Развивающая программа детско-родительского клуба с детьми и родителями подготовительных групп «Психологическая подготовка детей к школе. Я – будущий первоклассник»
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В данной программе представлены занятия-встречи с детьми подготовительных групп и их родителями. В ходе таких занятий дети получачают возможность привыкнуть к роли ученик, а родители - наблюдать за своим ребёнком в процессе его обучения и общения со сверстниками.
Цель: Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
- Развивать предпосылки к учебной деятельности (исполнительские способности, волевые качества, мотивацию) ребёнка.
- Развивать навыки произвольной регуляции поведения.
- Развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми.
- Развивать познавательные процессы: внимание, память, восприятие, речь, мышление.
- Развивать общую и мелкую моторику, графические навыки.
- Формировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к школе.
- Помочь родителям «увидеть» своего ребёнка в процессе занятий и общения со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvivayushchaya_detsko-roditelskogo_kluba.docx | 50.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей № 29 «Сибирячок»
(МБДОУ д/с № 29)
Рабочая развивающая программа детско-родительского клуба
с детьми и родителями подготовительных групп
«Психологическая подготовка детей к школе.
Я – будущий первоклассник»
Подготовила:
педагог-психолог
У.К. Жирнова
г. Зеленогорск, 2019-2020 гг.
Цель: Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
- Развивать предпосылки к учебной деятельности (исполнительские способности, волевые качества, мотивацию) ребёнка.
- Развивать навыки произвольной регуляции поведения.
- Развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми.
- Развивать познавательные процессы: внимание, память, восприятие, речь, мышление.
- Развивать общую и мелкую моторику, графические навыки.
- Формировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к школе.
- Помочь родителям «увидеть» своего ребёнка в процессе занятий и общения со сверстниками.
Курс, состоящий из 9 занятий, предназначен для детей подготовительных групп и их родителей.
Численность детей, посещающие занятия, составляет 8-10 человек.
Занятия проводятся в течение учебного года – с сентября по май, 1 раз в месяц. Родители присутствуют на каждом занятии. Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность занятия – 30-35 минут.
Каждый цикл включает в себя игры, упражнения, задания.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ
ЗАНЯТИЕ № 1
Материалы к занятию: мяч, колокольчик, простые карандаши, карточки к упражнению «Помоги судье», фишки синего, коричневого, желтого, зеленого и красного цветов, игрушечный заяц, наборы цветных карандашей (синий, коричневый, желтый, зеленый, черный), небольшие листы бумаги.
- Игра «Именной круг»
Психолог говорит:
- Ребята, давайте знакомиться. Этому поможет игра «Именной круг». Встаньте рядом со мной в круг. Я передам мяч тому, кто стоит слева от меня, и назову своё имя. А потом вы будите передавать мяч и называть имена также.
- Игра «Пчелы»
Психолог говорит:
- А теперь поиграем в игру. Вы – пчёлы. Я – пчелиный часовой. Если я три раза позвоню в колокольчик, значит, появился трутень и его надо прогнать – быстро-быстро летать и махать крылышками. Два звонка предупреждают об опасности – надо спрятаться, присесть. Один звонок – опасность миновала, пчёлы спокойно летают.
- Упражнение «Загадки» (дети отгадывают загадки)
Конь стальной,
Хвост льняной. (Иголка с ниткой)
***
Весь Антошка –
Шапка да ножка,
А дождик пойдёт –
Он подрастёт. (Гриб)
***
Сели на странички
Тридцать три сестрички.
Сели рядом – не молчат,
Нам загадки говорят. (Буквы)
***
Весной вырастают,
А осенью опадают. (Листья)
- Игра «Воздух – земля – огонь – вода»
Психолог предлагает встать детям в круг и говорит:
- Узнаем, кто у нас самый внимательный. Когда я скажу «воздух» - руки поднимите вверх, если услышите «земля» - руки вниз, «огонь» - вращайте руками вперёд-назад, «вода» - руки вперёд. Кто ошибётся, садится на стульчик.
По окончании игры все аплодируют самому внимательному участнику.
- Упражнение «Задачи-шутки»
Дети сидят за столами.
Психолог предлагает им отгадать шуточные задачи:
- В комнате зажгли три свечи. Одна из них сразу погасла, а остальные продолжали гореть. Сколько свечей осталось в комнате? (Три свечи).
- Тройка лошадей пробежала два километра. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (Два километра).
- Утка весит два килограмма, когда стоит на одной ноге. Сколько она будет весить, если будет стоять на двух ногах? (Два килограмма).
- Упражнение «Помоги судье»
Психолог раздаёт простые карандаши, карточки к упражнению и говорит:
- Зайцы собираются устроить соревнования по бегу и прыжкам. Каждый заяц взял табличку с номером. Внимательно посмотрите на картинку и подскажите медведю, какие номера пропущены, а какие встречаются дважды.
Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание.
- Итак. Сколько зайцев на картинке?
- Упражнение «Школа для животных»
Психолог говорит:
- Я расскажу вам о школе для животных. О тех, кто там учится. Первой в школу пришла лошадка – чистенькая, аккуратная, спокойная. Перед школой она вымыла уши, расчесала гриву и хвост, ровно подстригла челку, надела новые носочки. В школе лошадки внимательно слушает учителя, делает то, что ей говорят, сразу.
Поднимите руку те, кому понравилась лошадка, кто хочет быть похожим на неё. Тому, кто поднимает руку, выдаётся синяя фишка – символ лошадки.
- За лошадкой в школу пришёл медвежонок. Сразу видно, какой он умный. Он хочет в школу: ведь там можно многое узнать, там решают задачи, а он любит ломать голову над всякими задачами и загадками. Когда медвежонок думает, а думает он всё время, он чешет лапой за ухом, поэтому голова у него постоянно лохматая. Так как медвежонок постоянно занят умными мыслями, он несколько рассеян, может не заметить стоящего рядом зверя и нечаянно наступить ему на лапу. В таких случаях он очень огорчается и обязательно извиняется.
Кому понравился медвежонок, кто хочет быть похожим на него? Тому, кто поднял руку, выдается коричневая фишка.
- Прибежала в класс белочка. Больше всего на свете она любит веселую компанию. Очень в школу хотела: ведь там так много зверят, со всеми можно поболтать и посмеяться. Белочка-болтушка знает много историй и песенок. Она непоседа, не может долго оставаться на одном месте, все время скачет. Белочка очень ласковый зверек. Если кому-то грустно, она обнимет, приласкает, развеселит, пощекочет мягким хвостиком, но сама может расплакаться, когда её никто не замечает, когда не с кем поболтать. Если кто-то скажет грубое слово, белочка сердится и кидается шишками.
Кому нравится белочка, поднимите руку. Тому, кто поднял руку, выдается желтая фишка.
- Затем пришёл котёнок. Это самый умелый организатор и выдумщик. Он так хорошо может придумывать игры, что с ним всегда интересно. Он никогда не скучает. Если рядом друзья, котенок затевает общую игру. Если рядом никого нет, он может играть с чем угодно: с клубочком, с палочкой, с собственным хвостом. У него покладистый, добродушный характер и единственное, чего он не любит, это слово «надо». Мама-кошка часто слышала от сына «Не хочу!» и привела его в школу, надеясь, что малыш подрастет и станет послушнее. Котенок с удовольствием прибежал в школу: он любит всё новое. Но по дороге в школу он сказал маме: «Не хочу становиться взрослым! Хочу всю жизнь играть! В школе ведь разрешают играть?».
Кто похож на котёнка, кому нравится котёнок? Тому, кто поднял руку, выдается зеленая фишка.
- А вот в класс входит зайка (психолог показывает мягкую игрушку). Он дрожит, сжимается в комочек и тайком смахивает слезинку. Кто утешит зайку?
Дети подходят к зайке, обнимают его, успокаивают, говорят, что в школе хорошо. Не страшно. Тот, кто считает себя похожим на зайку, получает красную фишку. (У каждого ребёнка может оказаться несколько фишек разных цветов).
- Учительница в этой школе – сова. Она прекрасная учительница, такая, что лучше не бывает! Опишите её характер, скажите, кто из учеников её нравится? (Ответы детей).
Сова дает задание на дом каждому из зверей:
- Выучить песенку «Нас не страшен серый волк» и завтра спеть. Как думаете, кому задание? (Зайке).
- Целую минуту посидеть молча и внимательно рассмотреть цветок, а завтра его описать. Кому задание? (Белке).
- Совершить маленькую и безвредную шалость: перелезть через забор, хотя рядом есть калитка. Кому задание? (Медвежонку).
- Сделать серьезное взрослое дело: например, перевести слепого крота через дорогу. Кому задание? (Котёнку).
- А какое задание можно дать лошадке?
- Упражнение «Разноцветный лист»
На столе каждого ребенка – набор цветных карандашей и лист бумаги.
Психолог говорит:
- Нужно раскрасить лист. Медвежонок, состоящий из одного ума, раскрасил бы его коричневым цветом. А мы сложнее: в нас всего много. Но мы разные: в одних больше веселости, общительности, в других – аккуратности, спокойствия.
Психолог напоминает принадлежность каждого из цветов. Детям предлагается выбрать карандаши и раскрасить лист бумаги.
По результатам двух последних упражнений психолог делает предположение о принадлежности детей к одному из 5 типов учеников: исполнительский, интеллектуальный, коммуникативный, игровой, тревожный.
Итог занятия
Психолог говорит:
- Вот и закончилась наша первая встреча. Скоро встретимся вновь. Дома с мамой и папой обсудите, как прошёл первый день в нашей школе. Спасибо! Вы все молодцы! До свидания!
ЗАНЯТИЕ № 2
Материалы к занятию: карточки к упражнениям «Части суток», «Что раньше – что позже», «Нарисуй недостающую фигуру», «Что случится?», «10 слов», простые карандаши.
- Упражнение «Кто что вспомнит?»
Психолог просит каждого ребёнка вспомнить что-нибудь из прошлого занятия и рассказать об этом.
- Упражнение «Части суток»
На столе каждого ребенка – набор карточек к упражнению.
Психолог говорит:
- На картинках изображены части суток. Найдите картинку «Утро» и положите её перед собой. Утро сменяется…? (Ответы детей). Возьмите картинку «День» и положите её справа от картинки «Утро». После дня наступает …? (Ответы детей). Найдите картинку «Вечер» и положите её справа от картинки «День». Заканчивается вечер и начинается…? (Ответы детей). Верно, последняя картинка – «Ночь». Здорово! А теперь повторим: утро, день, вечер, ночь.
- Методика «10 слов»
Психолог говорит:
- Я буду называть вам слова, а вы внимательно слушайте и запоминайте их: стол, окно, мел, слон, парк, ноги, рука, гриб, игла, мед.
Дети должны воспроизвести запомнившиеся слова в любой последовательности. Каждый ребёнок выполняет задание индивидуально. Взрослый (родитель, воспитатель или психолог) записывает его результат в специальных бланках. Нормальный уровень памяти – 5-6 слов.
- Методика «Пары слов»
Для определения смысловой памяти психолог предлагает детям запомнить пары слов: шум – вода, мост – река, весна – ручей, стол – обед, рубль – копейка, лес – медведь, день – вечер, школа – радость, зима – снег, лето – бадминтон, витамины – здоровье.
Затем он называет первое слово из пары, а ребёнок – второе.
- Упражнение «Что раньше – что позже?»
Психолог раздаёт простые карандаши, карточки к упражнению и говорит:
- Рассмотрите картинки, на которых изображен лук. Найдите и отметьте картинку с изображением лука, посаженного раньше других.
Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание.
- А теперь обратите внимание на картинки с изображениями одуванчиков. Найдите и отметьте рисунок одуванчика, который вырос позже остальных.
Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа (взаимопроверка).
- Упражнение «Нарисуй недостающую фигуру»
Психолог раздаёт карточки к упражнению и говорит:
- Рассмотрите и назовите все геометрические фигуры в квадрате под номером 1.
Дети выполняют задание.
- Как вы думаете, какой фигуры не хватает?
Дети высказывают своё мнение. При возникновении затруднений психолог даёт образец ответа.
- Рассмотрите фигуры во втором квадрате и самостоятельно нарисуйте недостающую фигуру.
Дети выполняют задание, затем проводится проверочная работа.
- Упражнение «Загадки»
Дети отгадывают загадки:
Что за птицы пролетают?
По семёрке в каждой стае
Вереницею летят,
Не воротятся назад. (Дни недели)
***
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят. (Месяцы)
***
Что ночью сияет и всё освещает. (Луна)
- Игра «Пчёлы» (см. задание 1)
- Упражнение «Задачи-шутки»
Дети отвечают на вопросы:
- Ворона летит, а собака на хвосте сидит. Бывает так или нет?
- На что похожа одна половинка яблока? (На другую половинку)
- На какое дерево сядет ворона во время дождя (На мокрое)
- Может ли дождь идти два дня подряд? (Нет, потому что дни разделяет ночь)
- Упражнение «Что получится?»
Психолог раздаёт карточки к упражнению и говорит:
- Рассмотрите необычные примеры и решите их – нарисуйте в пустых клеточках нужную картинку.
Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа.
- Итог занятия и домашнее задание.
Дети заканчивают предложения:
- Сегодня на занятии мне понравилось…
- Сегодня на занятии мне не понравилось…
- Я сегодня горжусь собой, потому что…
Психолог даёт задание на дом:
- Нарисуйте две картинки – одну под названием «Какой я сейчас», вторую – «Каким я хочу быть» (или «Каким меня видят дома»)
ЗАНЯТИЕ № 3
Материалы к занятию: доска, набор геометрических фигур, один круг и шесть разных по высоте прямоугольников.
- «Приветствие» и обсуждение домашнего задания.
- Игра «Зеркало»
Дети разбиваются на пары с родителями и становятся друг против друга. Ребёнок показывает движения – поднимает, опускает руки, хлопает в ладоши и т.д. взрослый, выполняя роль зеркала, в точности повторяет все движения. Если «зеркало» сделает неправильное движение, то взрослый и ребёнок в паре меняются в ролями.
- Игра «Будь внимательным»
Психолог говорит:
- Вы будите двигаться по кругу. Когда я скажу «лошадка», надо остановиться и постучать одной ногой о пол, если услышите слово «раки» - пятиться назад, слово «лягушка» - присесть и прыгать, слово «аист» - заложить руки за спину и стоять на одной ноге.
По окончании игры дети садятся за столы.
- Упражнение «Обобщающие слова»
Дети подбирают обобщающее слово к каждому ряду слов:
- окунь, карась, щука – это… (рыбы);
- роза, незабудка, фиалка – это …(цветы);
- июнь, июль, август – это … (месяцы летние);
- шкаф, диван, кресло – это … (мебель);
- кепка, шапка, панамка – это … (головные уборы);
- малина, земляника, смородина – это … (ягоды);
- Игра «Большой-маленький»
Детям предлагается хлопать в ладоши, если они услышат название большого животного.
Психолог произносит ряд слов: слон, мышь, медведь, бегемот, лошадь, комар, муравей, пчела и т.д.
- Игра «Изобрази животное»
Психолог предлагает детям с помощью выразительных движений изобразить различных животных: лису, зайца, волка, змею, медведя, сороку и т.д.
- Упражнение «Рассказываем сказку»
На доске или фланелеграфе – набор геометрических фигур: 1 круг, 6 прямоугольников разной высоты и толщины.
Психолог просит детей вспомнить героев русской народных сказки «Репка», а затем ответить на вопросы:
- Кто из героем сказки самый высокий? (Дед)
- Кто чуть ниже деда? (Бабка)
- А немного ниже бабки кто? (Внучка)
- Кто следующий по росту? (Жучка)
- А за Жучкой? (Кошка)
- Кто самый маленький (Мышка)
Психолог показывает на круг и говорит:
- Это репка. Сейчас вы по цепочке перескажите сказку. Когда вы будите называть героев сказки, берите подходящие по высоте прямоугольники и выставляйте их по порядку.
Дети выполняют упражнение. На доске или фланелеграфе выстраиваются фигуры..
- Упражнение «Занимательные задания»
Психолог говорит:
- На день рождения Муха-Цокотуха ждала гостей. Она накрыла стол праздничный, расставила стулья. Первым приползли 2 гусеницы и забрались на стулья. Затем прилетели 3 бабочки и тоже опустились на стулья. Вскоре прискакали 2 кузнечика и сели на свои места. Когда гости уже сидели за столом и пили чай, в дверь постучали – приполз жук и занял еще один стул. Сколько было гостей? (Восемь) Сколько стульев было занято? (Девять) Почему? (Девятый стул для Мухи)
- Пролетела сорока по лесу и сообщила, что пчёлы будут мёдом угощать. Первым к улью прибежал медведь с бочонком. Второй прискакала белочка с кружкой. Третьим примчался заяц с миской. Четвёртой пришла лиса с кувшином. Пятым приковылял волк с кастрюлей. Каким по счёту примчался заяц? (Третьим) У кого самая маленькая посуда? (У белочки) У кого самая большая? (У медведя)
- В лесной избушке живут зверюшки. Угадайте кто:
* рыжая, пушистая, хитрая (лиса);
* длинноухий, короткохвостый, трусливый (заяц);
* серый, злющий, зубастый (волк);
* большой, ворчливый, лохматый, косолапый (медведь)
- Игра «Мгновенное построение»
Дети встают вокруг психолога следующим образом: несколько – впереди, несколько – сзади, справа и слева.
Психолог говорит:
- Запомните, где вы стоите. Я покручусь на месте, а потом остановлюсь. Вы должны быстро занять нужное место – если стояли впереди меня – вновь оказаться передо мной… и т.д.
- Итог занятия и домашнее задание
Дети и родители обмениваются впечатлениями от занятия.
Психолог хвалит каждого ребёнка и даёт домашнее задание – нарисовать свою семью.
ЗАНЯТИЕ № 4
Материалы к занятию: карточки к упражнениям «Дорисуй нужную фигуру», «Пропущенные цифры»; магнитная доска с магнитами; набор из 7 счетных палочек; предметные картинки: мухомор, аист, кукла, овощи, роза, туфли.
- «Приветствие» и обсуждение домашнего задания.
- Разминка
Дети с помощью родителей отвечают на вопросы:
- Кто первым с тобой поздоровался?
- Какое сегодня число?
- Какой месяц?
- Кого ты первым увидел, зайдя в кабинет?
- Какое время годя сейчас?
- Упражнение «Дорисуй нужную фигуру»
Психолог раздает детям простые карандаши, карточки к упражнению и говорит:
- Внимательно рассмотрите каждый ряд и дорисуйте в пустом квадрате нужную фигуру.
Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа.
- Упражнение «Выкладываем из счётных палочек»
На столе у каждого ребёнка – набор из семи счетных палочек. Психолог предлагает детям выполнить задания:
- Выложите буквы Л и Ш.
- Превратите букву Л в треугольник, добавив палочку.
- Превратите букву Ш в квадрат, не добавляя палочек.
- Превратите квадрат в домик, добавив две палочки.
- Разберите домик и постройте из этих палочек лесенку.
- Упражнение «Пропущенные цифры»
Психолог раздаёт карточки к упражнению и говорит:
- Назовите цифры по порядку, а затем внимательно просматривайте каждый ряд и дописывайте пропущенные цифры.
Затем проводится проверочная работа.
- Упражнение «Третий лишний»
Психолог говорит:
- Я буду произносить по три слова. Ваша задача – найти «лишнее» слово – то, которое не подходит к остальным словам, и объяснять свой выбор.
Детям предлагаются ряды слов:
- медведь, волк, корова, лиса;
- чай, кофе, какао, торт;
- панамка, сапоги, сандалии, туфли;
- бабочка, сачок, муравей, оса;
- сирень, фиалка, роза, тюльпан.
- Упражнение «Зашифрованные слова»
На доске – картинки: мухомор, аист, кукла.
Психолог говорит:
- Назовите картинки. Если вы определите первые звуки этих слов и произнесёте их по порядку, то догадаетесь, какое слово «зашифровано» с помощью картинок. (Мак) Дети выполняют с помощью родителей задание.
Аналогично «зашифровываются» слова: роза, овощи, туфли. (Рот)
- Игра «Вратарь»
Дети встают в круг и широко расставляют ноги («ворота»).
Психолог с мячом входит в центр круга и говорит:
- Я буду стараться забить мяч, а вы защищайте свои «ворота», отбивая мяч руками.
- Упражнение «Ищем нелепости»
Психолог предлагает детям найти нелепости в рассказе:
- Наступило лето. Первый летний месяц – март. Это лето я проведу в деревне. Я буду собирать с грядок яблоки, а с деревьев – огурцы. Яблоки уродились на славу: каждое размером с футбольный мяч. Срывать яблоки надо в перчатках, ведь на них огромные колючки. А в жару в деревне нужно надевать шапку-ушанку, чтобы не отморозить уши.
- Итог занятия и домашнее задание.
Дети и родители обмениваются впечатлениями от занятия.
Психолог хвалит каждого ребёнка и даёт домашнее задание – нарисовать картинку под названием «Скоро я пойду в школу»
ЗАНЯТИЕ № 5
Материалы к занятию: карточки к упражнениям «Что нужно осенью?», «Разложи предметы», «Аквариум», «Дорисуй до предмета-1»; простые и цветные карандаши; доска и мел; набор счетных палочек.
- «Приветствие» и обсуждение домашнего задания.
На доске – рисунки детей. Дети рассказывают о рисунках. Обсуждение.
- Разминка
Дети с помощью родителей отвечают на вопросы:
- Сколько дней в неделе?
- Какой по счёту вторник?
- Какие вы знаете времена года?
- Кто назовёт первый месяц осени?
- Как называется первый месяц зимы?
- Какой по счету понедельник? Четверг?
- Какие дни называются выходными?
- Упражнение «Что нужно осенью?
На столе каждого ребёнка – карточка к упражнению, простые и цветные карандаши.
Психолог говорит:
- Внимательно рассмотрите картинки и раскрасьте те предметы, которые нужны осенью.
- Упражнение «Разложи предметы»
Психолог раздаёт карточки к упражнению и говорит:
- Рассмотрите стеллаж и предметы, нарисованные на картинке. Скажите, на какие полни надо положить эти предметы.
- Упражнение «Аквариум»
Психолог раздаёт карточки к упражнению и говорит:
- Внимательно рассмотрите картинку. Переверните карточку. Скажите, каких обитателей аквариума вы видели? Как вы думаете, кого больше на картинке – рыбок, лягушек или улиток? Переверните карточку и проверьте свои ответы.
- Упражнение «Выкладыванием из счетных палочек»
На столе каждого ребенка – набор счетных палочек.
Психолог предлагает детям выполнить задания:
- Рассмотрите образец на доске и сложите такую же фигуру. Сосчитайте, сколько в этой фигуре спряталось треугольников. А квадратов?
- Измените фигуру так, чтобы получилось три квадрата. Для этого вам понадобится взять еще одну палочку, а некоторые – переложить.
- Возьмите еще три палочки и разделите каждый квадрат на два треугольника.
Дети выполняют упражнение с помощью взрослых.
- Игра «Сколько нас!»
Дети и родители двигаются по кругу.
Психолог называет любые числа. Когда прозвучит число Семь, дети и родители должны разделиться на группы количеством по семь человек. Если прозвучит число 3, то на группы по три человека и т.д.
- Упражнение «Дорисуй до предмета»
На столе каждого ребёнка – карточка к упражнению.
Психолог говорит:
- Рассмотрите изображения и «превратите» их в предметы, дорисовав необходимые детали.
- Итог занятия и домашнее задание.
Психолог говорит:
- Вспомните, как проходило занятие, и похвалите себя за то, что у вас получилось хорошо.
