Мастер-класс "Сказки-шумелки"
консультация

Глухих Ольга Александровна

Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki-shumelki.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса для родителей "Сказки – шумелки»

Цель: Познакомить родителей с основными приёмами игры на детских музыкальных инструментах. Пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности.

Материал: шумовые музыкальные инструменты, детские стихи, видео сказки-шумелки «Новый год» Е. и С.Железновых (автор видео Котова Л.А.).

Участники мастер-класса: родители, педагоги ДОУ.

Предварительная работа: подбор несложной сказки, детских стихотворений, индивидуальная беседа с родителями.

Ход мастер-класса:

Вступительное слово. Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мне бы хотелось рассказать о таком виде деятельности, как игра на детских музыкальных инструментах. А конкретнее, об игре на шумовых инструментах, так как они наиболее доступны детям. Так что же такое шум? (ответы родителей)

Шум — беспорядочные, непериодические колебания звучащего тела. В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.

 К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты - это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.

Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым ? К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука. Я попрошу вас вспомнить их название? (барабаны, гонг, маракас, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д.)

Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки. Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать. Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки, ложки. Мешочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток, прищепки, бигуди. Природные материалы: желуди, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое.

У меня на столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите, пожалуйста, себе по одному. Внимательно рассмотрите и попробуйте описать из чего он сделан и как его использовать (родители описывают музыкальные инструменты).

Спасибо, за активное участие! Но мне хотелось бы дополнить, что при помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

1. Игра под фонограмму (подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам.)

2. Импровизация звуковых картин на заданную тему.

3. Звуковая иллюстрация стихов.

4. Сказки-шумелки.

 Практическая часть.

Я предлагаю вам немного поиграть! Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Такой совместный игровой досуг для ребёнка вы можете организовать без специальной методической или музыкальной подготовки.

В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

  Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму.

 Важно заранее определить шумовое оформление для выбранной сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

 Благодаря использованию инструментов сказка становится более интересной и яркой.

 Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.

 Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

 Вступление можно подсказывать взглядом, жестом.

 Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

 Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.

 Мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры.

 Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу.

Давайте немного поиграем.

Новый год.

 Новогодним вечером на небе загорелись звёздочки - треугольник

И Дед Мороз приехал на санках в лес - бубенцы

Он положил мешок с подарками под ёлку и стал ждать зверей.

Первым прибежал зайка - барабан

Потом прилетел дятел - шлепаем по коленям.

Тихо - тихо пришла лисичка - стучим подушечками пальцев по барабану

По веткам прискакала белочка – ксилофон

 Пришёл большой медведь - стучим кулаками по барабану

Прибежали маленькие мышки - встряхиваем кастаньеты

И Дед Мороз развесил на ёлке игрушки - играем на металлофоне

И уехал - бубенцы

А звери стали танцевать - все инструменты.

А сейчас смотрим на экран и исполняем нашу сказку-шумелку «Новый год».

Видео сказки-шумелки «Новый год».

На этой веселой ноте мы заканчиваем занятие. Спасибо за внимание!

Вопросы для рефлексии:

1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?

2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?

3. Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей?