Программа детско-родительского клуба «Заботливые родители»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Создание единого образовательного и развивающего пространства «детский сад – семья» в решении задач речевого развития детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove._programma_kluba_zabtolivye_roditeli.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 5 «Мечта»

программа

детско-родительского клуба

«Заботливые родители»

                                                                      Воспитатель: Шайхиева В.Т.

Пояснительная записка

       В современных условиях деятельности дошкольного образовательного учреждения, в соответствии с требованиями ФГОС приоритетным направлением  является  работа с родителями и взаимодействие с семьей.  Родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольного образовательного учреждения, поэтому в настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие ребенка, родителя, воспитателей, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение родителям воспитанников знаний, формирование у них педагогических умений и навыков, рефлексивного отношения к себе как к воспитывающим взрослым.

   Повышение   педагогической  культуры  родителей  разрешает  сложившиеся  противоречия  между имеющимся воспитательным  потенциалом  семьи  и  его  не достаточным использованием.

   Решением данной проблемы может быть создание единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи, в рамках которого реализуется одно из важнейших направлений работы в системе «педагог – ребенок - родитель».

   Решение проблемы сплочения  семьи, сближения взрослых   и детей   невозможно  без  участия  ребенка и родителей, как  двух равноправных и равновеликих сторон. Для предупреждения  и преодоления  трудностей  семейного воспитания  недостаточно проводить  работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо совместить ее с работой с детьми, с сотрудниками детского сада и вести ее одновременно и параллельно. Родитель не ученик, а партнер по общению, в процессе которого педагог выходит на личный контакт с родителем и ребенком. Для более эффективной работы необходимо расширить рамки сотрудничества. Исходя из практического опыта, взаимодействие с родителями происходит  более эффективно в неформальной обстановке. Чтобы взаимодействие с родителями было регулярным, повышающим педагогическую культуру родителей возникла идея создания  детско – родительского клуба «Заботливые родители». Участие родителей в работе клуба вызывает у ребенка положительные эмоции, формирует семейное единство, гордость за свою семью и своих родителей. Все это способствует формированию высокой самооценки ребенка, его успешности и положительной «Я- концепции».

   В целом, работа клуба является эффективной, интересной, способствующей развитию детско-родительских отношений.  

Цель: создание единого образовательного и развивающего пространства «детский сад – семья» в решении задач речевого развития детей.

Задачи:                                                                                                                                                                           1. Формирование положительной установки родителей на готовность к правильным формам общения и взаимодействия со своим ребёнком.                                                                                                     2.  Обучение родителей различным формам и методам общения, наблюдения за ребёнком.                                   3.  Включение родителей в педагогический коррекционный процесс через обучение их коррекционным методам и приемам.

Критерии:

  • Возрастание потребности в общении со специалистами дошкольного образовательного учреждения.
  • Инициативность и активность родителей в работе клуба «Заботливые родители»
  • Способность рефлексии родителями собственных возможностей. 

Особенностью данной работы  является неотъемлемая часть деятельности педагога с детьми в рамках работы клуба «Заботливые родители». Особую практичную ценность проекта представляют сценарии заседаний клуба, перечень форм работы. Эти методические разработки можно реализовать в любом дошкольном образовательном учреждении, работающем в данном направлении.   В процессе реализации этого проекта будут проведены: анкетирование, созданы газеты и информационные листки с фотографиями мероприятий, проведены съемки заседания клуба. Целесообразно провести анкетирование  родителей об удовлетворенности их деятельностью клуба.

3. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей. 

   Клуб «Заботливые родители» - это ежемесячные  мероприятия, информационные встречи, выпуск памяток, буклетов, консультации, практическое обучение родителей. Заседания клуба «Заботливые родители» проводится раз в месяц. Продолжительность встреч 50-60 минут, половина занятия посвящена теоретической части обсуждаемого вопроса с родителями и 30 минут совместное практическое занятие с детьми и родителями. Достаточно большой объем информации, размещенный в коротком отрезке времени представляет большой интерес для родителей.

   Заседание клуба  носит  форму  нетрадиционного  общения  с  родителями,  например: «Круглый  стол», беседа, дискуссия, «Педагогическая  гостиная», тренинговые занятия. Тема  заседаний  ставится  проблемно,  например:  «Нужно ли специально готовить ребенка к школе?», «Здоровье ребенка – здоровые отношения» и т.д.  Родителям  не  навязывается  готовая  точка  зрения, проблемная  постановка  вопроса  вынуждает  их  думать,  искать  собственный  выход  из  сложившейся  ситуации,  опираясь  на  свой  опыт. В  ходе  заседания  находится  ответ, удовлетворяющий большинство родителей. Данная  форма  применялась  и раньше,  однако  сегодня  изменились  принципы, на  которых  строится  общение  в триаде «педагог – родитель – ребенок». К  ним  относится  общение  на  основе  диалога,  открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. А также нетрадиционные формы общения, которые призваны устанавливать неформальные отношения между педагогом и родителем, и доверительным отношением между родителем – детьми.

Методы

  • Метод проблемной постановки вопроса.
  • Метод педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий.  В качестве домашнего задания родителям предлагается проанализировать существующую ситуацию и поделиться положительным опытом. Анализ ситуации поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребенку. Способ решения педагогических  задач способствует формированию у родителей умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления.
  • Метод анализа. Основным методом формирования родителя как педагога - является анализ их собственной воспитательной деятельности, способствующей развитию самонаблюдения и самооценки. Все это формирует родительскую позицию, повышает активность участников клуба, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка, понять его.
  • Метод игрового моделирования. В игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком, не только словесную, но и эмоциональную. Родители, из «зрителей» и «наблюдателей», становятся активными участниками встреч, вовлекаются в исследования собственного родительского поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентным в семейном воспитании.

    Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению, взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающее не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительные отношения и стремление к взаимопониманию.     Общение в непринужденной обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, родителей и детей.

  • Метод беседы. Беседа является одним из основных методов работы клуба «Заботливые родители».  Беседа, легкий музыкальный фон, атмосфера игр,  все это оказывает содействие эмоциональному раскрепощению родителей, дающему возможность, открыто высказывать собственное мнение делиться  успехами и трудностями семейного воспитания.  

Ожидаемые результаты

   Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями.   От участия родителей в работе клуба выиграют все. Дети дошкольники будут с гордостью и уважением относиться к своим родным. Родители, благодаря взаимодействию с педагогами приобретут опыт сотрудничества, как со своим ребенком, так и с другими детьми и специалистами.     Педагоги в процессе общения получат бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.  Ценный опыт социально-значимого поведения получат дети и взрослые в ходе совместных заседаний клуба, направленных на развитие взаимодействия детского сада и семьи.           Благодаря клубу родители станут активными участниками совместного процесса воспитания. Важно помочь родителям понять и почувствовать душу ребенка. Во всем этом и состоит педагогическое мастерство. «У малыша, вырастающего в доброте  и любви, постепенно формируется «образ семьи» и, став взрослым, создаст свою семью, основанную на тех же качествах – на уважении друг к другу и совместных общих делах».

План работы родительского клуба «Заботливые родители».

Месяц

Мероприятие

Цель

Участники

сентябрь

Встреча 1. Родительское собрание на тему: «Создание родительского клуба «Заботливые родители».

Ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет, результатами педагогического наблюдения, выявленными «проблемными полями».

Совместное обозначение задач для совместного решения в учебном году, в том числе по речевому развитию. Повышение педагогической культуры родителей.

Родители, воспитатели, учитель-дефектолог,

Октябрь

Заседание №1 в родительском клубе Тема встречи: «Развитие мелкой моторики»

Семинар практикум «Ум на кончиках  пальцев».

 

Памятки «Упражнения для развития мелкой моторики детей 5-7 лет в домашних условиях».

1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.

2. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.

3. Заинтересовать проблемой.

4. Научить родителей по-новому играть с детьми, применяя методы развития мелкой моторики рук, привить навыки игрового взаимодействия.

Расширять и углублять представления родителей о важности развития и укрепления моторики у детей дошкольного возраста через пальчиковые игры, упражнения.