Психолог даёт домашнее задание – дома детям и родителям побеседовать на тему «Какой он – школьник?»
ЗАНЯТИЕ № 6
Материалы к занятию: магнитная доска и магниты; мягкая игрушка; набор карточек к упражнению «Я хожу в школу, потому что…»; карточки к упражнениям «Найди 5 отличий», «Раскрась правильно», «Продолжи ряд-1»; плакат к упражнению «Запомни за 20 секунд»; простые и цветные карандаши; доска и мел.
- «Приветствие» и обсуждение домашнего задания
В кабинете детей и родителей «встречает» мягкая игрушка. Психолог, родители и дети здороваются и говорят игрушке и друг другу комплименты. Обсуждение домашнего задания.
- Упражнение «Я хожу в школу, потому что…»
Психолог говорит:
- Послушайте разговор детей о школе:
Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что мама меня заставляет. А если бы не мама, то я бы в школу не ходил». (На доске – карточка 1 внешний мотив.)
Разговор продолжил второй мальчик: «А я ходу в школу, потому что мне нравится учиться, нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я бы всё равно учился. (Рядом с карточкой 1 прикрепляется карточка 2 – учебный мотив).
Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. В школе я чувствую себя взрослым, а в детском саду я – маленький». (Карточка 3- позитивный мотив.)
Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что там весело, там много детей, с которыми можно играть». (Карточка 4 – игровой мотив.)
Пятый мальчик сказал так: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – и можешь стать кем захочешь». (Карточка 5 – социальный мотив.)
А последний мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что там получаю пятерки». (Карточка 6 – мотив «Отметка».)
По окончании рассказа каждый ребёнок выбирает картинку, которая ему больше понравилась. Психолог фиксирует его выбор.
- Упражнение «Найди 5 отличий»
Психолог раздаёт карточки к упражнению, предлагает детям сравнить картинки и найти между ними отличия.
Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа.
- Упражнение «Запомни за 20 секунд»
На доске – плакат к упражнению.
Психолог говорит:
- За 20 секунд постарайтесь запомнить всё: расположение картинок, их цвет, форму, детали.
Через 20 секунд плакат переворачивается, а дети начинают отвечать на вопросы:
- Какие предметы вы видели?
- Сколько карандашей в стаканчике?
- Они одинаковые по длине?
- А по цвету?
- Какой стол был изображен на картинке – круглый или квадратный?
- Была ли скатерть на столе?
- Какого цвета скатерть?
- Что стояло на столе?
- Ваза какого цвета?
- Было ли что-то в вазе?
- Сколько лепестков у цветка?
- Какого цвета?
- Какого цвета крыша дома?
- Если на ней труба?
- В какую сторону дует ветер на картинке? Как вы определили?
- Сколько окон у дома?
- Видели ли вы дверь дома?
- А какие части дома вы видели на рисунке?
- Есть ли занавески на окнах?
- Сколько ступеней?
- Кто заметил номер дома?
- «Упражнение «Запомни стихотворение»
Психолог просит детей запомнить стихотворение:
- Расколол ледок
Маленький подснежник,
И расцвёл цветок –
Голубой и нежный.
Каждый ребёнок рассказывает стихотворение своему родителю, тот записывает его дословно.
- Упражнение «Дай ответ на вопрос»
Дети встают напротив психолога:
Психолог берёт мяч и говорит:
- Я буду задавать вопрос и бросать мяч кому-то из вас. Тот, кто поймает мяч, дает ответ на вопрос и обратно мне кидает мяч. Если ответа нет или он дан неправильно, участник подойдет ко мне. Победит тот, кто ни разу не ошибётся.
- Кто водит автобус?
- Кто готовит еду?
- Кто шьет одежду?
- Кто лечит людей?
- Кто строит дома?
- Кто пишет картины?
- Кто поёт песни?
- Кто играет в кино?
- Кто работает в магазине?
- кто смешит нас в цирке?
- Кто учит детей в школе?
- Кто о вас заботится в детском саду? И т.д.
- Упражнение «Раскрась правильно»
На столе у каждого ребёнка – карточка к упражнению и набор цветных карандашей.
Психолог говорит:
- Раскрасьте маленькие шары так, чтобы большой был между синим и жёлтым, а жёлтый – рядом с красным.
- Раскрасьте большие кубики так, чтоб маленький был между красным и синим, а зелёный был рядом с красным.
Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа.
- Упражнение «Продолжи ряд-1»
Психолог раздаёт простые карандаши, карточки к упражнению и говорит:
- Внимательно рассмотрите каждый ряд и дорисуйте недостающие картинки.
Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа.
- Упражнение «Обобщающие слова»
Психолог говорит:
- Я буду называть предметы, а вы – объединять их одним словом.
