты;

3. пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности;

4. развитие музыкальных способностей учащихся (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха, творческого потенциала, коллективных навыков игры;

5. формирование художественного вкуса.

Формы работы с шумовыми инструментами:

1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам, игра под презентативное  сопровождение.

2. Импровизация звуковых картин на заданную тему;

3. Звуковая иллюстрация стихов;

Сказки – шумелки

Добры день уважаемы родители! Сегодня мне бы хотелось рассказать о таком виде деятельности, как игра на детских музыкальных инструментах. А конкретнее, об игре на шумовых инструментах, так как они наиболее доступны детям.

Так что же такое шум?

Шум - беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.

В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.

К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты - это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.

Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым?

К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, гонг, тамтам, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д.

Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.

Играя на шумовых инструментах, дети

• во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой), развивается речевой аппарат детей.

• во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко.

• в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать. (Примеры)

У меня на столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите пожалуйста себе по одному. Внимательно рассмотрите и попробуйте описать из чего он сделан и как его использовать.

«Оркестр»

При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам.

2. Импровизация звуковых картин на заданную тему.

3. Звуковая иллюстрация стихов.

Сказки- шумелки

Давайте немного поиграем.

Игра «Звуковой бутерброд»

Выбираем муз. инструменты «трех семей» по звучанию - например: деревянные, шумовые и металлические.

Запоминаем, что - деревянные инструменты - это хлеб, металлические - масло, шумовые - колбаса.

Цель игры: научиться поочередно «включать и выключать звук», то есть:

Я отрезаю хлеб - звучат деревянные инструменты.

Затем мажу маслом - звучат одновременно деревянные и металлические инструменты. А теперь кладу колбасу- шумовые инструменты.

Я съела хлеб и масло - замолкают деревянные и металлические.

Осталась колбаса - только шумовые. Съела и колбасу - шумовые замолкают.

«Бутерброд »можно делать в любой последовательности и «съедать» его тоже как угодно.

Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок- шумелок. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

Но все-таки, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте. Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых инструментов – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения.

Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой.

Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.

Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее

условленным сигналом.

Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу.

Ребенок должен постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

А сейчас мы сами попробуем озвучить небольшое произведение. Но сначала мы сделаем презентацию инструментов. (из чего он сделан для чего нужен и как на нем играть)

Мышиная история

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

ПОБАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ (по барабану)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.

МЕТАЛЛОФОН (или треугольник)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.

ТРЕУГОЛЬНИК

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

Они грызли орешки,

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ,

грызли зёрнышки

РУБЕЛЬ (или расчёска)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.

ШУРШИМ МАРАКАСАМИ

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.

ЦАРАПАЕМ ПЛАСТИК БАРАБАНА (ИЛИ ДОЩЕЧКУ)

А снаружи на землю каждый день падал снег

МЕТАЛЛОФОН (или ложечкой по бокалам)

Шумел ветер,

ДУДИМ В БУТЫЛКУ

И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.

КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке)

Трусливый заяц

Жил-был в лесу заяц-трусишка.

Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (пакет)

Испугался заяц и бежать. (барабан)

Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит! (ложки)

Бросился заяц бежать. (барабан)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (шлепки руками по ногам)

Побежал заяц из леса к речке. (барабан)

А на берегу речки лягушки сидели. (провести палочкой по металлофону)

Увидели они зайца и прыг в воду. (колокольчик)

Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес. (барабан)

Проводится мультимедийная презентация сказок шумелок:

- «Теремок»

- «Курочка ряба»

- «Пых»

На этой веселой ноте мы заканчиваем занятие. Спасибо за внимание!

Вопросы для рефлексии:

1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?

2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?

3. Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Сказки - шумелки".

Мастер - класс для родителей и педагогов дошкольного образования....

Мастер-класс "Сказки-шумелки"

Рекомендации родителям, педагогам по приобщению детей к изготовлению шумовых музыкальных инструментов и озвучиванию ими сказок....

Мастер-класс сказка -шумелка "Пых"

Городское методическое  объединение  сообщества музыкальных руководителей Калининского района по теме «Вокально-хоровая работа в детском саду»  прошла на базе МБДОУ «Д...

Мастер-класс "Сказки-шумелки"

Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут органи...

Воспитать человека 2022г. Самоанализ мастер - класса "Сказки - шумелки, как средство приобщения детей к народному творчеству"

Воспитать человека 2022г. Самоанализ мастер - класса "Сказки -  шумелки, как средство приобщения детей к народному творчеству"...

Мастер-класс "Сказки - шумелки"

Мастер-класс направлен на  знакомство родителей  с одной из форм музыкально-ритмических игр - сказками-шумелками. В ходе которого объясняется особенность данных игр, их значение для развития...

Мастер-класс ««Сказки-шумелки, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста, «способ поддержки детской инициативы»»

Текст масте-класса, который был представлен для конкурса "Бенефис молодого педагога". Как поддержать инициативу ребёнка, как в игре развивать и формировать речь ребёнка?Актуальность: Сказки ...