Родители учатся выполнять задания вместе с детьми.

Расширять знания родителей о способах речевого развития ребёнка в домашних условиях

Родители, воспитатели, учитель-дефектолог,

Ноябрь.

Семинар-практикум «Лечебные свойства оригами»

Памятки «Общие правила при обучении технике оригами».

Расширять и углублять представления родителей о важности развития и укрепления моторики у детей дошкольного возраста через оригами.

Расширять знания родителей о способах речевого развития ребёнка в домашних условиях

Декабрь

Семинар-практикум «Лечебные свойства рисования, аппликации, лепки»

Совместный праздник родителей с детьми «Новый год»

Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме в домашних в процессе изодеятельности.

 Повышение педагогической компетентности родителей в процессе организации раздников.

Январь

Педагогическая гостиная на тему: «Речь и весёлый мяч».

Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме в домашних, способствующие развитию общей моторики.

Февраль

Тема встречи: «Игры и упражнения для коррекции речи детей 5-6 лет»

Игры с песком

Выпуск стенгазеты «Наши папы – защитники!»

Расширять и углублять представления родителей о важности развития речи  у детей через  игры с песком.

Обучение родителей выполнять задания вместе с детьми.

Март

Педагогическая гостиная на тему: «Игры по развитию речи»

Массаж кистей и пальцев рук

Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия.

Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук: массаж тыльной стороны кистей рук; массаж  ладони; массаж пальцев рук.

Апрель

Семинар-практикум Графический диктант.

Обучение родителей выполнять задания вместе с детьми.

Май.

Итоговое родительское № 2 собрание «Мы подросли. Наши успехи и достижения»

Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей качеством и эффективностью совместной работы с педагогами ДОУ».

Подведение итогов совместной работы родителей и воспитателей за год по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагогов ДОУ.

Литература.

Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

 Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика 2. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

 Нищева Н. В. Веселая мимическая гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2013.

 Нищева Н. В. Веселая дыхательная гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2014.

 Нищева Н. В Веселые дразнилки для малышей. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2013.

 Нищева Н. В. Веселые диалоги. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

Нищева Н. В. Веселые чистоговорки. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

Нищева В. М. Нищева Н. В. Веселые подвижные игры. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015

 Нищева В. М. Нищева Н. В. Веселая пальчиковая гимнастика. — СПб., Д

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.

Афонкин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых. — СПб.: Кристалл, 2008.

 Долженко Г. И. 100 оригами. — М.: Просвещение,2006. — 250 с.

Оригами. Искусство складывания из бумаги. — М.: Юрайт — Издательство, 2007. — 197 с.

Соколова С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. — М.: Гардарика, 2008. — 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа детско-родительского клуба "Вместе мы сила""

Чаще всего родители занимают пассивную позицию при взаимодействии с педагогами и психологом. Одно из возможных решений в данной ситуации – использование в работе с родителями такой  формы р...

Проект программы детско-родительского клуба по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников

Что такое детско-родительский клуб?Чтобы разобраться, что представляет собой родительство сегодня, необходимо просто присмотреться к современному обществу в целом, к той ситуации в нашем государстве, ...

КЛУБ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ «Клуб заботливых родителей» (организация семейного досуга ЗОЖ)

Среди направлений гуманизации отечественного дошкольного образования особое место занимает проблема организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для обеспечения полноценного развития ребё...

Проект программы детско-родительского клуба по взаимодействию педагогов группы с семьями воспитанников

Проект программы детско-родительского клубапо взаимодействию педагогов группы с семьями воспитанников...

Программа детско-родительского клуба выходного дня "Все вместе за здоровье".

Воспитание - очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правил...

Программа детско-родительского клуба « Растём вместе»

Программа детско-родительского клуба « Растём вместе»...

Развивающая программа детско-родительского клуба с детьми и родителями подготовительных групп «Психологическая подготовка детей к школе. Я – будущий первоклассник»

В данной программе представлены занятия-встречи с детьми подготовительных групп и их родителями. В ходе таких занятий дети получачают возможность привыкнуть к роли ученик, а родители - наблюдать за св...