* щука, окунь, карась, лещ – это (рыбы)
* ромашка, ландыш, колокольчик, фиалка – это (цветы)
*Саша, Коля, Маша, Оля – это (имена)
* шкаф, кресло, стул, стол – это (мебель)
* тарелка, ложка, кастрюля, сковорода – это (посуда)
* сапоги, туфли, кеды, сандалии – это (обувь) и т.д.
- Итог занятия
Дети и родители обмениваются впечатлениями от занятия. Психолог хвалит каждого ребёнка.
ЗАНЯТИЕ № 7
Материалы к занятию: мягкая игрушка; карточки к упражнениям «Перепутанные линии», «Найди лишнюю картинку»; плакат к упражнению «Запомни за 10 секунд»; простые и цветные карандаши.
- «Приветствие»
- Упражнение «Перепутанные линии»
На столе у каждого ребёнка – простой и цветные карандаши, карточка к упражнению.
Психолог говорит:
- Распутайте линии и назовите пары картинок, которые соединены между собой. (Дети выполняют задание.) Как вы думаете, почему соединили эти предметы? (Ответы детей, помощь родителей при необходимости).
- Упражнение «Запомни за 10 секунд»
На доске – плакат к упражнению.
Психолог говорит:
- За 10 секунд постарайтесь запомнить все предметы.
Через 10 секунд плакат переворачивается, а дети выполняют задание и отвечают на вопросы.
- Назовите все предметы.
- Назовите электроприборы.
- Как вы думаете, почему пылесос получил такое название?
- Назовите головные уборы.
- Какие головные уборы вы знаете еще?
- Назовите школьные принадлежности.
- Какие ещё школьные принадлежности вы знаете?
- Назовите инструменты.
- Что делают пило? Лопатой?
- Упражнение «Найди лишнюю картинку»
Психолог раздаёт карточки к упражнению и говорит:
- В каждом ряду найдите и обведите лишнюю картинку – ту, которая не подходит к остальным.
Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа.
- Игра «Нос, пол, потолок»
Психолог говорит:
- покажите указательным пальцем потолок, теперь пол. А где ваш нос? Сейчас поиграем. Вы будите показывать то, что я называю. Но надо быть внимательными. Ведь я постараюсь вас запутать.
- Упражнение «Называйте подходящие слова»
Психолог говорит:
- Слушайте меня внимательно и называйте подходящие слова.
* зимняя одежда: шуба, …
* профессии: врач, шофёр, …
* игры: лото, прятки, …
* школьные принадлежности: тетрадь, ручка, …
* транспорт: машина, вертолёт, …
* дикие птицы: орёл, ястреб, … и т.д.
- Упражнение «Треугольники»
Психолог говорит:
- Переверните карточку, на чистой стороне листа нарисуйте семь треугольников и раскрасьте второй, четвёртый, шестой треугольники.
- Итог занятия
Дети и родители обмениваются впечатлениями от занятия. Психолог хвалит каждого ребёнка.
ЗАНЯТИЕ № 8
Материалы к занятию: мягкая игрушка; карточки к упражнениям «Найди 7 отличий», «Продолжи ряд-2», «Выбери нужного человечка», «Кто где живёт?»; простые и цветные карандаши; красные, жёлтые, зелёные и синие фишки.
- «Приветствие»
- «Разминка»
Дети отвечают на вопросы:
- Какое сейчас время года?
- Какой месяц?
- Какой день недели?
- Какие дни соседи среды?
- Какая сейчас часть суток?
- Упражнение «Найди 7 отличий»
Психолог раздаёт карточки к упражнению, предлагает детям сравнить картинки и найти между ними отличия.
Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа.
- Упражнение «Методика 10 слов»
Психолог предлагает детям слушать и запомнить слова: весна, май, заяц, стол, белка, лес, конь, точка, цветы, окно.
Затем каждый ребёнок шепотом называет своему родителю запомнившиеся слова. Родитель их записывает.
Психолог повторяет слова трижды. Родители записывают все результаты своих детей.
- Игра «Птичка»
Каждый из детей и родителей подбирает для себя фант – любую мелкую вещь, игрушку.
Все садятся в круг и выбирают собирателя фантов. Он переходит в середин и присваивает остальным игрокам названия деревьев (дуб, елка, тополь, берёза и т.д.) каждый запоминает своё название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка, села на…дуб». «Дуб» должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». «Ёлка» продолжает, называя другое дерево и т.д. Отвечать нужно быстро, подсказывать нельзя. Кто прозевает, отдаёт свой фант.
- Упражнение «Продолжи ряд-2»
На столе у каждого ребёнка – простой карандаш и карточка к упражнению.
Психолог говорит:
- Внимательно рассмотрите каждый ряд и дорисуйте недостающие картинки.
Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа.
- Упражнение «Выбери нужного человечка»
Психолог раздаёт карточки к упражнению и говорит:
- Внимательно рассмотрите карточку. Определите, какого человечка нужно поселить в домик. Проведите стрелочку от его изображения к пустому окошку.
- Игра «Мгновенное настроение»
- Упражнение «Кто где живет»
Психолог раздаёт карточки к упражнению и говорит:
- Рассмотрите картинки. Найдите подходящее жилище для каждого животного. Соедините рисунки линией.
Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа.
- Упражнение «Оценка»
Психолог говорит:
- Сейчас каждый из вас оценит свою работу. Подойдите к моему столу. Какие вы видите фишки? (Красные, жёлтые, зелёные, синие.)
Запоминайте:
- красная фишка – всё получилось отлично;
- жёлтая фишка – всё получилось хорошо;
- зелёная фишка – только часть задания выполнена так, как хотелось;
- синяя фишка – не получилось так, как хотелось.
Подумайте и возьмите нужную фишку.
Дети оценивают свою работу, психолог фиксирует выбор каждого ребёнка.
- Итог занятия
Дети и родители обмениваются впечатлениями от занятия. Психолог хвалит каждого ребёнка.
ЗАНЯТИЕ № 9
Материалы к занятию: мягкая игрушка; карточки к упражнениям «Найди 2 одинаковых котов», «Дорисуй до предмета-2», «Найди 10 отличий», «Помоги художнику», «Пропущенные цифры-2»; простые и цветные карандаши; красные, жёлтые, зелёные и синие фишки.
- «Приветствие»
- «Разминка»
Дети отвечают на вопросы:
- Как называют детёныша коровы?
- А лощади?
- Сколько лапок у насекомых?
- Как называется головной убор царя?
- Кто самый главный человек на корабле?
- Как можно назвать лесную дорожку?
- Упражнение «Найди двух одинаковых котов»
На столе у каждого ребёнка – простой и цветные карандаши, карточка к упражнению.
Психолог говорит:
- Внимательно рассмотрите все рисунки, найдите и раскрасьте двух одинаковых котов.
Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа.
- Упражнение «Загадки»
Дети отгадывают загадки:
- Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)
- Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет. (Бабочка)
- Десять их, но братья эти сосчитают всё на свете. (Цифры)
- Стоит высокий светлый дом, ребят проворных много в нём; там пишут и считают, рисуют и читают. (Школа)
- Упражнение «Составь пары»
Психолог раздает карточки к упражнению и говорит:
- Рассмотрите картинки. Найдите для каждого предмета пару. Соедините подходящие рисунки линией. Перед тем, как выполнить задание, посмотрите на образец и объясните, почему линия соединяет яблоко и грушу. (Это фрукты)
Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа.
- Упражнение «Дорисуй до предмета-2»
Психолог раздаёт карточки к упражнению и говорит:
- Рассмотрите изображения и «превратите» их в предметы, дорисовав необходимые детали.
- Игра «Нос, пол, потолок»
- Упражнение «Найди 10 отличий»
Психолог раздаёт простые карандаши, карточки к упражнению и предлагает детям сравнить картинки и найти между ними отличия.
Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа.
- Упражнение «Помоги художнику»
Психолог раздаёт карточки к упражнению и говорит:
- Художник хотел нарисовать одинаковые парные картинки, но не успел. Помогите ему – дорисуйте недостающие детали.
- Упражнение «Пропущенные цифры-2»
Психолог раздаёт карточки к упражнению и говорит:
- Назовите цифры по порядку, а затем внимательно просматривайте каждый ряд и дописывайте пропущенные цифры.
- Упражнение «Оценка»
- Итог занятия
Дети и родители обмениваются впечатлениями от занятия. Психолог хвалит каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация психолога для родителей подготовительной группы: «Психологическая готовность детей к школе»
Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко единстве...
Рабочая комплексная развивающая программа детско - родительского клуба в группе раннего возраста «Вместе с мамой»
Данная комплексная развивающая программа «Вместе с мамой» направлена на создание психолого–педагогических условий для всестороннего развития ребенка раннего возраста.Цель:...
Консультация родителей подготовительной группы "Психологические игры для подготовки детей к школьному обучению"
Консультация для родителей подготовительной группы "Психологические игры для подготовки детей к школьному обучению"...
Рабочая коррекционно – развивающая программа по подготовке детей к школе «Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК» (для детей 6 – 7 лет)
Рабочая коррекционно – развивающая программа поподготовке детей к школе«Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»(для детей 6 – 7 лет)...
Взаимодействие семьи и детского сада при подготовке детей к школьному обучению "Будущие первоклассники" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Данный материал может быть полезен для родителей, дети которых готовятся идти в школу....
В рамках родительского клуба "Консультация для родителей" Роль игры при подготовке детей к школе"
Помочь родителям познать роль игры при подготовке детей к школе, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах хорошей адаптации детей ...
В РАМКАХ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА.Консультация для родителей Роль игры при подготовке детей к школе
Цель: помочь родителям познать роль игры при подготовке детей к школе, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах хорошей адаптации детей ...